А. Л. Сидоров. Финансовое положение России в годы первой мировой войны, 1960 г., стр. 482-490
Какая же сумма кредитов была предоставлена США Временному правительству и сколько из нее было реально израсходовано до Великой Октябрьской социалистической революции?
Как известно, бывший посол России в США Бахметьев определял количество предоставленных кредитов 450 млн. долл. По подсчетам американских авторов (Г. Фиск) 195 и американских документов последний кредит в 125 млн. долл., предоставленный 1 ноября 1917 г. непосредственно «перед крушением империи, условия которого делали его применение по меньшей мере крайне сомнительным» 196, исключается. Они определяют общую сумму кредита в 325 млн. долл., а сумма фактических авансов, полученных русским правительством, в 187 729 750 долларов.
Кредиты России были открыты (млн. долл.):
16 мая 1917 г. | на | 100 |
17 июля 1917 г. | » | 75 |
23 августа 1917 г. | » | 100 |
12 октября 1917 г. | » | 50 |
1 ноября был открдт кредит на 125 млн. долл., аннулированный в декабре 1917 г.
В нашей литературе обычно приводится завышенная «официальная» цифра предоставленных кредитов в 450 млн. долл. 197 Л. Е. Иоффе в предисловии к публикации документов 198 правильно указывает на эти неточности. Для их исправления он опубликовал справку Министерства финансов Временного правительства о кредитных операциях России в США в 1916—1917 гг.
В этом документе, составленном 20 октября 1917 г. 199, приведены цифры всех кредитных операций, заключенных с 28/15 июня 1916 г. по 18/5 октября 1918 г. с частными банками и с государственным казначейством. Итоговая цифра предоставленных кредитов в 411 млн. долл. включает и кредиты казны на основании билля 24 апреля 1917 г. Сумма использованного кредита определена в 290,7 млн. долл., а сумма предстоящих платежей в течение года, с 1 октября 1917 г. по 1 октября 1918 г., исчислялась в 25 437 250 долларов. Эта сумма исчислена правильно, но количество использованной валюты определено несколько больше действительного, так как Министерство иностранных дел не располагало точными данными.
И. о. государственного секретаря Полк в переписке с секретарем казначейства Глассом и государственное казначейство США исчисляли общую задолженность Временного правительства правительству США в 187 млн. долл. 200 По отношению ко всей массе американских кредитов, израсходованных союзниками на 1 ноября 1917 г., доля России составляла около 5%. На 30 июня 1918 г. американские кредиты странам Антанты выросли до 5981,6 млн. долл. По отношению к этой сумме фактический кредит русскому правительству составлял лишь 3%. Таков был «вклад» американского правительства в дело помощи своему союзнику.
Из предоставленного американского государственного кредита русское правительство в 1917 г. фактически израсходовало 73,4 млн. долл. на платежи по старым и новым заказам внутри страны, 50 млн. было израсходовано по «финляндскому кредиту», 68 млн. переданы в распоряжение министра финансов Временного правительства. По-видимому часть этих средств оставалась на текущем счету русского посла в американских банках. Помощник секретаря казначейства США Леффингуэлл писал 5 марта 1918 г. советнику государственного департамента Полку о том, что «русский посол имеет достаточные средства в Нэйшнл Сити Бэнк, чтобы обеспечить оставшиеся платежи по всем контрактам здесь (за исключением ремингтоновских ружей, которые будут поставлены в июле и в октябре), а также закупкам, фрахтам, расходам и процентам к 1 мая по всем русским займам, размещенным через американские банки» 201.
К названной выше сумме государственных кредитов следует прибавить выпущенные в США краткосрочные облигации русского государственного казначейства на 36 млн. долл. и кредиты, предоставленные американскими банками (50 млрд. долл.) 202. С учетом частных кредитов общая сумма военной задолженности России в США до Великой Октябрьской социалистической революции составит 274 млн. долл. Возможно, что остались неучтенными мелкие кредиты отдельных банков и фирм. Но и при этом почти вся сумма задолженности покрывалась товарами, оставшимися невывезенными из различных портов США. Количество военного имущества на заграничных складах, оставшегося невывезенным, Генеральный штаб России определял в 600 тыс. т, из них 80% было в США. Кроме того, значительная часть военных заказов оказалась невыполненной, хотя по ним был произведен частичный платеж. А. Е. Иоффе без достаточных оснований определяет сумму оплаченных и недоставленных заказов в 2,4 млрд. руб. 203 По-видимому, таких заказов было много меньше, и оплата их в основном производилась из английского кредита 204.
После победы социалистической революции в России английское правительство дало распоряжение своим представителям в США «до выяснения политических условий» временно задерживать отправку в Россию «всех грузов военного назначения». Была также задержана погрузка пароходов, направлявшихся в какой-либо русский порт. Больше того, вышедший уже в море с военными грузами пароход «Ида» был возвращен обратно 205. Часть военного имущества, изготовленного в США для России, например, 8 млн. фунтов бездымного пороха и 5 тыс. т колючей проволоки, была уступлена Англии; 40 моторов от 150 до 200 сил, изготовленных в Италии, были реквизированы итальянским правительством.
В архиве имеются данные о состоянии заграничных заказов в США, Франции и Японии на 1 января 1918 г. с указанием на количество отправленного в 1917 г. снаряжения, боеприпасов, вооружения, технического имущества и т. д. и количество оставшегося на складах 206. В ведомости с этими данными содержится 125 наименований различного имущества, от 11- и 8-дюймовых гаубиц, пулеметов, винтовок, снарядов, взрывчатых веществ и до шинельного сукна, седел и двуколок. Значительное количество этого имущества оставалось за границей на складах. Особенно много застряло там артиллерийских и ружейных патронов, взрывчатых веществ, кожи, подков, обуви, сукна. Это имущество представляло огромную ценность.
В США распродалось имущество, заготовленное для России. Английское правительство обычно продавало все материалы, которые были заказаны для России через Моргана, а выручку употребляло «на уменьшение русской задолженности». Из этого видно, писал представитель американского казначейства, «что британское правительство очень хорошо соблюдает свои интересы» 207. Эти операции по распродаже продукции выполненных для России заказов должны реально сказаться на уменьшении суммы русской задолженности Великобритании и США.
Подсчеты, сделанные нами на основе ведомости произведенных валютной комиссией ежемесячных расходов английского кредита 208 за время с 1 ноября 1915 г. по 1 января 1918 г., позволяют сделать ряд интересных выводов.
Царское, а вслед за ним Временное правительство израсходовали из английских кредитов по своим платежам 2054,1 млн. руб., что составляет в среднем 86 млн. руб. в месяц. Из этой суммы расходов половина средств (1038,2 млн. руб.) была выплачена в фунтах стерлингов, т. е. в подавляющем большинстве в самой Англии, а 643,2 млн. руб. — в долларах, что составляет немного меньше одной трети вcex оплат (31,3%). Эти оплаты, возможно, были произведены по американским заказам. Уже эти цифры указывают, что основным поставщиком военных материалов и вооружения являлась страна-кредитор. К приведенной нами основной цифре расходов в сумме 2054,1 млн. руб. следует сделать прибавку на значительные расходы Особенной канцелярии по кредитной части, в которые входят расходы по учету и «свободный» кредит. В совокупности эти расходы достигали довольно значительной суммы в 990 млн. руб. 209 Затем следует прибавить еще поставки натурой в сумме 175 млн. руб. 210 Однако, если даже взять наш расчет, сделанный с возможным преувеличением военных кредитов России в пользу англичан в сумме 175 млн. руб., то получается итоговая сумма расходов в 3219 млн. руб. Выходит, что кредиты по двум царским соглашениям, предоставленные России с 1 октября 1915 г. по 1 апреля 1917 г. в сумме 450 млн. фунтов стерлингов, царская Россия и Временное правительство не израсходовали в сумме около одной четверти. Выходит, далее, что английское правительство не отпустило на кредитование Временного правительства ни одного рубля и удержало около 1300 млн. руб. из кредитов, открытых еще царскому правительству. К этой «экономии» надо прибавить еще средства, вырученные от распродажи части заказов, и ценности, оставшиеся в английских и американских портах.
Далее. Имеющиеся статистические материалы и произведенные нами подсчеты указывают на резкое сокращение с конца 1916 г. ежемесячных расходов английского кредита, особенно в американской валюте. Это видно из составленной нами таблицы движения расходов английского кредита по трем валютам: в рублях, в фунтах стерлингов и долларах.
Таблица 13
Период | Общий месячный расход, млн. руб. |
В том числе | |
в фунтах стерлингов |
в долларах |
||
Октябрь—декабрь 1916 г......... | 119,6 | 62,3 | 48,6 |
Январь—февраль 1917 г......... | 57,1 | 38,9 | 9,0 |
Март—июнь 1917 г......... | 60,1 | 45,2 | 6,0 |
Июль—октябрь 1917 г......... | 42,4 | 34,4 | 0,24 |
* Эти цифры охватывают лишь расходы по военным заказам, без расходов кредитной канцелярии. Цифры расходов даны с округлением до 0,1 млн. руб.
Наивысшая сумма расходов приходится на конец 1916 г. — около 120 млн. руб. в месяц, но меньше половины ежемесячного кредита, предоставленного Англией (25 млн. ф. ст.). За два месяца накануне Февральской революции английское правительство начинает наводить «экономию» и в два раза сокращает отпуск средств, доводя их почти до 20% месячных кредитов. Февральская революция не вызвала существенных изменений: до 1 июля 1917 г. кредиты по заказам поднялись всего только на 3 млн. руб. в месяц и держались на этом «голодном» уровне — в два раза ниже, чем в конце 1916 г. Начиная с июля 1917 г. и до Октябрьской революции общий расход резко снижается еще на 30% — вместо 60,1 млн. руб. до 42,4 млн. руб.
За последние четыре месяца власти Временного правительства английские кредиты России держались на уровне одной трети (35,3%) расходов конца 1916 г. Эти цифры убедительно раскрывают английскую политику по отношению к русским заказам при Временном правительстве. Она заключалась в резком сокращении не только новых, но и старых заказов, особенно на оборудование и инструменты. Приведенные цифры расходов в долларах показывают на катастрофическое падение отпуска Англией американской валюты, что неизбежно должно было сказаться не только на количестве размещенных в США заказов, но и на текущих платежах по выполненным заказам. В конце 1916 г. расходы царского правительства в долларах равнялись 40% от общих расходов по английскому кредиту. В следующее полугодие они сокращаются в четыре раза и достигают лишь 10%, а после июля 1917 г. фактически совсем прекращаются, дойдя до 0,5% с июня 1917 г. Временное правительство фактически пользовалось в США только американской валютой, так как английское правительство прекратило всякий отпуск средств, но и количество американской валюты было весьма ограниченное.
На более высоком уровне все время оставались платежи в фунтах стерлингов, но и они сократились в первые четыре месяца 1917 г. до 70%, а в последующие месяцы — до 55% от уровня конца 1916 г.
С марта по ноябрь 1917 г. Временное правительство израсходовало всего по своим заказам 407,2 млн. руб., или 19,2% от всего английского кредита, израсходованного за два года по заказам. За это время платежи в фунтах, производившиеся с английскими промышленниками, достигли 318 млн. руб. Это составляло почти четыре пятых всех расходов (78%), а платежи в долларах выражались скромной цифрой менее 25 млн. руб., или около 6%.
Все приведенные цифры неопровержимо указывают, с одной стороны, на резкое общее сокращение английских кредитов, с другой — на преимущественную и почти исключительную оплату из английских кредитов одних английских поставщиков, которые по-прежнему продолжали щедро наживаться на русских заказах.
Еще более жесткой политики английское правительство держалось в вопросе японской валюты. Если до Февральской революции оно отпускало небольшое количество валюты в иенах, то с 1 марта 1917 г. отпуск японской валюты английское правительство совершенно прекратило. Временное правительство вынуждено было само изыскивать валюту, чтобы в какой-то мере использовать японский рынок. Что касается скандинавской валюты, то ее было отпущено всего лишь менее 11 млн. руб. На сумму около 18 млн. руб. было отпущено «разной валюты», без более детальной разбивки на отдельные валюты.
После Февральской революции было необходимо заключить заем с целью поднятия курса рубля в Швеции, но союзники должны были гарантировать этот заем. Русская сторона отклонила это предложение. 7 сентября 1917 г. министр финансов Бернацкий известил письмом Терещенко о намерении совершить кредитную операцию в 30 млн. крон и необходимости депонировать в шведском банке золото «в размере соответствующей суммы использованного кредита» 211. В связи с этим должна была быть отправлена первая партия золота в 5 млн. руб. Предполагалось, что золото подлежало возврату, а потому должно числиться в балансе Государственного банка России «как золото за границей». Вся эта операция с вывозом золота была санкционирована Временным правительством.
Из дальнейшей переписки между Бернацким и Терещенко видно, что перед Октябрьской революцией финансовая поддержка России в Швеции со стороны Англии «совершенно прекратилась», а вопрос о финансовой помощи со стороны США «еще не получил благоприятного разрешения».
Между тем спрос на шведскую валюту продолжал «усиливаться». Все попытки получить валюту показали, что «займы русского правительства в Швеции при существующих обстоятельствах безусловно невозможны». Кредиты же частных учреждений могли быть получены только при «непременном условии» увеличения товарного экспорта в Швецию. Так создавался заколдованный круг, из которого Временное правительство не могло найти выхода. Швеция переживала керосиновый голод 212, но обязательство России поставить 50 тыс. пудов керосина могло вызвать «нарекание на нас союзников». Посланник не видел, каким путем он мог бы освободиться от «выполнения одного из наших обязательств по заключенному здесь займу». Он выдвинул предложение — свалить все на революционных солдат, которые якобы задержали керосин. Так уж повелось у дипломатов Временного правительства.
Кредитование Временного правительства Англией было настолько скудным, что оно исключало серьезные расчеты на Временное правительство и его армию в военной борьбе с Германией. По-видимому, финансовая политика Англии по отношению к Временному правительству определялась исключительно расчетами оказать поддержку тем силам контрреволюции, которые вели борьбу с большевиками.
Несмотря на всяческие потуги Временного правительства «пересесть» с английского фунта на американский доллар, это не удалось ему сделать. Англия сохранила не только политическое, но и финансовое влияние, оплачивая в абсолютных цифрах значительно больше заказов, чем США. Правда, это не мешало ей резко сократить финансирование русского правительства и сжать размещение новых заказов. Решения Петроградской конференции остались невыполненными. Несмотря на все эти обстоятельства, Терещенко сперва в роли министра финансов, а потом и министра иностранных дел вел проанглийскую политику, а правительство в целом стремилось выполнить военные обязательства, принятые еще при царе, и тем продемонстрировало свою империалистическую природу. После провала июньского наступления на фронте усилия Временного правительства были сосредоточены главным образом на борьбе с большевиками и растущим внутри страны революционным движением. Борьба народных масс против продолжения империалистической войны и власти буржуазии явилась объективной основой, которая определила отношение союзников к Временному правительству и толкало их на путь сокращения финансовой помощи.
С другой стороны, те же причины побуждали империалистические круги союзников оказывать Временному правительству известную финансовую помощь, в тщетной надежде укрепить его в борьбе с силами революции. Поэтому кредиты Временному правительству имели ярко выраженный реакционный характер.
195 Г. Фиск («Финансовое положение Европы и Америки после войны». М., 1926) определяет сумму кредита в 325 млн. долл., а сумму реально полученных на 15 ноября 1917 г. денег — в 188 млн. долл. Пети, на основе американских источников, называет приведенную нами цифру.
(стр. 482.)
196 «Hearings before the special Commrtee investigating the munitions industrie. U. S. Senate, 74-th. congress, second session», part 32, p. 10259, Exhibit № 4029; полученная сумма определяется в 192 729 750 долл., но из нее необходимо вычесть нереализованный румынский кредит в 5 млн. долл. За вычетом этой суммы получается немного меньше 188 млн.
(стр. 483.)
197 См., например, Т. К. Селезнев. Экспансия американского империализма в России в 1917 г. «Вопросы истории», 1954, № 3, стр. 64—65; Л. Гулыга и А. Геронимус. Крах антисоветской интервенции США 1918—1920. М., 1952, стр. 18. В обоих случаях названы даты и суммы предоставленных Временному правительству кредитов. У Селезнева отмечено, что последний кредит в 125 млн. долл. был аннулирован, но фактически полученные суммы не указаны.
(стр. 483.)
198 «Исторический архив», 1957, № 4.
(стр. 483.)
199 Там же, док. № 10, стр. 121.
(стр. 483.)
200 «Hearings before the special Commitee...», part 32, pp. 10 258—10 259, Exhibits № 4026—4029; FR. 1918. Russia, vol. III. Economic relations, p. 55.
(стр. 484.)
201 FR. 1918. Russia, vol. III. Economic relations, p. 38. В США находилось большое количество рельсов и 9 тыс. т колючей проволоки; другой заказ на 35 тыс. т проволоки завершался исполнением.
(стр. 484.)
202 Имеется в виду кредит консорциума банков по контракту 28/15 июля 1916 г.
(стр. 484.)
203 «Исторический архив», 1955, № 3, док. № 38, стр. 179.
(стр. 485.)
204 Статистический материал относительно заказов в США за 1917 г. противоречив. Цифра заказанного имущества, подлежавшего доставке до января 1918 г., колебалась от 2683 млн. руб. (вероятно, эта сумма относилась ко всем заграничным заказам) до 1073 млн. руб. заказов в США, обеспеченных валютой (там же, стр. 156 и 158).
(стр. 485.)
205 ЦГИАЛ, ф. 1525, оп. 1, д. 123, л. 37. Телеграмма начальника русской заготовительной комиссии ген. Храброва из Нью-Йорка от 15 декабря 1917 г.
(стр. 485.)
206 ЦГИАЛ, ф. 1524, оп. 1, 1917 г., д. 124, лл. 40—43. Ведомость состояния заграничных заказов на 1 января 1918 г.
(стр. 485.)
207 FR. 1918. Russia, vol. III. Economic relations, p. 37. Письмо Леффингуэлла Полку от 6 марта 1918 г. (Курсив наш. — А. С.).
(стр. 486.)
208 ЦГИАЛ, ф. 1525, оп. 1, 1918 г., д. 196, л. 4. Учет расходов велся в разных валютах, с переводом в рубли. Так как из общей суммы расходов в 2111,2 млн. руб. за ноябрь и декабрь 1917 г. было выплачено только 772 тыс. руб., то фактический расчет можно вести за два года — с 1 ноября 1915 г. по 1 ноября 1917 г. Часть выданных на валюту талонов в сумме 57,1 млн. руб. не была использована и их возвратили. Поэтому фактический расход по заказам выражался в сумме 2054,1 млн. руб.
(стр. 486.)
209 Там же, л. 1. В справке о состоянии заграничных военных кредитов на 1 июня 1917 г. расходы по учету и «свободный» кредит исчислены в 840 млн. руб. Эти же расходы за июнь—октябрь 1917 г. мы определяем по 3 млн. ф. ст. в месяц, на уровне действительных кредитов за июль—август. Возможно, что в последние месяцы (сентябрь—октябрь) они были меньше. Следовательно, необходимо еще прибавить 150 млн. руб., вместе с которыми получаем сумму в 990 млн. руб.
(стр. 486.)
210 Эта сумма значится в справке о состоянии военных кредитов на 1 июня 1917 г. Возможно, что в итоговых подсчетах на 1 января 1918 г. она включена, и тогда наш подсчет увеличивает на эту сумму, т. е. на 175 млн. руб., английские военные кредиты, предоставленные России. По-видимому, Валютная комиссия не учитывала платежей английского правительства по заказам для России в США. Но и они не могли поглотить сумму остатков.
(стр. 486.)
211 АВПР, ф. II департамент, 1—5, «Война», д. 268, лл. 5, 10; соглашение с синдикатом частных русских банков, которые передавали валюту Министерству финансов. Учет не ниже 6% годовых, шведские банки получали комиссию в 2,5%.
(стр. 489.)
212 Там же, л. И. Письмо Бернацкого Терещенко от 19 октября 1917 г.
(стр. 489.)