"За рулем", №11, июнь 1929 год, стр. 10-11
Н. БЕЛЯЕВ
15—31 мая 1929 года
ЗА ГРАНИЦЕЙ существует громадный интерес к Советскому Союзу.
В последние годы значительно усилился приток иностранных туристов в СССР. Правильно налаженная работа по туризму в нашей стране может иметь, помимо валютных и финансовых выгод, также и культурно-политическое значение.
Преобладающим виден туризма на Западе является автомобильное сообщение между странами. Налаженная сеть шоссейных дорог позволяет туристам на автомобиле об'езжать любую интересующую их страну.
В журнале "За Рулем" была недавно помещена статья о сети международных автомобильных сообщений и о возможности связать дороги СССР с дорогами Германии. В статье перечислялись крупные международные шоссейные магистрали и проэкты продолжения их в СССР и дальше на Восток.
В настоящее время связующим центром в междуевропейском дорожном сообщении являются дороги Германии. По мере развития восточных и азиатских стран дороги СССР подобно немецким будут центром связывающим Европу и Азию.
Что же делается у нас для выяснения возможностей связи наших дорожных магистралей с дорогами Запада и Востока?
Можно сказать, что почти ничего.
В Германии больше занимаются вопросом о связи наших дорог с дорогами Запада, чем у нас. Ряд разработанных в Германии проектов международных дорожных магистралей имеет продолжение в СССР, о чем мы почти не осведомлены.
Например, линия, идущая из Берлина через Краков и Львов, по плану немцев должна следовать дальше через Киев по УССР. Другая магистраль — Лондон, Париж и Берлин — через Прибалтийские государства на Ленинград и Финляндию и т. д.
Возможность установления автомобильного движения из Москвы на Берлин и дальше имеет для нас колоссальное значение.
В этом номере журнала напечатана статья, представляющая исключительный интерес, — путевые впечатления женщины-профессора Тимирязевского исследовательского института В. М. Данчаковой, приехавшей из Берлина в Москву в совершенном одиночестве на Фордике нового выпуска, самостоятельно управляя машиной.
Поездка В. М. Данчаковой блестяще доказала, что даже при существующей сети дорог имеется возможность быстро и сравнительно удобно проехать из Берлина в Москву на автомобиле.
Автодор должен взять на себя инициативу широкой пропаганды автомобильного сообщения из Берлина в Москву и принять ряд мер организационного характера для правильного обслуживания этой линии. Необходимо как можно шире опубликовать за границей о возможности проезда в Москву на автомобиле. Необходимо озаботиться расстановкой по всему пути бензинных станций, а также пунктов по ремонту автомобилей. Необходимо также проверить состояние дорог, мостов и всего пути от границы до Москвы и озаботиться установлением указателей пути и дорожных знаков на нескольких языках.
Широко поставленная пропаганда возможности продолжения путешествий на автомобиле по СССР в очень большой степени усилила бы рост иностранного автотуризма.
В связи с автомобилизацией СССР и широким размахом нашего автомобильного строительства, хорошо содержимая шоссейная магистраль, соединяющая центр Советского Союза с Западной Европой нам совершенно необходима.
Для хозяйства нашей страны установление автомобильного сообщения советской столицы и других городов СССР с заграницей — дает также значительные выгоды.
Дело это, по нашему мнению, если взяться за него с достаточной энергией и решительностью, может в самый короткий срок дать конкретные и ощутительные результаты.
ПОРЯДОК на московских улицах во многих отношениях является образцом для провинциальных городов. В Москве впервые введены "мостики безопасности", уличные семафоры на перекрестках, красочные и обильные плакаты об уличном движении, всякие новшества и эксперименты.
Но под самым носом у руководителей московского хозяйства происходит совершенно недопустимое, давно уже уничтоженное в большинстве крупных провинциальных городов республики явление — чудовищное загромождение тротуаров уличными торговцами.
Ширина московских тротуаров абсолютно не соответствует размеру московского движения. Часть пешеходов вынуждены ходить по мостовой, рискуя ежеминутно попасть под автобус, трамвай или автомобиль. Процент несчастных случаев в Москве значительно больший (пропорционально количеству транспорта), чем в любой европейской столице. Увеличение в ближайшие годы количества автомобилей и мотоциклов в Москве неизбежно приведет к кризису и катастрофе, и необходимо немедленно принять ряд мер, в первую очередь — освободить улицы от всего лишнего, мешающего нормальному движению.
В ряде крупных городов Украины, например, в Харькове. Киеве, Одессе, тротуары в 3—4 раза шире московских. В Киеве и Одессе, на центральнмх улицах, многие кафе расположены летом прямо на тротуаре под навесом и все же остающаяся часть тротуара еще шире, чем "нормальные" московские тротуары на Петровке или Тверской. Между тем, в Киеве уличная торговля на центральных улицах давно уничтожена и это не вызывает никаких неудобств для населения.
В Москве в некоторых местах уличные торговцы ухитряются обсаживать тротуары даже с двух сторон, оставляя только посредине узенький проход для 2—3 человек. Сплошная лавина движущихся пешеходов обтекает торговцев и корзины с едой и фруктами, стоящие просто на земле и густо обсыпаемые пылью и грязью (кстати более опасного рассадника заразы и эпидемии нельзя и придумать).
Год тому назад была сделана попытка урегулировать движение пешеходов, заставив их ходить по правой стороне. Было затрачено большое количество денег на плакаты и извещения, на тротуарах стояли специальные наряды милиции, обучая пешеходов правильному хождению. Из этого ничего не вышло. Очень жаль. В дальнейшем придется все-таки научить население правильно ходить по улицам.
Пока же для существующего движения нужно отдать пешеходам тротуары. Пусть галантерейщики, папиросники, фруктовщики перейдут в переулки, прилегающие к центральным улицам, а желающие купить на улице яблоки, абажур или носки могут несколько свернуть в переулок, не останапливаясь и не задерживая и без того мучительное московское движение.
Мы ждем, что МКХ и Административный отдел без всяких уверток и отговорок — (вопрос ясен и очевиден) уберут с улиц, (на первое время хотя-бы с центральных) и задвинут в переулки уличных торговцев. Этим удастся значительно сократить количество жертв и несчастных случаев на улицах Москвы.
Н. Беляев