ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА, 1896 г. Деньги и их значение.

Денежная реформа. Свод мнений и отзывов, 1896 г., стр. 105-109

ОТДѢЛЪ I
СТАТЬИ И ОТЗЫВЫ ВЪ ПЕЧАТИ.


Князь Щербатовъ отвѣчалъ г. Рафаловичу въ слѣдующей статьѣ (№ 92 той же газеты):

Деньги и ихъ значеніе.

Финансовая политика Россіи должна состоять въ томъ, чтобы, относясь къ денежнымъ знакамъ, какъ къ средству для выполненія извѣстныхъ государственныхъ задачъ, пользоваться различными видами ихъ, соотвѣтственно ихъ свойствамъ.

Въ Россіи деньги удовлетворяютъ троякому роду нуждъ: во-первыхъ, онѣ содѣйствуютъ различнымъ видамъ промышленности и внутренней торговли, являясь посредниками при обмѣнѣ и средствомъ опредѣленія цѣнности имуществъ и труда, затѣмъ, въ отношеніяхъ съ другими государствами, деньги являются опредѣлителемъ цѣнности вывоза и ввоза и средствомъ сведенія счетовъ въ размѣрахъ разности по финансовому балансу и, въ третьихъ, онѣ необходимы какъ запасный фондъ для военныхъ цѣлей.

Въ обращеніи внутреннемъ правильность функціонированія денежнаго обращенія опредѣляется устойчивостью процентовъ по вексельному учету. Какъ всѣ виды промышленности, такъ и торговля, могутъ развиваться при условіи устойчиваго и не чрезмѣрнаго учетнаго процента. Въ странахъ, какъ напримѣръ Англія и Франція, гдѣ интересы промышленности и торговли играютъ первенствующую роль, вниманіе правительства прежде всего обращено на положеніе учетнаго процента. Нормальный его размѣръ стоитъ гораздо ниже, чѣмъ въ Россіи: поднятіе его до 5 проц. уже считается предвѣстникомъ кризиса и вызываетъ возможное напряженіе усилій къ его пониженію до нормальныхъ размѣровъ.

Устойчивость и низкій размѣръ учетнаго пpoцeнтa въ этихъ двухъ странахъ, имѣющихъ большую внѣшнюю торговлю, возможны только, благодаря металлической, золотой валютѣ, и признанію ея таковою большинствомъ европейскихъ государствъ. Вслѣдствіе этого каждый капиталистъ вполнѣ увѣренъ, что, помѣщая деньги въ Англіи или во Франціи, онъ получитъ ихъ обратно тою же или равноцѣнною выданной имъ монетой. Такого рода увѣренность проистекаетъ не только изъ довѣрія къ добросовѣстности правительствъ этихъ двухъ странъ, но, главнымъ образомъ, изъ сознанія уравновѣшенности ихъ финансовъ и изъ убѣжденія, что въ ихъ финансовой системѣ нѣтъ ни одной слабой стороны, которая могла бы поставить ихъ въ невозможность разсчитаться по своимъ обязательствамъ полноцѣнною міровою валютой. Относительно же Россіи такой порядокъ не примѣнимъ въ виду наличности заграничныхъ долговъ въ нѣсколько милліардовъ и постояннаго опасенія сведенія ея финансовыхъ балансовъ не въ ея пользу. До устраненія этихъ двухъ условій немыслимо введеніе въ Россіи металлической валюты. Всѣ попытки въ этомъ направленіи, вызывая значительныя жертвы при первомъ же неурожаѣ, при первой войнѣ, будутъ кончаться полною неудачей. Наконецъ даже если и было бы возможно удержать нѣкоторое время металлическое обращеніе, то неизбѣжныя колебанія учетнаго процента явились бы несомнѣннымъ признакомъ неустойчивости положенія,

Г. Рафаловичъ въ своей послѣдней статьѣ упрекнулъ меня въ стремленіи къ изолированію Россіи; не въ изолированіи дѣло, а въ созданіи самобытнаго, самостоятельнаго финансоваго положенія. Самостоятельность направленія можетъ быть достигнута отреченіемъ на время отъ немыслимой для Россіи металлической валюты и обоснованіемъ всей внутренней торговли и промышленности на валютѣ бумажной. Если только бумажной валютѣ будетъ поставлена строго опредѣленная и не менѣе строго охраняемая закономъ задача обезпеченія потребности русской промышленности и торговли въ мѣновыхъ знакахъ и удержаніе учетнаго процента въ размѣрѣ соотвѣтственномъ финансовому балансу страны, внѣшнему кредиту и положенiю ея экономическому, то несомнѣнно, что бумажныя деньги вполнѣ замѣнятъ собой металлическія. Доказательствомъ того, что бумажныя деньги, выпускаемыя въ количествѣ, соотвѣтствуюшіемъ нуждамъ страны, имѣютъ свою самостоятельную цѣнность, служатъ тѣ обстоятельства, что въ русской исторіи бывали примѣры, когда золото мѣнялось на нихъ съ лажемъ и, кромѣ того, признаніе современныхъ финансистовъ, что при настоящемъ сельско-хозяйственномъ кризисѣ, страны обладающія серебряною и бумажною валютой, при сбытѣ своихъ произведеній въ страны съ золотою, пользуются всѣмъ тѣмъ преимуществомъ, которое имъ создаетъ разность между нарицательнымъ и дѣйствительнымъ курсомъ ихъ денежнаго знака.

Количество необходимыхъ для внутренняго употребленія Россіи бумажныхъ денегъ не можетъ быть выражено постояннымъ числомъ. Находясь въ зависимости отъ требованій промышленности, оно опредѣляется колебаніями учетнаго процента. Размѣръ же учетнаго процента, по возможности охраняемый отъ частыхъ и быстрыхъ перемѣнъ, зависитъ отъ финансовыхъ соображеній и положенія торговли и промышленности. Злоупотребленіе правомъ выпуска бумажныхъ денегъ немедленно проявится слпшкомъ большимъ паденіемъ учетнаго процента. Съ другой стороны, недостатокъ въ нихъ вызоветъ чрезмѣрное повышеніе его. Во избѣжаніе излишняго количества бумажныхъ денегъ, выпускъ ихъ для новыхъ предпріятій и для расходовъ сверхсмѣтныхъ долженъ быть допущенъ только въ строго-опредѣленномъ законодательномъ порядкѣ.

Пользованіе выпусками бумажныхъ денегъ для нуждъ невыгоднаго финансоваго баланса должно быть безусловно возбранено и недочетъ по этой статьѣ покрываемъ изъ запаснаго металлическаго фонда или въ крайнемъ случаѣ посредствомъ займа. Общее же государственное финансовое направленіе должно быть установлено въ виду обязательнаго развитія вывозной торговли на столько, чтобы не только финансовый балансъ разъ на всегда установился въ пользу Россіи, но чтобы постепенно погашались и заграничные государственные долги. Невыгодный финансовый балансъ и заграничные долги — это корень зла, подрывающій весь финансовый, а затѣмъ экономическій строй Россіи. Наконецъ, въ виду современныхъ условій войны, при которыхъ требуется достичь наибольшаго напряженія силъ государства въ возможно короткій срокъ, когда не имѣется времени ни для займа, ни для какого-либо другаго способа нахожденія средствъ, безусловно необходимъ постоянный металлическiй фондъ весьма значительныхъ размѣровъ. Такой фондъ, въ особенности для Россіи, при неупорядоченіи ея денежнаго обращенія, столько же необходимъ для самостоятельности ея положенія во внѣшней политикѣ, какъ многочисленное войско, какъ имѣющееся для него вооруженіе. Преобладающему своему значенію въ иностранной политикѣ Россія за послѣдніе годы столько же обязана своей военной организаціи, какъ и наличности достаточныхъ средствъ для открытія военныхъ дѣйствій.

Въ заключеніе не могу умолчать по поводу мнѣній, высказанныхъ за послѣднее время въ газетныхъ статьяхъ. Было выражено мнѣніе, что безразлично, гдѣ находится имѣющійся металлическій запасъ: хранится-ли онъ въ видѣ особеннаго фонда или переведенъ въ Государственный Банкъ въ оборотную кассу. Дѣло въ томъ, что этотъ фондъ необходимъ во всей его неприкосновенности для цѣлей политическихъ и военныхъ. Передача части или всего его въ оборотную кассу Государственнаго Банка при теперешнемъ положеніи дѣлъ несомнѣнно есть первый шагъ къ уходу его за границу, въ обмѣнъ за наши процентныя и безпроцентныя бумаги, которыя, при малѣйшемъ политическомъ осложненіи, какъ и прежде, будутъ предъявляться въ Россію къ оплатѣ. И такимъ образомъ въ самое нужное время Россія будетъ лишена главнаго условія для выполненія твердой политической программы.

Затѣмъ въ возраженіе мнѣніямъ, отстаивающимъ во что бы то ни стало необходимость привлеченія иностранныхъ каниталовъ для эксплуатаціи богатствъ Россіи, слѣдуетъ указать на желательность прежде того дать возможность приложить свои силы и свои знанія русскимъ предпринимателямъ и капиталистамъ.

Врядъ-ли будетъ справедливо давать преимущество иностранцамъ при дешевомъ кредитѣ, когда въ Россіи учетный процентъ часто поднимается выше 7% и колебанія бываютъ въ размѣрѣ 3% въ нѣсколько мѣсяцевъ. Прежде чѣмъ открыть широко двери иностранцамъ, надобно дать одинаковыя права русской промышленности. Возможно же это сдѣлать внимательнымъ отношеніемъ къ положенію учетнаго процента и своевременнымъ выпускомъ, когда это нужно для удержанія его отъ повышенія, въ достаточномъ размѣрѣ, кредитныхъ билетовъ.

Въ прежней и въ этой статьѣ имѣлось въ виду убѣдить въ невозможности и въ невыгодности для Россіи при настоящихъ обстоятельствахъ установленія постояннаго отношенія между золотою и бумажною валютами; въ заключеніе слѣдуетъ обратить вниманіе свое на одно соображеніе; хотя въ данную минуту фиксаціей курса ничьи права можетъ быть, и не нарушаются, но извѣстно насколько малѣйшее обстоятельство вліяетъ на настроеніе биржъ. Обозначеніе на золотой монетѣ цѣнности несоотвѣтствующей вѣсу золота несомнѣнно будетъ лишнимъ и весьма вѣскимъ доводомъ къ обвиненію Россіи въ недобросовѣстности и къ подрыву ея кредита. Кромѣ того фиксаціей курса утратится весьма важное свойство кредитнаго рубля служить къ самоврачеванію финансовыхъ и экономическихъ недочетовъ страны. При паденіи курса цѣны внутри Россіи соотвѣтственно поднимались, и промышленность и торговля оживлялись.

Во всякомъ случаѣ, какое бы ни было окончательное рѣшеніе, крайне необходимо спокойное и всестороннее обсужденіе предполагаемой денежной реформы. Желательно, чтобы по выработанному проекту было допущено обсужденіе на торгово-промышленномъ съѣздѣ въ Нижнемъ-Новгородѣ.