Вслѣдствiе циркулярнаго отношенiя г. синодальнаго Оберъ-Прокурора Святѣйшаго Синода, отъ 27 марта 1881 года за № 3992, указомъ Тобольской дух. Консисторiи въ маѣ того же года требовались свѣдѣнiя отъ оо. благочинныхъ о томъ, кто изъ подвѣдомыхъ имъ священноцерковнослужителей, кромѣ прямыхъ своихъ обязанностей, посвящаетъ труды свои, въ той или иной формѣ, на пользу охраненiя здоровья въ деревенскомъ быту, каковыя свѣдѣнiя о такихъ лицахъ требовались отъ епархiальнаго начальства для доставленiя въ канцелярiю г. синодальнаго Оберъ-Прокурора.
Не знаемъ, каковы были эти свѣдѣнiя, доставленныя оо. благочинными о такихъ лицахъ въ Тобольской епархiи, равно какъ не имѣемъ свѣдѣнiй и о томъ, насколько эти свѣдѣнiя полны и точны, но думаемъ, что этихъ свѣдѣнiй или вовсе не поступило къ Епархiальному Начальству, или поступило очень немного, да онѣ и не отличаются, по всей вѣроятности, надлежащею полнотой. Причина, побуждающая предполагать это, думаемъ, та, что въ духовныхъ семинарiяхъ медицина не преподается уже лѣтъ 16, если не болѣе... А что это пробѣлъ въ семинарскихъ наукахъ и недостатокъ ощутительный, — говорить не будемъ, потому что объ этомъ уже было говорено и обсуждаемо въ печати очень много и почти во всѣхъ газетахъ.
Между многими доводами въ пользу введенiя въ кругъ семинарскихъ наукъ медицины, говорено было и о томъ, что въ сельскихъ приходахъ крестьяне, въ оказанiи имъ медицинской помощи, помимо фельдшеровъ обращаются преимущественно къ священнику. Если гдѣ, то особенно въ Тобольской епархiи, за отсутствiемъ земскихъ учрежденiй и правильной организацiи врачебно-санитарнаго дѣла, уже по одной обширности епархiи и неудобству путей сообщенiя, этотъ доводъ не пререкаемъ и не подлежитъ сомнѣнiю. И въ самомъ дѣлѣ, къ кому пойдетъ простолюдинъ за совѣтомъ, какъ не къ мѣстному священнику, къ которому онъ первѣе всего и обращается за напутствованiемъ больнаго? Кому, въ свою очередь, ближе и знать болѣзни простаго народа, какъ не тому же приходскому священнику? Но вотъ тутъ и бѣда. Священникъ и радъ бы помочь больному, да онъ и самъ-то безъ всякой (не говоримъ — научной) подготовки къ этому дѣлу.
Мы убѣждены въ томъ, что ни одинъ пастырь не отказался бы отъ посильной помощи, если бы онъ имѣлъ подъ руками дѣльное, удобопонятное медицинское руководство. Преобладающiя болѣзни прихожанъ, думаемъ, онъ можетъ распознать; стоитъ только заглянуть въ 3-ю часть церковныхъ метрикъ, подвести итоги разнымъ видамъ болѣзней, и дѣлу конецъ. Не ошибемся, если впередъ укажемъ на преобладающiя въ сельскомъ быту болѣзни, это: лихорадка (преимущественно перемежающаяся, рѣдко изнурительная), горячка, разстройство желудка, зубная боль, завороты кишекъ (отъ надсады), рѣзь въ животѣ, цинга и проч.; болѣзни дѣтскiя: цвѣтъ (молочница), поносы, оспа, корь, краснуха, скарлатина, запоры и разстройство желудка, золотуха, чесотка и др. (*). Какъ повидимому, ни просты по своему характеру и развитiю эти болѣзни и неопасны по своимъ послѣдствiямъ, тѣмъ не менѣе большинство умирающихъ служатъ жертвами этихъ болѣзней, между тѣмъ какъ въ этомъ случаѣ приходскiй священникъ всегда съ большимъ успѣхомъ можетъ оказать помощь простолюдину, если только, говоримъ, онъ будетъ имѣть подъ руками руководство и еще кое-какiя лекарства. Такимъ руководствомъ можетъ служить для сельскихъ священниковъ вышедшее 2-мъ изданiемъ, подъ названiемъ "Школа здоровья", сочиненiе д-ра Андреевскаго, содержащее въ себѣ до 3000 рецептовъ для наружныхъ и внутреннихъ болѣзней. Это пока единственный "домашнiй лечебникъ" изъ доселѣ появлявшихся въ русской печати, лучшiй по своей полнотѣ содержанiя, ясности и простотѣ изложенiя; состоитъ онъ изъ 2-хъ частей. Въ 1-й части содержится общепонятное описанiе строенiя тѣла человѣческаго и его органовъ, сопровождаемое многими рисунками (до 134 рисунк.), распознаванiе болѣзней, правила приготовленiя лекарствъ домашнимъ способомъ, безъ медицинскихъ мѣръ, ложками, стаканами и проч., общiя правила ухода за больными и описанiе домашней аптеки, т. е. указанiе всѣхъ необходимыхъ лекарственныхь цвѣтовъ, травъ, корней, солей, порошковъ и проч. Во 2-й части по алфавиту расположены всѣ роды болѣзней, признаки, по которымъ можно узнать и различить одну болѣзнь отъ другой, происхожденiе ихъ и причины, припадки и теченiе болѣзни и ея леченiе. Если не во всѣхъ болѣзняхъ, то въ большинствѣ случаевъ и на первомъ мѣстѣ рекомендуются лекарства самыя простыя, которыя найдутся въ каждомъ домѣ. Стоитъ только внимательно прочитать 1-ю часть лечебника, чтобы правильно и съ успѣхомъ пользоваться 2-ю частью, при оказанiи помощи больнымъ. Рекомендуемъ эту книгу не голословно, а дознавъ предварительно на опытѣ (не говоримъ — обширномъ, нѣтъ, въ кругу семейства и нѣкоторыхъ лицъ) нѣкоторые врачебные совѣты и указанiя, какъ-то: въ лихорадкѣ, горячкѣ, кори и краснухѣ, оспѣ, зубной боли, разстройствѣ желудка, различныхъ опухоляхъ и простудахъ, воспаленiи миндалевидныхъ желѣзъ и проч.
О достоинствахъ поименованной книги, равно какъ чистотѣ и опрятности ея изданiя и полнотѣ свѣдѣнiй, даны многiе лестные отзывы въ современной печати. О ней печатано во "Всемiрной иллюстрацiи" (1879 г. 558—12), "Русскихъ вѣдомостяхъ" (1879 г. № 268), "Совр. изв." (1879 г. № 303), "Народномъ листкѣ" (1879 г. № 17), "Московскихъ вѣдомостяхъ" (1881 г. № 289), "Русскомъ вѣстникѣ" (1881 г. ноябрь) и наконецъ, книга эта рекомендована въ медицинскомъ журналѣ "Медиц. обозрѣнiе" (1879 г. окт.). Цѣна книги съ перес. 3. р. 50 к. Выписывать эту книгу можно изъ книжнаго магазина Д. Ступина, въ Москвѣ. Не знаемъ, есть-ли эта книга въ продажѣ въ другихъ магазинахъ, но мы имѣли случай видѣть "Школу же здоровья", только не доктора Андреевскаго, что уже ясно свидѣтельствуетъ о продажѣ другаго лечебника подъ этимъ названiемъ, а потому и рекомендуемъ, во избѣжанiе ошибки, требовать "Школу здоровья", 2-е изд., соч. докт. Андреевскаго изъ названнаго магазина.
Свящ. А. Р—нъ.
(*) Въ газетахъ неоднократно приводились разсужденiя о недостаточной компетентности причтовъ въ опредѣленiи рода болѣзни, отъ которой тотъ или другой померъ, отъ чего, будто бы, невольно впадаютъ въ погрѣшность статистическiе комитеты, извлекающiе подобныя свѣдѣнiя объ умершихъ изъ церковныхъ метрикъ. Но причты церквей, полагаемъ, не настолько не опытны въ распознаванiи такихъ болѣзней, какъ напримѣръ: такой-то умеръ отъ старости, другой — отъ чахотки, третiй — отъ поноса, лихорадки, горячки, оспы и проч. Иное дѣло, если встрѣчаются отмѣтки въ родѣ: умеръ отъ тифозной горячки, дифтерита, коклюша, рака и друг. Эти роды болѣзней опредѣляются уже врачами, да въ метрикахъ подобныхъ отмѣтокъ, думаемъ, и не найдется, исключая развѣ такихъ мѣстностей, гдѣ подобныя болѣзни имѣютъ характеръ эпидемiи. Авт.
(стр. 268)