"Тобольские Епархиальные Ведомости", №15, август 1882 год, Отдел неофициальный, стр. 300-308
15 августа 1802 года на имя бывшаго преосвященнаго Варлаама I-го, архiепископа Тобольскаго и сибирскаго, полученъ былъ изъ Св. Синода Высочайшiй указъ, объ учрежденiи медицинскихъ классовъ при семинарiяхъ и академiяхъ. Въ указѣ очень ясно представляются побужденiя и цѣль такого учрежденiя. "Извѣстно, такъ говорится въ немъ, что въ селенiяхъ, гдѣ нѣтъ врачей, по невѣжеству, закоренѣлому обычаю и по прiемамъ пользованiя болѣзней, противнымъ естеству и здравому разуму, часто самые легкiе припадки дѣлаются смертоносны. Желая открыть поселянамъ, по сей части, нужную и столько же простую, какъ и близкую къ образу жизни ихъ, помощь, Я (императоръ Александръ I) призналъ за благо возложить сiю обязанность на духовенство, доставивъ ему способы съ познанiями, сану его свойственными, соединять нѣкоторое понятiе и о врачебной наукѣ". Съ этою благою цѣлiю тѣмъ же Высочайшимъ указомъ предписывалось отправлять каждый годъ изъ духовныхъ училищъ (семинарiй), сверхъ обыкновеннаго количества 50-ти студентовъ, назначаемыхъ изъ семинарiй въ медицинскiе институты на казенный счетъ, еще нѣсколько человѣкь и, по окончанiи курса въ этихъ институтахъ, препровождать ихъ для преподаванiя "первыхъ началъ врачебной науки" въ духовныя семинарiи. На существовавшую въ то время главную медицинскую коллегiю (директоромъ которой состоялъ тогда графъ Васильевъ) возложена была обязанность заботиться о доставленiи въ духовныя семинарiи преподавателей врачебной науки чрезъ предписанiе врачебнымъ управамъ, "чтобы онѣ, по требованiямъ епархiальныхъ архiереевъ, отряжали искуснейшихъ или изъ своихъ членовъ, либо изъ другихъ, по городамъ находящихся, медицинскихъ чиновниковъ (для преподаванiя)..., продолжая и впослѣдствiи давать имъ всю нужную и зависящую отъ нихъ помощь для укорененiя сей части познанiя въ духовенствѣ". Затѣмъ главной коллегiи повелѣвалось составить для простонароднаго употребленiя лечебникъ съ описанiемъ обыкновенныхъ простонародныхъ болѣзней и лекарствъ и разослать чрезъ Св. Синодъ въ достаточномъ количествѣ печатныхъ экземпляровъ по духовнымъ училищамъ и приходскимъ церквамъ "для надлежащаго употребленiя". Особенное попеченiе объ этомъ дѣлѣ (по изысканiю, главнымъ образомъ, средствъ) возложено было на Высокопр—наго Амвросiя, митрополита новгородскаго и с.-петербургскаго, чрезъ непосредственное сношенiе его съ главнымъ директоромъ. "Впрочемъ о способахъ ободренiя священнослужителей къ успѣху сего полезнаго заведенiя, такъ какъ и о назначенiи нѣкоторой суммы на содержанiе учителей и прiобрѣтенiя инструментовъ, Святѣйшiй Синодъ, по приведенiи всего въ надлежащую ясность и предѣлы, въ свое время не оставитъ Мнѣ сдѣлать представленiе". Таковы заключительныя слова Высочайшаго указа, 17 iюля 1802 года.
Съ своей стороны Св. Синодъ предписалъ епарiальнымъ преосвященнымъ подвергать предварительному испытанiю въ способностяхъ въ медицинѣ во врачебной управѣ всѣхъ студентовъ "отряжаемыхъ въ медицинскiе институты и затѣмъ рапортовать обо всякомъ успѣхѣ въ полугодичныхъ вѣдомостяхъ Св. Синоду, а также и о томъ, кто именно, изъ какой академiи или семинарiи будетъ, назначенъ и т. п. (2).
Въ указѣ, какъ мы видѣли, не было опредѣлено количество студентовъ, требуемыхъ въ медицинскiе институты. Вышедшимъ вслѣдъ за этимъ другимъ указомъ сдѣлано было разъясненiе: число студентовъ, отправляемыхъ въ медико-хирурхическiя академiи (сверхъ 50-ти) на медицинскомъ "коштѣ", на первый разъ не должно превышать десяти, "поелику (говорится въ указѣ) учрежденiе сiе есть вновь заводимое и слѣд. подверженное недостаткамъ, какъ въ разсужденiи помѣщенiя студентовъ въ зданiяхъ медико-хирургической академiи для жительства, такъ и содержанiя ихъ пищею, одеждою и услугою, что все соединено было бы съ великими издержками и неизбѣжными затрудненiями, если бы въ большомъ числѣ положено было вдругъ прислать ихъ для обученiя". Поэтому и назначено было отправить одну половину — изъ числа десяти студентовъ — въ с.-петербургскую академiю (изъ александро-невской академiи и семинарiй: новгородской, ярославской, тверской и вологодской), а другую — въ московскую (изъ московской славяно-грекороссiйской академiи и изъ семинарiй: виѳанской, рязанской, владимiрской и тульской), наблюдая при этомъ "прилежнѣйше", чтобы отправляемые студенты прослушали полный курсъ духовныхъ семинарiй и выдавались изъ ряду другихъ успехами и "дарованiями изъяснять свои мысли". Далѣе, необходимымъ условiемъ къ отправленiю въ академiю поставлена была "собственная воля, склонность и охота къ обученiю всѣхъ частей врачебной науки", дабы впослѣдствiи кто-либо изъ студентовъ не заявилъ "непреодолимаго отвращенiя" къ изученiю врачебной науки, и тѣмъ самымъ не ввелъ бы казну въ непроизводительный расходъ на его отправленiе и содержанiе и не остановилъ бы успѣховъ, отъ сего заведенiя ожпдаемыхъ". Срокъ для обученiя въ академiи назначенъ былъ пятилѣтнiй; но онъ могъ сокращаться въ томъ случаѣ, если поступающiе въ медицинскiе институты будутъ уже обладать нѣкоторымъ запасомь свѣденiй изъ первыхъ началъ врачебной науки, преподаваемой, по силѣ вышеупомянутаго указа, въ семинарiи. Наконецъ, студенты должны были отличаться честнымъ поведенiемъ и благонравiемъ и во время пятилѣтняго пребыванiя при медико-хирургической академiи имѣли состоять подъ непосредственнымъ наблюденiемъ чиновниковъ, назначаемыхъ отъ государственной медицинской коллегiи.
Преподаванiе врачебной науки открыто было 20 октября того же 1802 г., послѣ полученiя врачебной управой особаго указа съ подробною инструкцiей отъ главной медицинской коллегiи. На основанiи этого указа, Тобольская врачебная управа увѣдомила духовную консисторiю, что она теперь "отряжаетъ" изъ своихъ членовь для преподаванiя врачебной науки "ишимской округи" уѣзднаго врача, г-на штабъ-лекаря Льва Максимовича Амбодика, которому и предписываетъ явиться въ консисторiю, для общаго съ нею соглашенiя касательно дней и часовъ для преподаванiя лекцiй. Затѣмъ предложено было (по указу) управой отрядить дѣйствительно способныхъ къ врачебной наукѣ изъ риторики, философiи и теологiи, и кто будетъ изъ нихъ выбранъ, и также въ какiе дни и часы будетъ идти преподаванiе, о томъ донести управѣ особливымъ рапортомъ, съ приложенiемъ о студентахъ имяннаго списка для донесенiя медицинской коллегiи.
Управою было составлено подробное "начертанiе первыхъ началъ врачебной науки", и штабъ лекарь Амбодикъ долженъ былъ строго держаться предѣловъ указанной ему программы. Точно опредѣлены были и пособiя, по которымъ долженъ былъ преподавать командированный врачъ. Такъ, въ указѣ говорится, чтобы отряженные чины для преподаванiя лекцiй, избравъ приличныхъ авкторовъ (3) обще съ членами управы, дѣлали изъ нихъ экстракты нужнымъ предметамъ и изъясняли объ оныхъ учащимся краткимъ, но внятнымъ образомъ". При этомъ предписывалось учителямъ стараться, насколько возможно, показывать ученикамъ "силу и употребленiе дикорастущихъ въ Россiи травъ и всякихъ другихъ домашнихъ веществъ, особливо же находящихся въ своей губернiи". Въ концѣ всего Тобольская управа выражаетъ надежду, что "г. штабъ-лекарь Амбодикъ потщится сiю возложенную на него должность исправлять съ ревностiю и крайнимъ усердiемъ и стараться будетъ кроткимъ и благонравнымъ своимъ обхожденiемъ съ учащимися прiобрѣтать ихъ къ себѣ любовiю и довѣренностiю, что для обѣихъ сторонъ много можетъ принять пользы въ успѣхѣ". Что касается до матерiальнаго вознагражденiя за такiя требованiя отъ преподаванiя, то управа подъ тѣмъ условiемъ обязывается входить въ медицинскую коллегiю съ прошенiемъ объ обѣщанномъ ею (коллегiею) въ IV пунктѣ "воздаянiи за труды", если она усмотритъ отъ преподаванiя желаемый успѣхъ.
Не безъинтересно ознакомиться, хотя въ краткихъ чертахъ, и съ самымъ "начертанiемъ первыхъ началъ врачебной науки, составленныхъ управою для тобольской духовной семинарiи. Начертанiе раздѣляетъ всю науку на четыре части: анатомiю, хирургiю, терапiю внутреннюю (interna) и матерiю медику. По "членораздробленiи" отдѣлъ анатомiи распадается на пять отдѣльныхъ наукъ: науку о костяхъ (osteologia), мышцахъ (Myplogia), кровенныхъ (кровеносныхъ) сосудахъ (angiologia), о чувствительныхъ жилахъ (нервахъ, nevrologia) и науку о внутренностяхъ (splanchnologia). Обработка матерiала въ этихъ наукахъ носитъ на себе схоластическiй характеръ. Въ каждой наукѣ доказывается польза ея предмета или толкуется о произведенiи, числѣ, фигурѣ, существѣ (напр. нервовъ); объ особо бьющей жилѣ и т. п. Наука о внутренностяхъ заключаеть въ себѣ 20 рубрикъ. Сюда же относится и описанiе органовъ внѣшнихъ чувствъ. Хирургiя содержитъ въ себѣ 42 парагр. и толкуетъ о различнаго рода наружныхъ болезняхъ, какъ-то: о стрѣлянныхъ ранахъ, чревныхъ ранахъ, о опухиляхъ и возженiяхъ (воспаленiяхъ (напр. глазъ), объ обжогѣ, о водяныхъ и холодныхъ опухоляхъ, о приставленiи пiявицъ, о бородавкахъ и мозоляхъ о пр. Терапiя внутренняя раздѣляется на 5-ть отдѣловъ: о лихорадкахъ, головныхъ болѣзняхъ, грудныхъ, чревныхъ и насильственныхъ и внезапныхъ болѣзняхъ (4). Въ "науку" о головныхъ болѣзняхъ входятъ рубрики: о бѣшенствѣ и задумчивости, судорогѣ и корчахъ, падучей болѣзни, о насморкѣ и пр. Изъ грудныхъ болѣзней помѣчены слѣдующiя: охриплость, икота, удушье, кашель, чахотка и пр. Изъ болѣзней чревныхъ читаемъ: о рыганiи, изгагѣ (изжогѣ), тошнотѣ и рвотѣ, о раздутости желудка и кишокъ, о разслабленiи желудка, о противоестественномъ движенiи кишекъ, о боли въ животѣ, всѣ болѣзни мочеполовыхъ органовъ и, наконецъ, послѣдней (89-й) болѣзнiю поставлена любострастная.
Четвертый отдѣлъ программы врачебной науки, materia medica, соотвѣтствующiй теперешней фармокологiи, посвященъ изложенiю свойствъ, качествъ и дѣйствiй всѣхъ тѣхъ веществъ, кои входятъ въ составъ различныхъ лекарствъ, а также и обученiю способу приготовлять пластыри, мази, отвары, настои, припарки, промывательное и пр. Этотъ-то отдѣлъ и занимается спецiально изслѣдованiемъ свойствъ и дѣйствiй "дикорастущихъ травъ и различныхъ домашнихъ веществъ".
Какъ видно, программа довольно не хитростная и наполнена, по большей части, рубриками о болѣзняхъ самыхъ обыкновенныхъ, а между тѣмъ этой своей стороною она какъ нельзя болѣе удовлетворяла тѣмъ требованiямъ, съ которыми почти на каждомъ шагу приходится встрѣчаться въ крестьянской средѣ. И въ настоящее время не малую услугу могло бы принести подобное знакомство съ обыкновенными болѣзнями и, въ особенности, ихъ дешевымъ способомъ леченiя для простаго народа, неимѣющаго возможности обращаться къ медицинской помощи и прибѣгающаго нерѣдко къ своимъ неудачнымъ знахарямъ и знахаркамъ.
И такъ, 20 октября 1802 года правленiе Тобольской семинарiи открыло медицинскiе классы, выбравъ для слушанiя лекцiй по сему искуству, конечно, способныхъ студентовъ богословiя, философiи и учениковъ риторики и назначило въ теченiе каждой недѣли по три класса — въ понедѣльникъ, среду и пятницу, въ 10 ч. утра. Всѣхъ слушателей было на первыхъ порахъ 38 и двое причетниковъ изъ окончившихъ курсъ семинарiи. Насколько чувствовалась въ то время нужда и польза отъ учрежденiя подобныхъ классовъ; показываетъ слѣдующая резолюцiя бывшаго тогда преосвященнаго архiепископа Варлаама на семинарскомъ репотртѣ: какъ ученiе медицинѣ есть полезнѣйшее и нужное средство для всякаго человѣка, то велѣть въ оный классъ ходить не только объявленнымъ разныхъ классовъ студентамъ и ученикамъ, но, кажется, сыщутъ время и изъ градо-тобольскихъ священноцерковнослужителей полезному сему преподаванiю обучаться не безъ пользы". Не смотря однакоже на такой прекрасный и внушительный указъ архипастыря, предстоятели тобольскихъ церквей уклонились отъ посѣщенiя классовъ, ссылаясь въ отобранной отъ нихъ консисторiей подписки на неимѣнiе свободнаго времени, по причинѣ священнослуженiя и различныхъ мiрскихъ требъ (у нѣкоторыхъ въ деревняхъ). Только одинъ священникъ далъ согласiе ходить на классы (срѣтенской церкви), а другой (архангельской церкви, Михаилъ Арефьевъ), заявилъ, что онъ согласенъ ходить на медицинскiй классъ "когда позволитъ время и безъ взыскания за небытiе". Низшiй клиръ болѣе сочувственно отнесся къ полезному учрежденiю; такъ, дьяконовъ и причетниковъ записалось слушателями до десяти человѣкъ.
По истеченiи полугодiя, въ присутствiи членовъ врачебной управы и высокопреосвященнаго Варлаама, произведено было публичное испытанiе воспитанникамъ и въ полугодичной вѣдомости, представленной Св. Синоду, большинство учениковъ оказались "благоуспешными" съ отмѣтками о каждомъ: "успѣваетъ изрядно", "не худо", "отчасти", а то — "учится", "не подаетъ надежды", "дарований изрядныхъ", или же: "по несклонности къ медицинѣ, мало успѣваеть" и проч. Въ первую половину года обучались, какъ значится въ вѣдомости, врачебной дѣятельной наукѣ и "началамъ правовѣдства", а во вторую приступили къ изученiю началъ внутреннихъ болѣзней. Во вторую половину 1804 года ученики научились распознавать внутреннiя болѣзни и "пользовать ихъ" и уже приступили къ изученiю "начальныхъ правилъ продолженiя жизни", но въ маѣ 1805 г. штабъ-лекарь Амбодикъ командированъ былъ гражданскимъ губернаторомъ Гермесомъ въ городъ Березовъ для прекращенiя усилившихся тамъ на людяхъ болѣзней, и семинарiя оставалась безъ преподавателя до тѣхъ поръ, пока Амбодикъ не возвратился изъ своей командировки, да и, по возвращенiи, занятъ былъ другимъ дѣломъ и неисправно посѣщалъ лекцiи.
Не смотря однакоже на неисправность преподавателя въ послѣднее время, дѣло преподаванiя шло "съ хорошимъ успѣхомъ", какъ о томъ доносилось въ репортахъ Св. Синоду, и ученики уже обладали въ достаточной степени практическими прiемами пользования болѣзней простыми средствами, сообразно главной цѣли Высочайшаго указа. Въ виду такихъ успѣховъ, Тобольская семинарiя не хуже другихъ "привиллегированныхъ" могла доставить и съ своей стороны хорошаго кандидата на будущаго преподавателя для своего заведенiя, если бы только было требованiе. И вотъ въ 1805 году 31 октября, благодаря дѣятельному участiю, какое принималъ высокопреосвященный Амвросiй, митрополитъ с.-петербургскiй и новгородскiй, вышелъ указъ, предписывающiй и изъ прочихъ семинарiй отправлять одного изъ способнѣйшихъ студентовъ въ медико-хирургическую академiю "на медицинскомъ коштѣ въ надежду учительства въ своей семинарiи". Во исполненiе указа, правленiе семинарiи "нашло согласнымъ" отправить для этой цѣли студента богословiя Андрея Шестакова, который "съ начатковъ латинскаго языка обучался поэзiи, риторикѣ, краснорѣчию, философiи, началамъ математики и нѣмецкаго языка. Отъ роду онъ былъ 20 лѣтъ; во все время ученiя отличался успѣхами, и поведенiя былъ честнаго и добропорядочнаго". При такой аттестацiи семинарскаго правленiя, Шестаковъ былъ утвержденъ Его Высокопреосвященствомъ Антонiемъ "для обученiя въ надежду учительства при тобольской семинарiи по усмотрѣнiю въ немъ надежной на сей предметъ способности и собственной охотѣ", какъ это требовалось первоначальнымъ указомъ. Такое свидѣтельство и выдала духовная консисторiя Шестакову, и въ силу того же самаго указа, отправила его съ нимъ во врачебную управу для предварительнаго испытанiя въ способностяхъ къ продолженiю занятiя медициной. Только спустя почти три месяца (5) (24 янв.), управа удовлетворила требованiе консисторiи на основанiи полученнаго ею циркуляра отъ министра внутреннихъ дѣлъ такого содержанiя, что управа должна, при выборѣ студентовъ, строго наблюдать, чтобы "назначаемый къ отпуску имѣлъ способности къ обученiю врачебнымъ наукамъ, состоящiя въ познанiи латинскаго языка, риторическихъ и логическихъ основанiй, добровольное къ тому желанiе и хорошiя одобренiя о поведенiи со стороны духовнаго начальства". Шестаковъ, конечно, удовлетворилъ всѣмъ требованiямъ и былъ отправленъ въ медико-хирургическую академiю на медицинскомъ коштѣ. Прогонныхъ денегъ ему назначено было на двѣ лошади и выданъ былъ "пашпортъ", который онъ долженъ былъ предъявить медико-хирургической академiи. Шестаковъ былъ принять въ академiю.
Не суждено было, однако, долго существовать такому полезному учрежденiю, каково преподаванiе медицины. Причины этого, какъ оказывается, были общи для тобольской и многихъ другихъ семинарiй, — это недостатокъ преподавателей, которыхъ, по Высочайшему указу выбирали и назначали управы. 1807 года(6), марта мѣсяца, тобольская консисторiя обратилась къ управѣ съ такимъ заявленiемъ, что "обучавшiй студентовъ и семинаристовъ штабъ-лекарь Амбодикъ и съ нѣкотораго времени непреподававшiй медицинскихъ лекцiй нынѣ, наконецъ, марта 27 померъ и, чтобы за смертiю его воспитанники не оставались безь преподавателя, управа благоволила бы назначить другаго". Но врачебная управа увѣдомила консисторiю, что не только мѣсто Амбодика не можетъ быть замѣщено тотчась же, но и въ трехъ уѣздахъ не имѣется ни одного врача, а потому она и будеть ждать отъ высшаго начальства "помѣщенiя". Между тѣмъ, чтобы воспитанники семинарiи неослабѣли значительно въ медицинской наукѣ, имъ велѣно было высокопреосвященнымъ Антонiемъ заниматься самимъ повторенiемъ пройденнаго подъ руководствомъ ректора, архимандрита Михаила, и префекта протоiерея Льва Земляницына. Но iюля 18 дня 1808 года отъ Высочайшей власти послѣдовало распоряженiе о совершенномъ закрытiи медицинскихъ классовъ не только въ тобольской, но и во всѣхъ другихъ семинарiяхъ. Приводимъ въ подлинникѣ относящiяся къ этому слова указа (7): "хотя указомъ Нашимъ въ 17 день iюля 1802 года, Синоду даннымъ, и повелѣли Мы въ духовныхъ училищахъ учредить классъ врачебной науки съ тѣмъ, чтобы для преподаванiя оной, доколѣ училища сiи не будутъ имѣть собственныхъ своихъ учителей, отряжать врачебнымъ управамъ искусныхъ членовъ, но какъ изъ дошедшихъ сведѣнiй видимъ Мы, что во многихъ семинарiяхъ совсѣмъ не преподаются врачебныя лекцiи за недостаткомъ медицинскихъ чиновниковъ, да и въ начертанiи правилъ о образованiи впредь духовныхъ училищъ классъ врачебной науки по семинарiямъ болѣе уже не полагается: и для того повелѣваемъ во всѣхъ духовныхъ академiяхъ и семинарiяхъ преподаванiе врачебной науки и классъ сей нынѣ отмѣнить". Что касается до тѣхъ, которые уже состояли преподавателями въ академiяхъ и семинарiяхъ (новгородской, ярославской, владимiрской и тульской), а также и студентовъ (28 чел.), обучающихся въ медицинскихъ академiяхъ, то всѣхъ ихъ повелѣно было этимъ указомъ обратить въ вѣдѣнiе министра внутреннихъ дѣлъ.
Такого содержанiя указъ Тобольская дух. консисторiя и препроводила къ немедленному исполненiю въ правленiе семинарiи съ присовокупленiемъ, чтобы она исключила изъ своего вѣдомства отправленнаго ею въ медико-хирургическую академiю Шестакова и прекратила (по день полученiя указа) производившееся ему "по духовной части жалованье отъ монастыря".
(1) Изъ дѣла архива Тобольск. дух. консисторiи за 1802 г. № 287.
(стр. 300)
(2) По напечатанiи десяти экземпляровъ этого указа, одинъ препровожденъ былъ въ Тобольское семинарское правленiе, а прочiе экземпляры разосланы консисторiею "въ лучшiя" духовныя правленiя (тюменское, курганское, томское, красноярское, енисейское и барнаульское).
(стр. 301)
(3) Такъ, для анатомiи выбраны были анатомическiе табели Шаршмитовой, для хирургiи — табели Рихтеровой, для терапiи внутренней (interna) и матерiи медики назначено было пока руководство "господина статск. сов., доктора мед. и проф. Пекина "о сохраненiи здравiя жизни".
(стр. 303)
(4) О утонувшпхъ, о заспанныхъ младенцахъ, о пораженныхъ сибирской или
вѣтряной язвою.
(стр. 304)
(5) Несмотря на самые убѣдительные и неоднократные доводы консисторiи и бывшаго преосвященнаго Антонiя произвести немедлено испытанiе Шестакову въ тѣхъ видахъ, что онъ "за нескорымъ отправленiемъ въ академiю, можетъ лишиться начала предназначенной ему науки", врачебная управа была непреклонна, ссылаясь на то, что она не получила особаго указа отъ своего начальства.
(стр. 306)
(6) В оригинале статьи напечатано: "1707 года", что, скорее всего, является опечаткой. (прим. составителя).
(стр. 307)
(7) Указъ полученъ въ Тобольской Консисторiи 24 авг. 1808 г.
(стр. 307)