Сверление дыр в дереве требует навыка, особенно, если отверстие должно быть точно высверлено по заданному диаметру. Так как направление и вращение коловорота производится на-весу, отверстия часто "разбалтываются", выходят шире, чем сверло, или получается коническим, вершиной книзу. Поэтому строго цилиндрические дыры лучше сверлить дрелью или даже бор-машиной. Но и с помощью коловорота можно добиться хороших результатов, если оборудовать некоторые усовершенствования.
Важно, чтобы инструмент имел две точки опоры. Одна — начерченное углубление в месте сверления; другую надо сделать в виде специального упора из доски для шейки коловорота. При горизонтальном сверлении необходимо следить за тем, чтобы и ось инструмента и, следовательно, ось вращения шли строго горизонтально, то-есть упорная доска имела бы надлежащую высоту.
Доска имеет упор внизу (рис. 1) и вырез для шейки коловорота сверху. Если вы приспособляете коловорот для сверления на тисках, укрепленных на верстаке, то вышина доски будет постоянной; при случайных работах (рис. 2), необходимо упор делать в соответствии с высотой сверления.
При сверлении небольших предметов сверху, — удобен и прост станочек рисунка 31).
Подберите к тонкостенной химической колбе a пробку b так, чтобы она не слишком туго входила в горло колбы и, будучи смазана салом иди вазелином, могла довольно легко двигаться вверх и вниз при помощи укрепленной в ней палочки c, плотно прилегая к стеклу. Палочку можно взять деревянную или свить ее из железной проволоки.
Наполнив колбу водой почти до caмого горла, поставьте ее на треножник, покрытый медной сеткой, какие служат для нагревания при химических опытах, и зажгите под треножником спиртовую лампочку.
Когда вода закипит,образующийся пар поднимет пробку вверх.
Загасите лампочку, колба остынет, пар сконденсируется опять в воду и пробка давлением наружного воздуха опустится вниз. Новым нагреванием вы сможете вторично поднять "поршень паровой мащины" вверх и т. д.
Как ни прост этот прибор, он является настоящим наровым двигателем и прообразом паровых котлов и поршневых машин.
В первых по времени машинах "атмосферно-паровых" так и было: вверх поршень поднимался давлением пара, а вниз опускался давлением наружного воздуха, пока Уатт не додумался ускорить ход машины, заставляя пар действовать то на одну, то на другую сторону поршня.
В. Р.
1) В тексте статьи, судя по смыслу, перепутаны рисунки 2 и 3. (прим. составителя). (стр. 26.)