В феврале исполнилось 20 лет со дня смерти известного экономиста проф. Московского университета Александра Ивановича Чупрова, который считается у нас "отцом земской статистики". Главнейшими научными трудами его считаются "Политическая экономия" и "История политической экономии".
В 1883 г. он был избран председателем статистического отделения Московского юридического общества и обратил это отделение в центр земской статистики, образовав, так сказать, штаб-квартиру земских статистиков, куда они съезжались со всей России и где получали инструкции, руководство, советы. Здесь же подготовлялись для земской статистики и научные работники.
Умер Чупров, уехав на лечение, в Мюнхене 8 марта 1908 г.
В феврале 45 лет со дня смерти беллетриста-этнографа П. И. Мельникова-Печерского (1819—1883). Из его ранних рассказов обращают на себя внимание "Старые годы" и "Медвежий угол", архив картины самодурства помещиков и взяточничества инженеров-путейцев. Собранные в одну книжку, обличительные рассказы Мельникова оказались столь эффектны, что цензура воспротивилась их появлению в печати. Но в первые ряды литература М. выдвигает роман "В лесах" (1871 г.) и продолжение его — "На горах" (1875). Первые две части "В лесах" принадлежат к самым увлекательным книгам в русской литературе.
Особенно хороши у П. картины раскольничного быта: обеды, обряды, промыслы, гулянки, моления, скитская жизнь, прения о вере... К сожалению, П. изобразил только праздничную сторону раскольничьей жизни: ее трудовая сторона и быт народной массы им почти не затронуты.
15 февраля 160 лет со дня рождения 1) знаменитого русского баснописца И. А. Крылова (1768—1844). Басня, как и песня, принадлежит к тому виду литературных произведений, которые наиболее доступны народной массе: острая шутливая форма незатейливого по сюжету, но глубокая по содержанию коротенького сатирического рассказа в стихах легко воспринимается и ребенком, и взрослым читателем. Русская басня до Крылова была по преимуществу подражательной. Она ждала своего художника-мастера, который сумел бы найти для басни соответствующий стиль и форму, сделать ее народно-художественной. Этим мастером оказался Крылов. Басня его, обычно короткая, написанная подлинно-народным, живым языком, нравоучительно-сатирическая бытовая картина. Кроме басни, Крылов написал несколько комедий, которые пользовались большим успехом у современников ("Медная лавка", "Урок дочкам" и другие).
Исполнилось 95 лет со дня смерти поэта, знаменитого переводчика "Илиады", Н. И. Гнедича (1784—1833). Из оригинальных произведений Гнедича лучшим считается идиллия "Рыбаки", где имеется художественное описание петербургских белых ночей, восхищавшее Пушкина. Но слава Гнедича основана, главным образом, на его переводе "Илиады", на что он посвятил более 20 лет упорного и вдохновенного труда. Великие древне-греческие поэмы впервые были переведены на русский язык полностью и размером подлинника. В наше время перевод Гнедича не может быть признан удовлетворительным: излишняя приподнятость тона и напыщенность некоторых оборотов и выражений ("высокий штиль") иногда мешают читателю. Но язык перевода Гнедича силен; ни один гомеровский образ в переводе не потерян. Труд Гнедича поэтому — одно из важнейших событий русской литературы XIX века, поэтически оцененное Пушкиным:
Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи, Старца великого тень чую смущенной душой. |
Исполнилось 90 лет со дня рождения знаменитого путешественника, географа и этнографа, Николая Михайловича Пржевальского. Он родился 31 марта 1838 г., получил военное образование, в 1861 г. окончил Академию генерального штаба, сделался преподавателем географии, а в 1867 г. Н. М. перевелся в Восточную Сибирь. С этого времени начинаются его неутомимые путешествия, давшие ему всемирную известность и обогатившие науку рядом открытий. Первой его экспедицией было путешествие по Уссурийскому краю, который он тщательно исследовал и для которого дал первое топографическое описание. Затем на него была возложена экспедиция в Северный Китай. Н. М. проник на озеро Куку-Нор и к верховьям Голубой реки, дойдя до таинственного Тибета. Результатом его путешествий была книга "Монголия и страна Тунгусов", обратившая на себя внимание ученого мира. За этот труд Парижская Академия Наук присудила ему золотую медаль. Следующая экспедиция его была на Лоб-Нор, а затем в 1879 г. он выступил на исследование северного Тибета. Совершив это путешествие, он в 1883 г. прошел через пустыню Гоби, перевалил через хребет Тянь-Шань и исследовал совершенно не исследованные до него местности. В 1885 г. он вернулся в Ленинград с массою научного материала, а в 1888 г. предпринял новое путешествие для исследования Тибета, и здесь его постигла смерть в городе Каракуле. Он умер 20 октября 1888 г., завещая похоронить себя на берегу озера Иссык-Куля.
125 лет назад 1813 г. в Шотландии родился Давид Ливингстон, знаменитый путешественник, который обогатил науку исследованием Центральной Африки. Сын рабочего, Ливингстон решил сделаться миссионером для обращения язычников в христианство и стал готовиться к этому поприщу. Кроме богословия, он изучил медицину, естественные науки. 8 декабря 1840 г. Ливингстон отплыл из Лондона в Капскую землю. В то время европейские колонии были расположены только по берегу Африки, и никто, кроме рабопромышленников, не решался проникнуть в глубь страны. Липингстон смело двинулся в глубь страны и направился к озеру Танганика. После первой беседы с неграми он понял, что проповеди его никому не нужны, бросил свое миссионерство и обратился в научного исследователя, ведя в то же время орьбу с торговлей рабами. В первое свое путешествие он прошел через пустыню Калахари, открыл соленые озера и исследовал среднее течение реки Замбези. Во второе путешествие он исследовал реку и озеро Ширва и южный берег озера Ньясса. Из обоих путешествий он привез в Англию громадные коллекции, обогатившие науку, и подробные описания своих открытий и исследований. После этого он уехал в третье путешествие для исследования истоков Нила и... пропал. Через восемь лет о нем стали беспокоиться и подняли тревогу. Издатель одной американской газеты послал на поиски его своего корреспондента Генри Стенли, и тот нашел Ливингстона на восток от озера Танганики. Ливингстон был болен. Он рассказал Стенли, что исследовал верховья Нила, но не смог найти источников реки, передал Стенли все коллекции и бумаги, а сам отправился на юг для исследования озера Бангвеоло. Это было в апреле 1873 г., а 1 мая он умер в дороге. Верные спутники набальзамировали его тело и несли его на руках 9 месяцев до берега океана, где передали капитану английского корабля.
Ливингстон прожил 60 лет и из них 30 лет провел в путешествиях.
Исполнилось 30 лет со дня открытия в Ленинграде Русского Музея (1898 г.; б. Музей Александра III). Здание Музея (б. Михайловский дворец), построенное знаменитым архитектором К. Росси в начале XIX века, является одним из красивейших строений в Ленинграде. В отделку дворца, как внутренней, так и наружной, принимали участие лучшие художники-декораторы того времени. Приобретенный в казну под Музей, Дворец подвергся значительному внутреннему переустройству, которое стоило больших затрат. — Большинство художественных произведений, составляющих основную массу сокровищ Музея, поступило в него из Эрмитажа, Ак. Художеств и загородных дворцов. Наравне с Третьяковской галлереей в Москве, Русский музей является крупнейшим хранилищем произведений русского искусства в разнообразных отраслях последнего. Помимо картин, он обладает хорошим собранием русских скульптур и богатым отделом русских художественных древностей и этнографии.
6 марта 225 лет со дня рождения одного из деятелей русской литературы В.К. Тредиаковского (1703—1769). Обычно, над Т. принято глумиться, как над бездарным стихотворцем. Но значение его не в стихах, а в громадной и в плодотворной ученой работе, подготовившей почву для появления настоящей художественной литературы.
Он наш первый литературный теоретик.
Замечательна его оценка народной поэзии (в 1735 г.); доказывая естественность технического стихосложения, он говорит, что к этой мысли "поэзия нашего простого народа к сему меня довела".
Тредиаковский первый заговорил о необходимости отделения русского языка от славянского. Им даны первые образцы следующих литер. форм: мадригал, сонет, баллада, элегия, опера...
Рассуждения Т. о русском правописании показывают в нем вдумчивого филолога: поднятый им вопрос об упрощении орфографии был разрешен лишь в 1917 г., при чем некоторые положения Т. до сих пор не утеряли своей значительности. ("Писать так надлежит, как звон требует"). Жизнь Т. — сплошной упорный труд ученого исследователя и переводчика, — была очень тяжела: грубые придворные нравы часто ставили его в положение шута; академические интриги не давали ему спокойно работать. По его собственным словам, иногда он не имел "и ни полушки в доме, ни сухаря хлеба, ни дров полена"..
21 марта 30 лет со дня смерти профессора пейзажной живописи и офортиста И. И. Шишкина (1831—1898). Шишкин известен бесчисленными изображениями лесной глуши. Его можно назвать поэтом леса в той же мере, в какой Айвазовский был поэтом моря. В изображении дерева Ш. достиг высочайшего совершенства: рисуя лесную чащу, художник за каждой ветвью дерева сохраняет ее индивидуальность. Его картины: "Вечерняя заря", "Лес", "Речка", "Дубовая роща". Из учеников и последователей Шишкина составили себе имя художники: А. Н. Шильдер и О. А. Лагода (превосходные карандашные рисунки луговых зарослей, травы, полевых цветов).
Исполняется 220 лет со дня введения (в 1708 году) гражданской азбуки. До тех пор русские книги печатались церковным шрифтом. Сохранился экземпляр "Азбуки", где параллельно напечатаны церковные и "новоизобретенные амстердамские литеры", — представленный на рассмотрение Петра I. Петр внимательно и с художественным вкусом "подчернил" (вычеркнул) из пробных образцов нового шрифта все замысловатые начертания и знаки, оставил буквы простого изящного рисунка и подписал: "сими литерами печатать исторические и манифактурные книги, а которые подчернены, тех в вышеписанных книгах не употреблять". Первая книга новой печати "Геометрия славенски землемеров".
1) В тексте эта фраза напечатана так: "15 февраля 160 лет со дня знаменитого русского баснописца". (прим. составителя) (назад)