ЗА РУЛЕМ, №8, 1929 год. АВТОМОБИЛЬ в АЛБАНИИ

"За рулем", №8, апрель 1929 год, стр. 24-26

АВТОМОБИЛЬ в АЛБАНИИ

В № 4 ЖУРНАЛА "За Рулем" был помещен очерк "Развитие автомобилизма в Афганистане".

Албанию, находящуюся в Европе, можно считать очень сходной с Афганистаном в отношении общего развития страны; особенно сходство это заметно в области автотранспорта и его перспектив.

Албания, являющаяся по своей конструкции республикой, фактически — страна открытой военной диктатуры президента Ахмет-Зогу, всецело находящегося под влиянием итальянского фашизма, Италия настолько сильна в Албании в финансовом и политическом отношениях, что почти превратила ее в свою колонию. Население, в большинстве магометанское, находится на чрезвычайно низкой ступени развития; народные массы бедны, исключительно нетребовательны и в то же время очень трудолюбивы.

Типы албанцев

Албания единственная европейская страна, до сих пор не имеющая железнодорожного сообщения. Во время войны австрийцы прокладывали узкоколейку стратегического характера между Скуттари, Тираной и Дураццо. Еще по сей день на протяжении многих километров можно встретить заржавевшие и погнутые рельсы; кое-где попадаются на территории бывшей линии давно пришедшие в негодность паровозы.

В течение последних трех лет, под руководством немецких инженеров, производились работы по трассированию ширококолейного железнодорожного пути между гаванью Дураццо и главным городом Тираной. Однако, несколько месяцев тому назад, албанский парламент постановил приостановить эти работы, потому что путь этот никогда не окупит затраченных на него средств.

Наиболее распространенный способ передвижения в Албании характерный и для настоящего времени

Чтобы смягчить столь резкий отказ от этого, прежде горячо расхваливаемого проекта, парламент выдвинул положение, что Албания, минуя первую ступень транспортного развития страны — железнодорожное сообщение, сразу и непосредственно должна перейти к наиболее высокой ступени развития — авто-и авио-сообщению.

В этом хвастовстве, есть, однако, микроскопическая доля правды. Действительно: в Албании, как во всякой неразвитой стране, только теперь приобщающейся к мировому транспорту, легче развить авто- и авио-сообщение, чем содержать железную дорогу. Для передвижения внутри, даже такой некультурной страны, как Албания, автомобилю требуется несколько сносных дорог, а самолету — возможность безопасного спуска и под'ема.

Албания, отдаленная от Рима четырьмя летными часами, до последнего времени является страной караванов. Типичное для нее средство передвижения — вьючное животное — лошадь и осел. Внутри страны телеги сравнительно редки. Экипажи представляют собой площадки на огромных колесах, влекомые сильными волами с бесконечной медленностью. В этой, еще до крайности, по-восточному медлительной стране, время особой цены не имеет...

Тирана-Дибра, напоминающая скорее горный рельеф, чем привычную для нас дорогу

Товарообмен практически осуществляется при посредстве вьючных животных. Только правительственные чиновники и, главным образом, военщина, имеют некоторое количество итальянских kamions'ов для транспортных целей.

Первые автомобили появились в Албании во время войны. В это же время албанцы научились обращению с машиной и управлению ею, сначала от австрийцев и немцев, позднее от итальянцев и французов.

Сделанное раньше в различных восточных странах открытие подтвердилось полностью и здесь. Местное население исключительно скоро привыкает к техническим нововведениям, обращению с ними и применению их.

В маленькой Албании насчитывается несколько сотен частных автомобилей.

Среди них, рядом с значительным количеством "Фордов", много больших и весьма мощных машин, преимущественно "Фиатов" из соседней Италии.

Крупная по местным представлениям, биржа автомобилей в Тиране

В каждом более или менее значительном пункте имеется нечто вроде авто-биржи, т.-е. площадь, на которой автомобили сдаются в прокат. Эти автомобили частью являются собственностью управляющих ими, частью принадлежат предпринимателю, эксплоатирующему наемных шоферов.

Правительство интересуется только материальными выгодами автосообщения. Контроля и испытания для машин не существует.

При таких обстоятельствах, путешествие в наемной машине довольно рискованно. Слава хорошего шофера распространяется с той же скоростью, что и слава известного матодора в Испании.

Шофер, о котором знают, что он приводит в ужас своих пассажиров бешеной, рискованной ездой, или, что он раздражает их частыми, вследствие своей неосмотрительности, поломками в пути, — тщетно будет поджидать клиентуру. Осторожные путешественники неделями наводят справки о шофере той машины, на которой предполагают совершить путешествие.

Новый мост и паром у Тираны

За последнее время в Албании проложено значительное количество дорог, если и не напоминающих своим видом европейские шоссе, то во всяком случае вполне приемлемых для авто-сообщения.

Однако, существуют еще такие части страны, которые непроходимы не только для автомобилей, но даже и для воловьей упряжки.

На одном из фото заснята дорога Тирана-Дибра, единственная, соединяющая главный город с некоторыми частями северной Албании. Снимок сделан, приблизительно, на расстоянии часа езды верхом от Тираны. Как видно из снимка, дорога напоминает скорее горный рельеф, чем обычную в нашем представлении дорогу. Едва-ли кто-нибудь рискнет пустить машину по такому пути.

Автомобиль перебирается через горный поток

В настоящее время путешествие по Албании возможно для того, кто необычное и приключения предпочитает комфорту и безопасности.

Однако, все это может изменится в течение ближайших нескольких лет.

Тогда Албания, по своей своеобразной красоте и живописности, смело может стать местом, наиболее интересным для европейского авто-туризма.

Е. Г.

Переправо на старинном пароме