ВОКРУГ СВЕТА, №7, 1928 год. "РИНОУН"

"Вокруг Света", №7, февраль 1928 год, стр. 12-13.

"РИНОУН"

Очерк Е. Шведе

Английский линейный крейсер.
(Одно из самых больших военных судов мира).

Самыми значительными по своим размерам военными судами являются лнейные крейсера. Задачи, которые ставятся этим судам в военное время*), требуют от них сильной артиллерии, большой скорости хода, хорошей броневой и подводной защиты, большого запаса топлива, а все взятое вместе требует большого «водоизмещения», т.-е. веса корабля. (Вес корабля равен весу воды, вытесняемой его подводной частью).

К числу самых больших линейных крейсеров принадлежит английский крейсер «Риноун».

Водоизмещение «Риноуна» составляет 32.000 тонн (одна тонна = 62 пуд., следовательно, весь он весит около 2 миллионов пудов); длина его равна 242 метрам и, таким образом, если бы его поставить вертикально на корму, то по высоте он превысил бы Исаакиевский собор в 2½ раза (высота собора около 100 м.); ширина крейсера 32 метра, что соответствует половине ширины «Проспекта 25 Октября» (б. «Невского» в Ленинграде), а если бы его поставить среди улицы, то высота его корпуса от киля до палубы (не считая дымовых труб и мачт) сравнялась бы с шестиэтажным домом (около 15 м.).

Экипаж крейсеров состоит из 1.240 чел .

Главную артиллерию «Риноуна» составляет 6 пятнадцатидюймовых орудий**), стреляющих на расстояние в 22,6 килом. снарядом весом в 52 пуда. Как видно из чертежа, эти 6 орудий установлены в трех двухорудийных башнях: две башни одна над другой в носовой части корабля, а одна большая на корме. Kpoмe крупных орудий, крейсер имеет 15 скорострельных 10 с. (4") орудий ддя стрельбы по миноносцам и другим мелким судам, и 4 противоаэропланных 10 с. (4 дюйма) орудия. (На чертеже — сразу за второй от носа башней).

«Риноун» имеет также и торпедное вооружение, состоящее из 2 подводных и 8 надводных торпедных аппаратов (диаметр аппаратов 53 сант.).

От попадания неприятельских снарядов крейсер защищен вертикально боевым поясом, толщиной до 9 дюймов, и, кроме того, горизонтальной броневой защитой в виде броневых палуб (от попаданий сверху снарядами и бомбами с самолетов толщиной до 3 дюймов); его башни с крупными пушками покрыты 11-дюймовой бронею, а боевая рубка (т.-е. круглая башневидная постройка, из которой во время боя происходит управление кораблем и его оружием) бронею в 10", т.-е. 10-дюймов.

(увеличенное изображение)

От попаданий торпед и от действия взрывов мин крейсер защищен в подводной части с обоих бортов особыми сигарообразными наделками — «противоминными утолщениями», имеющими целью удалить насколько возможно район взрыва от жизненных частей и механизмов корабля.

Скорость хода «Риноуна» довольно значительна и достигает 33 узлов, что составляет 33 морских мили или 61,2 километра в час. Ход ему придается четырьмя винтами (на чертеже — в нижней части корабля, непосредственно под грот-мачтой, т.-е. заднею мачтой), развивающими 126.000 лош. сил. Турбины эти приводятся в действие паром, получаемым из 42 водотрубных котлов (на чертеже — в нижней части корабля, непосредственно под дымовыми трубами, соединенными с котлами дымоходом). Котлы отапливаются нефтью. Обе мачты «Риноуна» — треногие (для прочности), причем на фок-мачте (передняя мачта) мы видим большие надстройки (боевой марс), где устанавливаются различные приборы для одновременной наводки и стрельбы из всех орудий по неприятелю. У кормовой трубы видны башенновидные пристройки, на которых поставлены прожектора кpомe того, прожектора имеются еще и на мачтах). У основания фок-мачты расположен передний мостик, с которого производится управление кораблем в обстановке мирного плавания (выступает вперед рулевая рубка, со штурвалом, с помощью которого, при посредстве различных передаточных механизмов, происходит перекладка руля; руль на чертеже непосредственно за винтами).

Внутреннее размещение крейсера в общих чертах таково: надстройка в средней части судна (спардек) и две следующие палубы (этажи) служат главным образом для размещения личного состава; в помещениях, расположенных в подводной части, разного рода вспомогательные механизмы, нефтяные цистерны, запасы воды, а также запасы снарядов и пороха. Запас нефти, принимаемый крейсером, достигает 4.300 тонн, что позволяет ему без дополнительной догрузки проходить расстояние в 4.000 морск. миль (7.400 килом.).

В одном из следующих номеров "Вокруг Света" будет помещен продольный разрез океанского гиганта-парохода.


*) Образование авангарда главных сил (линейных кораблей), поддержка разведки более мелких быстроходных крейсеров, а во время боя — охват противника. (стр. 12.)

**) Диаметр канала таких орудий составляет 15" (или 38.1 сантим). (стр. 12.)