Тобольские Епархиальные Ведомости, №14, 1882 год. Слово Высокопреосвященнаго Евгения о явлениях и чудесах Иконы Знамения Пресвятыя Богородицы.

"Тобольские Епархиальные Ведомости", №14, июль 1882 год, Отдел неофициальный, стр. 283-287

СЛОВО
Высокопреосвященнаго Евгенiя (Казанцева), бывшаго архiепископа Тобольскаго и Сибирскаго.
О ЯВЛЕНIЯХЪ и ЧУДЕСАХЪ
Иконы Знаменiя Пресвятыя Богородицы, что въ Абалацкомъ монастырѣ, Тобольской губернiи (*).

Сказала единожды Матерь Божiя, и исполняется во всѣ времена и во всѣхъ земляхъ Ея слово: се бо отнынѣ ублажать мя вси роди (Лук. 1. 48). Вотъ и небольшая и незнатная весь Абалацкая стала извѣстна не только въ Сибири, но и въ Россiи, когда благоволила Матерь Божiя поставить здѣсь и прославить свой образъ. И когда столь отдаленное мѣсто, столь отдаленное время славится чудесами Преблагословенныя, не повторяетъ ли Она и намъ того слова: се бо отнынѣ ублажатъ мя вси роди?

Прославляя знаменiе образа Ея въ Новѣгородѣ, задолго прежде явившагося, почтимъ, православные христiане, Матерь Божiю воспоминанiемъ и нашего Чудотворнаго образа, какъ и когда онъ явился и прославился. Хотя извѣстно всѣмъ вамъ, какъ здѣшнимъ жителямъ, сiе событiе; но, что бываетъ нерѣдко въ свѣтѣ, что дальнее знаютъ больше, нежели ближнее; дабы не случилось тоже и съ вами, — по крайней мѣрѣ, чтобы вы знали тверже, а съ вами и мы, явленiе и начало сего Чудотворнаго образа, извлечемъ изъ современныхъ сказанiй краткое повѣствование о явленiяхъ, и написанiи образа, и первыхъ чудесахъ, коими отверзлась дверь къ настоящей его славѣ.

Сибирь взята Ермакомъ 1581 года, но по смерти его оставлена; и уже спустя четыре года, а именно 1586 года построены Тюмень и Тобольскъ. Слѣдовательно нынѣ (въ 1826 г.) исполнилось отъ основанiя Тюмени и Тобольска равно 240 лѣтъ.

1636 года при царѣ Михаилѣ Ѳеодоровиче, а при Тобольскомъ преосвященномъ Нектарiѣ, отъ основанiя же Тобольска спустя равно пятьдесятъ лѣтъ устроенъ, по видѣнiю, храмъ во имя Знаменiя Богородицы въ Абалацкомъ погостѣ, и потому же видѣнiю написанъ сей мѣстный образъ Знаменiя Богоматери, съ предстоящими по сторонамъ Святителемъ Николаемъ и преподобною Марiею. Еще десять лѣтъ, слушатели, и исполнится сему Чудотворному образу двѣсти лѣтъ (**).

Была на Абалацкомъ погостѣ нѣкая вдова Марiя, жившая одиноко, а изъ этого можно полагать, что она была безродная, по крайней мѣрѣ бездѣтная. Неизвѣстно, чья она была жена и чья родомъ; одно извѣстно, что была благочестива и называлась Марiя, а сего для насъ и довольно.

Сiя то богобоязненная вдовица Марiя 1636 года, будучи въ своей хижинѣ, видитъ въ тонкомъ снѣ стоящiй на воздухѣ образъ Знаменiя Пресвятыя Богородицы, съ изображенiями на сторонахъ святителя Николая чудотворца и преподобной Марiи египетской; и слышитъ отъ образа гласъ: Марiя, объяви сiе видѣнiе народу, и скажи, чтобы построили въ Абалацкомъ погостѣ, по правую сторону преображенской, новую деревянную церковь во имя Знаменiя Пресвятыя Богородицы, что въ древнемъ Новгородѣ съ придѣлами по одну сторону святителя Николая, по другую преподобной Марiи. Послѣ сего видѣнiе скрылось, и Марiя проснулась. Это было первое видѣнiе вдовицы Марiи, видѣнiе доброе, и, какъ послѣ оказалось, подлинно Божiе; но она не смѣла сказать никому, по человѣческой робости.

Спустя нѣсколько времени, уже не во снѣ, а на яву видитъ тоже видѣнiе съ небольшою отмѣною слѣдующимъ образомъ. Шла изъ своей хижины, и несла въ рукѣ хлѣбъ. Вдругъ ее покрыло какъ облако, и она упала въ изступленiи и ужасѣ. Вскорѣ видитъ на воздухѣ два образа: одинъ Знаменiя Богоматери, другой Марiи египетской, а святителя Николая какъ бы живаго, въ архiерейскомъ облаченiи стоящаго предъ образомъ Богоматери, и говорящаго вдовицѣ: Марiя, иди, и скажи Абалацкимъ жителямъ по прежнему видѣнiю, чтобы построили церковь, и при томъ чтобы и лѣсъ рубили своими руками, и сами приплавили, и выносили съ воды на гору своими руками. А ежели не послушаютъ, то увидять гнѣвъ Божiй, и не только умретъ другой священникъ, но и лучшiе изъ прихожанъ. Послѣ сихъ словъ видѣнiе скрылось, и Марiя опять не смѣла объявить его, чтобы не быть осмѣянной.

По нѣсколькихъ дняхъ было ей третiе видѣнiе, и также на яву. Сидя и занимаясь рукодѣлiемъ въ своей хижинѣ, почувствовала благоуханiе какъ бы кадила. Вскорѣ пришла въ прежнiй ужасъ, и увидѣла тоже виденiе. Святитель говорить ей: для чего не объявляешъ видѣнiя и повелѣнiя: ты сама себѣ наводишь худо своимъ невѣрiемъ. При сихъ словахъ повело у нее руки назадъ, и упала на полъ почти безъ чувствъ въ страданiяхъ. Тогда рекла Матерь Божiя: это тяжело, я жалѣю ее. Въ ту минуту перестала боль, Марiя пришла въ себя, и видѣнiе скрылось. Марiя пошла къ духовнику своему и разсказала всѣ три видѣнiя, прося его, объявитъ народу. Но духовникъ не объявилъ, по неуваженiю ли, по забвенiю ли, или чтобы несумнительнѣе удостовѣриться въ истинѣ и волѣ Божiей.

Четвертое видѣнiе, котораго уже не могла болѣе скрывать вдовица, было слѣдующее. Шла она изъ Абалака въ Тобольскъ, и подходя къ городу, подъ горою вдругъ стала какъ бы въ туманѣ или мракѣ, и видитъ предъ собою облако, какъ столбъ простирающiйся до небеси; а въ столбѣ тоже видѣнiе образа Знаменiя, и образа Марiи, и святителя Николая живаго на землѣ. Гнѣвно говоритъ ей: почто медлишь объявить видѣнiе и повелѣнiе народу? есть ли еще замедлишь, то всѣмъ тѣломъ будешь разслаблена. Если же объявишь, и тебя не послушають, тогда не ты, но они пострадаютъ.

Послѣ сего видѣнiя вдовица Марiя стала всѣмъ расказывать свои видѣнiя; и пришедши къ Архiепископу Нектарiю, объявила при всемъ соборѣ; а возвратясь въ Абалацкiй погостъ, восвѣстила всему народу.

Оказалось на дѣлѣ, что она робѣла доселѣ напрасно. Всѣ уважили ея видѣнiя, и преосвященный благословилъ, и прихожане тотчасъ приступили къ строенiю церкви, и не только прихожане Абалацкiе, но и многiе Тобольскiе граждане участвовали въ благочестивомъ подвигѣ.

Между тѣмъ промыслъ Божiй уготовлялъ въ новостроимую, по повелѣнiю Божiю, церковь и образъ, достойный богозданной церкви. Нѣкто крестьянинъ Евфимiй, по прозванiю Кока, лежалъ много лѣтъ въ разслабленiи. Пришелъ къ нему нищiй, давно ему знакомый, и видно многими его милостями пользовавшiйся, по имени Павелъ, и говоритъ Кокѣ: Ефимъ, слышишь ты, что строится на Абалакѣ, храмъ по повелѣнiю Божiю, во имя Знаменiя Богородицы и святителя Николая и Марiи египетской. Дай ты обѣщанiе написать этотъ образъ въ новую церковь. Можетъ быть Господь, по вѣрѣ твоей и усердiю, проститъ тебя отъ болѣзни твоей. Ефимъ, выслушалъ Павла, какъ ангела Божiя, и въ тотъ же день далъ твердое обѣщанiе написать мѣстный образъ. Господь услышалъ его вѣру. Въ тотъ же день къ полудню началъ онъ владѣть правою стороною тѣла.

На другой день посылаетъ къ преосвященному, и проситъ позволенiя написать образъ. Получа благословенiе, заказываетъ софiйскаго собора протодiакону Матѳiю, искуснѣйшему въ то время зографу, то есть, живописцу. И тѣмъ временемъ, какъ писался образъ, Ефимъ день-отъ-дня становился крѣпче. Наконецъ совершенно выздоровѣлъ, и самъ пришелъ кь зографу, и принесъ своими руками въ соборъ, для освященiя, написанный по обѣщанiю образъ. Преосвященный обрадованный и удивленный совершившимся чудомъ, самъ окропилъ и отпѣлъ молебенъ соборнѣ; и потомъ сь подобающею честiю отпустилъ въ село Абалацкое, для поставленiя въ новопостроенной церкви.

Когда достигли до деревни Шанталыка, гдѣ нынѣ Iоанновскiй монастырь на рѣчкѣ Шанталыкѣ, то прославилъ Господь новую икону новымъ чудомъ. Крестьянинъ той деревни, по имени Василiй, имѣлъ дочь, которая, по долговременной глазной болѣзни, наконецъ вовсе ослѣпла, и уже два года не видѣла. Услыша, что несутъ образъ, Василiй выходитъ съ дочерью во срѣтенiе, и припадаетъ со всею вѣрою и слезами. Въ тоже время, къ радости и удивленiю отца и всего народа, прозрѣла дѣвица.

Съ того времени и донынѣ, слушатели, вотъ уже двѣсти (½) лѣтъ исполняется независтно отъ Чудотворнаго сего образа чудеса и цѣленiя многихъ болѣзней всѣмъ притекающимъ съ вѣрою. Краткость бесѣды моей не позволяетъ мнѣ предложить благочестiю вашему всѣ чудеса, записанныя въ хранящейся здѣсь при церкви книжицѣ. Желающiе могутъ ихъ, для напитанiя души своей, и слышать, и читать и списывать. А я, въ заключенiе повѣствованiя, напомяну вамъ, по долгу пастырства, что чудеса лiются отъ образа Пречистыя хотя на тѣла наши, но не для тѣла только, а главнымъ образомъ, для души, дабы мы вѣровали, и боялись Бога, и вели святую жизнь, удаляясь отъ грѣха, какъ отъ врага Божiя. Аминь.


(*) Настоящее слово Преосвященнаго Евгенiя извлечено изъ рукописнаго сборника 135 проповѣдей, писанныхъ его собственною рукою и хранящихся въ библiотекѣ Тобольской дух. семинарiи подъ № 194. Всѣ эти проповѣди говорены были имъ въ бытность на Тобольской каѳедрѣ въ теченiе шести лѣтъ, съ 1826—1831 годъ. Въ частности печатаемое слово произнесено было въ Абалацкомъ монастырѣ въ 1826 г. Многiе изъ Тоболяковъ еще помнятъ покойнаго Архiепископа, бывшаго потомъ на Ярославской каѳедрѣ и въ 1871 г. на покоѣ въ Москвѣ, въ донскомъ монастырѣ, помнятъ не только какъ привѣтливаго и доступнаго Архипастыря, но и какъ неустаннаго, назидательнаго проповѣдника. (стр. 283-284)

(**) Въ настоящее время Абалацкой Иконѣ Божiей Матери 246 лѣтъ. (стр. 284)