"Вожатый", №2, июнь 1924 год, стр. 20-21
Все очередные гигантские задачи, стоящие перед нашим движением, упираются в основной вопрос внедрения в организацию принципов самодеятельности, которую ни в коей степени нельзя провести, не разрешив корня ее — самоорганизации детей, сохраняя в то же времи руководство за Комсомолом.
Твердая организация самих детей, чувство собственной мощи, ответственности, коллективной силы — есть безусловно один из основных моментов коммунистического воспитания.
В данный момент особенно выпукло стоит вопрос о формах самоорганизации не только в рамках одного отряда, но и в районном и общегородском масштабе. Даже на таком авторитетном собрании, как внеочередное всесоюзное совещание, голоса разделились на две равных по количеству части. Одна сторона настаивала на создании районных советов, как постоянных органов детской самоорганизации, другая во главе с ожогшейся на этой работе Украиной, "доказывала" абсолютную вредность и особенную боязнь портфелизма и даже, если хотите, детского синдикализма.
Маленькое замечание: Украину, раньше отрицавшую все живые формы работы, строившую работу исключительно на комитетах, докладах, заседаниях, нельзя ни в коем случае сравнивать с нашей организацией, боровшейся с этим, имеющей год-два практического опыта и выявившую массу активных ребят, требующих применения своих сил.
Не останавливаясь на разногласиях (о них в другом месте), мы поделимся опытом, имеющимся в московской организации, в частности Замоскворецком районе.
Как мы подошли к разрешению этого вопроса?
Он имеет у нас свою маленькую историю и был решен, безусловно, не сверху. Прошлое лето более 300 пионеров проводило районный лагерь; тогда всплыл вопрос о привлечении пионеров к руководству лагерем.
Районное пионерское объединение твердо стало строиться на практической и конкретной большой работе — подготовке к Октябрьским торжествам, проведению широкой детской беспартийной конференции, на которой было обслужено более 20 тысяч детей.
Совпавшее в эти дни проведение губпионерконференции могло служить доказательством, что замоскворецкая делегация, хотя и одна из самых крупных, сумела быть крепко-спаянной и все время выступала с призывом к объединению всех московских пионеров.
Цели и задачи первоначально были поставлены следующие: объединение вожатых звеньев в районном масштабе, привлечение к районной работе, руководство работой вожатых в своем звене, проведение всех кампаний, пополнение знаний и умения работать и наряду с этим выявление активности, самодеятельности, чувства ответственности, районной спайки и т. д.
В этом подходе в определении целей и задач были крупные расхождения: группа т.т. предлагала создавать школу вожатых звеньев с исключительной задачей накачивания ребят, подготовки квалифицированных вожатых (по примеру некоторых районов Москвы) и совершенно отдельно районное детское самоуправление. Мы решительно высказались против и считаем, что учебу, практическую работу нужно переплести с самоорганизацией, уметь руководить тем, что получаем, не создавать однобоких ребят, узкость и сухость их работы.
Начали объединения с вожатых звеньев. Учитывая сложность данного дела, проводить работу постепенно, начиная с актива, с конкретности, постепенно углубляя работу. Теперь уже втянуты, кроме вожатых звеньев, все члены советов отрядов, и в ближайшее время подойдем к райконференциям с выборными делегатами и по всем демократическим принципам выборным советам района. Технически все это проводится так: регулярно два раза в месяц созывается собрание всех членов советов отрядов. Эти собрания носят, примерно, такой характер.
Собрание 1-е — повестка:
1) Доклад райбюро о положении района (20 минут и с прениями и вопросами 35 минут).
2) Отчет о работе районного совета: а) содоклад фондовой комиссии, и б) комиссии связи (15 мин. райсовет, комиссии по 5 минут, вопросы, прения и т. д. — всего 1 час. — 1 ч. 15 м.)
3) Выборы райсовета и комиссий (30 м.).
4) Текущие дела (15 мин.).
Райсовет избирается по предварительно подготовленному списку из 7 членов и 2 кандидатов, комиссия из 5 чел. каждая, в советы и комиссии избирается 1 взрослый вожатый данным собранием. Кроме указанных комиссий, по мере надобности выбираются временные комиссии, например, по проведению некоторых кампаний, обследовательская и т. п.
Обсуждение кандидатур обязательно персональное, также голосование; ни в коем случае не списком.
На таких собраниях бывает очень деловая обстановка.
Второе собрание — Примерная программа:
а) Что за праздник день матери-работницы, как его проработать по звеньям.
б) Примерная поставленная инсценировка, лозунги и т. д.
в) Доклад комиссии по обследованию двух отрядов.
г) Одна новая интересная массовая игра и одна новая песня.
д) В текущих делах часто зачитываются письма пионеров других городов и почти всегда какие-либо выборы.
Вся программа проводится в виде собрания и в то же время сбора; все участники обсуждают, что проходят, коллективно разрабатывая материал, и обмениваются опытом, приходя к себе в отряд и звено, проводят беседу и практические занятия по общерайонной программе. Это нисколько не умаляет значения советов отрядов, так как им нужно детально разрабатать и применить к условиям отряда то общее направление, которое дается организацией не только через руководителей, но и для самих активных пионеров.
Распределение работы райсовета следующее: избирается постоянный председатель (он же член президиума райбюро) и секретарь (член райбюро) 2).
Затем утверждаются председатели отдельных комиссий, которые большей частью члены райсовета.
Порядок деятельности: руководство работой комиссий, правлением райклуба (состоящего из ребят), кружка пионеров; периодически заслушиваются отчеты. Почти на каждом заседании ставится доклад одного из отрядов, обсуждение сосредоточивается, главным образом, на п.п.: организация отрядной звеньевой самодеятельности, участие отрядов в районной работе и райклубе, взаимоотношение между собой пионеров и т. д., даются товарищеские указания, иногда дело передается на расследование райбюро. Особенно "страдают" вожатые отрядов.
Периодически заслушиваются сообщения представителей в райбюро. Затем большое дело — это принятие в пионерорганизацию, исключение и переводы из отрядов, от 15 до 25 заявлений на заседание.
Принимаются райсоветом дети рабочих и коммунистов, у которых родители не работают на тех предприятих, где имеются отряды пионеров. Их райсовет распределяет по существующим отрядам. В текущих делах подготовляется повестка пленумов райсовета и различные выборы для приветствий, делегации, представителей и т. д.
Функции комиссий определяются их названиями. Фондовая собрала крупные суммы в пользу детей Германии, ленинский фонд, беспризорным, туберкулезным детям и т. д., имеет своих уполномоченных в каждом отряде, а в некоторых фондтройки; один раз в месяц собираются пленумы фондовой комиссии.
Комиссия связи раньше имела шефство над двумя крестьянскими уездами, но в связи с общей отменой шефства сумела крепко наладить связь всех отрядов с около сотни мест СССР.
Подводя итоги почти годичной работы в этой области, можно смело сделать вывод, что начато большое дело, которое, безусловно, имеет уже огромные результаты. Ужасно больно было бы видеть в нашей детской коммунистической организации, как даже самую мелочную работу выполняют руководители, все собрания детей открываются, закрываются, взрослыми делаются доклады не от имени самих детей, а от опекаемого их органа.
В результате, ведь, мы будем иметь три-четыре штатных оратора из ребят на учете райбюро, которым будет предлагаться сделать доклад на заказ, в результате этого вырастут хорошие болтуны
Сейчас у нас летний период, пионеры в полном нашем распоряжении, этим нужно воспользоваться примерно так: где проводятся общегородские районные лагеря, там огромное поле деятельности привлечения активных пионеров к участию в руководстве лагерями.
Если лагеря проводятся по отрядам, частично, то в этот период наибольшего выявления активности ребят можно провести хорошую подготовительную работу. И, наконец, организации, остающиеся в городе, могут сейчас же приступить к созданию районных и общегородских советов пионеров.
Считаю необходимым местам, где имеются подобные объединения, поделиться полученным опытом в этом большом и важном деле на страницах нашего журнала.
В. Кайдалов.
1) В порядке обсуждения.
(стр. 20.)
2) Это не взрослые, а сами активные пионеры.
(стр. 21.)