ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА, 1896 г. Наша финансовая программа.

Денежная реформа. Свод мнений и отзывов, 1896 г., стр. XI-XXII

Наша финансовая программа.

Наша нынѣшняя финансовая политика не оправдала возлагавшихся на нее ожиданій. Она оказалась безсильною сдѣлать что либо для поднятія народнаго хозяйства и благосостоянія. Послѣднимъ ея шагомъ является проектъ возстановленiя въ Россiи металлическаго обращенія, единодушно порицаемый со всѣхъ сторонъ и дѣйствительно, крайне опасный по своимъ послѣдствіямъ. Необходимость иной финансовой и экономической политики совершенно ясна. Ея главныя основанія должны быть: 1) сохраненіе въ неприкосновенности нашего золотаго запаса съ устраненіемъ всякой возможности нанести ему ущербъ и наоборотъ, съ постепеннымъ его увеличеніемъ, 2) приведеніе въ порядокъ нашего государственнаго денежнаго хозяйства и постановка его на прочныя основанія, 3) активная и широкая помощь народному хозяйству путемъ упроченія нашей денежной системы и созданія для народа необходимыхъ оборотныхъ средствъ и 4) прекращеніе политики привлеченія къ намъ иностранныхъ капиталовъ подъ какими бы то ни было видами.

Наше государственное хозяйство не можетъ быть иначе приведено въ порядокъ, какъ строгимъ выдѣленіемъ разсчетовъ металлическихъ (золотыхъ) отъ разсчетовъ внутреннихъ основанныхъ на кредитной единицѣ, ставшей нашими единственными народными деньгами. Оно будетъ поставлено на прочныя основанія тогда лишь, когда государственная роспись будетъ органически раздѣлена на двѣ самостоятельныя части — золотую и кредитную и когда каждая часть будетъ заключаться самостоятельно.

Важнѣйшимъ вопросомъ нашего государственнаго хозяйства въ металической области должно быть урегулированіе нашего внѣшняго долга, сдѣланнаго на золото, т. е. обезпеченіе его правильнаго погашенія и оплаты процентовъ.

Всѣхъ нашихъ государственныхъ долговъ, писанныхъ на золотой счетъ мы имѣемъ къ 1 января 1896 года около 2 милліардовъ руб. Процентовъ по нимъ выплачивается ежегодно свыше 80 милліоновъ руб. Кромѣ того, существуютъ такъ сказать обязательные золотые расходы казны: а) по содержанію за границею нашихъ миссій и посольствъ съ военными, морскими и коммерческими агентами, б) по содержанію казенныхъ стипендіатовъ, учащихся, художниковъ и ученыхъ, церковныхъ, ученыхъ и благотворительныхъ учрежденій, в) по плаванію за границею русскихъ военныхъ судовъ, содержанію складовъ, угольныхъ станцій и т. д. г) по тѣмъ казеннымъ заказамъ за границею, которые въ Россіи исполнены быть не могутъ, наконецъ, д) по постепенному погашенію нашего металлическаго долга.

Для оправданія всѣхъ этихъ расходовъ имѣются слѣдующія золотыя поступленія: а) добываемое въ Сибири золото, б) таможенныя пошлины взимаемыя золотомъ, в) случайные заграничные доходы казны и г) военное вознагражденіе отъ Турціи.

Эти обѣ половины золотаго нашего бюджета должны быть тщательно исчислены и согласованы. Такъ какъ въ настоящую минуту въ этомъ балансѣ, если и нѣтъ большаго дефицита, но во всякомъ случаѣ погашать долга не изъ чего, то необходимо изыскать соотвѣтствующіе источники, какъ для этого погашенія, такъ и для дальнѣйшаго увеличенія нашего военнаго фонда, отнюдь не прибѣгая къ расплатѣ изъ средствъ внутренняго кредитнаго бюджета, дабы никоимъ образомъ не связывать этого вопроса съ состояніемъ курса.

Такими источниками могутъ быть: а) увеличеніе добычи сибирскаго золота, б) установленіе казенныхъ монополій на вывозъ нѣкоторыхъ русскихъ произведеній при платежѣ наличными въ золотой валютѣ и в) установленіе золотаго налога на проживающихъ за границею русскихъ.

Составъ этой половины бюджета будетъ примѣрно такой (въ золотыхъ рубляхъ).

ПРИХОДЪ:
Сибирское золото теперь 30 м. р.,мож. быть...... 50 м. р.
Таможенныя пошлины...... 75 » »
Военное вознагражденіе и случайныя
поступленія......
5 » »
Монополія вывоза нефти и ея продуктовъ...... 30 » »
Налогъ на путешественниковъ...... 10 » »
 Итого......    170 м. р.   
РАСХОДЪ:
Уплату % съ 2 милліардовъ р. зол. по 4% 80 м. р.
Миссiи, посольства и пр...... 2 » »
Стипендiаты, учен. учрежденія, церкви,
духовенство......
2 » »
Заграничное плаваніе судовъ, угольныя
станцiи и пр......
5 » »
Казенные заказы...... 5 » »
Погашеніе золотаго долга...... 50 » »
На увеличеніе неприкосновеннаго воен-
наго фонда остается такимъ образомъ
около......
26 » »
 Итого......    170 м. р.   

Такимъ образомъ правительство совершенно освобождается отъ заботъ о поддержаніи курса и отъ убытковъ происходящихъ отъ его паденія. Дальнѣйшія колебанія курса могутъ быть разсматриваемы единственно по ихъ отношенію къ народному хозяйству.

Съ этой стороны являются слѣдующія задачи:

  1. Въ интересахъ народнаго хозяйства и промышленности выше настоящаго уровня курсъ отнюдь не долженъ подниматься.

  2. При колебаніяхъ курса желательно избѣгать быстрыхъ и рѣзкихъ его перемѣнъ, производимыхъ спекуляціею, которую по этому всѣми мѣрами нужно парализовать.

  3. Желательно постепенное и тихое пониженіе курса, пока мы не присоединимся къ системѣ восточныхъ странъ, имѣющихъ серебряную валюту, т. е. пока международная цѣнность кредитнаго рубля не дойдетъ приблизительно до цѣнности серебра, или 1 р. будетъ равенъ 2 фр. Тогда Россія мануфактурная станетъ въ самое выгодное положеніе, какъ относительно Запада, который не будетъ въ состояніи съ нами соперничать, такъ и относительно Востока, имѣющаго серебряную валюту, а Россія земледѣльческая, сравнится со своими конкуррентами на всемірномъ рынкѣ и станетъ въ отношеніи Запада въ наилучшее положеніе.

  4. Регуляторами повышенія и пониженія курса будутъ наши платежный и торговый балансы, воздѣйствіе на которые всегда въ рукахъ финансоваго управленія.

Вторая задача нашей экономической политики будетъ: установленіе настоящёй системы денежнаго обращенія внутри страны, устройство на правильныхъ началахъ государственнаго хозяйства и надлежащее снабженіе народа оборотными средствами при помощи сѣти учрежденій Государственнаго Банка.

Не вдаваясь въ теоретическое опредѣленіе значенія и роли бумажныхъ денегъ, примемъ лишь, какъ реальныя данныя слѣдующія положенія:

  1. Нашъ кредитный рубль несоизмѣримъ сейчасъ ни съ международною европейскою золотою монетою, ни съ своимъ законнымъ мѣриломъ — рублемъ серебрянымъ. Онъ занимаетъ самостоятельное мѣсто, имѣетъ собственную цѣнность и покупную силу, и въ теченіи свыше, чѣмъ тридцати лѣтъ доказалъ, что эта его внутренняя стоимость и покупная сила не мѣняется, не смотря на его неразмѣнность на металлъ и полное разобщеніе съ первоначальнымъ фондомъ.

  2. Денегъ въ народномъ обращеніи имѣется крайне недостаточное количество. Вслѣдствіе этого сокращаются всѣ обороты и страдаютъ всѣ виды производительнаго труда.

  3. Сѣть нашихъ учрежденій денежнаго обращенія, совершенно несостоятельна. Она не имѣетъ самыхъ необходимыхъ мелкихъ уѣздныхъ и сельскихъ органовъ, можетъ служить лишь столичному и городскому промышленному классу и недоступна крестьянству, а слѣдовательно, не можетъ поддерживать нормальнаго денежнаго обращенія.

  4. Существующій нашъ внутренній процентный долгъ ложится на народъ тяжкимъ бременемъ. При отсутствіи денегъ, какъ оборотнаго средства, лежатъ громадные мертвые капиталы, бумага-товаръ, платежъ процентовъ по коимъ совершенно непосиленъ для народнаго хозяйства.

  5. Ликвидируя эти капиталы, можно дать имъ производительное употребленіе, а платежъ процентовъ на нихъ сложить съ государственнаго бюджета, и возложить на тѣхъ, кто этими капиталами будетъ пользоваться.

  6. Для этого необходимо приступить къ послѣдовательной ликвидацiи займа за займомъ на слѣдующихъ основаніях: замѣнять государственныя процентныя бумаги вкладными билетами Государственнаго Банка, не имѣющими курса, т. е. paзмѣнными по предъявленіи. Валюту этихъ вкладовъ, въ видѣ вновь выпущенныхъ кредитныхъ билетовъ, частію передать въ распоряженіе Государственнаго Банка на усиленіе его оборотныхъ средствъ, причемъ деньги распредѣлить по провинцiальнымъ отдѣленіямъ банка, употребивъ ихъ на осуществленіе тѣхъ кредитныхъ операцій, которыя не производятся, или сокращаются по недостатку средствъ, частію обратить на предпріятія производительнаго характера.

  7. Одновременно съ ликвидаціею части процентнаго долга для усиленія оборотныхъ средствъ банка, расширить сѣть его учрежденій: 1) обративъ во всѣхъ уѣздныхъ городахъ казначейства въ отдѣленія Госуд. Банка, и предоставивъ имъ, кромѣ нынѣшнихъ функцій, учетную, ссудную, вкладную и переводную операцію; 2) обративъ нынѣшнія сберегательныя кассы Госуд. Банка въ мелкія кредитная учрежденія съ переводною и ссудною операціями не превышающими потребности мелкаго кредита; З) связавъ въ общую сѣть и подчинивъ серьезному контролю нынѣшнія учрежденія мелкаго кредита (ссудосберегательныя товарищества, сельскіе банки и пр.).

  8. Для оживленія народнаго труда и потребленія конвертированную другую часть государственнаго процентнаго долга обратить въ предпріятія имѣющія въ виду нужды страны: постройку желѣзныхъ дорогъ, регулированіе рѣкъ, устройство портовъ, улучшеніе путей сообщенія, осушеніе болотъ, орошеніе и облѣсеніе степей и т. п., прямыя государственныя работы производительнаго характера, а также обратить деньги въ ссуду основывающимся предпріятіямъ общеполезнаго характера, напр. на устройство верфей и доковъ, машиностроительныхъ заводовъ, доменныхъ печей, на всѣ виды промышленнаго долгосрочнаго и меліоративнаго кредита.

  9. Для поддержанія сельскаго хозяйства и обезпеченія народнаго продовольствія конвертировать примѣрно около 300 мил. руб. процентнаго долга въ процентныя облигации «Управления государственныхъ хлѣбныхъ запасовъ» при соотвѣтственномъ выпускѣ кредитныхъ билетовъ. Организовать для этой цѣли названное управленіе, которое: а) скупитъ потребное количество хлѣба продовольственнаго и сѣменнаго, б) выстроитъ сѣть крупныхъ и мелкихъ государственныхъ элеваторовъ, в) распредѣлитъ по областямъ скупленные запасы хлѣба и сѣмянъ, сосредоточивъ въ своихъ рукахъ, все продовольственное дѣло, и г) имѣя собственный капиталъ, пополняемый продовольственными взносами, будетъ не только вести самостоятельно хлѣбную операцію, но и снабжать населеніе хорошими очищенными и отсортированными сѣмянами.

  10. По мѣрѣ ликвидаціи процентнаго долга изъ государственной росписи будутъ постепенно списываться платимые проценты. Суммы эти позволятъ уменьшить, или послѣдовательно отмѣнить наиболѣе тяжелые налоги и акцизы: спичечный, керосиновый, гербовый, паспортный и проч., и перевести выкупные платежи въ умѣренный поземельный налогъ.

Приблизительный планъ ликвидаціи (1-й годъ).

Снимаются съ рынка и погашаются 4½% займы на сумму 500 мил. р. (% взятъ средній).

Валюта обращается:
1) На усиленіе оборотныхъ средствъ Государ-
ственнаго Банка.....
75 мил. р.
2) На государственныя предпріятія:    
  а) Постройка жел. дорогъ..... 50 » »
б) Прочія предпріятія..... 25 » »
3) Ссуды промышленнаго назна-
ченія.....
25 » »
4) Меліоративный кредитъ..... 25 » »
5) Госуд. хлѣбная операція..... 300 » »
   Итого......    600 милл. р.   

Снимаются со счета расходовъ по государственной росписи % на этотъ капиталъ из 4½% 22,6 м. p.

Что позволитъ отмѣнить1 налоги:
Спичечный..... 6,5 м. р.
Паспортный..... 2,6 » »
Понизить наполовину нефтяной..... 8,5 » »
Убавить прямыхъ налоговъ на..... 4,9 » »
 Итого......    22,5 м. р.   

Вмѣсто означенныхъ 22,5 милл. по росписи, будетъ получено дохода:

Отъ Госуд. Банка изъ 5%..... 3,75 м. р.
» новыхъ жел. дорогъ изъ 4%..... 2 » »
» другихъ предпріятій..... 1 » »
» ссудъ промышленныхъ изъ 6%.... 1,5 » »
» меліоративныхъ ссудъ изъ 5%..... 1,25 » »
» Госуд. хлѣбной операціи..... 20,5 » »
   Итого......    29,5 м. р.   

Что, за уплатою 20 милл. p. % по вкладамъ (изъ 4%) дастъ въ доходъ казны еще 9,5 м. р.

Кромѣ того, увеличеніе въ народномъ обращеніи денегь, увеличеніе заработковъ, возвышеніе цѣнъ на хлѣбъ вслѣдствіе огромной закупки казны будетъ въ сильной степени содѣйствовать потребленію, повышая поступленіе другихъ косвенныхъ налоговъ, а также пополненію недоимокъ.

Если предположить, что часть кредитныхъ билетовъ новыхъ выпусковъ останется безъ дѣла и возвратится въ банкъ въ видѣ вкладовъ, это будетъ указывать, что Россія не достаточно созрѣла для столь быстраго увеличенія производительности и тогда, насколько собственныхъ доходовъ отъ дѣятельности Государственнаго Банка не хватитъ, придется доплачивать Государственному Казначейству на тѣхъ же основаніяхъ, какъ это дѣлается и сейчасъ, но въ значительно меньшемъ размѣрѣ. Представимъ себѣ самый невѣроятный случай: переданныя Государственному Банку 75 милл. рублей промышленностью и торговлей затребованы не всѣ, а только ⅔ ихъ т. е. 50 м. р. Раньше казна платила 3,37 м. рублей изъ бюджета. Теперь на 50 м. Государственный Банкъ заплатитъ изъ 5% 2,5 м. р., а только 0,87 м. доплатитъ казна.

Но ожидать, этого невозможно. Не только не будетъ новаго прилива вкладовъ, но есть всѣ основанія думать, что если вклады будутъ сдѣланы размѣнными по востребованію, значительная часть ихъ; будетъ вскорѣ вынута; это уже прямо будетъ указывать, что наличнаго числа знаковъ въ странѣ еще недостаточно.

Очевидно, что ликвидація, совершаясь постепенно, можетъ довести денежное обращеніе страны до его надлежащей нормы и показателемъ этого будетъ служить движеніе вкладовъ. Если приливъ вкладовъ обнаружится, и банкъ не будетъ въ силахъ ихъ производительно помѣщать, это будетъ прямымъ указаніемъ, что количество денежныхъ знаковъ достигло своей нормы. Тогда необходимо понизить вкладной и ссудный проценты, чтобы дать новый толчокъ промышленности. Но опасаться подобнаго результата можно лишь очень нескоро. Судя по тѣмъ заработкамъ, какіе имѣютъ банки, дисконтеры и всякаго рода ростовщики, судя по той жадности, съ которою страна впитываетъ новые денежные знаки, можно думать, что она въ состояніи производительно оборачивать по крайней мѣрѣ втрое большее число знаковъ, чѣмъ нынѣ, т. е. 3—4 милліарда рублей.

При постепенной ликвидаціи нашего процентнаго долга на указанныхъ основаніяхъ и въ предѣлахъ не болѣе 500 милл. рублей въ годъ, ни малѣйшей опасности для внутренней стоимости кредитнаго рубля быть не можетъ, тѣмъ болѣе, что излишнія деньги могутъ всегда найти помѣщеніе во вкладахъ. Постояннымъ измѣненіемъ вышины вкладнаго и ссуднаго процентовъ, можно постепенно довести производительность страны до наивысшаго уровня. Важно лишь, чтобы, кромѣ урегулированія денежнаго обращенія, была проводима и вполнѣ здравая общая экономическая политика, направляющая къ гармоническому развитію всѣ производительныя силы народа. Мы должны помнить прежде всего, что Россія — огромный самодовлѣющій міръ, нуждающійся во ввозѣ лишь самаго ограниченнаго числа продуктовъ. Она прежде всего должна сама производить все ей потребное, чтобы быть въ полной независимости отъ богатыхъ и технически-передовыхъ сосѣдей и ничѣмъ въ нихъ не нуждаться. Затѣмъ она должна не столько заботиться о расширеніи своихъ внѣшнихъ рынковъ и о своемъ мануфактурномъ ростѣ, сколько о довольствѣ и благосостояніи всѣхъ своихъ гражданъ. Децентрализація производствъ, мелкая домашняя промышленность производимая богатыми и просвѣщенными собственниками-кустарями, вооруженными небольшими, но совершенными въ техническомъ смыслѣ машинами и орудіями, равномѣрное распредѣленіе выгодныхъ заработковъ и правильный внутреннiй обмѣнъ — вотъ ея промышленный идеалъ. Потребленіе собственнаго хлѣба и мяса, хорошая производительная утилизація всѣхъ своихъ продуктовъ, свобода и собственность мелкаго землевладѣнія — вотъ ея земледѣльческій идеалъ. Мы уже давно перестали быть житницей Европы, но еще не стали житницей для самихъ себя, и къ этому надо идти. Наша цивилизація имѣетъ рѣзко иныя черты, чѣмъ цивилизація Запада и намъ нужно не отрекаться отъ этого, но утверждаться въ этомъ, не завидуя ни западному золоту, ни западнымъ фабрикамъ, ни западной государственной борьбѣ. Благодаря нашему прочному, исторически сложившемуся государственному строю и нашему независимому отъ остальнаго человѣчества денежному знаку, мы можемъ быстро найти свой національный путь и осуществить, быть можетъ, наилучшія условія человѣческаго существованія на землѣ. Ни одному изъ народовъ не дано такой могучей организующей силы, какъ намъ, ни одинъ народъ не располагаетъ такими безконечно огромными естественными средствами, какъ мы, но и ни одинъ народъ не подлежитъ такой жестокой исторической отвѣтственности, если этими средствами пренебрежетъ и своего пути не найдетъ.

* * *

Эта программа, встрѣтитъ, знаемъ это и вѣримъ этому, всеобщее сочувствіе незагипнотизированныхъ финансовою псевдо-наукою мыслящихъ и работающихъ русскихъ людей, встрѣтитъ, конечно, злобныя насмѣшки со стороны гг. представителей «финансовой науки», которые, можетъ быть, съ высокомѣрной миной не захотятъ даже «унизиться» до ея разсмотрѣнія. Вѣдь объявилъ же очень торжественно и съ большимъ апломбомъ г. ученый секретарь ученаго комитета А. Н. Гурьевъ, что «наука не унижается до оспариванія брошюръ бумаго-денежныхъ наводнителей». А «унизиться» необходимо, если собственное безплодіе не даетъ ничего. Если ужь не родину спасать, то хоть свои ученыя позиціи и свое олимпійское спокойствіе 20-го числа. Господа испанскіе ученые, называвшіе Колумба помѣшаннымъ и утверждавшіе, что никакой Америки нѣтъ, и быть не можетъ, тоже вѣдь въ свое время считались свѣтилами науки и, вѣроятно, состояли на 20-мъ числѣ...

Чтобы пополнить приведенную выше программу, считаемъ необходимымъ привести основныя положенія книги г. Шарапова "Бумажный рубль". Надъ этими подоженіями, доказательству и научному обоснованію коихъ посвящена книга, не остановился серьезно ни одинъ изъ нашихъ ученыхъ финансистовъ. По ихъ мнѣнію, все это страшная ересь, по нашему — это впервые высказанныя въ литературѣ основанія истинной финансовой науки, открывающія новые и широкіе горизонты. Вотъ эти положенія:

  1. Мѣновою денежною единицею въ Россіи есть и долженъ быть рубль, представляющій собою нѣкоторую постоянную, совершенно отвлеченную цѣнность.

  2. Эта единица на практикѣ изображается бумажнымъ знакомъ, выпускъ и истребленіе коего принадлежитъ государственной власти.

  3. Золото есть товаръ такой же, какъ и всѣ остальные металлы, но, въ виду того, что этотъ товаръ системою сосѣднихъ государствъ принятъ за монетную, денежную единицу, намъ въ нашей международной торговлѣ и сдѣланыхъ ранѣе государственныхъ долгахъ, счеты приходится вести на него.

  4. Бумажный рубль, не зависящій отъ золота и выпускаемый по мѣрѣ необходимости, позволяетъ, при правильной организаціи кредитныхъ учрежденій, оживлять и оплодотворять народный трудъ и его производительность какъ-разъ до предѣла, до котораго въ данное время достигаетъ трудолюбіе народа, его предпріимчивость и техническія познанiя. Онъ является мнимымъ капиталомъ и дѣйствуетъ совершенно такъ же, какъ и капиталъ реальный.

  5. Существуетъ весьма простой регуляторъ, указывающій, во всякую минуту, центральному кредитному учрежденію, много или мало денегъ въ странѣ, и позволяющій, съ величайшею точностью, сжимать и расширять наличное количество знаковъ.

  6. При системѣ финансовъ, основанной на абсолютныхъ деньгахъ, находящихся вполнѣ въ распоряженіи центральнаго государственнаго учрежденія, господство биржи въ странѣ становится совершенно невозможнымъ, и безвозвратно гибнетъ всякая спекуляція и ростовщичество.

  7. Мѣсто хищныхъ биржевыхъ инстиктовъ заступаетъ государственная экономическая политика, сама становящаяся добросовѣстнымъ и безкорыстнымъ посредникомъ между трудомъ, знаніемъ и капиталомъ.

  8. При бумажныхъ абсолютныхъ деньгахъ является возможность истиннаго государственнаго творчества и образованія всенародныхъ, мірскихъ или государственыхъ запасныхъ капиталовъ.

  9. При бумажныхъ абсолютныхъ деньгахъ роль частнаго капитала измѣняется въ смыслѣ отнятія у него захватываемой имъ въ государствахъ биржево-золотыхъ власти.

  10. При государственномъ творчествѣ и запасахъ является совершенно иной взглядъ, какъ на налоги, такъ и на систему таможенную.

    Наконецъ:

  11. Осуществленіе въ полномъ видѣ системы финансовъ, основанной на абсолютныхъ знакахъ, измѣнитъ самый характеръ современнаго русскаго государственнаго строя, совершенно освободивъ отъ постороннихъ вліяній, усиливъ его нравственную сторону бытія и давъ возможность проведенія свободной христіанской политики.

Критическій разборъ этихъ положеній и ихъ тщательная провѣрка при иныхъ, чѣмъ наши, общественныхъ условіяхъ, составила бы въ высшей степени благодарную работу для самостоятельнаго молодаго ума, желающаго послужить наукѣ. Наша же «наука» предпочитаетъ обходить подобную «ересь» въ величественномъ молчаніи, а молодежь самостоятельныхъ мыслителей и работниковъ не выдвигаетъ. Будемъ ждать....


1 В тексте статьи напечатано: "Что позволитъ отмѣтить налоги", что, судя по тексту п. 10, скорее всего является опечаткой. (примечание составителя). (назад)