ЗА РУЛЕМ, №12, 1929 год. ВНИМАНИЕ ПОДВЕСНОМУ МОТОРУ!

"За рулем", №12, июнь 1929 год, стр. 13-14

Р. ТОДОРОВ

ВНИМАНИЕ ПОДВЕСНОМУ МОТОРУ!

В СТАТЬЕ "Мотор на воду!" (№ 10 "За Рулем") тов. Сушинин своевременно затрагивает вопрос о "моторизации" наших водных путей.

К сожалению, многие еще смотрят на моторную лодку, как на какой-то суррогат моторного спорта, недооценивая ее роль в наших условиях, С другой стороны, сравнительно небольшая популярность мото-водных сообщений (не только, как вида спорта!) об'ясняется отсутствием у нас налаженного производства маломощных лодочных моторов. Сильно тормозит дело и трудность получения специальных лодочных корпусов и их высокая стоимость. Совершенно прав, поэтому, тов. Сушинин, считая подвесной мотор основным типом лодочного двигателя, на котором нам следует остановить свое внимание. До сих пор моторы этого типа (иногда называемые ботмоторами), известны у нас мало и в специальной литературе сведений о них не имеется.

Среди основных достоинств подвесного мотора на первом месте стоит его дешевизна. По приблизительным подсчетам стоимость такого мотора при изготовлении его у нас приближается к стоимости велосипеда, а в отдельных случаях (зажигание от батареи) будет, вероятно, еще ниже.

Простота конструкции и небольшое количество деталей облегчают производство подвесных моторов на наших заводах, разрешивших несравненно более трудную задачу автостроения. Значительный интерес представляет здесь опыт учеников ФЗУ Ижорского завода, собственными силами построивших вполне годный для эксплоатации подвесной мотор типа "Эвинруд".

Другим положительным качеством ботмотора, как справедливо заметил т. Сушинин, является возможность приспособления его к любому типу лодки. Это делает излишним постройку специальных лодочных корпусов и позволяет "моторизировать" любую, имеющуюся под рукой лодку. Нечего и говорить, насколько эта специфическая особенность ботмотора будет способствовать проникновению его в самые глухие уголки Союза.

Эксплоатационные расходы при пользовании подвесным мотором крайне незначительны. Двухсильный мотор типа "Эвинруд" расходует в час 0,75—0,90 л горючего (смесь из 19 частей бензина и 1 части автола). Средняя скорость лодки с мотором в 2 лош. силы — 10 км, т.-е. 1 км пробега обходится в 2—2½ коп. При нормальной нагрузке лодки в 5—7 чел., стоимость 1 пассажиро-километра составляет ½ коп.

Учитывая, что расходы на содержание (хранение и окраску) самой лодки не превышают нескольких рублей в год, выгода применения подвесного мотора становится очевидной.

Управление и уход за ботмотором, благодаря его конструкции, крайне несложны. Обращение с мотором типа "Эвинруд" облегчается еще тем, что мотор этот двухтактный, реверсивный и поэтому не имеет клапанного распределения; смазка же осуществляется путем подмешивания масла к горючему в количестве около ¹/₂₀ об'ема последнего. Поломки и неисправности, по ряду отзывов, очень редки и, при надлежащем обращении, отказа в работе мотора почти не наблюдается.

Чтобы установить мотор или снять его, надо не больше 10—15 минут. Это допускает одновременное применение ботмотора и для стационарной работы. Для этого нужны только легкий шкив, надеваемый вместо винта, и ведро с водой для охлаждения. Как стационарный или полустационарный двигатель, ботмотор может применяться для обслуживания кинопередвижек, временных осветительных установок, для зарядки аккумуляторов и питания небольших приемно-передающих радиостанций экспедиционного типа. Кроме того, он может приводить в движение масляные сепараторы, веялки, круговые пилы, центробежные помпы (для откачки воды), брандспойты, соломорезки и т. п.

Расход горючего при стационарном применении подвесного мотора выразится в сумме 1 р. 60 к. — 1 р. 70 коп. за 8 часов непрерывной работы (1 час. — 20 коп.).

Распространение ботмоторов сыграет значительную роль в развитии рабочего туризма и сделает доступным для большинства трудящихся посещение наиболее живописных уголков Союза. Самое широкое применение найдет ботмотор на рыбных промыслах, в работе экспедиций и изыскательных партий, а также на службе связи. Ботмоторы понесут идеи Автодора в места недоступные для автомобиля.

Вывод: если вопрос о постройке автозавода стоит на первом месте, то за ним должен стать вопрос о создании завода ботмоторов. 200 подвесных моторов, находящихся в числе выигрышей лотереи Автодора, дадут возможность судить о пригодности двигателей этого типа в условиях СССР.

Р. Тодоров
Ленинград