Огромное большинство отрядов юных пионеров не будет иметь возможности выехать и этом году в лагерь, да и те, которые выедут, не пробудут в нем более месяца и, таким образом, проведут все лето в городе.
Это обязывает нас подумать прежде всего о летней городской работе, принимая, конечно, во внимание и регулярные загородные прогулки, которые являются по существу частью этой городской работы.
Общие задачи летней работы этого года таковы:
1) Максимально оздоровить физически ребят.
2) Усилить общественно-политическую активность каждого пионера и всей организации в целом и этим самым повысить самодеятельность ребят в каждом отряде.
Как особая задача этого года стоит борьба с беспризорностью и начало работы в деревне, связь городских ребят с крестьянскими. Массовый рост организации будет также определять в значительной мере и содержание и формы нашей работы этого лета.
Исходя из этих общих задач, и нужно строить всю летнюю работу.
Какие же формы летней работы в городе можно предложить?
1) Это прежде всего работа пионеров во дворах, на улицах, площадках и т. д.
2) Работа вокруг своих клубов, клубов Комсомола, рабочих клубов.
3) Загородные прогулки, экскурсии, агитационные поездки.
4) Речной спорт, плавание, массовая элементарная физкультура.
5) Трудовая работа на огороде, в саду.
6) Специальная работа в деревне (шефство городских отрядов над крестьянскими, помощь комсомольскому шефству и т. д..
Основная же задача этого лета — не замыкаться в узкие рамки своей организации, а максимально расширять свое влияние на окружающих, не оформляя обязательно организационно всех вошедших в круг этого влияния детей.
Этого можно достигнуть только массовой работой, начиная с самых простых ее форм.
Что делают ребята возраста от 10 до 14 лет во дворах рабочих кварталов? Мальчики играют в "орлянку" (теперь, впрочем, в "серпянку"), в "пристенок", в лапту, в цурки, в футбол, в лучшем случае в "красные дьяволята". Часто же они "стыкаются" друг с другом и ходят с подбитыми глазами.
Девочки играют "в классы", "в мячик", ходят друг к другу "в гости", а те, кто постарше, ходят "гулять". Вот обычные занятия ребят. Все эти игры не носят общественного характера.
Часть из них определенно вредна. Большинство же этих занятий не дает никакого толчка вперед ни в смысле физического развития, ни в смысле расширения кругозора, ни в смысле развития общественных навыков, классового сознания, революционного духа. Тут огромное поле деятельности пионерам. Любой пионер, а еще лучше целое организованное звено, может без труда и с верным успехом затеять во дворе живую общественную игру, куда сразу же втянется большинство окружающих "беспартийных" ребят. Лучше даже не тянуть вначале этих окружающих. Начать самим, скажем, "эстафетный бег" с флажками, усложняя его всякими приемами.
После 5 минут этой игры ее соревновательный характер потянет к себе, как магнит, всех ребят вокруг.
А тут уже только работай. Одна за другой пионерские общественные игры могут быть предложены для проведения среди детского населения данного двора.
Для партийных игр нужен строй, нужна организованность. Начатки этой организованности пионеры дадут в быстроте построения, расчета и красивой маршировки. В этом "интересном" деле все захотят быть участниками.
На первый день этого будет достаточно. Пионеры объявляют, что завтра они приходят в определенный час снова играть и приведут с собой других пионеров из соседних дворов, чтобы проводить более интересные игры. На следующий день, без сомнения, будет очередь желающих принимать участие в играх.
А если в этот день будет принесен футбольный мяч и будет начата игра не в футбол (ибо футбол вреден для маленьких ребят), а в "защиту крепости", "мяч в кругу", или "боскет-бол", то ребята будут завоеваны окончательно.
Достаточно затем активному пионеру вынуть важно свисток и дать четкую команду построиться, как мгновенно все ребята будут стоять в организованных рядах.
Это будет уже не толпа, а организованная масса, с которой можно вести систематическую работу. Когда ребята набегались, утомились и захотели отдохнуть, очень кстати будет вынутая книжка "Как мы жили в лагерях", или " Как мы ездили в Германию" и беседа даже рядовых пионеров на эти темы.
Пусть 6—7 пионеров затянут после этого "Буденовку" или "Как родная меня мать провожала", и ребята получат революционное настроение, с радостью разучат эти мотивы и спросят у пионеров, когда их отряд имеет общие сборы.
Далее можно перейти к общественной работе, полезной для данного двора, в которую ребята с удовольствием втянутся. Расчистить двор, устроить хорошую площадку для игр, сделать, наконец, скамейки около сада или в нем, вот вам маленькие практические примеры этой полезной общественной работы, не говоря уже об исправности и чистоте водопровода или колодца, о наблюдении за тем, не заболел ли кто-либо заразной болезнью, нет ли опасности пожара и т. д.
Через работу во дворе пионеры завязывают связь с окружающими ребятами и при случае тянут их на общую площадку, на которой уже регулярно, вместе с руководителем одного из отрядов проводят игры, беседы, вовлекают в ту или иную кампанию или массовую общественную работу (напр., праздник древонасаждения, или общегородской сбор в пользу беспризорных).
Пионеры одной улицы могут отлично объединить окружающих ребят и постепенно захватывать их своим влиянием.
При случае же, когда пионеры устраивают демонстрацию или идут со взрослыми, за ними идут уже организованные ряды ребят, которые уже вносят свежую струю в свою семью, когда приходят домой.
Он должен вести определенную работу. Внешний вид его уже должен показывать, что это штаб революционных детских сил, что это центр организации детской активности. Поэтому понятные, сильные революционные лозунги снаружи, гордый флаг на крыше, всегда открытые двери, прохладная читальня или клуб внутри — вот что должно характеризовать пионерский клуб летом.
Этот клуб, обычные еженедельные сборы пионер должен превратить в массовые сборы детей с общей беседой, песнями, играми, общей маршировкой. Нужно сделать так, чтобы сюда шел каждый пролетарский ребенок, чтобы здесь собирались все активные ребята района.
Если такого клуба нет, нужно использовать для этого комсомольский клуб или клуб взрослых рабочих. Если есть в этом клубе кино, или ставятся регулярно спектакли, нужно добиться постановки их специально для детей, частью силами детей.
Кино же может стать великолепным средством организации и воспитания детской массы.
Если есть рабочий сад, то, конечно, лучше все эти увеселения производить в нем, а не в другом помещении. На все эти вечера, праздники следует привлекать также ребят из детских домов, которых нужно вырывать из их замкнутой жизни.
Конечно, все эти прогулки нужно прежде всего провести с отрядами, укрепить их в этом деле, можно пригласить на определенных условиях с собой и т. н. сочувствующих. Задачи этих прогулок могут быть разные: прогулки с целью исследования окружающей местности, с целью посещения какого-либо исторического места, с целью обследования совхоза, крестьянского хозяйства или просто увеселительные прогулки для закаливания, укрепления здоровья ребят.
Все они должны иметь определенную программу, все они должны давать известный результат, который может быть учтен и зафиксирован с целью дальнейшей обработки. Перед прогулкой надо всегда ответить себе на следующие основные вопросы:
1) зачем итти (цель);
2) куда итти (место точно);
3) кто пойдет (количество, возраст, организованность, опытность и т. д.);
4) как будет проводиться (программа).
Без ответа на эти вопросы нечего и думать итти на прогулку. Она провалится и оставит тяжелый отпечаток на всей дальнейшей летней работе.
Агитационные поездки лучше всего совершать или в соседнюю деревню или в другой город, где есть пионерские отряды, с которыми можно было бы провести массовый праздник ребят и взрослых.
Для этого надо подготовить программу для выступлений, взять с собой оркестр, захватить материалы, подготовить из ребят докладчика и заранее сговориться с местными комсомольскими и партийными организациями (ячейка, уком, губком).
Такие прогулки могут быть однодневные или на несколько дней и особенно желательны в международную детнеделю.
Часто наши ребята занимались вольными движениями сомнительной полезности, а естественными средствами физкультуры не пользовались.
В это лето необходимо резко изменить курс в этом отношении.
Воздух, вода и солнце вот то естественное и прочное, что должно быть использовано полностью, без чего всякая физкультура превращается в халтуру хотя бы ее и проводили заядлые спортсмены.
Не надо много мудрить. Регулярно собирайте ребят по утрам и в другое время (только не после еды), идите на берег реки, проведите несколько игр, просто побегайте с ребятами, а затем организованно искупайтесь и вы совершите в тысячу раз более полезное дело, чем все эти гимнастические упражнения, которые часто преподносят нам даже специалисты.
В эту работу можно также вовлечь массу ребят. Даже больше: на этом можно объединить огромную массу и тех, кто считается уже беспризорным, хулиганящим ребенком, ибо все ребята летом ходят купаться, но ходят беспорядочно без общественной атмосферы вокруг.
Эту общественную, товарищескую атмосферу надо создать, и тогда "дело в шляпе". Эти утренние прогулки можно использовать с целью сообщения простых гигиенических сведений, с целью внедрения в сознание ребят того положения, что преступно сидеть летом в доме или даже только в своем дворе, что надо выйти за город (как это вошло уже в привычку у заграничных ребят).
Это чрезвычайно важная работа, особенно в наше время большой перегрузки ребят при чрезвычайной их слабости — этого наследия последних бурных и тяжелых лет жизни.
Использование каждого свободного момента, чтобы быть на воздухе — вот основное требование в интересах здоровья пролетарских детей.
Гребля, катание на лодках также принесут огромное удовольствие и пользу при умелой их организации. Нужно только, чтобы не ребят "катали", а чтобы они сами "катались" под руководством старших. Тогда только эти поездки будут интересны для ребят и дадут новый толчок к внутренней их организации.
Лучше всего, если с отделом коммунального хозяйства будет заключено соглашение такого рода: отряд пионеров или несколько отрядов берет на себя обработать пустующий участок земли под огород, доход с которого частью поступит в фонд отрядов, а частью поступит скажем, в фонд беспризорников; Откомхоз дает инструменты для работы и руководителя-огородника. Пионеры отвечают за весь этот участок земли.
Заключив такое условие, пионеры снимают план участка, производят разбивку его на части, определяют количество семян и рассады, потребных для посадки и, разделив работу между отдельными звеньями, принимаются за регулярную трудовую работу под руководством огородника.
Когда основная работа, требующая массовых усилий (вскапывание, посадка), закончена, выделяются дежурные звенья, которые уже следят за поливкой, полкой и т. д. Помимо этого, из каждого звена хорошо выделять 1-2 ребят, которые имеют постоянное наблюдение за участком своего звена.
Когда подойдет время сбора урожая, придется, вероятно, неделю-другую подежурить и ночью, поставить палатку, так как в противном случае от плодов огорода останутся одни корешки.
Важно также, чтобы все ребята участвовали в обсуждении плана огорода, в его разбивке, в дальнейших мелочах работы на нем.
Эта работа будет очень полезная для ребят и сплотит их в дружеский коллектив.
Такое же, если не большее значение будет иметь общественно-трудовая работа в городском сквере, в рабочем саду и т. д.
Любой отряд пионеров может взяться за приведение в порядок какого-либо сквера, который обычно не приводится в порядок только по недосмотру или за отсутствием средств, и в этой работе ребята получат большое удовлетворение.
Основное же правило в таких работах это:
1) совместное с ребятами составление плана работ;
2) распределение работы по звеньям, сообразно их силам и возложение ответственности на каждое из звеньев за определенный участок;
3) общая массовая работа вначале и регулярная работа звеньями впоследствии:
4) постоянный контроль совета отряда.
Кроме того, основная работа в деревне возможна только при жизни ребят в лагере, городская же работа даст возможность только отчасти выполнять эту задачу.
Общее направление этой работы должно быть таково.
1) ребята сами связываются с крестьянскими ребятами и через них со всей деревенской жизнью;
2) ребята передают в деревню городские новости, литературу, приезжают или приходят сами в деревню;
3) ребята привозят в город на время крестьянских детей;
4) пионеры держат постоянную связь с основными пунктами своих приездов и перепиской, держат в курсе городских событий деревню.
Начало этой работы можно представить себе в виде прогулки в подшефную своей фабрике (комсомольской или партийной ячейке) деревню и устройства там в день волостного схода массового праздника, на котором пионеры разъясняют сущность работы детских групп и говорят о задачах связи рабочих и крестьян, тесного их союза.
Далее регулярно совершаются посещения этой подшефной деревни, организуются вокругъ 1) изб-читален, школ, совхозов крестьянские ребята, и пионеры помогают комсомольской ячейке в проведении ею полного шефства.
Вот общие контуры летней работы юных пионеров.
В. Зорин.
1) Именно так ("организуются вокругъ") напечатано в тексте журнала. Это не единичный случай, когда, очевидно при наборе, по привычке вставляли в текст символы дореформенной грамматики. (прим. составителя). (стр. 19.)