А. Л. Сидоров. Финансовое положение России в годы первой мировой войны, 1960 г. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

А. Л. Сидоров. Финансовое положение России в годы первой мировой войны, 1960 г., стр. 527-531

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование финансового положения России накануне и во время империалистической войны показало общую линию развития России в эпоху империализма — усиление финансовой зависимости царского, а потом и Временного правительств от крупнейших империалистических держав мира. Этот процесс прошел две фазы в своем развитии — довоенную и фазу первой мировой войны. Между обеими фазами было серьезное различие в темпах роста зависимости и результатах, к которым она привела.

Причина этого процесса крылась в общей экономической отсталости страны. Несмотря на значительные изменения, происшедшие в начале XX в. в промышленном развитии страны, несмотря на рост монополий и развитие финансового капитала, царская Россия не догоняла в экономическом отношении передовые страны мира, а отставала от них все более и более. Особенно сильно это сказывалось в развитии металлургии, машиностроения, автостроения, железнодорожного транспорта. Еще сильнее, чем в развитии промышленности, отсталость России сказывалась в области сельского хозяйства. Противоречие между архаическими полукрепостническими формами землевладения и наличием передового капитализма приняло в России «формы насильственного кризиса, общенациональной революции» 1. Как показал В. И. Ленин, противоречие между отсталым землевладением, «дикой деревней» и передовыми формами промышленного и финансового капитала глубже всего объясняло причины буржуазно-демократической революции в России.

Правительство Столыпина начало ломку аграрных отношений в деревне, проводило ограбление основной массы крестьянства, насильственно разрушая общину в интересах кулаков и помещиков. Однако эта политика обанкротилась уже накануне первой мировой войны. «Прусский путь» развития капитализма, за победу которого ратовали помещики и буржуазия, являлся путем «сплошного, систематического, необузданного насилия над крестьянской массой и над пролетариатом» 2. Политика Столыпина обострила классовые противоречия между крестьянством и помещиками, а также внутри самого крестьянства. Последствием этой политики был мощный революционный подъем в России, который прервала начавшаяся мировая война.

Финансовое положение царизма накануне войны мы изложили выше. Несмотря на рост бюджета, достигнутого благодаря увеличению налогового бремени на трудящиеся массы населения, несмотря на прекращение роста государственного долга, денежная система России находилась в неустойчивом положении: платежный баланс страны был отрицательным, а финансовые ресурсы казны — чрезвычайно ограниченными, чтобы быстро выполнить намеченную программу чисто военных мероприятий. О широкой экономической программе, включавшей развитие промышленно-технической базы, усиление железнодорожного транспорта и т. д., правительство и не мечтало. Железные дороги являлись источником пополнения бюджетных расходрв. Равновесие в расчетах с мировым хозяйством поддерживалось путем притока иностранных капиталов в хозяйство страны. То был путь скрытого усиления экономической зависимости всей хозяйственной системы России от иностранного империализма.

Самодержавный режим настолько изжил себя, что вновь, как и накануне русско-японской войны, оказался бессильным разрешить технические проблемы повышения боеспособности армии, и царская Россия вступила в войну неподготовленной. Мировая война 1914—1917 гг. обнажила все слабые стороны системы российского капитализма и самодержавного строя. Она вскрыла вопиющую неподготовленность к войне — недостаток винтовок, патронов, артиллерии, пулеметов, пороха, взрывчатых веществ. Все это являлось результатом отсталости промышленности России и преступной политики правительства, заботившегося главным образом о численном росте армии. Перед денежной системой были поставлены новые задачи — не только покрыть огромные расходы внутри страны, но и использовать капиталистическое хозяйство других стран в целях продолжения войны. Каждая из указанных задач представляла большие трудности, но обе задачи решались правительством таким образом, что война знаменовала новый важнейший этап финансово-экономического закабаления страны.

В деле военной мобилизации промышленности был упущен целый год, что привело к ставке правительства на иностранные заказы. Финансовые мероприятия правительства ограничивались переходом к бумажно-денежному обращению, отказом от размена кредиток на золото и введением многочисленных новых налогов на трудящиеся массы населения. Вместе с тем правительство проявило полное нежелание обложить налогом военные прибыли промышленников, землевладельцев, финансовых дельцов. Благодаря такой политике, новые поступления едва могли покрыть расходы по «обыкновенному бюджету», который оставался примерно на довоенном уровне. Действительные же военные издержки внутри страны покрывались за счет кредитных операций. Эти операции — выпуск краткосрочных обязательств и бумажных денег, внутренние займы, которые правительство реализовало при поддержке финансового капитала, привели к катастрофическому обесценению рубля и падению его покупательной способности на внутреннем рынке, к росту дороговизны и разорению народных масс. Покупательная способность рубля накануне Великой Октябрьской социалистической революции упала в 12— 15 раз. Война разрушила все основы довоенного золотого обращения.

Война показала резко отрицательное отношение широких масс народа к финансовым мероприятиям правительства, включая внутренние займы. С другой стороны, война предоставила невиданные ранее возможности для наживы как внутри, так и вне страны. Прибыли банков, торговцев и спекулянтов колоссально выросли. Параллельно с сокращением материальных ценностей и товарной массы выросла масса фиктивных бумажных ценностей, количество которых отражало лишь рост военных расходов. Правительство пыталось найти выход из положения в широком использовании заграничных рынков на основе кредитов союзников. Характер этих отношений в военное время особенно ярко показывает, как быстро росла кабальная зависимость страны от союзников.

Призвав под ружье свыше 15 миллионов человек, ни царское, ни тем более Временное правительство, не могли установить равноправных отношений с союзниками, заставить уважать русскую армию, ее первостепенную роль в войне и те жертвы, которые она несла в интересах российской и антантовской буржуазии. Предоставление союзниками кредитов влекло за собой выкачку золота из России, серьезные ограничения в праве использования отпущенных средств, в размещении заказов и даже в стратегической свободе русского командования.

Финансовые соглашения России 1915 года, особенно с Англией, поставили правительство в положение неравноправного партнера. Россия должна была вывозить золото. Она была стеснена в праве расходования кредитов. Действительным хозяином этих кредитов было не русское правительство, а правительство Великобритании, которое размещало военные заказы России в США по повышенным ценам и на выгодных для себя условиях.

С другой стороны, рост революционного движения в стране, политические колебания в верхах, домогательство либеральной буржуазией политических уступок от царизма — все теснее связывали правительство со странами Антанты, делали правящие группы покладистыми и угодливыми. Они не использовали даже благоприятной военной обстановки 1916 г., чтобы получить кредиты на более выгодных условиях и отказаться от вывоза золота.

Главный кредитор России во время войны — английское правительство ревниво осуществляло систематический контроль за расходованием кредитов; на деле это приводило к тому, что значительная часть открытых кредитов оставалась неиспользованной.

Финансовое положение России дает представление о нарастании разрухи в стране, о резком увеличении потребностей тыла в машинах, металлах, паровозах и вагонах. Между тем союзники предоставляли кредиты на предметы обороны в узком смысле этого слова. Они были чрезвычайно скупы, когда вопрос шел о нуждах промышленности и торговли, без удовлетворения которых Россия фактически не могла воевать. Это уже остро проявилось в 1916 году. Поэтому стихийно и неудержимо росли заявки русского правительства, что получило свое отражение на планах поставок на 1917 г., выработанных на Петроградской конференции союзников. Несмотря на мобилизацию промышленности, правда запоздалую, количество заграничных поставок, а, следовательно, и долги вырастали.

Чем более страна истощалась экономически, тем все более росли потребности в иностранных кредитах, тем более слабым становилось правительство, шедшее по пути заключения новых кабальных сделок о кредитах и поставках. Уже царское правительство чувствовало и осознавало экономическую зависимость от Англии, но единственное, что оно могло сделать, это сделать попытку опереться на американский капитал, придерживаясь иллюзии, что американские кредиты лишены политической подкладки, что они преследуют исключительно коммерческую цель. Более решительно по этому пути пошло Временное правительство.

Как известно, этот вопрос переориентировки на нового хозяина не получил своего завершения. Хотя английское правительство резко сократило кредиты Временному правительству, не утвердило финансовых обязательств, вытекавших из решений Петроградской конференции, и тем самым как бы стимулировало стремление Временного правительства расширить финансовые связи с США, — американский капитал не пошел на большие вложения и кредиты Временному правительству, ограничившись сравнительно незначительной суммой в 187 млн. долл. Тем не менее при Временном правительстве, принявшем на себя обязательства по всем договорам царского правительства, финансово-экономическая зависимость от империалистических государств значительно усилилась. К англофранцузским долгам прибавились американские и итальянские. Временное правительство реально почувствовало также последствия обременительных кредитов Японии.

Паутина финансовой зависимости еще теснее опутала все стороны политики Временного правительства. Внутри страны быстро нарастал хозяйственный кризис, приобретший характер национальной катастрофы. Росли разруха, дороговизна, общий развал экономики. Все эти процессы развертывались исключительно интенсивно. С колоссальной силой росло революционное движение, усиливалось влияние большевиков. В такой обстановке Временное правительство фактически превратилось в придаток империалистических держав — стран Антанты.

Изучение финансового положения России в 1917 г. показывает, как Временное правительство неудержимо катилось в пропасть, заверяя союзников в своей верности, в своем желании довести войну до конца и выпрашивая новые подачки. Финансовая «помощь» союзников преследовала задачу по возможности задержать падение режима, который изжил себя, задержать развитие революции, направленной против основ капиталистического строя. Решительное выступление рабочего класса под руководством Коммунистической партии, против продолжения империалистической войны было одновременно выступлением против секретных кабальных договоров, угрожавших экономической независимости нашей Родины.


01 В. И. Ленин. Соч., т. 13, стр. 387. (стр. 527.)

02 В. И. Ленин. Соч., т. 13, стр. 388. (стр. 528.)