"Вожатый", №1, июнь 1924 год, стр. 3-5
Пройден первый этап в организации и развитии детских коммунистических групп.
Этот этап начался с 5-го всероссийского съезда, положившего начало организованной работе Комсомола среди пролетарских детей и определившего цели, формы и содержание работы детских коммунистических групп.
До 5-го съезда — работа Комсомола среди пролетарских детей не носила организованного характера и в форме детских групп существовала только в отдельных местах (Москва, Украина и др. губ.).
5-й всероссийский съезд положил начало широкой массовой работе Комсомола по охвату пролетарских детей в детские комгруппы.
Медленно, но верно охватывала эта работа постепенно все губернии Республики СССР, и к настоящему моменту, к 6-му всероссийскому съезду союза, нет ни одной губернии или области, где бы не было деткомгрупп или не велась работа по их организации.
Размах роста детских групп очень велик. Особенно увеличился рост после международной детской недели, проведенной в июне 1923 г. и всколыхнувшей широкие массы пролетарских детей.
Сравнительные цифры роста таковы:
1) К 5-му всероссийскому съезду 4.000 орган. дет.
2) „ международной детской нед. 75.000 орган. дет.
3) „ 1 нояб. 23 г. 100.000 „
4) „ 1 февр. 24 г. 122.000 „
5) „ 1 апр. 24 г. 161.049 „
Для того, чтобы яснее себе представить всю колоссальность задачи по охвату пролетарских и полупролетарских детей детскими группами, которая стоит перед Комсомолом, не мешает сопоставить цифры организованных детей с общей цифрой детей пионерского возраста в СССР.
По неполным сведениям Наркомпроса и Ц.С.У. — по центральным и автономным областям европейской части РСФСР и Сибирским губерниям, за исключением Алтайской и Иркутской губерний, насчитывается детей указанного возраста 9.327.000, т.-е 11,6% всего населения, из них: по составу — 82% деревенских и 18% городских детей.
Из указанного количества неграмотных, т -е. неохваченных учреждениями социального воспитания — 42,4%.
Детскими же группами охвачено лишь около 2% всех неорганизованных детей. Такой охват пролетарских детей ничтожен, и задача развертывания детских групп — огромна.
Социальный состав детей, организованных в детские группы, следующий: 1) в промышленных губ. — детей рабочих — 75%, детей крестьян — 7%, детей служащих — 10% и детдомов и беспризорных — 10%.
По крестьянским губерниям: детей рабочих — 36%, детей крестьян — 24%, служащих — 14% и детдомов и беспризорных — 26%. По автономным республикам и областям: детей рабочих — 38,3%, детей крестьян — 27%, служащих — 14,7% и детдомов — 20%. В своем большинстве состав детских коммунистических групп — пролетарский.
Возрастный состав детских комгрупп повсюду в основном 10-14 лет, причем есть отклонения выше 14 и ниже десяти.
Всего до 10 лет — 10,6%.
От 10 до 14 лет — 73%.
И выше 14 лет — 16,4%.
Работа среди детей до пионерского возраста массового и организованного характера не имеет и ведется частично либо путем организации отдельных отрядов малышей, либо — звеньев при пионерских отрядах. За счет взрослых пионеров идет в некоторых местах пополнение школ фабзавуча. Ведется подготовка рабочих ребят из пионеров для передачи в Комсомол. По неполным еще сведениям, за 1923 г. в Комсомол передано 1.008 пионеров.
С ростом детского движения, оно начало проникать и в деревню. В отношении работы среди детей деревня начала затрагиваться уже летом 1923 г. путем соприкосновения пионерских отрядов с неорганизованными крестьянскими детьми.
За зиму во многих губерниях организованы в качестве опыта по 1—2 деревенских отряда при крупных комсомольских ячейках. В некоторых губерниях (главным образом, украинских) работа в деревне развернулась довольно широко. В Одесской губ. — 42 дер. отряда, в Полтавской — 50 и т. д.
Всего организовано 266 деревенских отрядов. Они организованы при комсомольских ячейках, при школах, детдомах и совхозах.
Работа деревенских отрядов далеко еще не оформлена. Часто деревенские отряды в своей работе просто копируют комсомольскую ячейку.
Деревенская работа стоит на очереди и требует более широкого размаха и усиленного внимания и изучения.
Работа среди национальных групп детей широко развернулась, за год захватила собой даже самые отдаленные окраины. Здесь надо подчеркнуть неравномерность в размахе работы в отдельных местах.
В некоторых местах, например, Закавказье — эта работа поставлена широко, в Армении из общего числа пионеров — армян — 89,1%, турок — 5,6% и остальных — 5,3%; в Грузии — 64% пионеров-грузин, 18% — армян. Татарских детей пионерскими отрядами охвачено 3000 чел. В Украине — 30% пионеров-украинцев.
В остальных же национальных областях и республиках охват национальных групп детей еще очень незначителен. Главной причиной этого является малокультурность, косность населения, ведущего частично еще кочевой образ жизни.
Крупнейшими недостатками в работе среди национальных групп являются: 1) отсутствие подготовленных руководителей из комсомольцев отдельных национальностей, и 2) отсутствие массовой детской и руководящей литературы на родном языке.
И в том, и в другом отношении принимаются меры к устранению указанных недостатков.
С начала возникновения детские коммунистические группы не были единообразны по всей территории Союза Республик.
В Центральной России они строились по принципу отрядно-звеньевой системы. В основу работы брались методы скаутизма, очищение от буржуазной шелухи. Украина, категорически отвергая заимствование этих методов, впадала в крайность политизации детской работы, копирования форм взрослых организаций (ячейки, комитеты и т. д.) и беря основной курс на детей детских учреждений — "осоцвосивала" детские группы, придавая им характер не самодеятельной организации, а придатка к детским учреждениям.
Таким образом, украинская спартаковщина резко отличалась от детских коммунистических групп России — пионерства.
Закавказские организации Юных коммунистов были также построены весьма своеобразно, по принципу выборности — от ячейки до Центрального Совета в республиканском масштабе. Такой парламентаризм, однако, уживался рядом с самым свирепым скаутским милитаризмом, начальничеством, приказами и подавлением детской инициативы (Грузия).
Ненормальности в организационном построении и направлении в работе в других местах сводились, главным образом, к перегибанию палки в сторону скаутских форм и методов работы. Так дело обстояло на Юго-Востоке, в Туркестане, Севзапобласти, Крыму. Это объясняется тем, что к-ты РКСМ, не зная детской работы, привлекали для ее организации бывших скаутов и доверялись им в деле руководства детгруппами.
Такая неразбериха в организационных формах и методах работы продолжалась и после всероссийского съезда. Пленум ЦБ, происходивший в июне 23 г., и всероссийская конференция, последовавшая за пленумом, учтя эти ненормальности, наметили основные вехи единых организационных форм детских коммунистических организаций, на основе которых и было Центральным Комитетом Союза разработано единое организационное положение деткомгрупп.
В течение осени—зимы 1923 г. детские комгруппы организационно выравниваются по единому руслу. К 6-му съезду деткомгруппы всего СССР (за исключением Закавказья и Украины) работают по единой оргструктуре. Украина также приняла основные формы построения пионерской организации (звенья), которые отличаются теперь от пионерских отрядов лишь некоторыми особенностями (неограниченность числа членов в коллективе, база не фабрика, а школа и детдом, система прикрепления политруков). Но и эта разница постепенно изживается. В основном — недостатки спартаковщины изжиты, и украинская организация выравнивается и крепнет.
Переименование деткомгрупп именем т. Ленина уничтожило последнюю разницу в названии организации.
Таким образом, к моменту 6 всероссийского съезда детские коммунистические группы СССР представляют собою довольно крепкую, сплоченную широкую массовую организацию, в поголовном большинстве мест единую по своим организационным формам.
Значительно улучшилось и оформилось и руководство этой работой со стороны к-тов РКСМ. Повсюду созданы Бюро деткомгрупп, работающие под непосредственным руководством к-тов. Однако, не все к-ты выделяют на эту работу ответственных товарищей, членов к-тов. По ряду губерний и областей проведен ряд губернских и областных съездов и совещаний, подытоживших проделанную работу и наметивших ее перспективы. Значительно окрепла и наладилась и методическая сторона работы. Почти всюду при Бюро Ю. П. созданы методические коллегии и кабинеты пионерработы.
В материальном отношении детские коммунистические группы недостаточно обеспечены. В силу целого ряда причин этот вопрос не мог быть разрешен кардинально и решается на местах кустарным порядком, причем надо заметить, что производственные отряды лучше обеспечены, чем остальные (территориальные или детдомские).
В общем, в отношении материального положения детгрупп все губернии можно разбить на 3 категории.
1) К первой категории относятся губернии, где расходы по детдвижению включены в смету губисполкома или ОНО. Эти губернии имеют средства на проведение курсов работников, на оплату руководителей, оборудование клубов и т. д. Таких благополучных губерний около 13.
2) Вторая категория — где имеются шефства, субсидии от учреждений и организаций — работники детдвижения оплачиваются частично. Таких губерний 28.
3) В остальных губерниях детские группы существуют на случайные субсидии, пожертвования, сборы от пионерских спектаклей. Здесь оплачиваются лишь отдельные работники и нет средств для организации клубов.
Материальное положение детских групп все же улучшилось и постепенно улучшается. Гарантия к тому — усиление внимания к детскому движению всех общественных организаций,
М. Рубцова.