Тобольские Епархиальные Ведомости, №11-12, 1882 год. ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ ОСТЯЦКИХ ЮРТ ПРИХОДСКИМ ПРИЧТОМ.

"Тобольские Епархиальные Ведомости", №11-12, июнь 1882 год, Отдел неофициальный, стр. 240-243

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСѢЩЕНIЕ ОСТЯЦКИХЪ ЮРТЪ ПРИХОДСКИМЪ ПРИЧТОМЪ.

Хожденiе по домамъ и полямъ на пасхальной недѣлѣ и послѣ нея съ св. иконами: воскресенiемъ Христовымъ, запрестольнымъ крестомъ и иконой Богоматери — свидѣтельствуетъ христiанамъ о томъ, что церковь молитъ Господа, "да отдалить Онъ отъ веси и ея окрестностей всякое зло, всякiй навѣтъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ, всяку болѣзнь и всю силу вражiю. Да ниспошлетъ Отецъ небесный благословенiе свое свыше всѣмъ людямъ, и всему нашему, и въ сердца и въ домы наши, и на нивы, и на пажити наши, и на скоты, и на птицы, и на все соприсущее намъ" (1). Въ виду такой священной и религiозной цѣли хожденiя съ св. иконами на пасхальной недѣлѣ и послѣ нея, совершаемаго почти вездѣ я, со времени прибытiя своего въ Шеркальскiй приходъ, не мало занятъ былъ мыслiю, какъ бы мнѣ ввести христiанскiй обычай хожденiя съ св. иконами въ селѣ Кондинскомъ и въ ближайшихъ къ Шеркальскому селу остяцкихъ юртахъ, такъ какъ доселѣ такихъ хожденiй здѣсь не было. Вслѣдствiе чего неоднократно предлагалъ кондинскимъ жителямъ и остякамь принять меня на пасхальной недѣлѣ съ св. иконами, для отправленiя въ ихъ домахъ молебновъ, объясняя при томъ имъ значенiе хожденiя съ св. иконами, но прихожане принимали мое предложенiе уклончиво, и какъ будто имъ не вѣрилось, что на самомъ дѣлѣ можетъ осуществиться ихъ желанiе (будь таковое!) видѣть у себя въ домахъ церковныя иконы, вслѣдствiе чего, вѣроятно, и не приходили въ село для поднятiя изъ церкви иконъ. Чтобы вывести своихъ прихожанъ изъ нерѣшительности, я прибѣгъ къ слѣдующей мѣрѣ, которая и дала самые неожиданные результаты.

Въ среду на пасхальной недѣлѣ, по окончанiи молебновъ въ домахъ жителей села Шеркальскаго, въ 4 часа вечера, приказано было благовѣстить въ большой колоколъ, на звонъ котораго собралось много народа, полагавшаго, что звонъ производится ко всенощному бдѣнiю, такъ какъ о своемъ намѣренiи поднять св. иконы, предварительно мною никто извѣщенъ не былъ. Собравшемуся народу сдѣлано было предложенiе, не изъявитъ-ли кто либо желанiе нести св. иконы въ юрты Алешинскiе (за 20 верстъ). На мой призывъ отозвалось до десяти человѣкъ. Когда были подняты св. иконы: воскресенiе Христово, запрестольный крестъ и икона. Знаменiя Божiей Матери, въ преднесенiи руконоснаго фонаря, тогда стеченiе народа еще больше увеличилось, — многiе выходили изъ домовъ, и провожали св. иконы за нѣсколько верстъ. Шествующихъ со св. иконами на всемъ пути до юртъ оказалось уже не 10 человѣкъ, а 20, въ числѣ коихъ были купеческiе дѣти Н—цкiе, которые, вмѣстѣ съ другими, пѣли дорогою: Христосъ воскресе, воскресенiе Христово видѣвше, ирмосы пасхальные и стихиры: да воскреснетъ Богъ... О приближенiи св. иконъ жители Алешинскихъ юртъ были извѣщены за полчаса времени, почему они озаботились выйти на встрѣчу св. иконамъ. Думалъ ли я о своебразно-торжественной встрѣчѣ процессiи, и бываетъ ли гдѣ либо подобная встрѣча св. иконъ? Алешинскiе остяки шли на встрѣчу св. иконамъ съ пальбою изъ ружей, какъ впередъ, такъ и обратно, съ заженными восковыми свѣчами (погода была тихая), а нѣкоторые держали въ рукахъ заженныя сальныя свѣчи, за неимѣнiемъ восковыхъ. Молебны были отправляемы въ Алешинскихъ юртахъ положительно во всѣхъ домахъ, и при внесенiи иконъ въ какой либо домъ, хозяинъ дома считалъ обязательнымъ встрѣтить ихъ у дверей дома, или у окна, съ выстрѣломъ изъ ружья. Въ улицѣ юртъ стояли съ ружьями три остяка, обязанность коихъ была палить изъ ружей при выносѣ изъ домовъ св. иконъ. Удержать ихъ отъ этого торжества, не было возможности, такъ какъ они отзывались тѣмъ, что у нихъ въ юртахъ сегодня большой праздникъ. Послѣ отправленiя молебновъ, я спросилъ остяковъ о значенiи ихъ выстрѣловъ. Остяки объяснили, что ихъ пальба изъ ружей замѣняла колокольный звонъ.

Въ селѣ Кондинскомъ, въ юртахъ: Низямскихъ, Лоткоткурскихъ, Суушкурскихъ и Уускурскихъ встрѣчали и провожали св. иконы также съ пальбою изъ ружей, вовремя же отправленiя молебновъ пальбы не было.

Во всѣхъ помянутыхъ юртахъ ни одного дома не осталось, въ которомъ бы не было отправлено молебна или не пропѣта пасха, кромѣ этого отправлялся общественный молебенъ въ каждыхъ юртахъ, по просьбѣ всѣхъ остяковъ. Общественные молебны отправлялись въ разныхъ юртахъ, на избранныхъ самими остяками, мѣстахъ, гдѣ обыкновенно дѣлался помостъ изъ теса, поставлялся столъ, который накрывался краснымъ или зеленымъ сукномъ, а за неимѣнiемъ такого, окшаномъ (шалью). Общественные молебны отправлялись съ водоосвященiемъ, для чего на столѣ стояло съ водой ведро изъ береста (2). Во время отправленiя молебновъ остяки молились усердно, и замѣтно было, что на лицахъ ихъ отражалась какая-то особенная радость. А на сколько они остались благодарными, что къ нимъ въ юрты принесли св. иконы, для этого я не нахожу словъ. Скажу одно: остяки просили меня приносить къ нимъ иконы каждогодно. Есть, слѣдовательно, надежда, что религiозное состоянiе остяковъ — моихъ прихожанъ можетъ съ теченiемъ времени становиться на лучшую степень, чемъ теперь.

Священникъ Iоаннъ Кузнецовъ


(1) См. слова и бесѣды на дни празднич. стр. 120. (назад)

(2) У остяковъ, за неимѣнiемъ желѣзныхъ ведръ, они дѣлаются изъ береста. Зыбки для новорожденныхъ дѣтей тоже приготовляются изъ береста; равной прочая домашняя утварь притотовляется изъ того же не мудраго матерiала. (назад)