ВОЖАТЫЙ, №2, 1924 год. Кем хотят стать пионеры.

"Вожатый", №2, июнь 1924 год, стр. 27-29

Кем хотят стать пионеры.

19 ноября прошлого года в Москве состоялась 1-ая губернская конференция юных пионеров.

Все делегаты этой конференции (ребята из районов Москвы и уездов Московской губернии) перед получением мандатов заполняли анкеты.

Таких анкет в нашем распоряжении 412; из них 120 заполнено ребятами из детдомов и закрытых детучреждений, а остальные 292 заполнены ребятами из фабричных отрядов; 2 анкеты заполнены "беспартийными" ребятами, посланными, как делегаты от школы дозаводского труда завода "Красный Каучук".

Эти анкеты, как впрочем, и записки, и протоколы, и все материалы конференции, дают богатейший материал для суждения о том, какими настроениями живет масса пролетарских ребят, почему она попала в отряды юных пионеров, кем она, наконец, хочет стать в ближайшем и отдаленном будущем.

На этом последнем вопросе мы и хотим остановиться, т. к. ответы на него чрезвычайно характерны для различных слоев пионеров и особенно интересны в связи со спорами о базе развертывания детдвижения и его классовой сущности.

Прежде всего несколько итоговых цифр. Из 412 пионеров на вопрос: "Кем ты хочешь стать?" ответы были следующие:

"комсомольцем" — 137 пионеров,

"коммунистом" — 97 пионеров.

"производственником" ("рабочим", "слесарем", "токарем", "машинистом" и пр.) — 43 пионера.

"общественными работниками" и "лицами интеллигентных профессий" ("гражданином", "артистом", "врачем", "конторщицей" и т. д.) — 30 пионеров.

Не дали совсем ответов — 23 пионера.

Смешанные ответы, связанные с пионерработой и др. ("вожатым, хорошим пионером", "пролетарским вождем" и т. д.) — 86 пионеров.

Таким образом, ответов, непосредственно связанных со строительством и борьбой рабочего класса было 273, не считая 86 ответов, связанных с жизнью самих ребят и их работой.

Только 30 пионеров дали ответ немного интеллигентского уклона.

Теперь интересно посмотреть, как разбивались эти ответы в зависимости от того, кто их давал.

Цифры довольно показательны.

1. Из 137 ребят, желающих быть комсомольцами, — 75 фабричных ребят (25% к общему числу этой категории) и 62 пионера из детдомов (50% к общему числу в этой категории).

2. Из 93, желающих стать коммунистами, — 70 фабричных ребят (почти 25% общего их числа) и 23 пионера из детдомов (20% к общему их числу); очевидно, ребята из детдомов мало знают о существовании коммунистов, не связаны с партийными ячейками; они больше встречаются с комсомольцами и потому больше хотят быть комсомольцами, чем коммунистами.

3. Из 43, желающих пойти на фабрику и стать производственниками, — 39 фабричных ребят (около 8%) и только 4 пионера из детдомов (немного более 3%); очевидно, тяги к своему классу, из которого вышли ребята детдомов, почти нет; она порвалась в процессе пребывания в замкнутом, оторванном от жизни детдоме.

4. Из 30, желающих быть фактически интеллигентами, — 7 ребят из фабричных отрядов 1) (немного более 2%) и 23 пионера из детдомов (более 20%); тяга к "чистой" работе у ребят детдомов очень значительна; она в 10 раз больше, чем у ребят из фабричных отрядов.

5. Из 23 ребят, не давших совершенно ответов, — 11 фабричных ребят (немного менее 4%) и 12 ребят из детдомов (10%); при этом нужно сказать, что из 11 фабричных ребят, не знавших, кем они хотят быть, — 9 было из уездов (там, где работа очень слаба); из 12 же ребят детдомов все были городские.

Таким образом, колебания в выборе дальнейшей своей работы довольно сильны в среде ребят замкнутых детдомов (целевая установка детдомов и для ребят, очевидно, не ясна) и очень незначительны у ребят фабричных отрядов юных пионеров (ребята знают, к чему они идут).

Такова общая картина стремлений ребят, входящих в наши детские группы. Несомненно, что если бы мы взяли ребят детдомов, не захваченных пионерством, то получили бы падение ответов "хочу стать комсомольцем и коммунистом" и повышение ответов "хочу быть артистом, врачем, честным гражданином".

В то же время можно с уверенностью сказать, что, взяв фабричных ребят не-пионеров, мы получили бы тоже некоторое понижение первых ответов, но зато повышение ответов "хочу быть слесарем, электротехником" и т. д., так как пионеры — фабричные ребята часто считают включенными эти понятия в слова "комсомолец, коммунист".

На этом можно было бы и кончить. Но некоторые анкеты заставляют нас еще остановиться.

1. Вот Петя Подковыхин 14 лет; отец у него стрелочник: как бы вы думали, кем он хочет быть? Ну, конечно, "машинистом"!

2. А вот Сережа Зорин 14 лет, отец у него работает на МОГЭС'е. Сережа хочет быть "монтером-коммунистом".

3. "Мне хочется работать на фабрике", — пишет Владимир Макаров 14 лет. Отец у него работает на гиганте "Цинделе", а мать, как он пишет, "рабочая".

4. "Я хочу быть комсомолка, а мама мене не велит", пишет Надя Романова из 9 Красно-Пресненского отряда. Кто же это "злая" мама?

Оказывается, мама работает на Трехгорной Мануфактуре, а отца совсем нет.

5. Кем ты хочешь стать? — спрашивает анкета Артамонову Анастасию, живущую в Детгородке имени III Интернационала.

"Хорошим общественным работником или доктором по детским болезням". Ответ не требует пояснений.

6. А вот, что отвечает нам Петр Олейников 13 лет, живущий в детдоме № 22 Сокольнического района:

"Артистом хочу быть"!

7. Сирота Трушинская Тоня 14 лет из детдома хочет быть "врачем".

8. А Михайлов Василий 11 лет из детдома Хамовников очень хочет быть "художником и матросом"!

9. Попалась еще анкета пионерки из Вятки, которая также была на конференции делегатом. Девочка из детского дома Боровикова, Зина 15 лет. Оказывается, она хочет быть "идейным работником просвещения". Очевидно, массовый детдом по СССР одинаков.

10. Характерен еще один ответ крестьянского мальчика Христофорова Василия 14 лет из Волоколамского уезда. Отец и мать у него крестьяне.

Он хочет быть "ремесленником". Природа крестьянина налицо.

В Егорьевском уезде есть фабрика "Вождь пролетариата". На этой фабрике работает мать Вани Мансурова 12 лет. Ваня непременно хочет быть "вождем Германии".

12. А вот Монахов Георгий из Московского у., 16 лет, у которого отец машинист. Он хочет быть "рабочим, знающим все отрасли промышленности". Недурно.

13. Сын же кассира какой-то булочной, Михайлов Михаил скромно хочет быть "хорошим гражданином".

14. А вот Каменский Коля, у которого мать в 1-ой образцовой типографии. Он хочет быть "партейным инженером".

15. Ну а "беспартийный" Митин Александр 13 лет, у которого отец "у Кавчука вощеком" 2). Что ему нравится в отряде? Ну, конечно, "мастерские". А кем он хочет стать?

— "Пионером"!

Вот истинное желание пролетарских ребят сегодня.

В. З.


1) Из них 4, между прочим, дети служащих и ответственных работников. (стр. 28.)

2) На заводе "Каучук" возчиком, очевидно. (стр. 29.)