ЗА РУЛЕМ, №11, 1929 год. РЕМОНТ МОТОЦИКЛА

"За рулем", №11, июнь 1929 год, стр. 26-29

М. ДЬЯКОВ

РЕМОНТ МОТОЦИКЛА

Статья 3

Неисправности системы подачи горючего и их устранение

СИСТЕМА подачи горючего у мотоцикла состоит из бака, в котором находится запас горючего, из соединительной трубки (бензинопровода) и карбюратора. Неисправности бака выражаются в мятинах на его поверхности и течи в местах спайки. Последняя устраняется обыкновенным запаиванием.

Перед запаиванием бака надо, во избежание возможного взрыва, промыть его водой с нашатырным спиртом и хорошо высушить. Для исправления мятин на поверхности бака, не распаивая его, может быть предложен следующий практический способ. К мятому месту припаивается железная проволока толщиной в 1—2 мм, за которую пятина выгибается наружу. После этого выправленный участок поверхности бака заливается оловом, чтобы покрыть остающиеся мелкие складки, зачищается шкуркой и покрывается новой краской.

Если мотоциклист установил, что в баке скопилась грязь или имеются какие-либо мелкие посторонние тела, засаривающие бензинопровод или жиклер карбюратора, ему нужно промыть всю систему подачи. Двигатель при засаривании бензинопровода или вовсе не заводится или глохнет, дав несколько оборотов. Эта неисправность характеризуется отсутствием горючего в поплавковой камере карбюратора. При загрязненном жиклере двигатель хотя и может работать, но только на малых оборотах. Жиклер очищается путем продувания воздушным насосом. Чистка жиклера проволокой, иголкой и т.п. не рекомендуется.

Очень неприятный, но возможный случай в практике эксплоатации мотоцикла, — присутствие воды в бензине. Признаками этого является тяжелый пуск двигателя в ход и стрельба в карбюратор.

Для устранения этого из'яна необходимо выпустить горючее из бака и разобрать и продуть всю систему подачи. Заливая вновь горючее в бак, надо обязательно пропустить горючее через замшу или за неимением ее через чистую тряпку.

В холодное время вода или ее отложения могут замерзнуть. Отогревать соединения, бензинопровод или карбюратор можно только путем снятия их и перенесения в теплое помещение с последующей чисткой и продувкой или обогреванием на месте при помощи обкладывання их горячими тряпками. Ни в коем случае нельзя нагревать отдельные части паяльной лампой, факелом и т. п. Если двигатель замерз и не заводится, можно порекомендовать для облегчения пуска нагревание нижней части запальных свечей и заливку в декомпрессионные краники или под свечи.

Починка бензинопровода.
Фиг 1. Поломанный бензинопровод. Фиг. 2. Бензинопровод запаянный в муфте

Желательно заливать более легкое, хорошо воспламеняющееся горючее, например, бензин 1 сорта, который продается во всех аптеках. Заливка эфиром опасна, вследствие возможности пожара. Эфир, как заливка, может быть допущен только при работе машины в очень тяжелых зимних условиях с открытыми стоянками. Однако, едва-ли не лучший эффект получается при заливке в цилиндры обыкновенного, но предварительно разогретого горючего.

Кроме засорения бензинопроводов возможны и их поломки. Если это случилось в пути, надо на сломанные концы надеть отрезок резиновой трубки и закрепить ее проволокой, шпагатом или изолировочной лентой. Отрезок резиновой трубки нужного диаметра должен быть постоянно в запасе у мотоциклиста. По приезде домой нужно взять муфту в виде пятисантиметрового отрезка медной или латунной трубки, внутренний диаметр которой был бы равен наружному диаметру бензинопровода, всунуть в муфту концы последнего и, предварительно вылудив, хорошо запаять.

При замене бензинопровода новым, в ходу его делается одно или два кольца (петли), чтобы они пружиня предохраняли бензинопровод от поломок в моменты, когда он при движении машины испытывает удары и сотрясения. Петли делаются после отжига трубки при помощи сгибания ее вокруг куска круглого металла или дерева. Кольца бензинопровода должны лежать горизонтально во избежание воздушных пробок.

По окончании поездки обязательно закрывается перекрывной краник между баком и бензинопроводом. Если краник ослаб и завертывается на ходу машины, нужно притереть его конус по гнезду при помощи стеклянной пыли. В современных машинах применяются не поворачивающиеся, а передвигающиеся краники.

Новый тип передвигающегося запорного краника. А. Положение открытия

Горючее по бензинопроводной трубке поступает в поплавковую камеру карбюратора. Количество горючего в камере, необходимое для нормальной работы системы, строго определено и регулируется при помощи напорной иглы и поплавка.

Все неисправности запорной иглы и поплавка будут сопровождаться выливанием горючего через вестовое отверстие и крышку поплавковой камеры. Если запорная игла своим конусообразным утолщением не может плотно закрыть отверстие, через которое подающий бензинопровод соединен с поплавковой камерой, горючее будет струей выбиваться из вестового отверстия и сочиться из под крышки камеры. Для удаления грязи с гнезда конуса надо промыть его. Если же и после промывки продолжаются те же явления и будет установлен износ конуса, тогда потребуется притирка его по месту при помощи стеклянной пыли.

Заливка при помощи шприца. Декомпрессионные краники

Неисправности поплавка заключаются в появлении на нем мельчайших дырочек, вследствие чего горючее получает возможность проникнуть внутрь поплавка. Это увеличит его вес, и поплавок вместе с иглой, соединенной с ним при помощи грузиков или пружины, потеряет способность подниматься и, оставаясь лежать на дне камеры, будет все время держать открытым впускное отверстие горючего. Ремонт поплавка состоит в отыскании дырки, в большинстве трудно различимой невооруженным глазом, в освобождении поплавка от попавшего туда горючего и запайки. Для этого в блюдце наливают кипящую воду и опускают в нее поплавок. Пробитое место находят по пузырькам испаряющегося горючего и отмечают отверстие для запайки. Затем поплавок оставляют в кипятке продырявленным местом кверху до тех пор, пока все горючее, попавшее внутрь, не испарится, и тогда уже запаивают поплавок. Запайка должна быть произведена очень тщательно, не увеличивая веса поплавка. После запайки необходимо проверить и отрегулировать работу поплавковой камеры.

Разрез поплавковой камеры карбюратора "Броун и Барлоу"

В показанной на рис. 4 системе (карбюратор "Броун и Барлоу" — 1927 года) поплавок постоянно соединен с иглой при помоши пластинчатой пружины, зажимающей кольцевую выточку на игле. Пружина не должна сходить с выточки, ибо это вызовет, в соответствии с направлением перемещения, недостаточное поступление горючего в поплавковую камеру или выливание горючего.

Там, где поплавок не соединен с иглой, а действует на грузики, отжимающие иглу, неисправность механизма грузиков ведет к прекращению доступа горючего в поплавковую камеру.

Карбюратор "Шеблер де-Люкс" с отнятой поплавковой камерой. Внутри камеры виден пробковый поплавок

Своеобразная система поступления горючего применена на карбюраторах "Шеблер", ставящихся на весьма распространенных у нас мотоциклах американских фирм "Харлей-Давидсон" и "Индиан". Здесь поплавковая камера окружает смесительную, а горючее поступает по бензинопроводу в отдельно помещенный стаканчик. Постулление горючего в стаканчик регулируется, как и в других системах, иглой с коническим утолщением на конце. Отличие этого карбюратора от других состоит в том, что игла связана с поплавком шарнирно и поплавок не полый латунный, а пробковый, покрытый лаком. Неисправности конуса иглы и его гнезда, а также способы устранения их остаются теми же. Пропитавшийся горючим поплавок потребует или замены или новой лакировки после тщательной очистки старой и обсушки пробкового остова. Вместо неисправностей крепящей пружины или грузиков здесь могут наблюдаться изгибы шарнира, что влечет за собой неправильную работу всей системы. Устранение последнего дефекта производится перегибанием рычажка иглы до такого положения, пока поплавок не будет находится на ⁹/₁₆" (14 мм) от верхнего среза поплавковой камеры.

Горючее

Исправная работа двигателя в значительной степени зависит от качества горючего и регулировки карбюратора.

Нормальным топливом у нас является бензин. Он должен удовлетворять следующим условиям:

1. Удельный вес от 0,650 до 0,755, определяется при помощи специального прибора (ареометра).

2. Прозрачность и отсутствие примесей масла, щелочей и кислот. Последние свойства узнаются по запаху, по отсутствию пятен при пропускании бензина через папиросную бумагу, по быстроте испарения его с руки испытывающего и опусканием в него лакмусовой бумаги (нейтральная реакция).

В зависимости от качества горючего должна быть отрегулирована величина выходного отверстия жиклера там, где он постоянный, и заменен жиклер там, где для разных горючих применяются жиклеры различных сечений. Чем тежелее горючее, тем оно хуже испаряется и тем сечение жиклера должно быть соответственно больше. Жиклер, отвечающий качеству горючего, должен обеспечивать нормальный состав рабочей смеси на полных оборотах двигателя при воздушном рычажке, открытом от ⅔ до ¾ своего хода. Если для нормальной работы двигателя требуется меньшее открытие рычажка, это показывает, что отверстие жиклера мало, а если большее, — что оно велико. Отнюдь не рекомендуется зачеканивать или рассверливать отверстие жиклера, так как этим его можно только испортить. Необходимость регулировки или замены жиклера касается в равной мере и новых машин, которые при выпуске с завода регулируются на тот сорт горючего, который принят в стране, где они построены. (Обыкновенно на различные смеси — бензоловые, бензоло-толуоловые, спиртовые и др.).

Важное условие для правильного суждения о величине отверстия жиклера и необходимой регулировке — безусловная герметичность всех соединений карбюратора. Для проверки все соединения обмазываются маслом. Если масло станет втягиваться внутрь, это будет показателем неплотностей и засасывания через них атмосферного воздуха. Особого внимания требует посадка жиклера. Обыкновенно жиклер посажен на кожаных и фибровых прокладках. По мере износа прокладки требуют замены.

Регулировка карбюратора состоит в отыскании так называемых постоянных оборотов двигателя, которые давали бы ему возможность работать при до-отказа закрытом газовом рычажке, а также в отыскании того наименьшего предела расхода горючего, при котором двигатель все же развивал бы полную мощность.

Регулировка карбюраторов

Нужно особо отметить, что для регулировки карбюратора нельзя дать точных инструкций. Каждый двигатель требует различной регулировки своего карбюратора, достигаемой опытным путем, и зависит от степени износа деталей двигателя, возможной утечки газа или пропуска воздуха через неплотности соединений, а также от качества горючего, климатических условий и состояния и температуры воздуха.

Неправильная регулировка карбюратора влечет за собой появление признаков богатой и бедной смеси.

Теоретически богатой смесью называется такая, при которой на одну часть паров бензина приходится меньше 17 частей воздуха, а бедной, у которой число частей воздуха превышает 23. В нормальной смеси должно быть от 17 до 23 частей.

Практические качества смеси определяются по работе двигателя и отсечке. Признаками бедной смеси будут обратные взрывы (выстрелы) в карбюратор и падение мощности двигателя. При очень бедной смеси может наблюдаться тяжелый пуск и отказ двигателя работать на больших оборотах, богатая же смесь дает двигателю возможность хорошо работать только на больших оборотах. Узнается она по черному удушливому дыму, выходящему из глушительной трубы и выстрелам в глушитель.

Дальнейшая регулировка карбюраторов и связанные с ней неисправности зависят от системы карбюратора.

В виду того, что у нас наибольшим распространением пользуются мотоциклы, снабженные карбюраторами системы "Броун и Барлоу", а также системы "Шеблер де-Люкс", мы в общих чертах укажем способы их регулировки, являющиеся к тому же типичными и для других систем.

Общий вид механизмов управления на карбюраторе "Шеблер де-Люкс".

1. Рычажок воздушной заслонки. На тарелке воздушного отперстия нанесены надписи: "prime" — первое положение для засасывания, "start" — положение для пуска, "warmur" — для прогрева и "open" — для езды. 2. Соединительный рычажок иглы малых оборотов и воздушной заслонки 3. Головка иглы малых оборотов. 4. Головка иглы больших оборотов. 5. Регулирующий винт постоянных оборотов. 6. Стопорный винт. 7. Рычажок дроссельной заслонки

Регулировка постоянных оборотов, обеспечивающих беспрерывную работу двигателя при остановке, задержке хода и всех тех случаях, когда газовая ручка закрывается до-отказа, производится на карбюраторе "Броун и Барлоу" при помощи вращения воздушного винта добавочното жиклера. Добавочный жиклер помещается с левой стороны карбюратора. Способ регулировки заключается в завертывании до отказа воздушного винта, пуске двигателя и постепенном отвертывании винта, пока не будет найдено нужное положение.

Главный жиклер регулируется запорной иглой, соединенной с золотниками управления и, соответственно их под'ему, открывающей или закрывающей отверстие жиклера. Совершенно ясно что слишком большое поднятие иглы станет причиной появления признаков богатой смеси и будет характеризоваться работой двигателя на больших оборотах даже при небольшом открытии газового рычажка. Наоборот, слишком опущенная игла дает бедную смесь.

Нормальная длина иглы 1¹³/₁₆" (46 мм.) Цифра эта, однако, не является обязательной, и ход иглы регулируется в зависимости от работы двигателя. Пока не будет найдено наилучшее положение длина иглы изменяется постепенно, но не более чем на ¹/₁₆" (1,5 мм) сразу.

Горючая смесь поступает во всасывающую трубу двигателя через систему дроссельного и воздушного золотников, представляющих две неравные половинки бронзового цилиндра. Они подымаются при помощи тросов при поворачивании рычажков газа и воздуха на руле и по освобождении досылаются на место спиральными пружинами.

Золотники укреплены на крышке, имеющей с внутренней стороны зуб. Установка зуба в соответствующую прорезь корпуса смесительной камеры определяет правильное положение золотников. Если крышка золотников поставлена неверно, получится искривление золотниковых пружин, неполное отрывание золотников и отказ двигателя в работе на больших оборотах.

При другой неисправности — лопнувших или заевших пружинах золотников, — двигатель работает на больших оборотах при совершенно закрытых рычажках управления. Для устранения этого надо заглушить двигатель и заменить пружину или исправить все, вызывающее заедание.

У карбюратора "Шеблер-де-Люкс" постоянные обороты достигаются регулировкой жиклера малых оборотов и степенью открытия дроссельной заслонки; регулировка главного жиклера достигается иглой, рифленая головка которой выведена наружу карбюратора.

Установка постоянного открытия дроссельной заслонки происходит при помощи винта. Регулировка жиклеров (малых оборотов и главного) производится опытным путем. Для начала регулировки головки игл жиклеров отвертываются, считая от своего крайнего закрытого положения, на 2 оборота. Сначала регулировка производится на месте. Двигатель должен быть предварительно прогрет, воздушная заслонка поставлена в положение наибольшего открытия против нанесенной на теле карбюратора надписи "open". Когда регулируется игла главного жиклера, головка иглы жиклера малых оборотов должна быть опущена в крайнее нижнее положение, а рукоятка, связанная с управлением опережения зажигания, ставится соответственно количеству оборотов двигателя. После регулировки на месте двигатель подрегулировывается на ходу.

В виду сложности регулировки этого карбюратора малоопытным ездокам не рекомендуется делать это самим. Лучше поручать это опытному механику, ибо хорошо отрегулированный "Шеблер" долгое время не потребует никакого ухода.

М. А. Дьяков

Содержание следующей статьи: "Тросы Боудена и смазка двигателя. Неисправности и устранение их".