На страницахъ Тобольскихъ епархiальныхъ вѣдомостей уже не разъ упоминалось о бывшемъ Тобольскомъ Преосвященномъ, Архiепископѣ Варлаамѣ II, и — а) когда говорилось о Iоанно-введенскомъ женскомъ училищѣ, основателемъ котораго былъ этотъ Архипастырь, не только положившiй ему начало и организовавшiй на первое время всѣ его порядки и весь учебно-воспитательный строй училищной жизни, правда, въ довольно скромныхъ размѣрахъ, но и обезпечившiй это училище, на сколько было возможно, матерiальными средствами, такъ что училищу давалась возможность въ будущемъ развиться въ учрежденiе, устроенное болѣе правильнымъ образомъ и соотвѣтственно запросамъ современнаго образованiя дѣтей-дѣвицъ духовнаго вѣдомства. При этомъ архипастырь не жалѣлъ и своихъ не богатыхъ средствъ; впослѣдствiи же онъ пожертвовалъ на устройство училища 2500 р. б) Недавно, по поводу увеличеннаго содержанiя бѣдныхъ духовнаго званiя на средства епархiальнаго попечительства, сказано было (въ № 9, стр. 108, отд. оффиц.) что "этотъ сердобольный Архипастырь, съ обычною ему энергiею и настойчивостiю, заботился объ усиленiи попечительскихъ средствъ, и его попеченiемъ средства эти увеличились на 13364 р. Сообразно съ средствами, и попечительскiя пособiя стали производиться при немъ въ увеличенномъ размѣрѣ — по 6, 8 и 10 р. на каждое лицо, тогда какъ прежде эти пособiя большею частiю ограничивались только тремя рублями".
Такимъ образомъ, по нашему мнѣнiю, стоитъ вспомянуть о такомъ дѣятельномъ и оставившемъ по себѣ въ мѣстной епархiи добрую память Архипастырѣ. Правда, наши воспоминанiя, по своей краткости, не въ состоянiи обнять многоплодную и въ высшей степени замѣчательную, своебразно-оригинальную личность приснопамятнаго для Тобольской епархiи Преосвященнаго Варлаама; но мы на это и не претендуемъ, въ надеждѣ, что чего сами и не доскажемъ, то могутъ сказать другiе, не менѣе насъ хранящiе память о почившемъ Архипастырѣ (1).
Преосвященный Варлаамъ II прибылъ на Тобольскую каѳедру изъ Пензы 12 декабря 1863 года. Прибывшiй Архипастырь, съ перваго же раза, останавливалъ на себѣ вниманiе. Онъ былъ росту довольно высокаго и плечистый; въ не длинныхъ, не много кудреватыхъ волосахъ его была уже сѣдина; лицо было задумчивое и нѣсколько сморщенное, что на первый разъ представляло его довольно суровымъ; но, внимательно всмотрѣвшись въ черты лица Преосвященнаго, можно было убѣдиться въ его добродушiи и простосердечiи (2). Вся же фигура Преосвященнаго Варлаама изобличала въ немъ крѣпкую комплекцiю и непотраченное здоровье, которымъ онъ и отличался потом во все время управленiя Тобольскою епархiею.
Здоровью Архипастыря много содѣйствовала его воздержная, можно сказать, подвижническая жизнь. Онъ былъ истый монахъ. Въ отношенiи своего стола, или пищи, онъ могъ служить примѣромъ для каждаго не только православнаго христiанина, но и православнаго инока. Что въ какое время и въ какой день положено было уставомъ церкви кушать, то только и подавалось ему на столъ, и притомъ въ самомъ простомъ видѣ. Если уставомъ прав. церкви разрѣшались вино и елей, онъ употреблялъ при столѣ и вино, но какъ? одну только рюмку мадеры, или хереса. Пилъ онъ ежедневно дважды чай, но ни какъ не больше одной чайной чашки каждый разъ. Не менѣе строгую умѣренность онъ соблюдалъ и въ своей одеждѣ: въ праздничные и воскресные дни, когда онъ служилъ въ каѳедральномъ соборѣ, или въ домовой своей церкви, или въ какой либо изъ городскихъ церквей, всегда одѣвался какъ подобаетъ архiерею; дома же, въ простые дни, любимымъ его нарядомъ были: синяго сукна ряса, такое же полукафтанье, простой кожанный, монашескiй поясъ и камилавка. Наконецъ, крайне строгую умѣренность Преосвященный Варлаамъ соблюдалъ и въ прочихъ расходахъ лично къ нему относившихся: любимый имъ синiй кафтанъ былъ для него и спальнымъ одѣяломъ. Этотъ свой кафтанъ онъ нерѣдко чинилъ самъ своими старческими руками; чинилъ иногда и свое простое холщевое бѣлье, — и все это дѣлалъ не по скупости, а какъ истый монахъ, какъ бы для рукодѣлья въ своей кельѣ.
Съ какою строгой разборчивостiю Преосвященный Варлаамъ относился къ столу своему, выполняя церковный уставъ, въ частности иноческiй, съ такимъ, и даже большимъ вниманiемъ относился онъ и къ богослуженiю. Не было ни одного дня, въ который бы Преосвященный, во всю бытность свою въ Тобольской епархiи, пропустилъ хоть одно изъ богослуженiй: каждое богослуженiе въ архiерейской домовой церкви всегда начиналось и окончивалось по его личному благословенiю; даже во время обозрѣнiя епархiи, онъ всегда, въ урочные часы, въ квартирѣ своей отправлялъ вечерню, утреню и обѣдницу, а гдѣ была церковь, то всегда былъ у литургiи. Бывало даже и такъ: если нѣсколько станцiй доводилось сряду проѣзжать татарскими юртами: то и тогда, въ тихiе лѣтнiе вечера, среди поля, подъ открытымъ небомъ, онъ выслушивалъ вечерню и утреню, которыя служились, по его приказанiю, сопровождавшими его протоiереемъ и дiакономъ.
Воздержный и богобоязненный, Преосвященный Варлаамъ отличался въ то же время нестяжательностiю. Небогатое архiерейское свое жалованье онъ расходовалъ такъ: а) ежегодно платилъ въ архiерейскiй домъ за свое содержанiе отъ 80 до 100 руб.; б) помогалъ бѣднымъ или самъ лично, или чрезь своего казначея, еженедѣльно раздавая нищимъ отъ 5—6 руб.; в) помогалъ своимъ роднымъ: такъ, при выдачѣ въ замужество дочери своего роднаго племянника, священника Р—ова, онъ пожертвовалъ ей 500 руб. сер., а роднаго ея брата содержалъ на свой счеть въ ветеринарномъ институтѣ; г) изъ небогатаго своего содержанiя онъ пожертвовалъ, какъ сказано было выше, на устройство училища дѣвицъ духовнаго вѣдомства Тобольской епархiи 2500 руб.; д) оказалъ посильное пожертвованiе братiи Тобольскаго каѳедральнаго собора и братiи монастырей Тобольской епархiи, на поминъ своей души. Наконецъ е) не мало было у него расходовъ и за чтенiе ему газетъ и журналовъ: самъ онъ, подъ старость лѣтъ, сталъ слабъ зрѣнiемь, а потому, для чтенiя газетъ и журналовъ, онъ ежедневно вечерами призывалъ къ себѣ двухъ любимыхъ имъ учениковъ Тобольскаго духовнаго училища, братьевъ Бр—выхъ, изъ коихъ старшiй обучается нынѣ въ Казанской духовн. академiи, а младшiй въ VI классѣ Тоб. семинарiи: этимъ-то двумъ своимъ любимымъ чтецамъ Преосвященный ежедневно платилъ отъ 20 до 25 коп. сер
Минуя личные и собственно свои расходы, Преосвященный Варлаамъ не могь быть признанъ скупымъ на гостепрiимство. Послѣ каждаго архiерейскаго своего служенiя, (а оно совершалось непопустительно во всѣ праздничные и воскресные дни), всѣ служащiе съ нимъ протоiереи и священники обязательно должны были пить у него чай и раздѣлять съ нимъ обѣденную его трапезу, а во всѣ высокоторжественные дни года отворялись двери его дома для всѣхъ: всѣ, кому, послѣ богомолья за архiерейской службой, хотѣлось что нибудь скушать или напиться чаю, всѣ являлись къ нему, а этихъ гостей бывало у него всегда не менѣе 40 или даже 50 человѣкъ!
Да не сочтется это гостепрiимство Преосвященнаго Варлаама расточительностiю домоваго архiерейскаго капитала. Нѣтъ, Преосвященный былъ настолько во всемъ казенномъ экономенъ, что въ данномъ случаѣ онъ сталъ выше своихъ предшественниковъ. Никто изъ его предшественниковъ не оставилъ послѣ себя такого сбереженнаго капитала для архiерейскаго дома, какой оставилъ онъ. Документы въ этомъ случаѣ на лице.
Гостепрiимство Преосвященнаго Варлаама оставило о немъ ту еще память: всякiй разъ, когда бывали у него гости, онъ не проводилъ время въ обычныхъ разговорахъ, а большею частiю предлагалъ, и особенно духовнымъ лицамъ, вопросы или по Св. Писанiю, или изъ церковной обрядности, или изъ пастырскаго богословiя, или въ родѣ такихъ: почему напр. великая суббота называется преблагословенною? или — почему въ великую субботу положено совершать литургiю послѣ полудня? И бѣда, бывало, если кто изъ духовныхъ не впопадъ отвѣтитъ!... Не очень былъ деликатенъ онъ въ домашней бесѣдѣ и съ высокопоставленными лицами: въ большинствѣ случаевъ онъ обращался къ нимъ на "ты", — и это безцеремонное "ты" онъ объяснялъ такъ: "я, говаривалъ нерѣдко Преосвященный, отецъ вамъ, а вы мои дѣти, слѣдовательно, я имѣю полное право говорить съ вами завсяко просто, какъ отецъ съ детьми".
Не любилъ преосвященный Варлаамъ убивать время вообще по пустому; дорожилъ онъ имъ, и по своему былъ неутомимо-дѣятеленъ... Прибывъ на Тобольскую каѳедру, Архипастырь первѣе всего обратилъ свое вниманiе на епархiальную консисторiю. Бывшiй въ то время секретарь съ академическимъ, впрочемъ неполнымъ, образованiемъ В. Ив. Леб. не соотвѣтствовалъ своею дѣятельностiю желанiямъ Преосвященнаго, вслѣдствiе чего ихъ взаимныя отношенiя вскорѣ сдѣлались самыя натянутыя, и натянутость эта кончилась тѣмъ, что г. Л—евъ, года чрезъ полтара по прiѣздѣ Преосвященнаго въ Тобольскъ, выбылъ изъ духовной консисторiи, и на мѣсто его поступилъ новый секретарь, вполнѣ знающiй свое дѣло и трудолюбивый на столько, что Преосвященный былъ уже озабоченъ не тѣмъ, чтобы предрасполагать его къ занятiямъ, а нерѣдко выражалъ свою заботу о томъ, чтобы онъ своею усидчивостiю не надломилъ свое здоровье. И полилось теперь рѣкою дѣло епархiальнаго управленiя! Бывало, каждый день, за исключенiемъ воскресныхъ и праздничныхъ, полная протоколами, журналами и справками портфель посылалась въ два часа по полудни къ Преосвященному, — и все это перечитывалось, разрѣшалось и утверждадось имъ менѣе, чѣмъ въ сутки.
Мы уже сказали, что Преосвященный ежедневно выслушивалъ вечерню и утреню, а вечернiе часы онъ проводилъ въ чтенiи книгъ, газетъ и журналовъ, — для занятiя же дѣлами епархiальнаго управленiя было у него раннее утро слѣдующаго дня и частiю до обѣденное время — именно: Преосвященный всегда вставалъ въ три часа утра и садился за дѣла консисторiи. Затнятiе это продолжалось до 8-ми часовъ утра, за тѣмъ онъ слушаль литургiю, послѣ которой, выпивъ одну чашку чаю, принималъ просителей, а послѣ прiема, снова садился за дѣло и заканчивалъ все ко 2-му часу дня. Благодаря столь неутомимой дѣятельности Преосвященнаго и новаго его секретаря, никакiя дѣла не заляживались въ консисторiи. Такъ, метрическiя свидѣтельства стали высылаться съ первою же почтою, менѣе важныя переписки разрѣшались въ два дня; болѣе сложныя — въ недѣлю, а слѣдственныя дѣла, насколько бы нѣкоторыя изъ нихъ не были велики, заканчивались въ десять и много въ 14 дней. Случалось даже и то, что если какая либо бумага, требовавшая разрѣшенiя и распоряженiя, почему либо, и особенно вслѣдствiе наплыва дѣлъ, замедлится въ консисторiи, то Преосвященный непремѣнно напоминалъ о ней. — Точно также онъ относился и къ благочиннымъ: каждый изъ нихъ былъ обязанъ исполнять все благовременно и основательно. Было даже распоряженiе со стороны Преосвященнаго, что если благочинный или священникъ, которому поручено произвести слѣдствiе, непредставить онаго чрезъ четыре недѣли и необъяснитъ основательно причины замедленiя, то таковый будетъ пенированъ.
Будучи довольно упругаго характера, Преосвященный Варлаамъ не терпѣлъ по дѣламъ епархiальнаго управленiя возраженiй, а потому нерѣдко или заставлялъ вновь пересматривать то или другое дѣло, или не смотря ни на что, рѣшалъ иныя дѣла крайне своебразно. Доказательствомъ этаго можетъ изъ числа такого рода рѣшенiй служить дѣло, имъ же самимъ заведенное, о драгоцѣнностяхъ, или вѣрнѣе сказать, о серебрянныхъ и частiю золотыхъ привѣскахъ къ чудотворному, Абалакскаго монастыря, образу Богоматери, гдѣ онъ, въ виду всей невинности настоятеля сего монастыря, архимандрита Антонiя, стремился опенировать его за то только, что по дѣлу этому самъ исписалъ много бумаги! Были съ его стороны и такiя, напр., рѣшенiя: одинъ изъ благочинныхъ донесъ ему, что мѣстный дiаконъ его, послѣ литургiи въ первый день Пасхи, напился вина до того, что не могъ служить въ тотъ день вечерни. Чѣмъ же Преосвященный порѣшилъ такое донесенiе? Онъ написалъ: "охъ, какъ въ этотъ день бываетъ много пьяныхъ! Перевести этаго дiакона въ такой то приходъ".
Своеобразный взглядъ на нѣкоторыя дѣла и упругость характера были присущи Преосвященному Варлааму даже и при введенiи въ исполненiе нѣкоторыхъ распоряженiй Правительства: всѣ преобразованiя по духовнымъ училищамъ и семинарiи, всѣ распоряженiя о сокращенiи штатовъ при церквахъ были для него, такъ сказать, костью въ горлѣ; а потому онъ крайне туго и не охотно велъ эти дѣла, — даже когда было получено распоряженiе о сокращенiи причтовыхъ штатовъ, онъ въ слухъ заговорилъ: "что это тамъ дѣлаютъ? Они хотятъ обратить православную церковь въ нѣмецкую кирку!".. Эти-то немилыя его сердцу преобразованiя вызвали его на возраженiя, исходомъ коихъ и было, кажется, увольненiе, безъ прошенiя, его въ 1872 году на покой!
За всѣмъ этимъ Преосвященный Варлаамъ II на долго останется въ благодарной памяти духовенства Тобольской епархiи. Съ его времени и въ особенности, когда съ 1 iюля 1869 г. члены консисторiи начали получать жалованье, а секретарь и прочiе канцелярскiе чиновники — усиленный окладъ онаго, не стало говора о прежнемъ взяточничествѣ. При немъ первомъ стало вводиться обезпеченiе благочинныхъ жалованiемъ отъ церквей и причтовъ; онъ первый исходатайствовалъ усиленный окладъ содержанiя бѣдному духовенству Березовскаго края.
На слѣдующiй разъ мы познакомимъ читателя съ особою манерою Преосвященнаго Варлаама проповѣдывать слово Божiе, съ его образомъ ревизiи церквей въ епархiи и съ тѣми мѣрами, какiя онъ принималъ для предрасположенiя священниковъ къ проповѣди Слова Божiя и для понужденiя дiаконовъ и причетниковъ къ изученiю катихизиса.
Протоiерей Константинъ Недосѣковъ.
(1) Настоящимъ очеркомъ, желательно было бы положить начало бiографическимъ замѣткамъ о Тобольскихъ архипастыряхъ, оставившихъ о себѣ тѣ или другiя воспоминанiя среди епархiальнаго духовенства, къ чему и приглашаются редакцiею отцы духовные. Особенно благовременно было бы вызвать на эти воспоминанiя тѣхъ почтенныхъ и пожилыхъ отцовъ-духовныхъ, которымъ памятны архипастыри изъ числа давно уже оставившихъ Тобольскую паству и — даже земное поприще. Нелишне было бы таковымъ очевидцамъ повѣдать что нибудь о нихъ, въ интересахъ епархiальной исторiи, а также въ назиданiе и поученiе Тоб. паствы и современныхъ дѣятелей церкви изъ среды молодаго поколѣнiя. Ред.
(назад)
(2) Таковымъ Преосвященный Варлаамъ изображенъ, между прочимъ, на портретѣ, находящемся въ залѣ Тобольской духовной семинарiи и доставшемся отъ покойнаго каѳедральнаго протоiерея, о. Петра Андреевича Фелицына. По отзывамъ лично знавшихъ Преосвященнаго, портретъ этотъ имѣетъ значительное сходство съ оригиналомъ, и можетъ въ этомъ отношенiи считаться единственнымъ въ числѣ сохранившихся портретовъ покойнаго Архипастыря.
(назад)