ВОЖАТЫЙ, №18, 1927 год. О самоорганизации учащихся в школе

"Вожатый", №18, сентябрь 1927 год, стр. 13-17

О самоорганизации учащихся в школе 1

(Окончание)

После того, как в каждой отдельной школе в начале же учебного года учащиеся уяснят, что они в порядке самоорганизации должны будут делать в школе, встанет неизбежно вопрос о том, кто будет заниматься планированием этой работы. Ведь для того, чтобы работа шла организованно, кто-то должен ее все-таки намечать, распределять между отдельными учащимися, учитывать и пр. Так вот кто же этим должен заниматься? Нужно ли создавать специальные организационные ячейки?

От этих ячеек, если мы хотим организованной работы, конечно, никуда не уйдешь. Но другое дело, на каких принципах их строить. Прежде всего нужно очень ясно всем учащимся убедиться в том, что ячейки эти нужно создавать только тогда, когда в них есть практическая необходимость, когда формы будут заполнены содержанием.

Каждый вожатый, наверное, в своей практике работы в школе сталкивался с тем, что очень часто начинается дело с намечения стройных организационных форм, а потом уже ищут для них содержание. И, вполне естественно, получалось существование различных форм без конкретной работы через них. Не нужно этих ошибок повторять и в этом году.

Второе важное условие при намечении организационных форм: нужно рассчитывать, что при помощи их мы должны охватить максимальное количество учащихся практической работой и учитывать возрастные особенности учащихся — нельзя одни и те же формы строить для детей первой группы, только вступивших в школу, и, например, 4-й, 5-й групп, когда ребята уже вполне освоились со школой, знают свои задачи и т. д. Учитывая эти основные условия, нужно определенно сказать, что сверху — от отд. нар. образов., комитета ВЛКСМ, — никакой организационной структуры построения самоорганизации учащихся, единой для всех школ, давать нельзя. Так, в разных школах могут быть разные условия. Найти формы, наиболее отвечающие потребностям работы в каждой отдельной школе, — дело самих учащихся.

Центр работы в группе

Чрезвычайно важно вожатым продумать вопрос о том, где главным образом должна сосредоточиваться работа учащихся — в группе или в обще-школьных органах.

В практике работы самоорганизации учащихся было и то и другое. И некоторые итоги, полученные по материалам мест, оправдывают большую целесообразность сосредоточения работы в группе; да и на самом деле: группа, ведь, представляет из себя коллектив ребят, ежедневно общающихся между собой, связанных общими интересами в течение целого учебного года. Каждому учащемуся гораздо легче работать и по линии самоорганизации со своим коллективом, нежели с ребятами из других групп, с которыми он повседневно не связан. А во многих школах так и есть: составляются комиссии из ребят всех групп, ну и часто отдельные учащиеся там теряются, не могут себя проявить на практической работе так, как это они могли бы сделать, работая с близкими товарищами.

Точно так же очень важно в основу организационного построения самоорганизации учащихся положить принцип: «меньше выборности, больше добровольчества».

В тех школах, где именно на выборных началах организуется эта работа, неизбежно имеется среди учащихся актив и пассив. Часть ребят, избранных в те или иные органы самоорганизации, представляющие из себя в течение определенного срока актив, зачастую не работали так продуктивно, как должны были бы работать. Получалось это во многих случаях потому, что ребята избирались в тот или иной орган не по склонности. Конечно, больше было бы продуктивности, если бы дать возможность ребятам самим добровольно избирать себе вид работы.

Учтя все перечисленные моменты, можно взять, примерно, такую систему в организации работы учащихся.

В группе: высшим органом, конечно, должно являться обще-групповое собрание учащихся. Вся группа может разбиться на ячейки, по видам работы (учебная, санитарно-хозяйственная, культурно-просветительная). Количество ячеек должно определяться отдельными видами работы в группе.

Каждый учащийся должен обязательно для работы войти в одну из ячеек, к какой чувствует большую склонность. В каждой ячейке избирается один организатор или староста, и из организаторов всех ячеек составляется в группе групповой орган. Помимо них, в групповой орган целесообразно на обще-групповом собрании избрать председателя и секретаря.

Задачей групповых ячеек будет являться прежде всего выполнение работы, касающееся только группы, и, кроме того, выполнение работы по заданиям обще-школьных органов. Задача обще-группового органа — планировать и учитывать работу отдельных ячеек, держать связь с обще-школьными органами.

Органы обще-школьного значения

Высшим обще-школьным органом учащихся должно являться также собрание всех учащихся, которые целесообразно устраивать один—два раза в триместр. При чем, опыт показал, что в многокомплектных школах бывает очень трудно собирать обще-школьные собрания, трудно бывает организовать большую массу учащихся, да зачастую в школах даже нет и зала, достаточно большого, чтобы вместить всех учащихся.

В таких случаях вместо общих собраний можно практиковать созывы делегатских собраний, когда каждая группа выделяет от себя нескольких делегатов.

Помимо общего собрания, должен быть такой обще-школьный орган, который направлял бы работу учащихся всех групп, организовывал бы работу в обще-школьном масштабе. Как будет называться этот орган, это совершенно не важно, его можно назвать и учкомом и шусом (школьно-ученический совет), но составлять его целесообразно на началах представительства от групповых органов. Можно утвердить состав общим или делегатским собранием всех учащихся.

Для решения целого ряда текущих вопросов, особенно в тех случаях, когда состав учкома громоздок, можно выделять президиум из 3—5 человек. Для направления и учета работы по обще-школьной линии по отдельным видам при учкоме так же, как и в группах, целесообразно создать организационные ячейки, аналогичные по видам работы групповым ячейкам. Но в состав обще-школьных ячеек нужно вовлекать только организаторов групповых ячеек.

Эти обще-школьные ячейки будут намечать обще-школьные мероприятия, распределять работу по группам, учитывать работу групповых ячеек.

Обще-школьные ячейки должны также намечать и соответствующую ответственную работу вне школы, распределяя ее для выполнения по группам.

Правильное распределение работы обеспечит успех

При учкоме также должна работать редколлегия стенной газеты.

При организации работы со всей серьезностью и внимательностью нужно отнестись к правильной нагрузке учащихся. Прежде всего нужно установить, что, как правило, каждый учащийся в группе работает только в одной ячейке, ни в коем случае не больше. После того, как он проработает определенное время (2 месяца, триместр — можно по этим срокам планировать работу), он может перейти в другую ячейку, чтобы приобрести навыки в другой отрасли работы. Но в одно время он должен заниматься только одной работой.

Что касается клубной работы, то точно таким же образом следует ограничить возможность работы учащегося не больше, чем в 2-х кружках.

Некоторые учащиеся неизбежно все-таки при такой системе будут иметь несколько обязанностей, например, групповые организаторы входят в обще-школьный орган, могут также входить в школьный совет. Но поступить иначе, пожалуй, и невозможно, если мы хотим добиться продуктивности в работе самоорганизации учащихся. Опыт выделения в различные обще-школьные ученические органы учащихся, не входящих в групповой орган, убеждает в том, что увязки по всей линии работы — от группы до учкома — не получается.

Некоторые особенности для отдельных типов школ

В системе школьного образования, как известно, существуют различные типы школ: I ст., 7-летка, 9-летка и др. Некоторые особенности будут, конечно, и в самоорганизации учащихся в них.

Например, если взять школу I ступени, особенно 1-ю группу, так там нельзя сразу же создать рабочие ячейки. Учащиеся еще только пришли в школу, они ее не знают, у них еще отсутствуют навыки коллективной жизни и работы, поэтому в первую половину учебного года нужно новичков приблизить к школе, дать некоторые навыки в работе. Для этого необходимо давать посильную им работу; лучше всего проводить в порядке выделения нескольких дежурных, можно по партам на 1 или 2 дня. Обсуждать все вопросы лучше всего всем коллективом, созывая чаще собрания группы. Для помощи в работе младшим ребятам целесообразно прикрепить ребят из старших групп.

Точно так же они, не имея еще достаточных навыков в работе, будут просто теряться среди более старших ребят.

Что касается школ-семилеток, так в многокомплектных школах целесообразно создавать отдельно органы учащихся для 4-х групп I ст. и отдельно для 3-х групп II ступени. Это необходимо для того, чтобы дать возможность развиться самодеятельности учащихся I ступени. При чем, очень хорошо, в порядке общественной работы, прикреплять учащихся из II ступени к I ступени для помощи им в работе.

В школе-девятилетке безусловно правильно будет сразу же строить самоорганизацию учащихся отдельно для I и II ступ., так как здесь будет большая разница в возрастах и в самом содержании работы: во II ст. могут быть различные профуклоны, которые соответственным образом должны быть учтены и по линии работы органов самоорганизации. Главным образом, это нужно учесть при намечении общественной работы для учащихся. Например, поручая учащимся пед. уклона общественную работу, нужно подбирать ее соответственно уклону: ликвидация неграмотности, педагогическая пропаганда среди взрослого населения, работа в дет. клубах, на площадках и т. д.

Учащимся коммунального уклона можно поручить работу, связанную с благоустройством города и др., и таким образом в отношении других уклонов.

Школьный совет и самоорганизация учащихся

Как много в практике работы ежегодно встречается недоразумений во взаимоотношениях между ученическими организациями и школьным советом. Масса запросов поступает от педагогов в ОНО, от вожатых и учащихся в комитеты КСМ с требованием раз'яснить этот вопрос: то зав. школой газету снял со стены, потому что там помещены заметки, по его мнению, освещающие неправильно вопросы, задевающие педагогов и пр., то он предлагает ее убрать и много других моментов, которые создают ненормальную атмосферу в работе и во взаимоотношениях между учащимися и пед. коллективом.

Нужно и этот вопрос как-то более определенно поставить перед всеми.

Конечно, отмахнуться совершенно от школьного совета учащимся нельзя, так как шк. совет является руководителем школы, но вместе с этим от шк. совета требуется не административное руководство учащимися, а правильная педагогическая помощь в их работе. Осуществить это можно, во-первых, через представителей учащихся в школьном совете, где им нужно помогать ориентироваться во всех вопросах, с тем, чтобы они могли правильно освещать вопросы перед всеми школьниками.

Второй путь — прикрепление педагогов к отдельным органам самоорганизации, где педагоги должны помочь ребятам своими советами и опытом.

Школьный совет, конечно, должен знакомиться и с планами работы учащихся, знать, что сделала самоорганизация учащихся.

Но таких ненормальных явлений, как снятие стенгазеты, замазывание отдельных заметок, быть не должно со стороны педагогов, так как это только создает еще худшие взаимоотношения.

Все такие моменты педагоги должны использовывать в повседневной образовательной и воспитательной работе.

Ячейка ВЛКСМ, пионерфорпост и самоорганизация учащихся

И последний вопрос, в котором до сих пор еще много встречается недоговоренностей, это взаимотношения между школьными яч. ВЛКСМ, пионерфорпостами и органами самоорганизации. Зачастую в школах не чувствуется пионерфорпоста, особенно где более или менее налажена работа органов самоорганизации, — это можно считать большим нашим недостатком. Нужно добиться, чтобы и яч. ВЛКСМ и пионерфорпост, как руководители общественно-политической жизни молодежи и детей, в школе всеми учащимися чувствовались как действительные вожаки во всей работе.

Практически руководство работой учащихся должно, конечно, итти не административным путем, а через пионеров и комсомольцев, уже работающих в тех или иных органах самоорганизации. Можно сделать таким образом: для постоянной связи с презид. форпоста прикрепить к нему по одному пионеру, работающему в отд. органе; от него можно заслушать информацию о работе той ячейки, где он работает, дать ему указания, которые он должен использовать в своей работе. Периодически можно созывать совещания всех пионеров, работающих в отдельных органах самоорганизации, чтобы с ними поговорить о работе.

По отдельным вопросам можно практиковать совместные заседания президиума форпоста с обще-школьным ученическим органом.

Окончательно нужно в этом году прекратить посылку официальных представителей от пионер-форпоста в органы самоорганизации. Не требуется особого доказательства того, что эта мера только создавала недоверие к пионерфорпосту со стороны школьников не пионеров.

Вот, примерно, все основные вопросы, касающиеся самоорганизации учащихся в школах. Нужно со всей серьезностью правильно организовать это дело, что потребует в первую очередь внимания от вожатого отряда, вожатого форпоста.

Кроме того, следует с самого же начала учебного года наиболее удачные опыты в этом направлении освещать систематически перед всеми работниками на страницах «Вожатого».

Е. Бушуйкина


1 См. № 17. (стр. 13.)