НАШ ЖУРНАЛ до сих пор не откликался специальной статьей на опубликованное в советской печати решение приступить собственными силами к постройке автомобильного завода мощностью в 100 тысяч машин в год. Мы ограничились помещением в прошлом номере приказа тов. Куйбышева.
У наших читателей может получиться впечатление, что журнал "За Рулем" не дает надлежащего отклика на это, казалось бы, важнейшее событие в области автомобилизации СССР. Такая сдержанность об'ясняется, главным образом, следующими обстоятельствами.
Решение ВСНХ о постройке завода на 100.000 машин явилось результатом длительной агитации Автодора, усвоено широчайшими массами и стало лозунгом не только нашей автомобильной, но и вообще советской общественности. Вопрос теперь стоит в сущности не только в разрезе принятия общих решений, а в том, каким образом эти решения конкретно будут реализованы. Совершенно недостаточно принять решение о постройке автомобильного завода "вообще". Нам надо иметь также конкретное решение, точно формулирующее, в какие сроки завод будет построен и развернется до полной своей мощности. Мы будем считать, что вопрос о постройке автомобильного завода только тогда стал на путь действительной реализации, когда будет опубликована, прежде всего, календарная программа работ по организации завода, календарная программа выпуска автомашин по хозяйственным годам, с точным указанием их числа и когда, наконец, будут приняты конкретные, организационные шаги, — т.-е. учреждены органы, реально способные осуществить рассматриваемый проект. Мы подразумеваем здесь, что персональный состав этих органов должен обеспечивать реальное осуществление намечающихся проектов.
Мы полагаем, что развертывание намечаемого завода до полной мощности должно совершиться в пределах четырех лет, и что через 4 года завод должен строить автомобили уже целиком из частей, производимых в СССР. В первые два года выпуск автомобилей будет неизбежно базироваться на сборке частей, заказываемых за границей и превращаемых в готовую машину в наших сборочных мастерских.
Мы полагаем, что организовать сборку и выпуск машин возможно в пределах срока, не превышающего одного года. Для этого необходимо привлечение иностранной консультационной помощи и прежде всего к выработке модели машин, которые будут выпускаться заводом. Вопрос об организации авто-завода собственными силами надлежит поставить в ту же плоскость, в какую был поставлен вопрос о постройке Днепростроя. Но в отличие от Днепростроя. где техническая консультационная помощь группы специалистов под руководством инженера Купера требовалась только для постройки самой станции (и в данном случае, разумеется, необходимо такое привлечение технической помощи для проектирования и развертывания завода), необходимо также привлечение солидных иностранных консультантов к проектированию модели машин.
Эту модель мы представляем себе, как компилятивный синтез основных положений американской техники в области конструирования массовых, дешевых, легких машин. Модель не должна отличаться никакими специальными новшествами и оригинальными чертами: она просто должна соединить в себе достигнутые в Америке черты современного передового автомобиля. Опытному конструктору не потребуется значительного промежутка времени для проектирования такой модели: главное — это приготовление рабочих чертежей и всех необходимых спецификаций для заказа частей американским заводам, занятым изготовлением деталей автомобилей, ибо мы считаем, что и завод, организуемый собственными силами, должен начать со сборки привозных авточастей — в данном случае заказываемых по нашим спецификациям.
При благоприятных условиях и, главным образом, при проявлении достаточной энергии органов, которым это дело будет поручено, вполне возможно закончить эту работу в течение нескольких месяцев. Столь же скоро можно закончить оборудование первой сборочной мастерской, так что, пожалуй, еще в 1929 г. можно будет приступить к сборке новой модели.
Организация такого сборочного производства будет вполне реальным стимулом, побуждающим органы, занятые строительством не сборочных, а производственных звеньев будущего завода, вести свои операции в надлежащем темпе и достаточно энергично. Только после того, как такие решения будут приняты, мы будем считать, что вопрос об организации 100-тысячного завода стал на реальную почву.
Такая постановка вопроса, разумеется, может встретить возражения как со стороны наших органов, руководящих промышленностью, так и со стороны органов, ведающих внешней торговлей. Последние, фактически, выдвигают наибольшее количество препятствий поскольку, понятно, они весьма неохотно идут на неизбежный отпуск валюты для заготовки частей за границей. Однако, такая заготовка при всех решительно возможных способах подхода к организации большого авто-завода, совершенно неустранима. "Откупорив вино, необходимо его пить" и, согласившись с решением построить мощный авто-завод, надо неизбежно отпускать соответствующие валютные средства, отпускать их не когда-то "вообще", а немедленно.
Поэтому, быстрейший приступ к сборке привозимых из-за границы частей является экзаменом в вопросе о том, хотим ли мы и можем ли действительно развертывать советское автостроение и надлежащим темпом вести автомобилизацию страны.
Редакция журнала "За Рулем" выражает точку зрения нашей автомобильной общественности, и поэтому может поставить вопрос о 100-тысячном заводе только в плоскости, очерченной выше. Мы ждем конкретных решений, влекущих за собой фактическое расходование средств, реальные производственные операции и конкретные организационные шаги. Только тогда, когда все это будет предпринято, мы сможем сказать, что у нас действительно приступлено к организации нашего первого большого автозавода, Автодор сделает, со своей стороны, все для мобилизации общественного внимания к ходу работ по постройке советского авто-гиганта.