ВОКРУГ СВЕТА, №26, 1928 год. ПЕРВАЯ PАKETА С ПАССАЖИРАМИ

"Вокруг Света", №26, июнь 1928 год, стр. 9.

ПЕРВАЯ PАKETА С ПАССАЖИРАМИ

Последние годы мы так часто слышали о смелых проектах ракетных летательных снарядов, столь много раз зажигались блестящими идеями Циолковского, Годдарда, Оберта, Валира и других энтузиастов, так убедительно, так наглядно доказывавших возможность оторваться от поверхности земли, подняться в высшие, заоблачные высоты и, преодолев земное тяготение, направиться к другим небесным телам... До последних дней все обещания, все ожидания и надежды так и не сбылись: все проекты ракет для полетов в верхние высоты земной атмосферы и путешествий по мировому эфиру так и остались на бумаге. Уже многие стали сомневаться: осуществим ли впрямь снаряд, который, волею пассажиров, мог бы, сам собой, не отталкиваясь от внешней материальной среды (воды, земли, воздуха), двигаться в желательном направлении, с желательной скоростью, с грузом, инструментами, запасом воздуха для пассажиров и т. п.?

Что до самого принципа движения реактивного снаряда, то здесь все непререкаемо согласовано с одним из основных законов механики. Отдача ружья, откат пушки, вращение известного из физики Сегнерова колеса или, так назыв., реактивной водяной турбины, наконец, всем известный полет фейерверковой ракеты, — все такие и подобные им явления всецело основаны на этом принципе, принципе отдачи, обратного толчка, противодавления, корочн говоря — принципе действия реакции. Взять ту же пороховую ракету, взлетающую на воздух в силу выхлопа пороховых газов из ее обращенного книзу хвоста, и приделать, приспособить ее к замкнутому вместилищу с пассажирами, казалось, — чего проще задача! Но так лишь казалось, на деле же эта задача вышла очень сложной. Одно дело — порох для сигнальной ракеты, а другое для управляемого пассажирского летательного аппарата; одно дело — взлет снаряда на несколько сот метров с последующим уничтожением, распылением его, другое дело, — продолжительные полеты с сохранением снаряда в целости и обязательным возвращением на землю...

Но, вот совсем недавно, в одном небольшом городке в Германии, на одном автомобильном заводе, сделано достижение, позволяющее всем мечтателям межпланетных путешествий вновь воспрянуть духом. На этом заводе построен изображенный на нашем снимке гоночный автомобиль, приводимый в движение не чем иным, как ракетой, подлинной пороховой ракетой. Снаружи этот автомобиль мало отличается от обычных гоночных автомашин, но какая разница в устройстве и работе! Вместо бензинового мотора со всеми принадлежностями и передачей на колеса — стальной ящик на задке машины с 12 высовывающимися назад стальными трубами, напоминающими жерла пушек. Это — стволы отдельных скрытых в ящике ракет, начиненных порохом специальной выделки. К ракетам идут провода от особого устройства автоматического регулятора, распределяющего ток от вырабатывающего его аккомулятора по отдельным ракетам; этим током и производятся последовательные, накладывающиеся друг на друга вспышки порций пороховых зарядов в ракетах, при чем возникающие1) накаленные взрывные газы, обладающие, в момент возникновения, значительным давлением, с силой вырываются через выпускные трубы ракет (вышеупомянутые жерла пушек) наружу, и «отдача» их, действуя, как давление на заднюю стенку ракетного ящика, приводит ящик, а с ним и весь снаряд (т.-е. автомобиль) в движение в направлении отдачи, т.-е. в сторону, обратную «выстрелам» ракет. Таким образом, этот автомобиль — не что иное, как ракета на колесах!

На публичном испытании, состоявшемся на автотреке при заводе, автомобиль-ракета показал скорость хода в 95 километров в час. Он «жарил» по кругу, покорно слушаясь водителя, пока хватало запаса пороха. Грохот от «пальбы» ракет прямо оглушал зрителя, а клубы густого белого дыма заволакивали мчавшуюся машину...

Ныне стало известно, что для постройки этого автомобиля, представляющего первую осуществленную управляемую несомым ею пассажиром ракету, потребовалась напряженная соединенная работа нескольких специалистов с Максом Вейлером, творцом проекта трансокеанских перелетов на ракетных летательных снарядах, во главе. Пользуясь финансовыми и техническими средствами завода, они продолжают свои экспериментальные работы дальше и надеются достигнуть более видных успехов. После постройки и испытания описанного автомобиля-ракеты, осуществление ракетного снаряда для передвижения человека — совершившийся факт. Секрет снабжения пассажирской ракеты запасом рабочего вещества, расход которого произвольно регулируется во время движения, очевидно, раскрыт. Но осталось решить еще 2 задачи: во-первых, управляемость ракеты. На названном колесном снаряде она достигнута обычным средством — автомобильным рулем. На летательных снарядах можно будет для воздушных высот также применить рулевые средства направления. В безвоздушном же пространстве управление может быть достигнуто лишь изменением направления самих выстрелов, т.-е. стволов ракет. Во-вторых, подъем в воздух и в безвоздушное пространство. Эта задача будет решена таким расположением на снаряде ракет, при котором можно будет «отстреливаться» от поверхности земли, создавая силу, толкающую снаряд вверх.

Следует надеяться, что пытливая человеческая мысль, опирающаяся на мощные средства современной техники, уже не спасует перед указанными задачами. В более или менее близком будущем идея летания и пассажирского сообщения на ракетных снарядах воплотится в живую действительность.

Л. Я.