СОЧИНЕНИЯ А. П. ЩАПОВА, 1906 г., т. I. Земский собор 1648-1649

А. П. Щапов. Сочинения, т. I, 1906 г., стр. 718-726

Земскiй соборъ 1648-1649

и собранiе депутатовъ 1767 годовъ 1)

(Важное примечание)

I.

Извѣстно, что до московской централизацiи, въ эпоху земской самобытности областей, не было общаго положительнаго законодательства, а только выработывались изъ жизни народной, земско-областной и изрѣдка предавались письмени мѣстные юридическiе обычаи. Въ общинныхъ, народоправныхъ черныхъ волостяхъ выработывались изъ жизни крестьянской, мiрской, неписанныя, но обычныя мiрскiя постановленiя, или, такъ-называемыя въ актахъ, мiрскiя уложенiя (А. Юр. № 358). Въ вотчинныхъ волостяхъ требовались волостными крестьянами и, по ихъ челобитью, съ ихъ разсуженья, составлялись вотчинныя уставныя грамоты (А. Э. 1, № 269, 258 и др.). Въ цѣлыхъ областяхъ выработывались земскою, мiрскою жизнью, или съ конца XIV вѣка выдавались иногда князьями областныя уставныя грамоты. Таковы, напримѣръ, псковская судная грамота, двинская уставная грамата. Принципъ мѣстной областной уставности, мѣстнаго юридическаго самоустройства такъ былъ обыченъ въ областныхъ общинахъ, особенно въ сѣверныхъ, древне-новгородскихъ, что многiя изъ нихъ, напримѣръ, важская земля, двинская земля, устьянскiя волости, какъ читатели наши знаютъ уже, во второй половинѣ ХVI вѣка вытебовали себѣ мѣстныя уставныя граматы на право излюбленнаго самоуправленiя и самосуда. Царь Грозный далъ имъ эти уставныя граматы не по своей волѣ, а по ихъ челобитью и сильной протестацiи противъ царскихъ намѣстниковъ и волостелей. Въ самыхъ граматахъ царь только утвердилъ тѣ общiя начала излюбленнаго, общинно-выборнаго самоуправленiя и самосуда, какiя опредѣлены были самими областными общинами. Дальнѣйшее развитiе этихъ общихъ началъ, примѣненiе ихъ къ мѣстному теченiю жизни предоставлено было самимъ областнымъ общинамъ, предоставлено было имъ самимъ управляться такъ, чтобъ управа люба была всей ихъ землѣ.

Но съ XVI вѣка все это были уже исключенiя. Съ прекращенiемъ земской особности, самобытности областей, прекратилось и развитiе областной, мѣстной уставности. Только разнообразная мѣстная жизнь народная, попрежнему, хранила и вновь выработывала свои юридическiе обычаи, не получавшiе письменной опредѣленности и государственнаго значенiя и утвержденiя. Съ тѣхъ поръ, какъ московское государство централизовало всѣ областныя общины, съ тѣхъ поръ начала развиваться юридическая централизацiя, систематическое обобщенiе юридическихъ началъ земско-областной жизни. Эта систематизацiя мѣстныхъ, земско-областныхъ, юридическихъ принциповъ — правъ и обязанностей выразилась въ развитiи законодательной кодификацiи. Уже при царѣ Иванѣ III, когда такъ-называемое собиранiе русской земли совершилось почти окончательно, составленъ былъ первый судебникъ, сводъ частiю мѣстныхъ областныхъ уставныхъ граматъ, частiю новыхъ царскихъ граматъ и указовъ. При Иванѣ Грозномъ составленъ былъ второй судебникъ, на основанiи перваго, съ присовокупленiемъ вновь изданныхъ царскихъ указовъ и граматъ, съ соображенiемъ новыхъ опытовъ и данныхъ народной земско-областной жизни въ развивавшемся государственномъ союзѣ. Въ первой половинѣ XVII вѣка, сообразно съ новыми данными народной жизни и съ накопившимися вновь указами и граматами, составлены были дополнительныя статьи къ судебнику. Царствованiе Михаила Ѳедоровича особенно обильно было царскими граматами и указами; потому что областныя общины, согласившись, послѣ розни своей въ смутное время, быть между собой въ любви, въ совѣтѣ и въ соединеньи по праву общинно-областной челобитной представительности и гласности, не давали новоизбранному всею землею царю покоя своими безпрестанными земско-общинными челобитными. Вслѣдствiе этихъ народныхъ челобитныхъ, царскихъ указовъ и граматъ еще больше накопилось. Нужно было свести ихъ въ одну книгу, и обобщить юридическiя начала народной земско-областной жизни согласно съ государственной централизацiей. И вотъ 16 iюля 1848 года, по указу царя Алексѣя Михайловича, созванъ былъ сначала соборъ изъ однихъ московскихъ духовныхъ и свѣтскихъ чиновъ. По приговору этого частнаго собора, рѣшено было собрать всѣ прежнiе царскiе указы и боярскiе приговоры, а недостающiя статьи вновь составить. Далѣе, ужъ не этотъ частный соборъ, а самъ царь указалъ, кому заняться этимъ сводомъ прежнихъ законовъ и составленiемъ новыхъ. Дѣло поручено было пяти членамъ царского бюрократическаго правительства. Въ подлинной выпискѣ о бывшемъ въ Москвѣ, по указу царя Алексѣя, соборѣ духовныхъ и свѣтскихъ чиновъ для сочиненiя новаго собранiя законовъ, сказано такъ:

«Въ лѣто 1648, iюля 16 дня государь, царь и великiй князь Алексѣй Михайловичъ всея Русiи самодержецъ, совѣтовалъ съ отцемъ своимъ и богомольцемъ, святѣйшимъ Iосифомъ, патрiархомъ московскимъ и всея Русiи, и съ митрополитами и съ архiепископами, и съ епископами и совсѣмъ освященнымъ соборомъ, и говорилъ съ своими государевыми боярами, и съ окольничими и съ думными людьми: которыя статьи написаны въ правилахъ св. апостолъ и св. отецъ, и въ градскихъ законахъ греческихъ царей, а пристойны эти статьи къ государственнымъ и къ земскимъ дѣламъ, и тѣ бы статьи выписали, и чтобъ прежнихъ великихъ князей россiйскихъ, и отца его государева блаженныя памяти, великаго государя царя и великаго князя Михаила Ѳедоровича всея Русiи указы и боярскiе приговоры на всякiя государственныя и на земскiя дѣла собрать, и тѣ государскiе указы и боярскiе приговоры со старыми судебниками справить: а на которыя статьи въ прошлыхъ годахъ, въ судебникахъ прежнихъ государей указа не положено и боярскихъ приговоровъ на тѣ статьи не было, а тѣ бы статьи потому же написать и изложить по его государеву указу, общимъ совѣтомъ, чтобъ московскаго государева всякихъ чиновъ людямъ, отъ большаго и до меньшаго чина, судъ и расправа были во всякихъ дѣлахъ всѣмъ ровно. И указомъ государя царя и великаго князя Алексѣя Михайловича всея Русiи, то все собрать и въ докладъ написать боярамъ князю Никитѣ Ивановичу Одоевскому, да князю Семену Васильевичу Прозоровскому, да окольничему князю Ѳедору Ѳедоровичу Волконскому, да дьякамъ Гаврилѣ Леонтьеву, да Ѳедору Грибоѣдову». Замѣчательно, что въ этомъ актѣ дѣла дѣлятся на государственныя и на земскiя. Подъ государственными дѣлами разумѣется собственно государственное строительство, казенные и приказные порядки, и преимущественно интересы казны государевой, а подъ дѣлами земскими — всѣ дѣла собственно народныя, дѣла и интересы земскихъ областныхъ общинъ. Сообразно съ разграниченiемъ дѣлъ государственныхъ и земскихъ, и дѣйствовалъ государственный земскiй соборъ 1648 года. По принципу государственнаго права и контроля, сборникъ законовъ составленъ, по указу царя, пятью членами правительственной бюрократiи. «И по государеву цареву и великаго князя Алексѣя Михайловича всея Русiи указу — сказано въ соборномъ актѣ — бояре князь Никита Ивановичъ Одоевскiй съ товарищами, выписавъ изъ правилъ св. апостолъ и св. отецъ и изъ градскихъ законовъ греческихъ царей, и изъ старыхъ судебниковъ прежнихъ великихъ государей, и изъ указовъ великаго государя царя и великаго князя Михаила Ѳедоровича всея Русiи, и изъ боярскихъ приговоровъ, и которыхъ статей въ прежнихъ судебникахъ и въ указахъ прежнихъ государей и въ боярскихъ приговорахъ не написано, и изъ статьи написавъ вновь, къ государю принесли». По принципу земства, необходимъ былъ, въ дѣлѣ изданiя уложенiя, и земскiй совѣтъ. Какъ не нарушала бюрократическая правительственная централизацiя принципъ земскаго народосовѣтiя областныхъ общинъ, сколько ни присвоялъ царь Алексѣй Михайловичъ силы своей волѣ, своему указу и приказнымъ боярамъ, все же онъ еще не рѣшался, безъ земскаго совѣта, издать уложенiя. Онъ признавалъ это дѣло сколько своимъ, государевымъ и царственнымъ, столько же и земскимъ великимъ дѣломъ. Потому, указавъ пяти лицамъ составить сводъ уложенiя, царь рѣшилъ созвать земскiй соборъ для дополненiя его новыми статьями, для всенароднаго прочтенiя и для земской скрѣпы. «А для того своего государева и земскаго великаго царственнаго дѣла — читаемъ, далѣе, въ соборномъ актѣ — указалъ государь, по совѣту съ патрiархомъ, и бояре приговорили: выбрать изъ стольниковъ, и изъ стряпчихъ, и изъ дворянъ московскихъ, и изъ жильцовъ, изъ чину по два человѣка, также изъ дворянъ и дѣтей боярскихъ всѣхъ городовъ взять изъ большихъ городовъ, опричь Новгорода, по два человѣка, а изъ новгородцевъ съ пятины по человѣку, а изъ меньшихъ городовъ по человѣку, а изъ гостей трехъ человѣкъ, а изъ гостиной и изъ суконной сотенъ по два человѣка, а изъ черныхъ сотенъ и изъ слободъ и изъ городовъ съ посадовъ по человѣку, добрыхъ и смышленныхъ людей, чтобъ государево его царственное и земское дѣло съ тѣми со всѣми выборными людьми утвердить и на мѣрѣ поставить, чтобъ всѣ тѣ великiя дѣла, по нынѣшнему его государеву указу и соборному уложенiю, впредь были ничѣмъ нерушимы».

Вслѣдствiе этого указа, выборные къ октябрю собрались въ Москву. Судя по ихъ рукоприкладству въ спискѣ уложенiя, всѣхъ выборныхъ было 315 человѣкъ, именно патрiархъ Iосифъ, 2 митрополита, 3 архiепископа, 1 епископъ, 5 архимандритовъ, игуменъ, 15 бояръ, 10 окольничихъ, казначей, думный дворянинъ, печатникъ, думный дьякъ, благовѣщенскiй протопопъ, духовникъ государя, 5 московскихъ дворянъ, 148 дворянъ городовыхъ, трое гостей, 12 выборныхъ отъ московскихъ сотенъ и слободъ, 89 выборныхъ посадскихъ изъ городовъ, и, наконецъ, 15 выборныхъ отъ 15 московскихъ стрѣлецкихъ приказовъ. Изъ этого перечня видно, что выборъ былъ неполный: не было выборныхъ изъ крестьянъ.

Что же, какую роль играли, какое участiе принимали въ обсужденiи земскаго дѣла уложенiя эти 315 наличныхъ выборныхъ?... По оффицiальному акту, слушали «Уложенiе», да руки приложили къ нему грамотные за себя и за безграмотныхъ. Именно, въ сохранившемся до насъ соборномъ актѣ Уложенiя читаемъ: «Въ нынѣшнемъ въ 1648 г. октября съ 3-го числа государь и великiй князь Алексѣй Михайловичъ, всея Русiи самодержецъ, съ отцомъ своимъ и богомольцемъ святѣйшимъ Iосифомъ, патрiархомъ московскимъ и всея Русiи, и съ митрополитами, и съ архiепископами и съ епископами, также и съ своими государевыми боярами, и съ окольничими и съ думными людьми того собранiя слушалъ, и выборнымъ людямъ, которые къ тому общему совѣту выбраны въ Москвѣ и изъ городовъ, чтено, чтобы то все Уложенiе впредь было прочно и неподвижно. И указалъ государь то все Уложенiе написать на списокъ, и закрѣпивъ тотъ списокъ святѣйшему Iосифу, патрiарху московскому и всея Русiи, и митрополитамъ, и архiепископамъ, и архимандритамъ, и игуменамъ, и всему освященному собору, и своимъ государевымъ боярамъ и окольничимъ и думнымъ людямъ, и выборнымъ дворянамъ, и дѣтямъ боярскимъ, и гостямъ, и торговымъ и посадскимъ людямъ московскаго государства и всѣхъ городовъ россiйскаго царства, а закрѣпя то Уложенiе руками, указалъ государь списать въ книгу и закрѣпить ту книгу дьякамъ Гаврилѣ Левонтьеву да Ѳедору Грибоѣдову; а съ той книги для утвержденья, на Москвѣ во всѣ приказы и въ города напечатать многiя книги, и всякiя дѣла дѣлать по тому Уложенiю». Какъ приказалъ царь, такъ было и сдѣлано: всѣ выборные приложили къ уложенiю свои руки. За выборными царскiй приставникъ-бояринъ наблюдалъ. «А какъ уложенiе — сказано въ концѣ соборнаго акта — по государеву цареву и великаго князя Алексѣя Михайловича всея Русiи указу, чтено (было) выборнымъ людямъ, въ то время въ отвѣтной палатѣ, по государеву указу, сидѣлъ бояринъ князь Юрiй Алексѣевичъ Долгорукiй, да съ нимъ выборные люди».

Если же, такимъ образомъ, по указу царя, составленiе уложенiя поручено было только пяти лицамъ; если, далѣе, по указу царя, составленное пятью лицами уложенiе только читано было выборнымъ земскимъ людямъ, подъ предсѣдательствомъ, или подъ наблюденiемъ приставленнаго царемъ боярина-князя, то уже ли выборные земскiе люди были, какъ мумiи, безгласны? Уже ли они ничего не говорили на соборѣ, а, какъ безгласные рабы, только выслушивали въ уложенiи законы, написанные, по выраженiю графа Воронцова, «не для свободныхъ гражданъ, а для рабовъ». Нѣтъ, этого нельзя сказать! Во-первыхъ, извѣстно, что земскiе выборные подали на соборѣ особыя челобитныя, вслѣдствiе которыхъ составлены были новыя статьи и внесены въ уложенiе. Мы сейчасъ покажемъ, какого рода эти челобитныя. Потомъ, есть извѣстiе, что кн. Львовъ и съ нимъ до 120 человѣкъ осмѣлились выразить свое недовольство уложенiемъ и за то сосланы были въ соловецкiй монастырь, и тамъ, спустя нѣсколько лѣтъ, подъ знаменемъ раскола, произвели бунтъ противъ царя. Къ сожалѣнiю, неизвѣстно, въ чемъ состояло ихъ недовольство уложенiемъ 2). Затѣмъ, недаромъ нѣкоторыя демократическiя согласiя раскола отвергали и донынѣ отвергаютъ уложенiе царя Алексѣя Михайловича, называя его «богопротивною, антихристовою книгою». Это отрицанiе, вѣроятно, наслѣдовано ими отъ помянутыхъ оппонентовъ уложенiя, возражавшихъ что-то противъ него и за то пострадавшихъ. Если неизвѣстно, что́ возражали противъ уложенiя 120 человѣкъ, сосланныхъ въ соловецкiй монастырь, такъ зато сохранились двѣ челобитныя выборныхъ, слушавшихъ на соборѣ уложенiе. Эти челобитныя показываютъ, что хотя земскiе выборные и мало обнаружили влiянiя и участiя въ редакцiи уложенiя, однакожъ, полномочно воспользовались земскимъ соборомъ для рѣшенiя двухъ важныхъ вопросовъ XVII вѣка. Въ одной челобитной выборные представляли объ отобранiи у патрiарха, у монастырей и вообще у духовенства вотчинныхъ земель и объ употребленiи ихъ на жалованье безпомѣстнымъ и малопомѣстнымъ служилымъ людямъ. «Били намъ челомъ — читаемъ въ актахъ — стольники и стряпчiе, и дворяне московскiе, и изъ городовъ дворяне-жъ и дѣти боярскiе, и гости, и гостиныя гости и суконныя и черныхъ сотенъ и слободъ, и изъ городовъ посадскiе и всѣ выборные люди ото всея земли, и въ челобитьѣ ихъ написано: чтобъ государь указалъ у патрiарха, и у властей, и у монастырей, и у поповъ вотчинныя земли взять на себя государя, которыя даваны съ восмьдесятъ осмаго году, послѣ указу и уложенья прежнихъ государей, блаженныя памяти государя царя и великаго князя Ивана Васильевича всеа Русiи... государя царя и вел. князя Ѳедора Ивановича всеа Русiи, и прежнихъ властей, которые съ ними государи въ то время были на соборѣ; а въ соборномъ дѣлѣ уложенье написано, что съ тѣхъ мѣстъ въ монастыри вотчинныхъ земель отнюдь не давать, а власти-де къ тому приговору и руки свои приложили, что имъ и впредь, кто по нихъ иныя власти будутъ, никакихъ земель въ монастыри не имать; и велѣлъ бы тѣ земли, взявъ изъ монастырей, роздать по разбору служивымъ людемъ, безпомѣстнымъ и малопомѣстнымъ дворянамъ и дѣтемъ боярскимъ» (А. Э. IV, стр. 49).

Въ другой, особенно важной для русскихъ людей XVII вѣка, челобитной, выборные земскаго собора 1648—1649 г. представляли о государственно-экономическомъ уравненiи всѣхъ людей, о небытiи льготныхъ слободъ около городовъ, въ ущербъ тяглымъ людямъ, и проч. Вотъ отрывокъ изъ этой челобитной: «Гости и гостиныя, и суконныя и черныхъ сотенъ и слободъ, и городовые торговые и посадскiе выборные люди великому государю били челомъ, а въ челобитной ихъ написано: блаженныя-де памяти при великомъ государѣ царѣ и вел. князѣ Иванѣ Васильевичѣ всеа Русiи и при государѣ царѣ и великомъ князѣ Ѳедорѣ Ивановичѣ всеа Русiи, на Москвѣ и около Москвы по городамъ, на посадѣхъ и около посадовъ, патрiаршихъ и митрополичихъ, и владычнихъ, и монастырскихъ, и боярскихъ, и княженецкихъ, и думныхъ дворянъ, и столниковъ, и дьяковъ, и ближнихъ людей слободъ со крестьяны и съ закладчики съ торговыми со всякими людми не бывало; а нынѣ-де на Москвѣ и около Москвы по городамъ на посадѣхъ дворы и около посадовъ заведены слободы патрiарши, и митрополичи, и владычни, и монастырскiя, и боярскiя, и княженецкiя, и стольниковъ, и думныхъ и ближнихъ людей, а въ тѣхъ-де дворѣхъ и въ слободахъ живутъ многiе торговые и ремесленные люди и дворники торговые крестьяне, и всякими промыслы и торгами большими на Москвѣ и въ городѣхъ торгуютъ и промышляютъ, и многими лавками и онбары и соляными варницами посадскими владѣютъ, и во всякихъ промыслѣхъ ихъ такiе заступные и торговые люди затѣснили и изобидили многими обидами; а съ промысловъ-де они съ своихъ и съ вотчинъ государевыхъ податей не платятъ и службъ съ ними не платятъ, живутъ всегда во лготѣ, и на Москвѣ-де и въ городѣхъ отъ нихъ заступныхъ людей въ торгѣхъ и въ ихъ многихъ обидахъ чинится и межусобiе и ссоры болшiе. А на Москвѣ-де изстари за патрiархомъ которыя слободки были, и въ тѣхъ-де слободкахъ жили патрiарши бобыли и патрiарша двора сторожи, повары, конюхи и мастеровые люди патрiарша-жъ двора; а нынѣ де на Москвѣ и около Москвы въ слободахъ живутъ многiе торговые промышленные люди и кабацкiе откупщики. А въ Нижнемъ-де Новѣгородѣ на посадѣ въ одной Благовещенской слободѣ за патрiархомъ торговыхъ и ремесленныхъ людей сверхъ писцовыхъ книгъ болши штисоть человѣкъ, которые въ тое слободу сошлися изъ разныхъ городовъ и поселилися для своего промыслу и легости. Да изстари-жъ-де, до московскаго и послѣ московскаго разоренья, около Москвы, за Землянымъ городомъ, были животинные выпуски по всѣмъ дорогамъ, отъ города версты по три, и по четыре, и по пяти, а въ городѣхъ около посадовъ были животинные выпуски болшiе и въ лѣсы выѣзды по дрова; а ныне-де около Москвы и въ городѣхъ около посадовъ животинныхъ выпусковъ не стало, потому, иззаняли бояре и ближнiе люди и московскiе дворяне и дьяки подъ загородные дворы и огороды, а монастыри и ямщики тѣ животинные выпуски распахали въ пашню, и въ лѣсы-де выѣзду по дрова не стало. И великiй государь пожаловалъ бы ихъ гостей и торговыхъ посадскихъ людей всего московскаго государства: на Москвѣ и около Москвы и во всѣхъ городѣхъ, на посадѣхъ и около посадовъ въ слободахъ никакимъ торговымъ и промышленнымъ людемъ за патрiархомъ и за властьми, и за монастыри, и за бояры, и за ближними и думными и всякихъ служилыхъ чиновъ людьми, быти не велѣлъ: а велѣлъ бы великiй государь на Москвѣ и около Москвы въ слободахъ, и во всѣхъ городѣхъ на посадѣхъ и около посадовъ по слободамъ, всякимъ торговымъ и промышленнымъ людемъ быть за собою великимъ государемъ въ тяглѣ и въ слободахъ съ ними вмѣстѣ равно, чтобъ-де никто въ избыли не былъ и чтобъ-де государскимъ милосердымъ воззрѣнiемъ во всемъ народѣ мятежъ и ссоры и межусобiя отъ тое розни ни въ чемъ не было, и опричь бы великаго государя тѣ торговые и промышленные люди ничьимъ имянемъ не назывались, и животинные выпуски около Москвы и въ городѣхъ около посадовъ и въ лѣсы для дровъ выѣздъ указалъ бы великiй государь устроить попрежнему. И 157 году ноября въ 13 день, по тому челобитью столниковъ, и стряпчихъ, и дворянъ московскихъ, и городовыхъ дворянъ, и дѣтей боярскихъ, и гостей, и гостиныя и суконныя и иныхъ сотенъ и слободъ торговыхъ и городовыхъ посадскихъ людей, докладывали великаго государя царя и великаго князя Алексѣя Михайловича бояре князь Никита Ивановичъ Одоевскiй, да князь Семенъ Васильевичъ Прозоровской, окольничий князь Ѳедоръ Ѳедоровичъ Волконской, да дьяки Гаврила Леонтьевъ да Ѳедоръ Грибоѣдовъ» (А. Э. т. IV, № 32). Такую же челобитную подали всѣ выборные отъ дворянства.

Для того, чтобъ понять смыслъ этого представленiя выборныхъ на земскомъ соборѣ, нужно вникнуть въ государственно-экономическiй складъ и интересы земскихъ общинъ въ ХVII вѣкѣ.

Государственная централизацiя, особенно экономическая, казенная, начала розни, неурядицы вносила въ городскiя и сельскiя общины. Центральное правительство взяло на себя народную, земскую заботу о благоустройствѣ областныхъ общинъ и цѣлаго народа, на счетъ народа. Вслѣдствiе крайняго разстройства государства послѣ смутнаго времени, по причинѣ чрезвычайнаго разнообразiя мѣстныхъ, земско-областныхъ нуждъ, потребностей и интересовъ, на централизованномъ правительствѣ лежали огромныя, чрезвычайно разнообразныя и трудныя задачи. Оно само, вслѣдствiе централизацiи, вслѣдствiе уничтоженiя народной, земско-областной самораспорядительности и иницiативы, взяло на себя эти народныя задачи. А средствъ и силъ, между тѣмъ, у него не было, внѣ народа. И вотъ, центральное правительство налегло на народъ, на земско-областныя массы всею тяжестью государственныхъ запросовъ и обязательствъ. Нужно стало государево тягло и невыносимый правежъ тягла, такъ что въ ХVII вѣкѣ постоянно заказывалось недоплатившихъ или вовсе неплатившихъ тягла, или какого-нибудь сбора, бить нещадно съ утра до вечера, а на ночь сажать въ тюрьму. Нужно стало, ради исправности и неупустительности тягловыхъ повинностей, прикрѣпленiе крестьянъ къ землѣ помѣщиковъ, посадскихъ — къ городскимъ тяглымъ посадамъ — прикрѣпленiе, доходившее въ ХVII-мъ вѣкѣ до страшныхъ экзекуцiй, сысковъ и переводовъ безконечныхъ съ мѣста на мѣсто: народонаселенiе, словно карты, тасовалось. Нужно стало приказно-воеводское управленiе въ областяхъ, варварски-деспотическое и рѣшительно противное духу областныхъ общинъ; нужны стали сборы на ратныхъ людей, ямскiе сборы, стрѣлецкiе сборы, и т. п., почти безконечно разнообразные и безчисленные поборы. Все это стало нужно не столько для истинныхъ потребностей благоденствiя самого народа, сколько для прибыли и видовъ самого правительства, взявшаго на себя опеку надъ народомъ. И вотъ, эти-то начала централизующаго московскаго правительства были радикально противны анти-централизацiонному духу земско-областныхъ общинъ. Они-то и вносили въ земско-областныя общины начала розни, неравенства и разлада. Особенно рѣзкiй разладъ производила въ земскихъ общинахъ государева казна — казенная система. Она существенно противорѣчила народнымъ экономическимъ интересамъ, централизировала земско-областныя производительныя силы и средства. Земскiе люди отъ тягла и разныхъ повинностей государственныхъ разбродились врознь, искали льготныхъ мѣстъ, а централизующее правительство, по своимъ казеннымъ видамъ, передвигало ихъ изъ льготныхъ общинъ въ тяглыя. Въ этой передвижкѣ народонаселенiя прошло все ХVII-е столѣтiе. Вслѣдствiе этого разлада народныхъ экономическихъ интересовъ съ интересами государевой казны, вслѣдствiе стремленiя народа къ свободному льготному самоустройству, вопреки тягловаго прикрѣпленiя его къ государственной службе и повинности, въ ХVII-мъ вѣкѣ образовались цѣлые классы людей, такъ-называемыхъ закладчиковъ за сильныхъ людей, избылыхъ отъ тягла, заступныхъ, вольныхъ гулящихъ людей и т. п. Выбѣгая изъ тяглыхъ общинъ, эти люди селились на льготныхъ земляхъ разныхъ духовныхъ и свѣтскихъ вотчинниковъ. Такимъ образомъ, въ половинѣ ХVII-го вѣка, около Москвы и около всѣхъ областныхъ городовъ, образовались цѣлыя свободно-промышленныя слободы, населившiяся закладчиками и избылыми людьми. Образованiе такихъ вольнопромышленныхъ слободскихъ общинъ, рядомъ съ государственно-тяглыми и служилыми общинами, съ одной стороны, выразило жизненный, фактическiй протестъ народный противъ государственно-экономической разсортировки и централизацiи народонаселенiя; съ другой стороны — вносило въ городскiя и сельскiя общины начала экономическаго неравенства и розни. Массы рабочаго народа, еще не отвыкшiя отъ средневѣковаго обычая — свободнаго перехода и промысла, и не привыкшiя къ московской системѣ государственно-экономической централизацiи — массы на опытѣ видѣли и дознавали все преимущество вольнаго, льготнаго поселенiя и свободнаго промышленнаго труда передъ тяглымъ, стѣсненнымъ государственно-податнымъ бытомъ. Правительственная, государева экономiя или казна постоянно руководилась однимъ принципомъ: «ка́къ бы никого и нигдѣ не было въ избылыхъ отъ тягла и повинностей, ка́къ бы государевой казнѣ было прибыльнѣе». Потому все вниманiе правительства, въ ХVII-мъ вѣкѣ, обращено было на удержанiе народонаселенiя въ тяглыхъ общинахъ. А промышленныя массы народа искали, гдѣ бы имъ было жить и промышлять лучше, прибыльнѣе, и, выбывая изъ тяглыхъ общинъ, населяли льготныя промышленныя слободы, гдѣ, дѣйствительно, по положительному свидѣтельству актовъ, на льготѣ, и промышляли прибыльнѣе и жили лучше. Съ другой стороны, это сильное стремленiе тяглыхъ людей къ закладничеству за сильныхъ, къ избыванью отъ тягла, изъ тяглыхъ общинъ въ льготныя, свободно-промышленныя слободы, доводило до крайняго разоренiя и обѣдненiя тяглыя общины, о чемъ безпрестанно и громко вопiютъ областныя челобитныя ХVII-го вѣка, потому что вся тягость казеннаго тягла и повинности падала на однѣ тяглыя общины: при господствовавшей тогда общинной раскладкѣ податей и повинностей, неизбылые тяглые люди несли тягло и за избылыхъ, за закладчиковъ, за ихъ пустые дворы и земли. Когда почти при всѣхъ городахъ, и въ льготныхъ вотчинахъ сильныхъ людей — духовныхъ и свѣтскихъ чиновъ населились большiя слободы закладчиками и избылыми людьми, въ земскихъ общинахъ произошло крайнее неравенство государственно-экономическое, торгово-промышленное и даже юридическое. Это-то несправедливое неравенство было источникомъ бѣдствiй народа. Оно заключало въ себѣ, противное духу земства, начало раздѣленiя членовъ общинъ на крайне-бѣдныхъ и крайне-богатыхъ, и вызывало борьбу этихъ двухъ, противоположныхъ элементовъ общества. Вслѣдствiе государственно-экономическаго и юридическаго неравенства, появилось множество обнищалыхъ, оскудѣлыхъ до конца, голутвенныхъ людей, то-есть голыхъ бѣдняковъ. И съ ними-то, какъ извѣстно, Стенька Разинъ, поднявши знамя противо-государственнаго бунта, въ то же царствованiе Алексѣя Михайловича, сталъ возвѣщать принципъ равенства и безпощаднаго грабежа богачей. Государственно-экономическое неравенство тяглыхъ и нетяглыхъ общинъ обрекало членовъ ихъ на вѣчную рознь и борьбу. Оно радикально нарушало органическую цѣльность и союзность земскихъ общинъ, полюбовно согласившихся между собой жить и развиваться въ любви, въ совѣтѣ и въ соединеньи. Оно мутило государственно-союзный духъ областныхъ земскихъ общинъ, предавало самую бо́льшую часть ихъ въ жертву всепоглощающей государственной казны. Ужъ терпѣть иго государственнаго тягла, такъ терпеть всѣмъ общинамъ сообща, не нарушая принципа внутренняго и взаимнаго равенства, чтобъ вездѣ было все одно государство, чтобы всѣ были въ тяглѣ и въ свободахъ или льготахъ вмѣстѣ равно, чтобъ во всемъ народѣ мятежа и розни не было, какъ говорили сами выборные въ своихъ челобитныхъ. Вотъ, во имя этого-то принципа государственно-экономическаго равенства земско-областныхъ общинъ, выборные земскiе, на соборѣ 1648 года, по поводу изданiя уложенiя, и подали ту челобитную царю, отрывокъ изъ которой мы выписали. Этой челобитной своей, народъ русскiй, за 200 лѣтъ до нашего времени, заявилъ требованiе, чтобъ передъ государствомъ, передъ закономъ были всѣ равны: заявилъ принципъ уравненiя государственныхъ условiй для равномѣрнаго и равноправнаго экономическаго развитiя и благосостоянiя всѣхъ общинъ и людей.


1) Напечатано въ журналѣ "Отечественныя записки" за 1862 г., № 11, стр. 1—43 (цензурное дозволенiе на выпускъ въ свѣтъ означенной книжки отъ 28 ноября того же года; редакторы-издатели А. Краевскiй и С. Дудышкинъ). (стр. 718.)

2) "Сборн. архiер. грам. соловецк. библ." № 19: "Расколъ, обличаемый своей исторiей", Муравьева. (стр. 722.)


Важное примечание: некоторые страницы статьи отсканированы так, что несколько первых или последних колонок отсутствуют. В тех случаях, когда восстановить текст по смыслу не представляется возможным, он заменен знаком [...] (прим. составителя). (стр. 718.)