ИСТОРИЯ регулирования автомобильного передвижения в международном масштабе восходит еще к международной конференции, состоявшейся в 80-х годах прошлого столетия в Лондоне, наметившей только основы такого регулирования.
На пути интернационализации автомобильного передвижения, однако, лежали значительные трудности, так как каждое государство по-своему упорядочивало у себя передвижение механических экипажей, пред'являя к нему свои отличные от другого государства требования. Так, напр., в Англии и Австрии движение допускалось по левой стороне дороги, между тем как в других странах (Германия, Франция) машины должны были держаться правой стороны; в государствах с более густым населением и развитой промышленностью к водителям машин и оборудованию пред'являлись более повышенные требования.
Различие в законодательствах отдельных государств затрудняло междугосударственное сообщение посредством автомоторного транспорта. Между тем, жизнь указывала на необходимость изыскать такой способ, который примирил бы интересы всех государств. Достигнуть этого можно было путем выработки правил — единых для всех государств.
Эту цель преследовала международная конвенция по передвижению автомобилей, подписанная в Париже 11 октября 1909 года в числе других государств также и царской Россией 1).
Эта конвенция устанавливала обязательный для всех государств минимум требований к машинам и их водителям для того, чтобы быть допущенными к переезду из одной страны в другую (определенный род и качество системы тормозов, управления и сигнализации, систему знаков, которая устанавливала бы национальность машины и т. д.; определенный возраст и квалификацию шоферов). Конвенция предусматривала выдачу особых паспортов, так называемых международных дорожных свидетельств, при пред'явлении которых водители и их машины допускались беспрепятственно к передвижению по стране.
В Америке недавно построен автомобиль, представляющий собой настоящую квартиру со всеми удобствами с той только особенностью, что она передвигается по желанию владельца в любой пункт страны
Конвенция 1909 года, однако, не разрешила всех вопросов, возникавших в связи с междугосударственным автомобильным сообщением. Оставался неразрешенным очень важный вопрос: целый ряд государств, в которых существовало обложение автомобилей пошлиной, взимал пошлину даже с машин, совершавших переезд в порядке конвенции 1909 года, как гарантию, что такая машина будет в определенный срок вывезена. Вполне понятно, что это обстоятельство создавало много неудобств.
Выходом из этого положения явилось установление, по взаимному соглашению между национальными автомобильными обществами, выдачи так называемых "триптиков". Значение триптиков заключалось в том, что общество, выдавшее его, гарантировало вывоз в определенный срок из данной страны допущенной машины, в противном случае оно обязывалось уплатить установленную пошлину. Такое гарантийное письмо освобождало водителей от необходимости иметь при себе значительные суммы денег, а главное, позволяло совершать в'езд и выезд из страны и в неприсутственные часы, когда таможни были закрыты. Достаточно было пред'явить "триптик" дежурному досмотрщику, чтобы получить соответствующее разрешение на в'езд.
Развитие автомоторного транспорта во время мировой войны, особенно в послевоенные годы, показало устарелость конвенции 1909 года и ее несоответствие с современным состоянием автотранспорта.
Инициативу созыва международной конференции для пересмотра конвенции 1909 г. взяло на себя французское правительство, предложив проект новой конвенции. Интерес этого проекта заключался в том, что в отличие от конвенции 1909 года, касавшейся передвижения лишь только на автомашинах, он охватывал все средства передвижения по дорогам общего пользования и весьма детально описывал порядок пользования такими дорогами для каждого из этих средств, вплоть до вьючных и верховых лошадей.
На ряду с проектом будущей конвенции, выработанным французским правительством, вниманию государств был предложен проект Лиги Наций. Терпя поражение в политических вопросах, Лига Наций, очевидно, пытается отыграться в разрешении таких вопросов, как здравоохранение, транспорт и т. д., чтобы оправдать в глазах общественного мнения всего мира свое существование. Лига Наций не оставила без внимания и автомобилизацию. Проект Лиги Наций касался исключительно передвижения автомашин, и в более подробной форме уточнял технические условия, которым должны были удовлетворять механические экипажи, и детализировал систему международных свидетельств. Из новых идей он вводил для государств обязательство не выдавать дорожных удостоверений на международное передвижение лицам, которым отказано в выдаче свидетельств внутри их родины (профессиональные правонарушители, уголовный элемент и т. д.). Соблюдение законодательства той страны, в которой передвигаются водители машин, он дополнял обязанностью соблюдения еще и действующих в данной стране положений, касающихся занятия профессией.
Проект предоставлял участникам конвенции право при выдаче автомобильных удостоверений требовать от собственников или владельцев машин достаточной гарантии для обеспечения убытков третьих лиц, могущих пострадать от международного передвижения.
Открывшаяся 20 апреля 1926 года в Париже конференция единогласно постановила в основу своей работы положить предложенный французский проект, при чем было решено выработать два самостоятельных соглашения: конвенцию относительно автомобильного передвижения и конвенцию о дорожном передвижении.
Делегацией Союза ССР была подписана первая конвенция 2). Эта конвенция, по сравнению с конвенцией 1909 года, в более уточненной форме касается оборудования машин, качеств шоферов, соблюдения национального законодательства в отношении перевозки пассажиров и грузов, ввоза автомобилей, допущения иностранцев и т. д., что соответствовало директиве данной Союзным правительством делегации СССР. В качестве обозначения автомашин СССР при заграничном путешествии приняты буквы "S. U.".
Выполнение формальностей по конвенции и официальные сношения осуществляются через французское правительство. Конвенция вступает в силу после того, как состоится сдача на хранение ратификаций 20 государствами, участвующими в конвенции 1909 года. С этого момента для государств, ратифицировавших конвенцию 1926 года, конвенция 1909 года теряет силу.
Мигри
1) Кроме России, конвенцию подписали: Германия, Австро-Венгрия, Бельгия, Болгария, Испания, Франция, Великобритания, Греция, Италия, Монако, Черногория. Нидерланды, Португалия, Румыния, Сербия.
(стр. 8.)
2) Эта конвенция была подписана также: Германией, Австрией, Бельгией, Бразилией. Великобританией и Северной Ирландией, Болгарией, Кубой, Данией, Данцигом (вольный город), Египтом, Испанией, Эстонией, Финляндией, Францией, Гватемалой, Грецией, Венгрией, свободным Ирландским государством, Италией, Латвией, Литвой, Люксембургом, Марокко, Мексикой, Монако, Норвегией, Нидерландами, Перу, Персией, Польшей, Португалией, Румынией, Королевством Сербов, Хорватов и Словенов, Снамом, Швейцарией, Чехо-Словакией, Тунисом, Турцией и Уругваем.
(стр. 9.)