Эпизод шестидневных гонок с естественными препятствиями, устраиваемых в Англии
Инж. А. СКЕРДЖИЕВ
ХАРАКТЕРНОЙ особенностью английской мотоциклетной промышленности, самой развитой в мире, является преобладание заводов, собирающих мотоциклы из частей, изготовляемых на отдельных предприятиях.
В связи с этим в производстве отдельных заводов царит самая узкая специализация. Наряду с заводами, строящими моторы, имеются предприятия, выпускающие только коробки скоростей, карбюраторы, насосы, вилки и т. д. Это разделение производства между заводами, при котором каждый из них может концентрировать все свое внимание и опыт на небольшом числе механизмов, дало возможность собрать английский мотоцикл из деталей самого высокого качества.
Английский мотоциклет остается английским до самых мельчайших деталей, так как заводы, изготовляющие эти детали, с успехом покрывают весь спрос в стране, при чем высокое качество их продукции дает возможность экспортировать крупные партии за границу.
Остановимся на заводах, строящих моторы и снабжающих более 50% английских мотоциклетных фирм своими изделиями.
Хотя с'емная головка типа "Рикардо" впервые и появилась в Англии, но в мотоциклетных моторах не привилась, и камеры сжатия попрежнему строятся нормального типа. Заметным становится тенденция строить моторы с верхними клапанами (на 1928 год 45% моторов уже имеют верхние клапаны), дающими возможность повышенной компрессии, увеличения числа оборотов и, следовательно, большую мощность.
Отдельные фирмы (3%) стремятся сконструировать, по примеру многих авиационных и автомобильных заводов, моторы с кулачковым валом вверху, устранив таким образом целый ряд промежуточных передаточных механизмов в клапанном распределении. В этом случае предоставляется возможность еще более увеличить число оборотов. Все вышесказанное относится к четырехтактным моторам.
Двухтактные моторы получили в последнем году значительное распространение — это об'ясняется сравнительной простотой их конструкции и дешевизной. Двухтактные двигатели строятся небольших мощностей, главным образом, до 350 см³, так как их работа наиболее экономична в этих пределах. Двухтактные моторы, применяемые для спортивно-гоночных целей, имеют также, как и четырехтактные: аллюминиевые поршни, двойной выхлоп и добавочную смазку. Кроме того, большинство из них снабжается аллюминиевой головкой.
Самой известной, не только в Англии, но и далеко за ее пределами, является фирма "JAP", строящая четырехтактные моторы от 175 см³ до 1000 см³ с нижними и верхними клапанами, одно и двухцилиндровые.
Фирма "Блекборн", идущая по производительности следующей после "JAP", более всего известна своим двигателем одноцилиндровым четырехтактным в 350 см³.
Мотоцикл "Броу-Супериер" 680 см³. Модель 1928 г.
На последних гонках на острове Манс "Т.Т." участвовали мотоциклы с моторами "Блекборн", у которых кулачковый вал был расположен вверху над клапанами. Этот мотор пока еще носит характер экспериментального и в продажу поступит лишь в ближайшее время. Фирмой же "Атланта" мотор с верхним расположением кулачкового вала сконструирован и выпущен в продажу уже несколько лет тому назад. Популярен в Англии мотор известного конструктора "Брадшау" в 350 см³ с маслянным охлаждением.
Фирмы "Бритиш Вулпинс", "Бриитш Анзани", "Таймпль" строят исключительно гоночные моторы большого литража.
Двухтактные моторы выпускаются пока только фирмой "Вилльерс".
Фирм, строящих коробки скоростей, сравнительно немного, из них наиболее известны "Борман", "Штюрмей Ашер", "Альбион".
Фирмой "Борман" выпущена модель 3-скоростной коробки, отличающаяся тем, что ее можно укреплять на раме, а не подвешивать к ней, как это устраивается при других конструкциях коробок. Отдельные типы коробок снабжены аммортизаторами, предохраняющими их от ударов при включении.
Классификацию мотоциклов мы проведем по наиболее для них характерному признаку — по литражу моторов.
Класс 1000 см³
В этом классе имеются из крупных фабрик только две, изготовляющих сами мотор: "A.J.S" и "B.S.A." Мотоциклы этих фирм имеют моторы с боковыми клапанами и нормальной открытой рамой. Машина предназначена, главным образом, для транспортных целей.
Мотоциклы с моторами производства других заводов выпускаются следующими фирмами: "Brough Superior", "Coventry Eagle", "Mc. Evoy", "Zenith". Из них завод "OEC" устанавливает на своих мотоциклах все типы требуемых рынком моторов, главным образом, "JAP", "Блекборн". Рама этой фирмой, как и всеми остальными этого класса, устраивается, согласно повышенным теперь требованиям жестокости, двойной, закрытой.
Фирму "Броу-Супериер" можно с успехом считать мотоциклетным "Роллс-Ройсом" по качеству выпускаемой продукции. Моторы на мотоциклах ставятся "JAP", специально изготовляемые для "Броу-Супериер". Вилки для спортивных машин устраиваются типа Харлей-Давидсон с аммортизаторами. В 1927 году на мотоциклетной выставке в Лондоне фирмой "Броу-Супериер" была выставлена экспериментальная машина с четырех-цилиндровым мотором в виде буквы Y, с коробкой, монтированной заодно с блоком. В моторе заметен целый ряд чисто автомобильных особенностей, в частности в зажигании, в расположении кулачкового вала и т. д. Завод "Броу-Супериер" сравнительно небольшой, имеет свою специальную дорогу, на которой им производится проба машин. Мотоцикл "Броу-Супериер" не только по качеству, но и по цене — самый высокий в Англии.
Мотоцикл "BSA" 500 см³. Модель 1928 г.
Остальные из перечисленных фирм этого класса устанавливают на своих машинах моторы: "JAP" , "Блекборн", "Бритиш Анзан", коробки тяжелого типа 3-скоростные "Штормей Ашер", "Борман".
Максимальные скорости для машин данного класса колеблются от 110—160 км/час. Мощности моторов в этом классе встречаются от 20—55 НР, последние — для гоночных машин со специальным горючим. Благодаря большому запасу мощности, описанные мотоциклы употребляются с прицепными колясками, как транспортное средство, и без них — для больших пробегов и гонок.
Класс 750 см³
Наметившаяся в автостроении тенденция к переходу на меньший литраж с попутным увеличением средних скоростей, нашла свое отражение и в мотоциклетном деле, в связи с чем классу 750 см³ предстоит значительное развитие, в частности за счет класса 1000 см³. Эта тенденция видна хотя бы уже у фирм "OEC", "Броу-Супериер", выпустивших на 1928 год модели, сходные с моделями 1000 см³, но имеющие уже пониженный до 680 и 700 см³ литраж.
Основных фирм, строющих самостоятельно мотоцикл с 2-цилнндровым 600 см³ мотором, насчитывается три: "Дуглас", "Coventry Victor", "Scott". Из них первые две выпускают четырехтактные горизонтальные двигатели, фирма же "Scott" — двухтактный мотор с водяным охлаждением
Экспериментальная машина "Temple"
Мотоциклы с одноцилиндровыми моторами от 500 см³ до 600 см³ ничем конструктивным не отличаются от мотоциклов класса 500 см³ (о которых речь и будет итти ниже). Повышенный литраж здесь введен исключительно для возможности использования прицепной коляски. Коробки у этих машин из этих же соображений большей частью устраиваются 4-скоростные.
Класс 500 см³
Мотоциклы, принадлежащие к классу 500 и 350 см³ — самые распространенные, конструктивно наиболее разработанные и имеют наибольшее число различных моделей. На машинах этого литража побиты все последние рекорды.
Фирмы "Нортон", "A.J.S.", "Дуглас", "Синбам", "Триумф", "B.S.A.", "Рудж-Витворт" устанавливают на мотоциклах моторы собственного производства, из них "Нортон", "A.J.S.", "Синбам" специализировались на гоночных типах. На последних гонках "Т. Т." машина "Нортон" с верхним кулачковым валиком, с передачей движения от коленчатого вала коническими шестернями и верхними клапанами — взяла призы. В настоящее время эта модель уже имеется в продаже.
"A.J.S." шедшая всегда наравне с "Нортон" по успехам на гонках, в последней модели, не оправдавшей своих надежд, сконструировала кулачковый вал также наверху, но с передачей цепью. Мотоцикл "Синбам" гоночного типа, сравнительно дорогой, но весьма хороший по тщательности изготовления, в свое время имел верхний кулачковый вал с четырьмя клапанами в одном цилиндре; теперь снабжается только двумя верхними клапанами и кулачковым валиком внизу, при чем выхлоп устраивается двойной. Каждая из этих трех фирм имеет, кроме того, ряд нормальных моделей.
Фирмы "Дуглас", "Триумф", "B.S.A", "Рудж-Витворт", хорошо известные во всем мире, и в частности у нас в СССР, выпускают дешевые, великолепные по качеству мотоциклы, имеющие самое широкое применение в обыденной жизни. Моторы этих фирм устраиваются с боковыми или верхними клапанами; выхлоп нормальный, одинарный; рамы большей частью одинарные, открытые. Интересно отметить, что "Рудж-Витворт" выпускает оригинальную модель с четырьмя клапанами в одном цилиндре и двойным выхлопом, "B.S.A." же имеет последнюю модель с верхними клапанами, циркуляционной смазкой и седло с аммортизаторами.
Мотоциклы с двухтактными моторами строят заводы "Данельт" и "Скотт". Мотор "Данельт" имеет один цилиндр с двойным поршнем, дающим повышенное количество нагнетаемого газа.
Заканчивая обзор класса 500 см³ упомянем еще о фирмах Котон, "HRD", "OEC", "Ковентри Игль", "Мак-Евой", "Зенит", собирающих мотоциклы из покупных частей, при чем наиболее часто они ставят моторы фирмы "JAP", коробки "Борман", "Штюрмей Ашер", рамы двойные, закрытые.
Класс 500 см³ характеризуется мощностями от 10—28 НР, при максимальных скоростях от 100—150 км/час.
О классе 300 см³ и 250 см³ в следующем № вместе с обзором германской мотоциклетной промышленности.
Инж. Скерджиев
Колонна мотоциклистов на привале под Москвой