АВТОДОРОМ выпушен ряд брошюр, рассчитанных на широкие слои рабочих и крестьян и посвященных вопросам автомобилизации страны и дорожного строительства.
Задача этих брошюр — изложить в популярной форме цели общества, значение автомобиля и безрельсовых дорог в народном хозяйстве и отдельные практические вопросы дорожного строительства.
"Библиотека Автодора" должна дойти до своего читателя и стать принадлежностью каждой ячейки Автодора, избы-читальни, рабочего клуба, школы первой и второй ступени.
Об общих задачах Автодора говорится в брошюрах:
1. "Все в Автодор" — Мих. Презента, 27 стр., цена 6 коп. Брошюра вышла вторым изданием. В сжатой и популярной форме в ней характеризуется наша отсталость в области безрельсового транспорта, выясняется значение автомобиля и хорошей дороги для поднятия народного хозяйства и дается ясное представление о задачах общества Автодор и его организационных формах.
Той же теме посвящены и брошюры:
2. "За крепкие мосты и хорошие дороги" — Ф. Лаврова, 40 стр., цена 15 коп.
3. "Не для бар, а для нас" — В. Дмитриева, 32 стр., цена 10 коп.
Эти две брошюры уделяют особое внимание вопросам самодеятельности населения в деле дорожного строительства. Брошюра В. Дмитриева составлена на основе писем крестьян.
Значение автомобиля в народном хозяйстве хорошо очерчено в брошюрах:
1. "Автомобиль в народном хозяйстве СССР и за границей" — Д. Минстера и Е. Сербина. 112 стр., цена 50 к.
2. "3а автомобилизацию СССР" — М. Сорокина, 96 стр., цена 40 коп.
Брошюра А. Минстера и Е. Сербина удачно соединила научный подход, полноту и свежесть материала; удачное расположение его дает хорошо подобранные статистические таблицы, позволяющие пользоваться брошюрой как справочником. В брошюре имеется 25 иллюстраций. Ее необходимо рекомендовать массовому читателю, а также, как пособие всем выступающим на собраниях по вопросам автомобилизации СССР.
В своей работе М. Сорокин останавливается, главным образом, на задачах советского автостроения, она является дополнением к брошюре А. Минстера и Е. Сербина.
К сожалению, автор в главах "Какие автомобили нужны нам" и "Чему учит заграница" смешал два понятия — "маломощность машин" и "малый тоннаж"; кроме того, пользование статистическим материалом 1927 г. дало неправильную картину тенденций автостроения за границей.
Из всех рассуждений М. Сорокина на тему "Какие автомобили нам нужны" остается верным положение, что нам нужны, главным образом, дешевые автомобили, выпускаемые по методу производства — непрерывным потоком.
По дорожному строительству в библиотеке Автодора имеются 6 брошюр:
1. "Дорога в цифрах" — Я. М. Гольберга, 63 стр., ц.10к. — дает статистический материал, характеризующий состояние дорожного хозяйства в СССР и за границей.
2. "Наше бездорожье и дорожное строительство" — инж. Я. М. Ярошева, 76 стр., ц. 25 коп., является популярным руководством, дающим представление об изыскательских и дорожно-строительных работах, об уходе за дорогами и дорожных машинах.
Остальные брошюры:
3. "Простейшие дороги" — инж. Д. Кузьмина, 21 стр., ц. 5 коп.
4. "Как облегчить машинами ручную работу улучшения грунтовых дорог", 18 стр., ц. 5 коп.
5. "Простейшие деревянные мосты на грунтовых дорогах" — инж. И. Кропотова и В. Виноградова.
6. "Чиним и строим" — В. А. Исаева, 46 стр., ц. 15 коп.
Эти издания дополняют отдельные вопросы брошюры Ярошева, являясь в то же время вполне законченными и самостоятельными.
Брошюры по дорожному строительству, дающие ценные практические сведения и указания, должны быть особенно рекомендованы, и несомненно помогут нашему крестьянству с большой пользой для дела затрачивать свой труд по проведению в проезжий вид грунтовых дорог.
Ленинград
На приказ тов. Куйбышева о постройке завода на 100 тыс. машин в год (см. первую страницу этого номера) первыми откликнулись ленинградские металлисты, прислав тов. Куйбышеву следующую телеграмму; "Производственная конференция машиностроительных заводов, созванная союзом металлистов для обсуждения проектов Гипромеза, горячо приветствует решение правительства о немедленном проектировании и постройке силами рабочих и техников Советского Союза мощного автомобильного завода на 100 тыс. машин. Собравшиеся на конференцию рабочие, техники и хозяйственники встретили с энтузиазмом новый акт доверия к нашим научно-техническим силам и готовы осуществить этот важнейший шаг по пути социалистического строительства".
Иваново-Вознесенск
Президиум губисполкома и местная организация Автодора постановили открыть краткосрочные трехмесячные курсы дорожных десятников, на которые ассигновано 10 тыс. руб. Состав слушателей будет укомплектован командированными уисполкомами батраками и бедняками. Слушатели будут обеспечены стипендиями, а по окончании курсов получат должности волостных дорожных десятников в своих районах.
На дорожное строительство губернии губисполком выделил около 2 млн. рублей.
Тула
Евреи-автодоровцы Тулы возбудили ходатайство перед горсоветом о передаче тульской синагоги под клуб Автодора.
Новороссийск
На дорожное строительство округа ассигнуется в этом году 2½ млн. рублей.
Новосибирск
По сообщению докладчика, на состоявшемся в феврале дорожном с'езде в Сибири, один автомобиль приходится на 15 тыс. человек. Протяжение дорог Сибири за последние 5 лет увеличилось всего на 7%. Присылаемые для Сибири машины — самых разнообразных марок, что удорожает их эксплоатацию.
Так как нехватает специалистов по дорожному делу, то с'езд счел необходимым открыть дорожные отделения в строительных техникумах и отделение местного транспорта при томском институте. Некоторым школам второй ступени решено придать дорожный уклон.
— При поддержке местного комитета безработных при бирже труда отделением Автодора открыты автомобильные курсы. На содержание курсов отпущено 19 тыс. руб. На курсах обучается бесплатно 118 чел. и 8 чел. платно. Среди курсантов — 22 демобилизованных красноармейца и 30 комсомольцев.
Оренбург
Из дорог округа — трактов окружного значения — 1350 км, районного значения — 10 тыс. км. Состояние дорог плохое, мосты разрушены. На окружные тракты в прошлом году было отпущено 174 тысячи рублей, на районные — 66 тысяч рублей. В текущем году отпускается 91.400 рублей.
Хотя и с опозданием, создан Автодор, но знают о нем немногие. Членов Автодора и средств мало.
Кзыл-Орда
Для обслуживания постройки Сибирско-Туркестанской жел. дор., в нынешнем сезоне, к имеющимся 39 автомашинам высланы еще 28 автомашин: из них два автомобиля санитарных. В прошлом сезоне на строительстве санитарных автомобилей не было. К началу строительного сезона состав автомашин на северном участке строительства Турксиба будет доведен до 105 единиц. Впервые на строительстве будут работать 9 автомашин НАМИ.
Чеченская область
Чеченское областное отделение за год значительно окрепло. Количество членов общества за год увеличилось в 14 раз и составляет 2.058 чел., среди них 22 женщины. По инициативе отделения Автодора в Грозном с декабря 1928 года установлено автобусное движение.
За год проведено 16 лекций на автодорожные темы, продемонстрированы в рабочих районах кинофильмы по автопроизводству. При 11 коллективах организовано 17 автомобильных и 1 дорожный кружок. На них обучаются 800 человек. 75 человек успешно прошли экзаменационную комиссию и получили право управления машиной.
Чеченско-Грозненское отделение Автодора распространяет свою деятельность и по периферии, где приступлено к организации автодоровских коллективов.