ЗА РУЛЕМ, №3, 1928 год. МОТОЦИКЛЕТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

"За рулем", №3, июнь 1928 год, стр. 44-46

На мотоциклах за городом в сумерки Фото А. Шайхета

МОТОЦИКЛЕТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

(Окончание. См. № 2)

Инж. А. СКЕРДЖИЕВ

АНГЛИЯ

Класс 350 см³

МОТОЦИКЛЫ, входящие в этот класс, из числа тех, машинные части которых являются продукцией нескольких заводов, снабжаются, главным образом, моторами "Блэкборн" и "I.A.P." при чем более распространены первые.

Мотоциклы вышеуказанной группы собираются на заводах "Ковентри-Игль", "Котон", "Эксцельсиор", "Францис Барнет", "O. F. C.", "Рекс Акме", "Зенит", "Мак Эвой", и т. д.

Рассматривая эти фирмы, прежде всего остановимся на продукции завода "Котон", прославившегося большим числом побед на гонках и в пробегах. Мотоцикл "Котон" имеет мотор "Блэкборн" 350 см³, кстати самый удачный в ряду других моделей этой фирмы, с клапанами сверху, одноцилиндровый, с коробкой скоростей завода "Борман". Патентованная рама "Котон" устроена очень оригинально, образуя трехугольное сочленение с укрепленным в нем бензиновым баком, соединяющее заднее колесо с рулем. К этому рамному трехугольнику подвешивается мотор и коробка. Начиная с 1927 г. фирма "Котон" снова начала устанавливать на одной из своих моделей двухтактный двигатель "Вилльерс", одноцилиндровый 350 см³.

Мотоциклы "Францис Барнет", примыкающие преимущественно к классам небольшого литража всех выпущенных типов, имеют двухтактный двухцилиндровый двигатель фирмы "Вилльерс". Двигатель, специально сконструированный для "Францис Барнет", имеет отлитый общий блок мотора и коробки. Смазка осуществлена по типу четырехтактного мотора. Зажигание происходит, как и у других моторов "Вилльерс", магнетто-маховиком. Рама, в отличие от большинства существующих в Англии типов, не сварена в местах сочленений, а свинчена на болтах, что удалось осуществить, выполнив все рамные соединения в виде трубчатых треугольников. Преимущество этого типа рамы заключается в том, что отдельные ее элементы работают не на изгиб, а на растяжение или сжатие, при которых возможно значительно уменьшить поперечное сечение трубы и этим самым облегчить общий вес мотоцикла.

"Францис Барнет" 350 см³ с двухтактным мотором Вилльерс

Отдельные типы свинченных на болтах рам появились в самое последнее время уже в Германии и Франции. Упоминавшимся уже мотором конструктора Братшау с масляным охлаждением снабжены мотоциклы довольно известной фирмы "DOT".

Среди английских фирм, строющих мотоциклы класса 350 см³ полностью у себя на заводах, наметились две отличные друг от друга группы. В первую группу входят те из них, которые в классе 350 см³ дают конструктивное выполнение мотоцикла, схожее с классом 50 см³1. К этой группе примыкают следующие фирмы: "A.J.S.", "B.S.A.", "Дуглач", "Санбим" и т. д.

Вторая группа, численно не уступающая первой (фирмы: "Чатер-Ли", "Хумбер", "Гальторпе", "Велосет", и т. д.), ставит моторы новейших усовершенствованных конструкций с применением верхних клапанов и нередко — верхнего расположения кулачкового вала.

Хорошо известная в Англии фирма Чатер-Ли, весьма оригинально осуществила распределительный клапанный механизм, укрепив на вертикальном валу две шайбы с выступающими профилями (аналогично профилям кулаков на обычном кулачковом валу), по которым скользят головки рычагов, заставляющих клапана открываться. Смазка устроена циркуляционная, обеспечивающая маслом все органы распределения.

Класс 250 см³

Переходя к более низким классам, мы все чаще встречаемся с двухтактными машинами. Это явление об'ясняется, как мы уже указывали, экономичностью этого типа двигателя при небольших об'емах цилиндров.

Двухтактными моторами "Вилльерс" снабжены мотоциклы заводов "Эксцельсиор", "Беккер", "Сун" и др. Некоторые фирмы, как-то: "Левис", "Дюнольт", "Велосет", выпускают мотоциклы с двухтактными двигателями собственного производства, при чем мотоцикл "Дюнольд" данного класса совершенно схож с моделью этой фирмы в 500 см³.

Четырехтактных машин в классе 250 см³ сравнительно немного.

Мотоцикл РМ 250 см³

Остановимся теперь на фирме "P.M.", выпустившей интересную модель с мотором конструктора Брадшау. Рама, так же как и у фирмы "Францис Барнет", стянута в соединительных узлах, отличаясь от нее тем, что отдельные ее элементы состоят из полосового и штампованного материала. Мотор двухцилиндровый в виде буквы V, с расположением цилиндров в плоскости, перпендикулярной оси машины. Клапаны устроены сверху; коробка монтирована в одном блоке с мотором; смазка по типу автомобильной — с фильтром и с зубчатым насосом.

Класс 175 см³

Здесь мы встречаем почти у всех мотоциклов двухтактные моторы фирмы "Вилльерс".

Следующие заводы входят в этот класс: "Ковентри-Игль", "ДОТ", "Францис Барнет", "Мак Эвой" и др.

Фирма "Ковентри-Игль", наиболее интересная из них, в своей последней модели дает прессованную раму, уменьшающую общий вес мотоцикла и представляющую целый ряд удобств в смысле ее изготовления.

Но заводах "B.S.A" с 1927 г. началась постройка мотоциклов с двухтактным двигателем 175 см³, конструктивно весьма скожим с бельгийским "Жиллет", с наличием всего двух валов в общем — для цилиндров и коробки блока. Рама осуществлена по принципу "Францис Барнет".

Цены мотоциклов в Англии колеблется от 250 руб. и до 1700 руб. при чем по классам они распределяются следующим образом: 1000 см³ — 900-1700 руб.; 750 см³ — 650-1000 руб.; 500 см³ — 450-1000 руб.; 350 см³ — 400-850 руб.; 250 см³ — 300—500 руб.; 175 см³ — 250-400 руб.

Мотоцикл "Ковентри-Игль" 175 см³ мод. 1928 г.

Наличие в Англии густой сети прекрасных шоссейных дорог, помимо общего влияния на значительный рост количества мотоциклов в стране (Англия в настоящее время по числу мотоциклов — первая страна в мире), выдвинуло на первый план применение машин небольших литражей. Естественным поэтому является преобладание мотоциклов с двигателем до 500 см³. Ниже мы приводим небольшую табличку сравнительного выпуска мотоциклов по классам в процентах.

Литраж в см³ 1000 750 500 350 250 175
%% 10 13,5 26 34 8,5 8

Мотоцикл в Англии уже перестал быть предметом роскоши, о чем говорит, с одной стороны, его широкое распространение в стране и с другой — широкое применение его во всех областях транспорта.

На улицах английского города мы можем наблюдать даже специальные стоянки мотоциклов-такси.

Фирмы "B.S.A.", "A.I.S.", "Триумф", экспортируют колониальные типы мотоциклов, достаточно мощные и прочные.

Англия — классическая страна спорта, также и в отношении мотоциклеткой его разновидности стоит вне конкуренции. Можно без преувеличения сказать, что гоночный "сезон" в стране длится круглый год. Любой еженедельный английский мотоциклетный журнал дает, как правило, обзор сразу нескольких крупных гонок за неделю.

Массовое увлечение мотоциклетным спортом вызвало прямо-таки лихорадочное конструирование и выпуск множества экспериментальных машин. С другой стороны это создало в стране настоящий культ гонщиков. Ряд заводов называет отдельные модели своего производства их именем.

Часть гонщиков имеет собственные крупные мастерские, отдельные гонщики являются даже обладателями таких крупных фирм, как "H.R.D." и, наконец, остальные в большинстве служат на заводах, где им предоставлены широкие технические и материальные возможности.

Любопытно отметить, что среди гонщиков имеется сравнительно немалый процент (в сравнении с другими странами) женщин.

В Англии существуют все виды гонок и пробегов: на скорость, длительные пробеги на большие расстояния и, наконец, гонки с естественными препятствиями по бездорожью. Самая популярная в стране гоночная дорога находится в Брокланде, недалеко от Лондона. Широкой известностью пользуются гонки "Турист Трофи" на острове Мансе, носящие международный характер.

Целый ряд мировых рекордов побит англичанами на английских мотоциклах.

Приведем для примера некоторые скорости для часовых гонок:

1000 см³ Ле Вак на "Броу-Супериер" ..... 191 км
750 см³ Хорсман на "Триумфе". ..... 168 ""
500 см³ Ле Вак на "Ковентри Игл" ..... 160 ""
350 см³ Ле Вак "" ..... 160 ""
250 см³ Вортес на "Эксцельсиор" ..... 143 ""
175 см³ Марчанд на "Ариель". ..... 115 ""

Не меньшей славой покрыты последние кругосветные путешествия на мотоциклах "B.S.A." и "B.L.C" и пробег по Сахаре на машине "Дюнольд".

В заключение отметим, что регулярно каждый год английской мотоциклетной промышленности устраивается серьезный смотр, подытоживающий все достижения ее за год, к которому все фирмы тщательно готовятся, — Лондонская ежегодная мотоциклетная выставка. ("Olimpia Show").

Инж. Скерджиев.

Прыжок на мотоцикле. Эпизод мотоциклетных состязаний в Лондоне. Мотоцикл, выдержавший такое "испытание", — несомненно, хорошего качества


1 Так в тексте. Возможно, имеется в виду двигатель 500 или 350 см³. (примечание составителя).