"Вожатый", №2, июнь 1924 год, стр. 22-23
Развертываемая пионерами борьба за новый быт будет весьма длительной и упорной. Она займет не один месяц, а целые годы. Закрывать глаза на это нельзя.
И поэтому каждый пионерработник должен вдумчиво и серьезно вместе с ребятами продумать вопрос о том, по каким основным линиям целесообразнее и вернее всего разрушать в быту старое отжившее, негодное, и как при данных условиях начать создавать новый быт — коммунистический, используя каждую зацепочку, каждую мелочь, каждую возможность. Надо в ближайшее время обсудить этот вопрос во всех звеньях, на всех советах отрядов, на общеотрядных сборах, на совещаниях пионерработников, сообща наметить конкретные формы работы пионеров в семьях 1), среди окружающих взрослых и детских масс, сообща продумать вопрос о том, как внутри отряда по мелочам, по каплям упорно создавать на деле новый коллективный быт, и затем твердой рукой приняться за дело.
Работы в этой области вокруг каждого отряда необъятное поле.
Надо сделать так, чтобы каждый пионер видел грязь, безобразия и неустройство окружающей его жизни, чтобы он горел желанием ее изменить. Надо захватить, зажечь ребят борьбой за новый быт, зажечь в них горячее и настойчивое желание — создавать новый пионерский быт.
Пусть каждому пионеру в сознание остро врежется мысль, что он юный строитель коммунистического общества, что поэтому надо не только уметь пионерские песни петь и играть, но и шаг за шагом осторожно растаскивать по кусочкам старый быт, тут же взамен его создавая новый быт — коммунистический. Пусть каждый пионерруководитель поставит своей задачей — твердо и сознательно руководить борьбой пионеров за новый быт.
Вот несколько маленьких примеров из жизни, наглядно показывающих борьбу за новый быт:
1. Всюду в семьях процветает битье детей. По материалам школы "Серп и Молот" 2) 100% родителей бьет своих детей, из них 65% бьет "чем попало" и "по чему попало", 25% топчет, пинает детей ногами, 15% родителей имеет на случай розги и ремни, 80% родителей ругает детей нецензурными словами (чем возбуждает у детей несозревшие половые чувства).
Все об этих дикостях знают и никто ничего не делает. Пионеротряд должен взять на себя коллективную защиту пионеров и неорганизованных ребят от битья и ругани в семьях. Надо каждый из ряда вон выходящий случай битья и издевательства над детьми вынести в ячейку РКСМ, в завком, в профсоюз, на общее собрание рабочих и работниц, на собрания делагатов. Пионеры на собраниях взрослых должны требовать прекращения безобразий. Пусть пионерский коллективный голос — "Долой битье детей, долой ругань детей!" — дружно пронесется по всем собраниям рабочих и работниц, имеющих детей. Пусть детский протестующий голос разнесется по всем советским закоулкам, заставит взрослых прислушаться к нему и воздействовать на слишком ретивых зарвавшихся родителей. Лучшая часть родителей всегда поддерживает это скромное и вместе с тем великое дело пионеров.
2. Сейчас пионеры собираются в лагеря. Некоторых из них родители не желают пускать. Сведения об этом уже есть. И в некоторых отрядах звенья относятся равнодушно к защите своих товарищей.
Обязанность каждого звена, каждого отряда помочь всем ребятам отправиться в лагерь. Пусть все звено вместе сходит к родителям, не желающим пускать детей в лагерь, и вежливо, без грубостей попросит, чтобы отец с матерью пустили свою Нюру или Васю в лагерь. Пусть ребята расскажут сами о пользе лагеря. Если звено будет действовать осторожно и вместе с тем настойчиво — просьба увенчается успехом. При неудаче — унывать не стоит, надо придумать какой-либо другой подход к несговорчивому родителю и через несколько времени снова возобновить "наступление" на него, ни в каком случае не оставляя в беде пионера.
3. В наших пионеротрядах ребята ведут беседы по гигиене, но мало осуществляют ее на деле. Возьмем маленькую вещь — стрижка волос. Каждый пионер берет в семье деньги и стрижется в одиночку зачастую у какого-либо парикмахера. А почему бы в отряде не завести общественную отрядную машинку для стрижки пионеров? Стоит она недорого, а пользы будет много. Налицо будет коллективный контроль над гигиеной, хоть и слабое, но все же облегчение для бюджета семьи, а главное — ребята больше будут чувствовать себя общественниками. Многие недоверчиво и с улыбкой отнесутся к этому, но смеяться здесь нечего — неумелость, некультурность налицо. Тов. Крупская говорит 3), что хорошо было бы, если бы машинки для стрижки были в школах. По нашему это скорее и легче всего сделать пионеротряду, школа, вероятно, осуществит это тогда, когда она будет пионерской.
4. Купаться ребята у нас ходят вместе, а в баню по одиночке и все в разное время. А почему и здесь не устроить коллективного начала — ходить в баню вместе сообща, в определенные дни? Сделать это можно без труда. Будет и весело, и полезно. Налицо будет опять-таки коллективный контроль над гигиеной, будет больше общественности у ребят. У завкома или других организаций или еще каким-либо путем нужно достать денег для покупки мыла для всех. Некоторые скажут — а ведь белье-то чистое не всегда у всех. А почему бы теперь не подумать и насчет общей стирки, починки белья и проч.? Кое-что многое вполне можно сделать даже в современных условиях.
5. Сейчас у многих пионеров есть пионерская форма, изготовленная коллективно при помощи завкома или месткома. Вполне пора подумать и о том, как постепенно, сообща для всех пионеров и обувь заводить при помощи отряда, и кое-какую одежду и пр. Надо сейчас осторожно, не увлекаясь широко, нащупывать для этого почву в завкоме, месткоме, в кооперативе, а потом среди родителей. Пионеры на это с великой радостью пойдут, но только преждевременно не обещайте им ничего, а скромно готовьте постепенный полный переход пионерской жизни на коллективные начала.
Вполне пора сейчас также продумать вопрос и о том, чтобы к осени и к зиме — в отряде для пионеров по вечерам устроить коллективные завтраки. Надо будет потолковать насчет этого с комсомольцами, с партийцами, с родителями, закинуть удочку и в профсоюз, и в кооператив. Но и здесь опять-таки нужно действовать осторожно, трезво учитывая общее положение предприятия, учреждения, и всячески используя всякую имеющуюся зацепочку.
Каждый отряд, каждый пионерработник все эти факты найдут у себя под носом десятками. Надо только не зевать, не ротозейничать, не ограничиваться только пышными фразами о коммунизме, а уже сейчас, по мелочам, архиосторжно, используя всякую возможность, создавать на деле переход к действительно коммунистической жизни.
Борьба за новый быт — сплотит ребят, сильнее объединит их, даст почувствовать силу коллектива и скорее сделает наших ребят коллективистами.
Сознательная часть пролетарских родителей, не говоря уже о Комсомоле и партии, всегда поддержат пионеров.
Пионеротряды? Вперед — на борьбу за новый быт, за коммунистическое строительство!
А.
1) Подробнее о работе в семье. См. № 1 "Вожатого". (стр. 22.)
2) См. журнал "На путях к новой школе", № 1—1924 г. (стр. 22.)
3) См. журнал "На путях к новой школе" №2—1924 г. (стр. 22.)