"За рулем", №11, июнь 1929 год, стр. 30-31
СОГЛАСНО директиве I Московской губернской конференции Автодора Московское отделение должно стать во всех отношениях образцом для других отделений общества. Московское отделение должно выполнить трудную и почетную задачу, проявив максимум энергии и инициативы.
Двухмесячный срок существования отделения был организационным периодом. К практической работе Московское отделение приступить не могло. Но за короткий срок отделению удалось наметить ряд практических мероприятий на ближайшее время.
При отделении создано семь секций. В отличие от многих других отделений общества Московское отделение, учитывая большую роль трактора в развитии сельского хозяйства, дорожного строительства и насаждении технических знаний среди широких крестьянских масс, создало специальную тракторную секцию.
Московским отделением намечен следующий план работы, представляющий интерес и для других отделений общества:
Проработать вопрос о предоставлении коллективам права непосредственного приема юридических лиц в члены общества и об установлении процентных отчислений в отделения от их взносов.
Провести "Неделю Автодора" по Московской губернии.
Обследовать московские и уездные коллективы для выяснения характера и об'ема их работы.
Выяснить вопрос об облегчении вступления в Автодор для крестьян путем снижения членских взносов.
Учесть коллективы, занимающиеся подсобной коммерческой деятельностью и проработать вопрос о целесообразности этой деятельности.
Создать при отделении кадр лекторов и пропагандистов, разработав программы их лекций и бесед.
Заслушать на расширенном активе доклады ВСНХ о постройке автозавода, Мосфинотдела и Дорожного отдела — о применении закона о трудповинности и самообложении в Московской губернии.
Провести в порядке опыта несколько слияний мелких коллективов.
Организовать агитационный авто-мото-пробег по селам Московской губернии под лозунгами Автодора; привлечь для этого коллективы с лучшими машинами.
Организовать при одном из более мощных коллективов монтажную мастерскую для ремонта машин, принадлежащих коллективам, использовав ее также для учебных целей.
Создать при коллективах учебных заведений, краткосрочные автомоторные, тракторные и дорожные курсы и одни из этих курсов сделать показательными.
Выявить фабрики и заводы, где еще не организованы ячейки Автодора и организовать таковые.
Устроить общественный гараж авто-мото-машин для коллективов и членов Автодора.
Установить единую программу для всех курсов Автодора.
Организовать опытно-показательные дорожные работы в уезде с участием коллективов.
Добиться льготного снабжения коллективов старым авто-моторным и тракторным имуществом, дешевыми учебниками, чертежами и плакатами.
Проработать вопрос о создании своего печатного органа.
Организовать дорожные курсы повышенного типа для малоквалифицированных дорожных работников.
Московское отделение через свои секции уже частично приступило к выполнению этого плана. Организованы тракторные курсы, на которые посылаются исключительно члены Автодора, активно работает комиссия по проведению "Недели Автодора".
Успешное выполнение всех намеченных работ может быть достигнуто только при содействии московского и уездного автодоровского актива.
1 МОСКОВСКАЯ губернская конференция Автодора выявила перед делегатами, представлявшими 48.565 членов, состояние дорожного и автомобильного хозяйства в Московской губернии в весьма отчетливой форме. Данные приводившиеся докладчиками ярко характеризовали современное состояние хозяйства, которое нуждается в коренном изменении.
В Московской губернии насчитывается дорог около 40 тыс. км, но из них шоссировано только 2.750 км, т.-е. 2,7% 1).
В Московской губернии преобладают сельские грунтовые дороги, которые весною и осенью совершенно непригодны, и все население остается почти лишенным сообщения с городами.
К борьбе с этим бездорожьем и призывала конференция всех членов Автодора и сознательных граждан.
В ближайшее время в Московской губернии будет проводиться "Неделя Автодора", которая должна организовать трудящихся для улучшения дорог и распространения автомобильных знаний. Вовлечение масс в проведение ее зависит от активной работы уездных отделений и низовых автодоровских коллективов.
К предстоящей "неделе" уездные комиссии должны заранее, на основе инструкции центральной и губернской комиссий, наметить ряд мероприятий для успешного проведения кампании, под лозунгом: "Все на устройство и ремонт дорог".
Если намеченный в текущем году Дорожным отделом план механизации грунтовых дорог губернской и уездной сети в 300 км превышает предыдущий на 150 км, то в сравнении с потребностью в улучшении всех 400 тысяч км дорог выполнение этого плана является абсолютно недостаточным.
Для расширения плана дорожного строительства большие возможности открывает трудовая дорожная повинность, установленная дорожным законом от 1 апреля 1929 года. Комиссии в "неделю" должны добиться, в порядке общественной работы, 100% участия всего деревенского и городского населения в помощи строительству всех дорог и мостов.
Участие в "неделе" организованных слоев трудящихся может принести не меньшую пользу и в области автомобильного хозяйства.
Как известно, правительством разрешен вопрос о постройке автозавода с выпуском 100 тыс. автомобилей в год. В связи с этим стоит задача усиленной подготовки новых кадров работников для автомобильного хозяйства и вовлечения наибольшего числа трудящихся в Автодор.
В основу работы комиссий должно лечь и правильное использование технического дорожно-строительного персонала и общественного труда: лишь только тогда отделения и коллективы Автодора докажут свое желание активно помочь автодоровскому делу.
ПРЕЗИДИУМОМ Автодора послано письмо всем отделениям общества о развертывании сети сельских коллективов.
Приближается время проведения "Недели Автодора". В течение "недели", — говорится в письме, — все организации общества должны проявить максимум энергии и усилий, чтобы успешно выполнить крайне важное задание по привлечению широких масс трудящихся к непосредственному практическому осуществлению задач общества.
В первую очередь надо будет раз'яснить сельскому населению необходимость дружной работы по ремонту дорог в порядке общественной самодеятельности.
Надо также немедленно приступить к организации широкой сети сельских коллективов. В каждом селе, несомненно, имеется сознательный актив, которому нужно лишь помочь организоваться и начать с ним работу. Для этого отделениям необходимо высылать в села достаточно подготовленных ответственных товарищей и поручить им помочь крестьянству уяснить задачи Автодора.
Организатор-активист, прибыв в село, должен прежде всего установить связь с местными партийными, советскими и профсоюзными организациями, провести краткое деловое совещание с активистами, при их помощи созвать общее собрание и организовать коллектив.
Президиум предлагает всем отделениям общества немедленно взяться за работу и сообщить не позже 15 мая, что сделано ими и каково состояние сети отделений до и после подготовительной камлании к "неделе".
ПРОФТЕХНИЧЕСКАЯ секция Автодора разработала план проведения "недели" профтехническими школами, курсами, техникумами, вузами и втузами. В план их работ входит организация при учебных заведениях автодоровских уголков, снабженных соответствующими лозунгами, плакатами, фотографиями, литературой и разнообразными моделями дорог, мостов, дорожных машин и снарядов. К "неделе" намечается выпуск специальной стенгазеты, в которой будет освещена роль автомобилизации страны и значение Автодора.
Для проведения кампании помощи строительству новых дорог к ремонту старых, а также для извлечения старого автоимущества, которое может быть использовано коллективами для учебных целей, будут созданы летучие отряды автодоровцев.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Госсельсиндиката т. Дмитриев предложил всем госсельтрестам и совхозам принять участие в организации трудовых работ по дорожному строительству и починке дорог, выделить необходимый для проведения дорожных работ транспорт и изготовить простейшие дорожные машины (катки и т. п.). Совхозам предложено руководить привлечением крестьянства и дорожным работам и организацией работ в районах совхозов и прилегающих к ним селениях. Совхозы должны взять на себя инициативу организации, совместно с сельской общественностью, новых автодоровских коллективов среди крестьян.
Для обеспечения регулярного участия в дальнейшей работе Автодора т. Дмитриев рекомендует госсельтрестам и совхозам вступать в Автодор в качестве юридических членов, приурочив это к проводимой "неделе".
САХАРОТРЕСТ предложил всем заводам, отделениям и уполномоченным треста уделить кампании по проведению "недели" исключительное внимание. Работникам сахаропромышленности рекомендуется стать поголовно активными членами Автодора, распространителями его идей и практическими проводниками их в жизнь.
В циркуляре предлагается выполнить весь план по проведению "недели", предложенный ВСНХ СССР, придав ему широко общественный и практический характер.
УПРАВЛЕНИЕ Главвтуза ВСНХ рекомендует всем подведомственным ему учебным заведениям принять участие в "Неделе Автодора", оказывать содействие ее организаторам на местах путем принятия шефства над определенными участками дорог и организации экскурсий для демонстрации имеющихся в распоряжении учебных заведений транспортных средств.
В ПОСЛЕДНЕЕ время участились запросы местных организаций Автодора о порядке их реконструирования при районировании обслуживаемой ими территориальной единицы.
Президиум Совета раз'ясняет:
Отделения общества организуются и именуются по территориальному признаку, применительно к существующим в той или иной местности административным единицам; руководящим отделением является то, которое находится в центральном пункте данной единицы (республики, края, области, округа и т. д.). Оно берет на себя функции обслуживания всех расположенных на территории этой единицы организаций общества.
Эти последние являются руководимыми и, согласно установленного порядка, обращаются по всем вопросам руководства и снабжения к своему руководящему отделению.
В осуществление такого порядка наименования отделении в районированных областях и об'екты их деятельности меняются в соответствии с новым административным делением, о чем сообщается лишь Совету общества для утверждения новой структуры сети организаций по периферии.
Обычно изменения масштаба отделений, об'ектов их деятельности и наименований регламентируются постановлениями местных конференций или с'ездов, протоколы которых представляются президиуму на утверждение.
В тех случаях, когда этого почему-либо сделать нельзя, можно практиковать переходную форму, а именно пленум правления констатирует факт перестройки отделения, постановляет принять новое наименование, назначает срок созыва общего собрания или конференции для оформления новой структуры и сообщает президиуму о своих мероприятиях для утверждения их.
В процессе перестройки необходимо держать тесную и постоянную связь с местными партийными и советскими органами и действовать солидарно с остальными местными общественными организациями, в частности — с добровольными обществами.
Для обеспечения беспрерывности в руководстве организациями общества каждое отделение до окончания районирования не должно прекращать связи с Центральным Советом и в то же время обязано без промедления наладить и поддерживать связь с тем отделением, которое в результате районирования должно стать руководящим по отношению к данному отделению.
1) Так в тексте заметки (прим. составителя)
(стр. 30.)