"Вокруг Света", №24, июнь 1928 год, стр. 18-19.
Существует общепринятое представление, что в поисках за чудесами необходимо ехать в таинственную Индию, страну факиров и иогов. Оказывается, что это не так обязательно. Чудеса можно встретить в самых разнообразных уголках земного шара: и близ африканского побережья, на острове св. Маврикия (см. очерк «Дорога огня» в № 20 нашего журнала) и на далеком севере, среди эскимосов Берингова пролива.
Повсюду, где есть невежественная толпа, хранящая веру в таинственные силы, раскрытые лишь посвященным, находятся ловкие и смышленые люди, изучившие некоторые «тайны» и составившие себе профессию из их эксплоатации. Знания различных жрецов и волшебников передаются по наследству; часто они производят потрясающее впечатление даже на культурных европейцев. Однако, наука раскрывает одно «чудо» за другим, разоблачая их сущность. Повидимому, имеют свое объяснение и чудеса эскимосских волшебников, о которых речь пойдет ниже.
Некто Е. В. Хокес, проживший две долгих арктических зимы в качестве единственного белого среди эскимосов Берингова пролива, сообщает в последнем номере английского ежемесячника «Wide World» о тех чудесах эскимосских волшебников, которые ему удалось видеть.
Почти все эскимосские колдуны, они же и «доктора», являются прекрасными чревовещателями и фокусниками. Однако, эти трюки они применяют только для забавы толпы, настоящие же их знания с трудом поддаются такому простому объяснению.
Вот некоторые «чудеса», свидетелем которых был автор.
Первый случай произошел во время лечения молодой девушки-эскимоски, заболевшей какой-то непонятной болезнью. Вокруг постели больной, в душной полумгле эскимосской землянки, «иглу», собрались родственники и друзья. Два «доктора» под заунывное пение и монотонные удары в бубен производили различные манипуляции для привлечения «добрых духов». Внезапно в воздухе появился рассеянный свет. Постепенно он собирался в одной точке, концентрируясь в одно яркое светящееся пятно, которое остановилось над изголовьем больной. Толпа в ужасе пала ниц, пока «доктора» заканчивали процедуру лечения, обещая успех. Правда, через два дня девушка все же умерла, но самое лечение произвело на очевидцев сильное впечатление.
Так как заболевания продолжались, на остров был приглашен знаменитый колдун, которого жители запросили, как велика будет эпидемия. Взяв у одной из женщин ее амулет — голубую бусину — он растер ее в порошок и развеял по ветру. Затем, собрав, якобы в воздухе, вернувшиеся осколки, «доктор» возвратил изумленной женщине ее бусину целой и невредимой. После этого он сообщил точное количество людей, которые умрут по всем эскимосским стоянкам. Автор уверяет, что эти цифры точно совпали с официальными данными, опубликованными впоследствии.
Когда жертвой эпидемии пал сын вождя племени, Тугеник, — так звали колдуна, — устроил большой сеанс, чтобы раскрыть виновника, заколдовавшего мальчика и вызвавшего его смерть.
В зимнем полусвете эскимосы собрались за селением, на склоне большой снежной горы. Были зажжены костры из сухих сучьев, бросавшие длинные тени на снег и на сосредоточенные лица эскимосов, усевшихся в круг по бокам Тугеника. Это была дикая и мрачная картина.
После обычного пения под аккомпанемент бубнов, на костры были брошены сухие травы, чтобы известить подземных духов о том, кто ожидает их появления. Затем Тугеник внезапно вытащил из-за пазухи новую куртку из рыбьего пузыря и бросил ее перед собой на снег. На глазах окружающих куртка постепенно начала вздуваться и, наконец, поднялась, приняв очертания человеческого тела.
Изнутри послышался голос, спрашивавший, зачем его потревожили в стране счастливого безмолвия. Эскимосы впоследствии уверяли, что этот голос быд голосом отца староrо вождя, дедушки умершего юноши. Собравшиеся были слишком напуганы, чтобы отвечать, и предоставили колдуну самому объясняться с духом.
Тугеник произнес замечательную речь. Он попросил почтенного духа внять их бедственному положению и обратить вниманне на опустошения, которые приносит страшная болезнь, не пощадившая даже сына вождя. Его собственное колдовство бессильно победить ее, так как он не мог спасти умершего. Он заклинает духа дать знак чтобы народ мог узнать причину несчастия и когда оно кончится.
Голос изнутри куртки отвечал, что никого не следует обвинять в этой болезни и что она скоро пройдет сама собой. Что же касается до него самого, то он должен тотчас вернуться в страну теней, откуда его вызвали, где ждут его возвращения. Едва эти слова были произнесены, куртка сложилась, как надутый пузырь, который внезапно проткнули, и упала на снег к ногам колдуна.
Сеанс произвел на эскимосов огромное впечатление. Даже самому наблюдателю стало не по себе, хотя ему было ясно, что весь фокус был построен на массовом гипнозе и мастерском чревовещании.
Счастливое предсказание «дедушки» привело эскимосов в хорошее настроение, но вскоре оно вновь было испорчено новым опасением, но уже не болезни, а голода.
Дело в том, что основным источником средств к сушествованию для эскимосов является охота на моржей. Во время прохода моржовых стад мимо островов, они запасаются пищей на всю зиму. И вот, на этот раз в обычное время, моржи не появились; появилось опасение, что они избрали другой путь. Эскимосам грозила голодная смерть.
На этот раз был приглашен известный специалист по такого рода делам, старый одноглазый «призыватель стад», Игносетут. Эскимосы уверяли, что он жил среди моржей и знает их язык. Действительно, по своим выдающимся клыкам. он был более похож на моржа, чем на человека. Игносетук называл себя «братом моржей» и никогда сам не убивал этих зверей, с удовольтвием предоставляя, однако, это занятие своим одноплеменникам и призывая для них моржовые стада.
На море стоял страшный туман, сквозь который ничего нельзя было разглядеть. На острове уже начинался голод, так как все запасы были съедены. Игносетут должен был торопиться, ибо скоро его искусство могло стать уже лишним: эскимосы могли так ослабеть, что были бы не в силах убивать моржей, если бы даже они появились.
Наконец, старик удалился на высокий утес на берегу острова. Он не позволил никому быть около него, и сквозь туман были только слышны его зазывающие призывные крики, глубокие и заунывные, как плач сирены. Они разносились далеко по морю. В этот день не появилось ни одного животного, но эскимосы легли спать в полной уверенности, что завтра моржи придут.
Утром туман поднялся. В море уже виднелись черные точки, — это были вожаки моржовых стад, с которыми, по мнению эскимосов, всю ночь беседовал Игносетут. Скоро появились и стада; эскимосы были заняты в течение четырех недель охотой. Угроза голода миновала.
Последний пример показывает, как хорошо изучили эскимосские колдуны привычки и обычаи животных, и как умело они пользуются приметами, которые позволяют им с точностью определить время появления стад, делая вид, что они их сами вызывают.
Эта, похожая на пару лыж, лодка nриводится в движение руками путем отталкивания от себя поперечных брусов. С двумя седоками такая лодка-понтон способна развивать скорость до 15 км.