Я. ГОРБИН
ПРОВЕДЕНИЕ трудовой повинности требует самой тщательной подготовки.
В первую очередь необходимо избрать те дорожные работы, которые могут служить наглядным показателем того, что можно сделать при надлежащей инициативе. Мы имеем в виду улучшение дорожных условий в деревнях. Если к деревне еще можно кое-как под'ехать, то выбраться из нее уже крайне трудно. И не даром пример одной деревни Минского округа, замостившей в 1927 году свои улицы, вызвал в 1928 году требования 7 других деревень направить им дорожно-технический персонал для руководства работами по замощению улиц. Интересен случай, имевший место в д. Отруби. Когда средств от самообложения населения хватило для замощения только половины деревни, все местные жители, под обеспечение своего имущества, взяли ссуду в сельскохозяйственном кредитном товариществе, чтобы закончить начатую работу.
Но не везде находятся активные инициаторы, которые могут поднять интерес населения к замощению своей деревни и подготовиться к этой работе. Иногда, под влиянием случайно попавшего в деревню активиста-общественника, население за зиму подвозит к месту предполагаемых работ камень и песок, а местные органы власти бюрократическим отношением срывают эти работы.
Но бывает и так, что начатые работы не приводят к хорошим результатам. Отсутствие технического надзора за мостовщиками часто сказывается отрицательно. Дорога после нескольких дней эксплоатации становится хуже, чем была раньше. Это отбивает у населения охоту к дальнейшему производству работ.
Отделения Автодора, во избежание таких ляпсусов, должны взять на учет все деревни, вынесшие постановления о замощении своих улиц и заботиться о выделении технического персонала, о бесплатном или льготном отпуске леса для дорожных сооружений и пр.
Через местную, особенно крестьянскую печать, дорожные работы надо всячески популяризировать, на открытие работ выезжать на автомобилях, катать на них население и т. п.
Вот пример из практики Минского отделения Автодора. Дер. Галица испокон веков славилась своей непроезжей улицей, проходящей через важный для местного сообщения тракт. Представители Автодора выехали в деревню, созвали сход, на котором и поставили вопрос о замощении деревни. На призыв Автодора откликнулась как эта деревня, так и еще одна, расположенная в 4 верст. от Галицы. Крестьяне с энтузиазмом взялись за работу и за 4 дня замостили свыше 2.000 кв. м полотна, исправили под'езды к деревне, устроили четыре мостика длиной в 12 м и пр. Работы были засняты кинооператором, а по окончании их был созван митинг, на котором выступил председатель ЦИК БССР т. Червяков. После митинга крестьян катали на автомобилях.
Первый опыт, первая попытка применить идеи Автодора на практике удалась. А чего можно будет добиться, если все наши отделения и коллективы учтут важность этой работы и сумеют при должной инициативе поставить ее практически? Это необходимо учесть всем организациям Автодора и от слов перейти к делу. Развитие этих работ затрудняется из за отсутствия в большинстве районов (не говоря уже о сельсоветах) хотя бы десятников, специально занятых дорожным делом. Дорожные бюджеты в районах до смешного ничтожны: в большинстве округов Белоруссии размер их исчисляется только в сотнях рублей.
Поэтому во многих местах дорожные работы, произведенные за счет средств от самообложения крайне низкого качества; в ряде сел и деревень суммы, ассигнованные на исправление дорог, так и остались неиспользованными.
Такие явления при проведении трудовой дорожной повинности недопустимы. Необходимо при каждом райисполкоме иметь дорожного техника и одного мастера или десятника. Без плана нельзя применять труд населения.
Из активных членов сельсоветов надо выделить дорожных старост хорошо знающих состояние дорог, они же будут организаторами Автодора.
1) Отклик на статью проф. Н. Скрябина в № 4.
(стр. 25.)