А. Л. Сидоров. Финансовое положение России в годы первой мировой войны, 1960 г. Приложения

А. Л. Сидоров. Финансовое положение России в годы первой мировой войны, 1960 г., стр. 532-538

Приложения

ДОКУМЕНТЫ

№1
1914 г. между 30 сентября и 5 октября. — Записка министра финансов П. Л. Барка в Комитет финансов «О предоставлении министру финансов права совершить кредитные операции на внутреннем и английском денежных рынках» 1.

Для подкрепления средств государственного казначейства, ввиду вызываемых ведением войны чрезвычайных расходов, до настоящего времени были произведены нижеследующие кредитные операции: 1) выпуск 12 новых серий 4% билетов государственного казначейства на 300 миллионов рублей, на основании высочайшего указа 22 августа 1914 г. и 2) выпуск 5% краткосрочных обязательств государственного казначейства на сумму 400 миллионов рублей, на основании одобренного Государственным советом и Государственною думою и высочайше утвержденного 27 июля 1914 г. закона.

Полученные от означенных операций средства в настоящее время представляются в большей своей части израсходованными 2, и текущий счет Департамента государственного казначейства на 29 сентября достигает 209,3 миллионов рублей.

Между тем, несмотря на то, что со дня объявления нам Германией войны прошло немного более двух месяцев, наши расходы достигают уже весьма значительных размеров, во много превышая расходы русско-японской войны. Так, к 26 сентября отпущено из государственного казначейства в распоряжение различных ведомств за счет сверхсметных кредитов, ассигнованных на военные расходы, 1014 милл. рублей. Из них 897 500 000 рублей по Военному министерству, 41 100 000 рублей — по Морскому, 66 000 000 рублей — по Министерству внутренних дел, 1 800 000 рублей — по Отдельному корпусу пограничной стражи и 1 500 000 рублей — по прочим ведомствам. В итог этот не входят еще крупные расходы по мобилизации войск, кассовые сведения по коим еще не поступили, но размеры коих предположительно исчисляются в круглых цифрах в 400 миллионов рублей.

Приведенные данные о возрастании государственных расходов и состоянии средств государственного казначейства свидетельствуют, что в ближайшем будущем ресурсы казны могут оказаться недостаточными для покрытия чрезвычайных военных расходов.

Ввиду сего министр финансов считает долгом ныне же представить Комитету финансов свои соображения о дальнейшем изыскании средств на военные надобности путем кредитных операций, причем полагал бы остановиться на новом выпуске краткосрочных обязательств государственного казначейства, определив сумму их в 400 миллионов рублей.

При выборе указанной формы займа министр финансов руководствовался тем соображением, что подкрепление средств государственного казначейства предстоит немедленно, между тем для выпуска предположенного внутреннего займа необходимо выбрать благоприятный момент. Кроме того, придется, вероятно, предоставить более или менее значительный период подписки, после чего последует разверстка займа и т. п.

В отношении формы и условий этого выпуска министр финансов полагал сохранить установленный им, согласно 173 статьи, разд. 2 Устава кредитного для реализуемых ныне обязательств первого выпуска 1914 г., 5% размер доходности, с освобождением от уплаты сбора с доходов oт денежных капиталов, и шестимесячный срок их обращения, с уплатою процентов по истечении срока и с определением начала течения процентов 1 октября сего года.

Полагая использовать для операции этого выпуска обязательств в настоящее время лишь средства внутреннего рынка, министр финансов, однако, хотел бы оставить за собой право, в случае наступления благоприятных для сего обстоятельств, переучесть их на заграничных денежных рынках. В соответствии с сим, намечая выпуск настоящих обязательств в русской валюте, действительный статский советник Барк ходатайствует о разрешении ему при наступлении срока выкупа обязательств, или до такового, заменять их обязательствами, снабженными паритетами на иностранную валюту.

Независимо от изложенного, министр финансов считает долгом представить Комитету финансов данные о состоянии нашей наличности за границей и предположения свои о мероприятиях, направленных к подкреплению ее в Лондоне, ввиду потребности в средствах на производство крупных платежей по военным заказам и необходимости прийти на помощь нашей торговле и промышленности для урегулирования ее расчетов в английской валюте.

К 10 июля 1914 г. наличность Министерства финансов за границей составляла 666,3 милл. руб., распределяющихся следующим образом между отдельными странами:

Во Франции ....... 463,0 милл. руб.
в Англии ....... 80,9 » »
» Германии ....... 110,9 » »
» Австрии ....... 3,2 » »
» прочих странах ....... 8,3 » »
  Итого ....... 666,3 милл. руб.

Немедленно вслед за предъявлением Австрией ультиматума Сербии Министерство финансов изъяло всю наличность из Австрии и Германии, а также из отделений германских банков в Англии, переведя суммы главным образом в Россию, как о сем было представлено Комитету финансов в заседании 20 июля сего года. За произведенными таким образом переводами, суммы Министерства финансов за границею к началу войны (20 июля) составили 540 милл. руб., в том числе во Франции 431,3 милл. руб., в Англии 78,4 милл, руб., на прочие же страны приходилось всего 30,3 милл. руб.

Суммы эти при нормальных условиях вполне обеспечивали бы на срок до 1½ лет все платежи Министерства финансов как по оплате наших государственных и гарантированных займов, так и по расходам ведомств за границей.

Однако последовавшее с открытием военных действий почти повсеместное установление мораториума лишило Министерство финансов возможности располагать в желаемых размерах заграничной наличностью. Особенно затруднительное положение создалось во Франции, где, несмотря на весьма значительный размер сумм на текущих счетах казны и Государственного банка (431,3 милл. руб.), финансовое ведомство пока с трудом могло достигнуть лишь оплаты наших государственных и гарантированных займов, от оплаты же других наших расходов, и в особенности от перевода сумм в другие государства, французские банки настойчиво отказываются, ссылаясь на мораториум.

Между тем с открытием военных действий выяснилась неотложность производства крупных заказов за границей, вызванных нуждами государственной обороны. По имеющимся в Министерстве финансов данным, расходы за границей в ближайшие месяцы составят 194 милл. руб., а именно: отпущенные согласно постановлению Совета министров от 23 августа 1914 г. 118 милл. руб. на заказы Военного ведомства и 20 милл. руб. для снабжения железных дорог, казенных горных заводов, а равно изготовляющих предметы государственной обороны частных предприятий необходимыми им металлами и материалами; 15 милл. руб., дополнительно испрашиваемых для этой же цели Военным министерством, 31 милл. руб. для платежей по заказам Морского ведомства и, наконец, 10 милл. руб., предоставленных Совету съездов представителей торговли и промышленности. Что касается этой последней суммы, то она отпускается Совету съездов для расчетов за заказы, вызванные войной, продукты первой необходимости, а также и другие безотлагательные нужды, неудовлетворение коих могло бы крайне неблагоприятно отразиться на нашей промышленности. Согласно состоявшемуся между финансовым и торгово-промышленным ведомствами соглашению, рассмотрение ходатайств частных предприятий о предоставлении им возможности расплатиться с их заграничными поставщиками сосредоточено в этом последнем, и Министерство финансов отпускает необходимую иностранную валюту по указаниям Министерства торговли и промышленности.

Вышеупомянутая сумма в 194 милл. руб., составляющая предстоящие расходы Министерства финансов за границей в связи с войной, должна быть еще несколько увеличена, так как при определении ее была принята во внимание стоимость заказов Морского ведомства лишь до конца 1914 г., ввиду невозможности выяснить точные их размеры на дальнейшее время, и не были учтены расходы Министерства иностранных дел по содержанию наших посольств, выплате пенсий, а главным образом для оказания помощи русским подданным за границей.

Равным образом следует иметь в виду, что в означенную сумму (194 м. р.) не вошли расходы по оплате государственных и гарантированных займов, причем средства, потребные для этой цели до конца года, в Англии определяются в размере 7,6 милл. руб., а в Голландии — 10,4 милл. руб.; последняя сумма должна быть несколько увеличена, так как уже в настоящее время, по имеющимся сведениям, наблюдается усиленное предъявление к оплате купонов в Голландии в размере, превышающем предположения Министерства финансов. Кроме того, по всей вероятности, придется прийти на помощь русским банкам в урегулировании их задолженности за границей, звиду невозможности их достать валюту иным путем.

При таких условиях определение размера затрат казны в иностранной валюте в 250 м. руб. едва ли будет преувеличено, причем преимущественно расходы эти подлежат производству в Англии и Америке, к тому же в ближайшие же месяцы.

Из суммы 250 милл. руб. подлежат исключению уже исполненные требования на валюту на общую сумму в 30,5 милл. рубл., в том числе по Военному министерству 6,3 милл. руб., по Морскому министерству — 6,0 милл. руб., 13,6 милл. руб. из 20-миллионного кредита на покупку металлов и 4,6 милл. руб. из 10-миллионного кредита в распоряжении Совета съездов представителей торговли и промышленности.

Обращаясь к рассмотрению нашей наличности в Англии, оказывается, что из общей суммы в 48,9 милл. руб., составляющейся из 17,6 м. руб. на счетах казны и 31,3 милл. руб. на счетах Государственного банка, подлежат исключению 46,0 милл. руб. закрепощенных сумм, в том числе 8,3 милл. руб. в русских банках и остаток в сумме 4 милл. руб. особого кредита, открытого в Русском для внешней торговли банке в Лондоне Британской инженерной компании для различных закупок в связи с исполнением заказа военного ведомства на автомобили для нужд армии. Остальная часть помянутых 33,7 милл. руб. составляется из предназначенных на оплату купонов сумм и выручек по железнодорожным займам, освобождающихся частями лишь начиная с февраля 1915 г. Таким образом, к 1 октября сего года свободные суммы в фунтах стерлингов составляют лишь 2,9 милл. руб., в том числе на счетах казны 0,2 милл. руб. и Государственного банка 2,7 милл. руб., каковые суммы и могут быть обращены на покрытие расходов, вызванных войной.

Что же касается сих последних расходов, то из суммы в 194 милл. руб. ныне удовлетворено 30,5 милл. руб. и таким образом, формально недостает в настоящее время 163,5 милл. руб. (194 м. р. — 30,5 м. р.).

В сих видах уже с самого начала войны наш посол в Лондоне и агент Министерства торговли и промышленности Рутковский возбудили вопрос о высылке нашего золота в Лондон. Со своей стороны, признавая таковую высылку крайне нежелательной, министр финансов просил министра иностранных дел снестись с английским правительством, не признает ли последнее возможным производить выплаты по расходам нашим, вызванным военной обороной, за гарантией Государственного банка, который мог бы в счет выплачиваемых сумм отчислять золото, причем по окончании войны был бы произведен расчет, и в той сумме, в какой наши расходы не могли бы быть урегулированы переводами или иным способом, и подлежало бы высылке наше золото.

Засим, ввиду полученных финансовым ведомством от лондонских банкиров предложений о готовности их приобрести краткосрочные обязательства российского казначейства, Министерство финансов полагало предпочтительным, вместо первоначально предположенного соглашения с Английским банком, остановиться на другой операции, а именно на размещении в Лондоне, при содействии английского правительства, бонов казны в сумме до 20 милл. фунт, стерл. сроком примерно на 1 год с возможностью дальнейшей их пересрочки. Этой операцией, независимо от получения необходимой нам валюты, были бы еще подкреплены средства нашего государственного казначейства.

На этих новых основаниях продолжались, при посредстве императорского посла в Лондоне, дальнейшие переговоры с английским правительством, которое предложило гарантировать размещение в Англии краткосрочных обязательств государственного казначейства в сумме, не превышающей в 15 м. фунт. стерл., при условии, однако, доставки в Лондон золота на сумму в размере 50% учетных обязательств, каковое золото должно было служить гарантией исправности платежей по бонам.

Вместе с тем английское правительство высказывало пожелание, чтобы половина имеющих поступить в распоряжение Министерства финансов по означенной операции сумм была бы предназначена для урегулирования в Лондоне обязательств нашей торговли и промышленности как по вновь произведенным закупкам, так и по прежним.

Признавая предложение английского правительства совершенно неприемлемым, тем более, что при изложенной комбинации кредит был бы получен в размере не 15 милл. фунт, стерл., а в действительности лишь 7,5 милл. фунт. стерл., финансовое ведомство настаивало на дальнейшем изменении условий, результатом чего явилось новое предложение английского правительства. Согласно последнему, сумма учитываемых бонов равнялась бы 32 милл. фунт, стерл. при условии доставления золота на 8 милл. фунт. стерл., причем последнее осталось бы в распоряжении русского правительства и могло быть им использовано для платежей. Таким образом, правительство располагало бы в Англии суммой в 20 милл. фунт. стерл. Кроме того, английское правительство согласилось на уменьшение отчисления на нужды промышленности и торговли до 40%. Предусмотренная проектом соглашения сумма золота в 8 милл. фунт. стерл. должна быть в ближайшем времени доставлена в Лондон за счет и риск государственного казначейства, причем английское правительство изъявило готовность для охраны предоставить один из крейсеров британского флота.

Вместе с тем Министерство финансов было поставлено в известность, что, в случае необходимости произвести в Лондоне новые дополнительные краткосрочные кредитные операции, таковые могли бы быть допущены на тех же основаниях, т. е. при условии сохранения вышеуказанного соотношения между суммой выпускаемых бонов и посылаемого золота, а также отчисления 40% на нужды торговли и промышленности.

В дальнейших переговорах Министерство финансов настаивало главным образом на уменьшении суммы требуемого золота и на невысылке его в Лондон, а зачислении здесь в Петрограде в распоряжение английского посла, а также на перерегламентировании назначения имеющейся получиться в Англии нашей золотой наличности. Великобританское правительство, однако, настаивало на прежних условиях, так как, очевидно, лондонский денежный рынок серьезно нуждается в притоке наличного золота, а также в урегулировании обязательств нашей промышленности, лишенной в настоящее время возможности достать иным путем валюту.

Ввиду изложенного и принимая во внимание, что английское правительство не пойдет на какие-либо уступки, что оплата наших обязательств, главным образом по военным заказам, является крайне срочною и что остальные условия предлагаемой нам кредитной операции, как, например, реализация обязательств из того же процента, из которого само английское правительство достает деньги и притом без всякой комиссии для посредника — частного банкира Беринга, представляются выгодными, министр финансов находил бы возможным принять означенное предложение.

Независимо от английского рынка, для производства платежей в Америке министр финансов обратился дипломатическим путем к правительству Соединенных Штатов об оказании содействия к выпуску краткосрочных обязательств российского государственного казначейства и в этой стране. О результатах сих переговоров министр финансов не замедлит своевременно представить на благоусмотрение финансового комитета.

На основании всего изложенного действительный статский советник Барк полагал бы:

Предоставить министру финансов:

1) Произвести дальнейший выпуск 5%, освобожденных от уплаты сбора с доходов от денежных капиталов, краткосрочных обязательств государственного казначейства на сумму 400 милл. руб. Обязательства имеют быть выпущены в русской валюте на шесть месяцев, сроком с 1 октября 1914 г. по 1 апреля 1915 г., и передаваемы для учета Государственному банку. В случае надобности к русской валюте этих обязательств могут быть присоединены и паритеты на иностранную валюту;

2) Произвести на лондонском рынке реализацию краткосрочных обязательств государственного казначейства в английской валюте на сумму до 12 милл. фунт. стерл., на основаниях прилагаемого к сему представлению проекта соглашения с Английским банком, и

3) Озаботиться доставлением в Лондон золота слитками и звонкой монетой на сумму около 8 милл. фунт. стерл.

О сем министр финансов имеет честь представить на благоусмотрение Комитета финансов, с приложением проекта высочайшего указа о выпуске краткосрочных обязательств.

Министр финансов П. Барк.

ЦГИАЛ, ф. 563, оп. 2, 1915 г., д. 528, лл. 163—169. Подлинник.

№2
1916 г. марта 18. — Особый журнал Совета министров «Об обеспечении соответствующими кредитами, производимых за границею заготовлений» 3.

По заключенному в 1915 г. министром финансов с великобританским правительством соглашению это последнее обязалось заимообразно предоставить нам в течение года, начиная с 1 октября 1915 г., по 25 миллионов фунтов стерлингов ежемесячно на уплату по нашим заграничным заказам. Из означенных 25 миллионов фунтов стерлингов 20½ миллионов предназначалось на старые, данные до 1 октября 1915 г. заказы, остальные же 4½ миллиона имели целью обеспечить дальнейшие наши на иностранных рынках заготовления. Таким образом, на старые заказы за время действия соглашения исчислялось 246 миллионов фунтов стерлингов, на новые же всего 54 миллиона фунтов стерлингов, причем, в частности, на производимые в Японии заготовления из кредитов, открытых на оплату старых заказов, отчислялось не свыше 6 миллионов фунтов стерлингов; на новые же в Японии закупки не было открыто никаких кредитов. Вышеуказанные условия лондонского соглашения с самого начала возбуждали у Военного министерства опасения, что открытые на новые заготовления кредиты окажутся недостаточными, равно что не хватит предоставленных нам 6 миллионов фунтов стерлингов на расплаты по произведенным в Японии заказам, не говоря уже о невозможности продолжать заготовления в этой последней. С своей стороны, Министерство финансов полагало, однако, что великобританское правительство не будет придерживаться смысла договора во всей его строгости и что, таким образом, окажется возможность отнести новые заготовления на счет кредитов, предназначенных на расплату по прежним заказам, равно что фактически окажется возможным увеличить — сверх предусмотренной договором 6 миллионной нормы — исчисленные на расплату с японскою промышленностью суммы. Опыт указывает, однако, что великобританское правительство, напротив того, склонно весьма узко толковать заключенное соглашение, точно и строго оставаясь в пределах предусмотренных им ограничительных условий. Соответственно с сим названное правительство считает уже теперь, что предоставленные им кредиты полностью нами использованы, причем, в частности, новые наши заказы выразились в сумме 60, вместо предусмотренных договором 54 миллионов фунтов стерлингов. Учитывая последнее обстоятельство, великобританское правительство соглашается, впрочем, предоставить нам дополнительно в течение октября, ноября и декабря 1916 г. по 4½ миллиона фунтов стерлингов ежемесячно, всего, следовательно, 13½ миллионов фунтов стерлингов. Сверх того это правительство соглашается открыть нам еще и кредит, в размере 2 миллионов фунтов стерлингов в месяц на расходы, не связанные непосредственно с государственною обороною (закупка хлопка, шерсти, чая, помощь военнопленным, содержание за границею наших представителей и т. д.). Наконец, что касается расплаты по производимым в Японии заготовлениям, то великобританское правительство признает возможным увеличить общий итог предназначенных для сего кредитов с 6 до 9 миллионов фунтов стерлингов. Представляя о всем вышеизложенном на уважение Совета министров, Военное министерство указывает, что создавшееся положение является угрожающим для нашей государственной обороны в самой крайней степени нуждающейся в дальнейших заготовлениях на иностранных рынках насущно необходимых для действующих армий предметов и припасов.

Войдя вследствие сего в рассмотрение настоящего дела, Совет министров принял на вид, что ход производимых нами за границею заготовлений не может почитаться сколько-нибудь успешным. Не говоря уже об огромных затруднениях, испытываемых с морскою перевозкою, крайняя сложность и формализм установленного в отношении производства дел по нашим заказам порядка в многочисленных английских правительственных инстанциях, а также медленность работ и малая производительность английских заводов чрезвычайно затрудняют своевременное получение заказываемых нами предметов обороны. Между тем великобританское правительство до крайности ревниво относится к размещению заказов на иных, помимо английского, рынках и с явною неохотою снабжает нас потребною для сего валютою. Поэтому передача соответствующих заказов в Америку весьма затруднительна, в Японию же фактически представляется почти невозможною, за отсутствием сколько-нибудь достаточных для сего кредитов. К тому же в случаях американских заказов равным образом наблюдаются постоянные запаздывания, а доставка их встречает большие затруднения из-за недостатка морских перевозочных средств. Совокупность приведенных условий влечет за собою совершенную несвоевременность получения передаваемых за границу заказов, из коих в первоначально предусматривавшиеся сроки поступает лишь самое незначительное количество. При подобном положении дела и при крайней испытываемой с иностранною валютою стесненности Совет министров счел настоятельно нужным подтвердить всем ведомствам необходимость всемерного сокращения заграничных заказов, с допущением таковых лишь в совершенно исключительных случаях, при полной невозможности заготовления соответствующих предметов в России, к чему казалось бы, огромные, затраченные на развитие отечественной промышленности казенные средства дают достаточное основание. Переходя засим к вопросу об иностранной валюте для обеспечения необходимейших для нашей государственной обороны заграничных заготовлений, Совет министров не мог не заметить, что отдаление, в связи с запаздыванием соответствующих заказов, сроков оплаты этих последних, равно как и дальность сроков в отношении некоторых отдельных заготовлений, имеют своим последствием то обстоятельство, что из общего итога в 300 миллионов фунтов стерлингов открытых нам по 1 октября 1916 г. Великобританиею кредитов в действительности будет израсходовано к указанному сроку во всяком случае не свыше 195 миллионов. Что же касается остальных 105 миллионов фунтов стерлингов, то таковые будут причитаться к ^уплате уже в последующее время. При таких условиях, имея в виду крайнюю испытываемую нашими вооруженными силами потребность в целом ряде насущно необходимых для их боеспособности предметов и припасов, Совет министров считал бы со своей стороны настоятельно нужным, приняв, конечно, предложение великобританского правительства об открытии на новые заказы дополнительных кредитов на сумму в 1372 мил555 4


01 Заглавие документа. (стр. 532.)

02 По 29 сентября реализовано: краткосрочных обязательств на 350 миллионов рублей и серий на 122,3 миллиона рублей (прим. документа). (стр. 532.)

03 Заглавие документа. (стр. 537.)