ВОКРУГ СВЕТА, №16, 1928 год. Конец Джафара.

"Вокруг Света", №16, апрель 1928 год, стр. 2-6.

Конец Джафара.

Рассказ Евгения Терника. Рисунки Г. Фитингофа.

1. Звонок по телефону.

Дождь бьет в окна небольшого деревянного здания на пригорке, окруженном редким березняком. Из окон, мелькая сквозь полосы дождя, струится свет. Около здания столб. Столбы бегут и дальше, вдоль дороги. С крыши тянется по столбам провод.

В большой комнате — красноармейцы. Группа обступила табурет, разграфленый чернильным карандашом на 32 белых и 32 черных квадрата, и сосредоточенно наблюдает медлительный бой пешек, тяжелую поступь ладей.

У входа, в деревянной стойке — тусклый ряд вытянувшихся короткошейных винтовок.

Рядом в соседней комнате сидит товарищ Петряков. У него огромная голова, вся поросшая светлым пухом, и большие полудетские глаза. Когда Петряков вскидывает ими на вас, кажется, что он хочет спросить о чем-то до крайности нужном и спешном.

На столе перед товарищем Петряковым — кружка недопитого чая, пояс с кобурой, телефон и сборник рассказов Зощенко.

Дверь на ветру хлопает, и в сенях слышен говор...

Вошел в шинели с поддятым воротником, вымокший весь.

— Проклятый климат! Днем жара, вечером потоп...

Петряков откладывает обольстительноого Зощенко в сторону.

— Шпарит?

— Ух, подллюга. Промок до кишок!

Сбросил шинель и потопал набухшими от сырости сапогами. По полу — маленькие ленивые ручейки.

— Ну, как?

— Да ничего. Так...

Петряков иронически погрыз спичку, взглянул на товарища и пробормотал:

— Хотел бы я знать, какая дура уронила тебя, Илья, в детстве? Ни-че-го. Ta-aк... Тут каждый день из управления чуть не матом кроют, Журавлев черный кофе по ночам пьет... наш Батум всю Россию в чулки фильдекосовые одевает, а он — ни-че-го, та-ак...

— Не злись, Петряков! Дай время — все уладим.

— Дай вре-мя! — не успокаивается нерв в Петрякове. — Ишь ты, шут какой! Тут годить не приходится. Глядишь, такой смелости наберутся — на автомобилях проезжать будут, да в чулках своих провезут чорт зна... Слыхал, из военкомата списки пропали?

— Слыха-ал.

— Вот тебе и «Коти», на легком катере...

Стащил мокрые сапоги и, размахивая по-полу спадающими портянами, сунул сапоги за печурку. Потом залез на скамью и, закинув ногу на ногу, а руки под голову, принялся считать щели на потолке.

На столе хрипло брякает телефон.

— Ну? Застава номер три! Да-да... А? Петряков! Да!... Ага... Хорошо. Что? Так, нет же, товарищи дорогие! Все... что? А чорт их знает, зачем? Так ей же ей... Хорошо! Слушаю...

Повесил трубку и посмотрел на скамью.

— Что? Кто?

— Кроют. Вот что... Опять лавочку накрыли. Говорят: кокаин с неба не валится.

— Фа-акт...

— Вот тебе и факт. Это Джафар орудует, я понимаю. Эх-ма! Кабы глаз тьма!

Из-под рукава — белый циферблат часов. Подвязал пояс.

— Третья смена!

В соседней комнате завозились, забряцали винтовками.

2. Лизочка мечтает вслух.

Топот каблучков по притихшему батумскому бульвару — камешки в колодец падают. Тук-тук-тук.

От быстрого шага лица раскраснелись, белые платьица складками разлетаются, сумочки на руках подпрыгивают, как заводные.

Улицы мягко обволакивались вечерними тенями. Жара спала, прохлада пробивалась ручейком.

— Мы наверно опоздаем.

— Ничего. Они могли только-что сесть за стол. Но, Борис, верно, ногти грызет!

— Ха-ха-ха!

— Жоржик Лукницкий банджо обещал принести, настоящий джаз-банд устроим.

— Чудесно! Говорят в Москве джазы прямо напрокат сдаются... Вот поживу я там!

— Ваши окончательно решили переехать?

— Папа сказал, что осенью — обязательно. Ему там выгодную службу кто-то предлагает.

— Да, да, мне Густав Федорович говорил, я теперь вспоминаю.

— Он очень хороший, папка. А уж я довольна — ты себе представить не мо-ожешь! Тут я родилась, тут всю жизнь провела, — надоело, ужас! Живешь, как царевна-несмеяна, невеста на выданьи — поду-у-маешь.

Сзади раздалиь шаги случайного пешехода.

— Идем скорее, Лиза.

— Ничего, успеем... Ты знаешь, Муся, я хочу сегодня всем сделать одно предложение.

— Какое это?

— Пикник!

— Ну-у, подумаешь...

— Да постой же, выслушай. Не простой пикничок а-ля наши прабабушки. В детстве мне папка — когда он еще служил не в военном комиссариате, а в кавказcком военном округе, — часто показывал запущенные пещеры и ходы, недалеко отсюда, которые рыли еще древние турки. Вот замечательно! Мы захватим закуску! Вино! Жоржика с банджо! И от-пра-вим-ся пировать, фокс танцовать, в места, пахнущие легендами. Я их все знаю... Вот будет замечательно!

— Скорее, мы уже пришли.

Обе заверну ли за угол и скрылись в подъезде.

Обе завернули за угол и скрылись в подъезде.

Раздававшиеся позади шаги вынесли к углу фигуру парня.

— Ишь штучки... А занятно, гм... Не будь я Васькой, если... Пещеры, говорите?.. Древние турки?.. Гм...

Парень потоптался на месте и скрылся за углом.

3. Мистер Лайф доволен.

Разукрашенный золотыми галунами бой в красной феске внес содовую воду.

Толстый палец ткнул в полированную поверхность столика:

— Here!

— Yes, mister.

Мистер Лайф весь в голубом призрачном облаке, ниткой вытягивающемся из толстой черной сигары.

Сквозь приспущенные шторы окон — горячее золото южного солнца.

Гул прибоя равномерно и мягко тревожит и вместе баюкает слух. Прибой у Траnезунда — ленивый, весь в устали сnокойствия, зеленовато-голубой, беспенный.

Внизу на улице — турецкие офицеры в расстегнутых кителях, дамы, изнывающие от солнца и губной помады. Маленькие кафе полны до-отказа...

Под шестипудовой тушей англичанина — тоненький жалобный писк турецкого кресла. Разморенный жарой мистер Лайф дремлет...

Стук в дверь...

Тяжелые веки приподымаются:

— Yes, come in!

В комнату входит небольшой человечек с крысиной физиономией, в порыжелом котелке и длинном черном сюртуке, похожем на пальто.

— Good day, — басит очнувшийся мистер.

Морща лоб, поправился:

— Здрасте!

— Осмелюсь спросить о здоровье, — точно горошком изо рта сыпанул человечек, обнажая коричневые ряды сгнивающих зубов.

— Ничего. Хорошо. Sit down! Что новое?..

Снял котелок, точно стекло, осторожно положил на стул и уселся на диван самым кончиком крестца.

— Что новое, господин польковник?

— Все весьма и весьма благополучно, — заторопился полковник в сюртуке, — с иголками покончено полностью, с манчестерскими то же. Сперва, правда, спрашивали бостон но когда увидели нашу в клетку, то, смею доложить, взяли не торгуясь. Вот-вот именно! Совдепия со всеми своими Иваново-Вознесенскими не стоит и отрезанного края манчестерского сукна... Хи-хи-хи-и! — рассыпался полковник coвceм не полковничьим смехом. — Комиссарские жены аба-а-жают манчестер... Немножко, правда, не и-де-о-ло-ги-чес-ки, хи-хи! как изволят выражаться rоспода товарищи.

— Ага... гм... угу... — мычит в знак одобрения мистер Лайм, — это харошо...

— Смею доложить, что...

— Остановитесь доложить, господин польковник! Я сам вас спрашивать. Сода?

— Премного благодарен-с... не xочу-c.

— Какая оборот-зумма все время до сегодня?

Со всех групп до 10.000 долларов, за одну последнюю неделю. Трудно знаете, становится... с каждым разом людей меньше. Понимаете? Ну-с, с группы Джафара получено 5.000, кроме одной тысячи премиальных, которые вы приказали вычесть из его долга за... за...

— Знаю.

— Смею доложить... мнение, так сказать... Джафар один из лучших наших контрагентов... хи-хи-хи-и!. Ткани ли, кокаин, граммофонные иголки...

— Послуште, господин польковник! Вы зовсем, как малый дитя, не можете понимайт до сих поры, что грамофон-иголка, и... этситра все так, этой мой личный инициатив. А, главное, первое — это го-су-дарствен-ной дело! Важность!... Какой вы позле этого офицер русской hwnit-apмия? Вам выбиль под Перекоп все соображенье?... Papers! Бумаги!

В дрогнувшем подбородке, быстро закивавшем, — суета. Полковник покраснел, встал, снова сел, выгибая тщедушную грудь колесом и поглаживая голову:

— Совершенно верно... Однако, под Перекопом... Не извольте беспокоиться... часть уже получена.

Из внутреннего кармана расстегнутого сюртука глянула белая связка бумаг.

Пятерня всеми пухлыми пальцами ухватилась за хрустнувшуюся обертку, — точно когтями впилась. В глазах — довольные огоньки, жадные искринки. Ниитка, свисаясь, — на пол. Очки — на нос.

— Так... ага... мобилиз... план... well!.. ин-струкция... кто достовляль?

— Он же, Джафар. Смею доложить...

— Никакой доложить. А снимки... э этих... э ангаров... ага. А почему нет топография? расположенье?..

— Осмелюсь доложить. Невозможно все сразу... Могут быть подозрения, наш человек у них на виду, опасно. Притом, сами знаете... гм... ну...

Полковник приложил котелок к сердцу.

Мистер Лайф качнул головой. Привычным движением шелестнул ассигнациями. Хрустко отдалось в ушах.

— Take! Остальное скорее.

Полковник привскочил чуть, спрятал деньги в задний карман. С высокого целлулоидового воротничка соскочил nоклон.

Мистер Лайф довольно потянулся. Палец ушел в перламутр звонка.

— Soda water! One!.. Слюште, nольковник, если вы доставать приказ с центр, ваш процент с контрабанда поднимается с 5 на 10! How do you like?

Полковник приложил котелок к сердцу, проговорил «слушаюсь» и бесшумно исчез из комнаты.

4. Выписка из протокола.

«Выписка из протокола собрания коллектива ВЛКСМ Батумского Кожевенного· завода им. т. Рыкова, 27 июня 129... г.

Слушали:

О непосещении трех собраний тов. Огулиным, Василием, без уважительных причин.

Тов. Марджаев говорит, что Васю подтянуть надо и нагрузить, как следует, чтобы обязанности имел.

Тов. Хохряков говорит, что Вася озабочен стихами, которые пишет пачками, и каждый день почтальон ему приносит кучи писем из редакции с Васиньnми стихами с пометкой «возвр.», и что такое поведенье не достойно комсомольца.

Тов. Лиюарчуг протестует: нехай Вася пишет, из него, может быть, Маяковский выйдет, которого, говорят, в детстве изо всех редакций в шею гнали, — но пусть не забывает своих прямых комсомольских обязанностей, потому что одними стихами, даже хорошими, мировую революцию не устроишь.

Тов. Чечеридзе, отсекр, предлагает вызвать тов. Васю Огулина на бюро.

Постановили:

Вызвать Ваську Огулина, как саботажника и злостного упадочника, на бюро и поставить на вид.

Верно: секретарь Холкин Иван».

5. Джафар.

Слава Джафара перекинулась далеко за пределы Батума.

Не было на всем юге более отчаянного чемпиона контрабанды и схваток с пограничниками.

Он пробирался через турецко-советскую границу целыми караванами в 20—30 человек, до зубов вооруженных и до головы нагруженных. Стоило встретиться банде с одиночкой-пограничником — отрывистый выстрел раздавался в глуши, и фуражка с красной звездой, подпрыгивая, катилась в ров. Банда распылялась тотчас же по хуторкам и закоулкам так, что никакие поиски и облавы не могли обнаружить следов. И товарищ Журавлев грыз тогда в управлении ногти.

Если же банда встречала целую группу пограничников — даль, холмы и леса вздрагивали от выстрелов, дымки подымались из кустов, на ближайших постах пограничники вскакивали на седла и открывали предохранители бомб, — чтобы, прискакав к месту схватки, найти лишь раненых, да одного-двух убитых.

А Джафаров след терялся.

Задержанные отнекивались незнанием, и скамьи подсудимых пестрели только рядовыми бандитами.

В такие дни пороли горячку в управлении, на заставы посылались резервы и производились повальные обыски у подозрительных лиц.

Прав был товарищ Петряков, когда говорил, что Батум всю Россию в контрабандные чулки одевает. Но выразился он несколько не точно: не столько Батум, сколько Джафар. У него был лучший товар от лучших иностранных комиссионеров, наши отечественные спекулянты в очередь покупали у него контрабанду — тончайший, как шелк, бостон на радость нэпманским модницам, кокаин в глухие переулки Москвы, граммофонные иголки спекулянтам с Сухаревки, губную помаду харьковским дамам, фильдекос и джемперы батумским дачникам.

Но никогда еще ни один спекулянт не удостаивался высокой чести покупать у Джафара лично. Мелочью герой контрабанды не занимался. Он сдавал все приказчикам своим в тихих улочках Батума, и те уже выколачивали червонцы за гроссы и дюжины.

И, конечно, имя Джафара было связано с несколькими шпионскими процессами. «Плох тот контрабандист, который занимается шелком и не думает о секретных бумагах управлений и департаментов», — эту прописную истину пограничных бандитов крепко усвоил и Джафар.

Бандит промышлял не только по эту сторону границы. В его руках шелестели доллары и фунты из трапезундских отелей и кабаков.

Десятки перекупщиков попадались в цепкие руки ГПУ, груды товаров уходили на аукционы, десятки приятелей и помощников Джафара были расстреляны по приговорам судов. Еще все помнили громкое дело взлома несгораемого шкафа в местном отделе совнархоза; преступники сели на скамью подсудимых. А Джафаров след терялся!

Вот и теперь — новое дело. Пропали секретные списки из военкомата...

6. Вася Огулин гибнет идеологически.

— Ребята! Что с Васькой-то делается?

— А что такое?... Что? В чем дело?

С подушек торчком поднялись кудлатые головы. Щурясь от сильной электрической лампочки, уставились на вошедшего.

В общежитии нависла тишина. Напряженно.

— Удавился, что ли?

— Утоп?

— Повесился?

Сема Хохряков печально крутнул головой:

— Хуже! Он гибнет идеологически...

— Ну-у...

Край кровати угрюмо скрипнул под опустившимся телом. Сема охватил колени руками.

— Прихожу я к нему сегодня. Мать встречает — чуть не плачет: — взбесился Васенька, помогите! Что такое? Вхожу в комнату, вижу: стоит Васька перед зеркалом, волосянка помадой смазана, рожа как от парикмахера напудрена, брюки в дудочку, на шее гаврилка до ушей и ногами выворачивает такие крендели, что дух захватывает. Ну, думаю, не спроста. Что, говорю, Вася, в детстве падучей не страдал? Он смутился: нет, говорит, не замечал; да ты лучше у матки спроси; а что такое?.. И поворачивается ко мне лицом. И вижу я, что физиономия у него печальная, полуравнодушная и усталая.

Пошел, говорит, Сема, к чортовой матери, и без тебя тошно.

Глаза ребят кинули недоумевающие огоньки.

Сема помолчал.

— Ну, тут-то я ему и начал выкладывать. На собранья, говорю, не ходишь, сволочь! Болен? Стихи пишешь? Нашему общежитию нагоняй от коллектива был за то, что товарища не подтягиваем! Членские взносы в МОПР не собираешь! Стихи упадочные пишешь! От нагрузки увиливаешь! Что делаешь? — Так, говорит, ничего особенного Фокстрот разучиваю.

— Ах! — удивилось собрание. — Фокстрот?...

Сема выдержал красноречивую паузу.

— Так и говорит: — ни-че-го особенно, фокстрот. Ах, ты, замечаю, сволочь-сволочь! Комсомол на пудреную харю променял? Политучебу на фокстрот выменял? Ах, ты... А он и скажи мне. Голос грустный, аж слеза меня прошибла: — пошел, говорит Сема, к чортовой матери, и без тебя тошно! Коленки болят, от пудры дух противный, гаврилка шею жмет — но! — не мешай! А товарищу Чечеридзе передай, что в скорости сам к нему с докладом буду...

— С докладом? — ахнули ребята: — ска-ажи пожалуй-ста...

7. "Из Москвы, секретное".

Стрекот машинок медленно замирал — точно рычажки обламывались. Реже хлопали входные двери учреждений и курьеры, потягиваясь, заваривали чaй.

Время приближалось к трем часам. Конец служебной страде.

Большие карманные часы хлопнули массивной крышкой. Густав Федорович Найденов провел тыльной частью кисти по седеющим усам и запер ящик своего адъютантского стола на ключ.

В кабинете комиссара — табачный дым и огромный, зеленым сукном крытый стол. Больше ничего не видно. Брякнула опущенная на рычаг телефонная трубка; глаза ушли в бумаги.

Ручка дрожит и дверь отворяется. Адъютант.

— Из Москвы, секретное!

— Давайте.

Синие клубочки дыма — в такт вниманию: они то тянутся томкими цепочками, то расползаются густыми неровными кучами. Пальцы левой руки глухо барабанят по сукну...

— Так... Отдайте, Густав Федорович, перепечатать копию. Лично. Оставьте ее у себя, в папке срочных. Оригинал — мне.

— Слушаю.

Город бурлит в послеслужебное время. Замерли учреждения — работают магазины. По тротуарам люди, отягченные жарой и заботами, словно ленивые пауки ползают.

Остывает сутолока. Грохочут железные ставни магазинов.

За домами стали собираться длинные тени. Солнце брызнуло в стекла расплавленным металлом и медленно упало за горизонт... На небе, точно порванные нитки, остались чуть вздрагивать перистые облачки.

Зажглись электрические фонари.

Толпы людей осадили кассы кино. Длинные вереницы гуляющих в центре исшаркивали подошвами нагретые за день плиты.

На окраинных улицах темнота и тишина, — будто застывший темный крем в свернутых трубочках.

По Колокольному переулку медленно и уважительно ступают восемь коровьих копыт. Ленивый мальчишка, останавливаясь у каждого окна, похлопывает длинным суком.

Человек вынырнул из боковой улицы и деревянные мостки глухо задергались под крупными шагами. Мальчишка увидел военную шинель и усы — засвистал «Буденного».

Человек вошел в ворота дома № 7, поднялся по замызганной кошками лестнице. Звонок отдался где-то хрипло и уныло.

В щель двери глянуло лицо старика.

— Мустафа дома? Скажите, что... Густав Федорович.

Голова скрылась; через минуту выглянула снова, прошамкав.

— Патжалуста.

Адъютант прошел из кухни в небольшую, хорошо освещенную комнату. От стола отделилась низкорослая фигура с черными длинными усами, с карандашом в руке.

Найденов подошел к фигуре вплотную и сунул руку за борт шинели:

— Из Москвы... секретное.

— Пэрэдам...

8. Под гром джаз-банда.

Всем! Всем! Всем!
ГРАНДИОЗНЫЙ КОНЦЕРТ-БАЛ!
Танцы всю ночь!
В помещении кино Арс.

Серпантин! Вино! Буфет!
Съезд гостей к 11 ч. ночи.
!Джаз-банд!

Местная восторженная молодежь, дачные дамы, эстетствующие делопроизводители — Шурочки-Мурочки, Раисы Зиновьевны, Василии Игнатовичи — широким душистым и шелестящим потоком вливались в растворенные настежь, сияющие медью двери кино Арса.

Пара загнанных швейцаров еле успевала выдавать гардеробные номерки. Трещали створки маленькой кассы...

Белые платьица, лаковые туфли, контрабандные джемперы, запах пудры, пота и бриолина...

В буфете гремели стаканы и саксофоны, угорелые официанты, точно угри, извивались между столиками, в наполненном зале певица в красном, как месть, и открытом, как входные двери, платье с ужасом и болью выводила на шестиэтажном ля «Корабли», — а в двери все лилась и ломилась новая публика.

Чувствовал себя Васька преотвратительно. Пыль, духота, чужая публика, Но упорный в своем решении, он героически выдерживал искус, ища глазами кого-то в толпе...

Томные звуки «Валенсии» донеслись из зала. В дверях образовалась пробка. Крик. Визг...

Серпантин цветистым дождем смешивался с пылью. По скользкому паркету задвигались, заколыхали бедрами фокстротирующие, измученные пары.

Лизочка повернула раскрасневшееся лицо. Прическа модная чуть растрепалась, туфельки цвета коровьего вымени покрылись толстым слоем пыли, на шее и плечах мелькало конфетти.

— Муська! Муська! Вот чудесно!

А Муська уже улетела. Уложив голову на плечо пыхтящего кавалера, она сгибалась в «левом повороте», грациозно покачивала боками в «дорожке» и дышала в потную шею партнера — вся оголенная, в гаэе и томлении.

— Фу, Муська... — пробормотала Лизочка: — оставила меня одну... в толпе.

— Разрешите?

В приглашающем поклоне блеснуло отсветами люстр зеркало парикмахерского совершенства. Васькин белоснежный, похожий на пух, но твердый, как слоновая кость, воротничок соперничал с прической в выдержанности стиля.

В пухлых губках Лизочки — ласковая и ободряющая улыбка. Не стесняйтесь, молодой человек, я очень довольна... Рука легла на услужливое плечо, туфелька чуть поднялась на носок — и сразу утонула Лизочка в томящем, вздрагивающем темпе. Ну, и бог с тобой, Муська...

Жарко...

Встретились в буфете:

— Муська, нехорошая!

— Что такое?

— Сама убежала танцевать, а меня одну оставила. Подру-уга!

— Но, ведь ты же танцевала, я видела!

— Ф-ф-ф! Ну, конечно! А что же!... Ты знаешь, он очень хорошо танцует... Только руки немножко грубые...

Из зала донеслись звуки музыки.

— Таити-тратт!...

— Таити-тротт!...

— Муська!.. Опять... Фу, негодная...

— Разрешите?

Отсвет люстр. Волосок к волоску. Опять он.

(Окончание следует)