"Вожатый", №2, июнь 1924 год, стр. 9-12
В отношении общественных организаций к детским коммунистическим группам произошел громадный сдвиг. Комсомольские организации, прежде не знавшие этой работы, ее форм, содержания и задач, — вплотную подошли к детским группам. Укрепление связи ячеек РКСМ с отрядами Ю. П., шефство ячеек РКСМ над пионерскими отрядами, взаимное посещение собраний, вечера спайки и т.д. — все это укрепляет связь между комсомольцами и пионерами и характеризует положение в настоящий момент.
Парторганизации также значительно усилили свое внимание к детским комгруппам. Это внимание, главным образом, усиливается со стороны низовых партъячеек. XII съезд партии поставил перед организацией задачу всемерной поддержки детских комгрупп и привлечения к ним революционных педагогических сил. XIII съезд партии вопрос о детском движении поставил в более широком разрезе, учитывая его размах, значение и итоги.
Громадный сдвиг в деле внимания к деткомгруппам произошел в профессиональных организациях. В своей работе профсоюзы уделяют определенное место детским группам, отводят помещения под пионерские клубы, помогают материальными средствами, силами и т. д., выявляя все большую заинтересованность в работе детских групп, как самой верной школы коммунистического воспитания пролетарских детей. Отношение профсоюзов к детгруппам обуславливается, в первую очередь, отношением к ним широких рабочих масс, проявляющих необыкновенные симпатии к пионерам. Пионеры выявили свое участие в строительстве нового быта и они помогают взрослым рабочим и работницам.
Не только рабочие так оценивают и относятся к пионерским группам. Крестьяне, наблюдающие их работу, с неменьшим вниманием и интересом относятся к пионерам. Показательны факты в Полтавской губ., где на губсъезде советов делегаты-крестьяне выступали с требованиями прислать к ним в деревню организаторов пионерских отрядов. Не менее тесно связаны пионеры также с Красной армией, флотом, и эта связь крепнет и растет, и в этой связи крепнут. растут и закаляются сами пионеры.
Лед сломан. Общественное внимание завоевано, и пионерские организации стали необходимой составной частью всей великой пролетарской семьи.
В работе Комсомола среди детей — вначале Соцвос видел конкуренцию своей работе. С развитием же, оформлением и укреплением детских групп — соцвосы меняют свою точку зрения. В лице Комсомола отделы соцвоспитания видят теперь лишь помощника в своей трудной работе и детские группы рассматривают, как новую и лучшую форму коммунистического воспитания детей. В силу этого растет интерес организаций Наркомпроса к детдвижению. 2 всерос. совещания Соцвосов подчеркнули всю важность этой работы и необходимость ее поддержки со стороны ОНО.
На местах ОНО оказывают большую поддержку Комсомолу в этой работе как в материальном, так и в методическом отношениях.
Громадный интерес к детскому движению имеется также со стороны педагогов, это видно по запросам педагогов в изучении теории детского движения, его форм и содержания работ. Это можно наблюдать также по отношению большинства педагогов к пионеротрядам в детских учреждениях.
Работа в детских учреждениях Соцвосов — одна из основных задач в общественно-политической работе пионеров. Эта область работы в различных местах союза проводилась неоднородно. В Украине — самой организации детских групп брался курс на детские учреждения (детдома, школы) и спартаковские коллективы и ячейки — организовывались в этих учреждениях. Здесь формой работы являлась сама система детского движения.
Основной и наиболее распространенной формой работы в детучреждениях нужно считать институт прикрепленных, проводящих в стенах учреждений Соцвоса общественно-политическую работу.
Небольшая часть детских домов охвачена пионерскими отрядами. При чем во многих городах, как опыт, отдельные детдома реорганизованы в пионеркоммуны, построенные по принципу пионерского отряда.
Работа в школах стала развиваться зимой 23—24 г. и пошла по линии, намеченной ЦК РКСМ, т.-е. по линии организации при школах пионерских форпостов. Широко эта работа еще не развернулась, но результаты ее уже заметны. Пионеры в школе активны — они организуют школьное самоуправление, трудовые занятия, ведут общественно-политическую работу среди остальных детей. Пионеры пользуются большим авторитетом среди неорганизованных ребят, среди беспризорников работа пионеров широко развернуться не могла и выразилась лишь в организованном участии пионеров в неделе помощи беспризорным детям, привлечении беспризорников в пионерские клубы, на вечера, игры и т. д.
Развернутой пионерской работой по СССР можно считать, что основными ее этапами были: весна, лето, осень и зима 1923 года. Первый период — весна-лето — является началом организации детских групп и их развитием в связи с яркими и красочными формами весенне-летней работы (лагерь, международная детнеделя).
Этот период характеризуется громадным ростом детгрупп. Организация расширялась, но не оформлялась. Но уже и в этот период она выявила свою общественно-политическую физиономию. Пионеры принимали участие в празднике 1 мая, дне леса, неделе беспризорных. Международная детская неделя, проводившаяся в июле 1923 г., сыграла большое значение в смысле пропаганды детского движения среди населения и неорганизованных детей. Эта же неделя положила начало интернациональному воспитанию пионеров (широкая переписка с детгруппами Запада, ознакомление с их жизнью и работой).
В течение лета впервые в ряде губерний были попытки организации лагерей, был совершен ряд экскурсий пионеров на с.-х. выставку.
За лето организации окрепли и количественно выросли. Период осенне-зимней работы характеризуется организационным оформлением и значительным углублением работы пионерорганизаций. От летней широкой работы отряды юных пионеров перешли к плановой клубной, к трудовому и физическому воспитанию и общественно-политической работе как внутри организации, так и вне ее. Достигнуты успехи в работе в школах, детдомах и среди неорганизованных детей. Проводились детские конференции. Установлена связь со взрослыми рабочими организациями. Общественно-политическая работа зимой проводилась в основном в пионерских клубах, где работали различные кружки. Основным элементом этой работы были беседы, связанные с обще-политическими кампаниями. Издавались стенные газеты, журналы, работали кружки корреспондентов и т. д.
Проводились революционные праздники, вечера, литературные и политические суды.
Обществено-политические кампании вкладывали политическое содержание в пионерскую работу и приближали пионеров к общественно-политической жизни всей страны.
Кампаниями, в которых пионеры принимали активное участие, были следующие: 1) Международный юношеский день, в который пионеры вместе с Комсомолом демонстировали мощность своей организации. 2) годовщина РКСМ, к которой было приурочено ознакомлениие пионеров с историей, целями и задачами Комсомола и сближения с ним. К этому же дню во многих организациях была приурочена торжественная передача пионеров в Комсомол. 3) Октябрьская годовщина, к которой было приурочено окончание летняго периода, учет его итогов и переход к зимней работе. Этот же день был днем сближения пионеров со взрослыми революционными организациями (партия, профсоюзы). 4) Кампания помощи детям Германии. Одна из основных кампаний, проводившаяся непосредственно пионерами и выявившая их политическую активность. Эта кампания имела большое значение в смысле интернациональнаго воспитания пионеров, вводя их в круг международных событий и ставя перед ними задачу помощи детским коммунистическим организациям Запада. Эта кампания прошла наиболее успешно и дала реальные результаты. 5) Антирелигиозная кампания в связи с Рождеством прошла также удачно в форме вечера красной елки. 6) Неделя траура в связи со смертью ИЛЬИЧА характеризовалась переименованием организации пионеров "имени ЛЕНИНА", проведением ряда траурных вечеров, изучением пионерами биографии ЛЕНИНА и его заветов. День Красной армии был днем смычки пионеров с красноармейцами и ознаменовался посещением красноармейских казарм и проведением бесед с Красной армией. Соотвествующим же образом были ознаменованы дни 9 января, 8, 12, и 18 марта.
Трудовое воспитание за этот период выразилось в работе мастерских, организации производственных экскурсий и проведении общественно-трудовых работ. Надо отметить мизерное количество мастерских, в силу чего и слабую постановку трудовых занятий в отрядах. Основная причина здесь — отсутствие материальных средств для развития этой работы.
Говоря о трудовом воспитании, необходимо сказать о 2 опытах в пионерских организациях — по организации школы дозаводского труда: в Центральном Доме комвоспитания рабочей молодежи, как тип школы-интерната, и другой при заводе "Красный Каучук", — как тип массовой рабочей школы — в г. Москве.
Основные принципы построения этих школ: 1) школы являются частью комдетдвижения, т.-е. детгруппами, принимающими участие в общей работе пионерских организаций и 2) школы должны стать базой под школу фабзавуча, т. е. давать ребятам для поступления в фабзавуч известную производственную подготовку. На основе намеченных принципов и строилась работа этих школ. Опыт показал, что такой подход к строительству школы — правильный — он дает возможность связать обучение с участием в общественной жизни на основе самодеятельной детской организации.
Эта область пионерской работы чрезвычайно серьезная — однако, начала становиться на ноги только в начале 1924 г., когда было налажено 8 периодических изданий, в том числе 2 центральных издания для пионеров и для руководителей, а также было приступлено к выпуску детской литературы. Большим плюсом в этой области нужно считать издание книжек на национальных языках, журналов для татарских и армянских пионеров, книжек на татарском, узбекском языках.
Заключительным аккордом в работе детских комгрупп указанного периода нужно считать 1-ое всероссийское совещание работников детского движения (16 апреля).
Совещание подвело итоги проделанной работе в детских комгруппах с 5 съезда, констатируя: 1) Широкий рост движения за счет пролетарских детей. 2) Организационное оформление деткомгрупп. 3) Недостаточность руководителей-комсомольцев и слабость их подготовки. 4) Рост самодеятельности и политической активности пионеров. 5) Громадную тягу к деторганизации широких детских масс, а также ряд достижений в других областях пионерской работы. Совещание подтвердило правильность организационных форм деткомгрупп и содержания пионерской работы и наметило очередные задачи деткомгрупп. Как основной из них, совещание подчеркнуло небходимость окончательного установления полного единства детских комгрупп всего СССР.
6-ой всер. съезд должен положить конец всем отклонениям в формах детских организаций и новый этап после 6-го всерос. съезда — должен стать этапом работы единого детского коммунистического движения СССР.
Рубцова.
1) См. № 1 "Вожатого".
(стр. 9.)