Ф. БОРИСОВ
ИСТОРИЧЕСКОЙ датой начала механического спорта является у нас 11 октября 1898 г. В этот день в Петербурге состоялось первое соревнование на механических экипажах с бензиновым двигателем.
По старой русской пословице — "первый блин комом", это соревнование прошло отчасти "комом", и только благодаря громадной настойчивости участников оно было осуществлено.
Первоначально соревнование было назначено на 4 октября, но из-за организационных неувязок было перенесено на 11 октября. За это время выпал снег и установилась санная дорога, поэтому соревнование происходило в тяжелых условиях для машин того времени.
Ввиду этих условий из четырнадцати записавшихся участников на старт явилось только семь: шесть трехколесных экипажей и один четырехколесный фирмы "Бенц" 6,5 л. с.
Соревнование происходило между станцией Александровской и Стрельной.
Результаты этого исторического соревнования были следующие: 1. Беляев — средняя часовая скорость 29,4 км., 2. Мерль — 25,8 км., 3. Степанов — 25,2 км., 4. Шнейдеров — 22.2 км., и 5. Шпан, шедший вне конкурса — 20,8 км. Люде и Мази дистанции не окончили.
Несмотря на незначительную, по сравнению с современной, скорость, первое соревнование не обошлось без несчастного случая для участников. Люде выбыл из соревнования из-за столкновения с повозкой, а Мази, по сообщению прессы того времени, "оставил состязание вследствие выпавшего винтика, необходимого для действия мотора". Эта первая неудача для Мази не помешала ему впоследствии быть одним из лучших спортсменов по механическому спорту и победителем на ряде соревнований того времени.
Несмотря на скромное проведение соревнования, оно уже носило международный характер, так как один из участников, Альфонс Мерль, прибыл на соревнование специально из Парижа.
Это первое испытание, несомненно, имело большое значение в деле развития механического спорта и распространения механических экипажей в России.
Пресса того времени в отчетах о первом испытании механических экипажей делала такое заключение: "Этот первый опыт убедил присутствовавших при соревновании, что наши дороги даже зимой вполне пригодны для езды по ним автомобилей как легких, не тяжелее шестипудовых (трехколесных), так и тяжелых, свыше 50 пуд. (четырехколесных)".
Первое соревнование на Западе было в 1894 г., а у нас в 1898 г.; мы отстали только на четыре года.
Успехи первого соревнования и необходимость агитации за распространение автомобиля побудили сторонников авто-мото-транспорта расширить круг своей деятельности.
В 1899 году состоялось соревнование уже по маршруту Москва — Петербург (20 июня). Записалось шесть участников, и среди участвовавших машин мы видим уже более интересные модели. Таковы: двухместный четырехколесный автомобиль Трубецкого, шестиместный четырехколесный Герца в 8 л. с., двухместный четырехколесный автомобиль в 8 л. с. — Комбера (из Парижа), трехколесные машины в 1¾ л. с. — Мази, Шнейдерова и Абрикосова. Победителем соревнования был Мази, на трехколеске "Клеман", время — 26 час. 57 мин., при средней часовой скорости около 30 км., вторым был Трубецкой — 42 часа 59 мин., и третьим Абрикосов — 42 часа 23 мин., лишенный второго места за то, что он под Петербургом сократил свой путь.
В том же году в районе Лигово разыгрывается соревнование на 120 км., в котором из 11 участников 4 выбыло из соревнования за неисправностью машин. Небезынтересно будет перечислить здесь время окончания дистанции, отошедшее в область истории: 1. Мази — 2 час. 43 мин. 38 сек., 2. Кушель — 2 час. 50 мин. 12 сек., 3. Мерель — 3 час. 27 мин. 02 сек., и т. д.
В 1900 году устраивается второе большое соревнование по маршруту Москва — Петербург. На этот раз количество участников было небольшое. Из трех участников (Дешан, Мази и Генрик) дистанцию оканчивает только один Дешан, улучшая одновременно время на эту дистанцию, по сравнению с первым пробегом, на 34 минуты, пройдя всю дистанцию в 26 час. 23 мин. 2 июля того же года в Петербурге устраивается первое техническое испытание на под'ем и спуск.
Это соревнование было устроено спортивным журналом "Самолет" на шоссе — из Красного села в Стрельну, на дистанцию 1,8 км., при высоте под'ема — 72 м.
С этого года соревнования и испытания на экипажах с бензиновыми двигателями стали развиваться в различных пунктах России. Потребность и спрос на автомобили и мотоциклы значительно увеличиваются.
В 1906 г. проводится соревнование на мотоциклах, близких по своей конструкции к современным мотоциклам, по маршруту Москва — Петербург, которое выигрывает Синицын.
В 1907 году организуется большое скоростное соревнование автомобилей по маршруту Москва — Петербург, с участием иностранцев. В соревновании приняло участие 26 машин, окончило испытание 14. Это соревнование служит наглядным примером достижений автомобильной техники и строительства автомашин. В 1900 году на бензиновом механическом экипаже было потрачено на прохождение этой дистанции 26 час. 23 мин., а через 7 лет — только 9 час. 22 мин., со средней часовой скоростью 82,8 км., т.-е. почти в три раза быстрее. Победителем был Дюре на автомобиле "Лоррен-Дитрих".
В 1908 году устраивается второе соревнование по маршруту Петербург — Москва. Время, потраченное на прохождение всего маршрута, понижается до 8 час. 30 мин. 30 сек. Средняя скорость — 20 км. в час1), победитель — Геммери, на машине "Бенц".
В 1909 году разыгрывается первое международное дорожное испытание автомобилей по маршруту Петербург — Псков — Рига — Петербург, общим расстоянием в 1.320 км.; участвовало 19 автомобилей. Лучшие места занимают Донье на машине "Мерседес" и автомобиль военного ведомства "Бенц".
В 1910 году — международное соревнование автомобилей по маршруту Петербург — Киев — Москва — Петербург. Участвовало 46 автомобилей; лучшее место занимает Пеге на автомобиле "Мерседес".
В 1911 году состоялись три больших пробега: Петербург — Севастополь, при участии 57 машин, кавказское соревнование в горных условиях, по маршруту Новороссийск — Гагры, при 29 участниках (лучшие результаты — Коловрат, на машине "Лаурин-Клемент"), и первый пробег грузовых и санитарных автомобилей военного ведомства по маршруту Петербург — Москва — Петербург — Нарва — Петербург. В пробеге принимали участие 14 грузовых, 2 санитарных и 2 легковых автомобиля.
В 1912 году состоялись также три пробега: Петербург — Ревель — Рига — Варшава — Киев — Москва (лучшие результаты — Шорыгин, на автомобиле "Лорелей"), испытание-пробег легковых автомобилей военного ведомства по маршруту Петербург — Псков — Двинск — Вильна — Ковно — Гродно — Барановичи — Минск — Смоленск — Москва — Петербург (3412 км.) при участии 40 автомобилей, и второй пробег грузовых автомобилей военного ведомства по двум маршрутам: для грузовых автомобилей до 3 тонн, по маршруту Петербург — Москва — Малый Ярославец — Рославль — Брянск — Орел — Тула — Москва — Петербург (2.772 км.), и для 4-тонных грузовиков: Петербург — Москва — Серпухов — Тула — Орел — Москва — Петербург (2.450 км.). Участвовало в пробеге 54 машины.
В 1913 году состоялся первый всероссийский звездный пробег с финишем в Москве. Пробег проходил по 11 маршрутам из городов: Риги, Варшавы, Киева, Кишинева, Ялты, Ставрополя, Саратова, Самары, Екатеринбурга, Гельсингфорса. В пробеге участвовало 20 мотоциклов и 34 автомобиля; в виду трудности пути окончило пробег 11 мотоциклов — 55%, и 25 автомобилей, т.-е. 73%.
Вторым соревнованием в том же году был круговой пробег Одесса — Екатеринослав — Одесса. Участвовало 32 автомобиля. Кроме того, состоялся международный пробег по маршруту Москва — Париж, организованный Московским автомобильным обществом.
Намеченному к проведению в 1914 году интересному автомобильному пробегу Москва — Тифлис — Батум — Крым — Одесса, и международному звездному пробегу из всех стран Европы в Москву, вследствие начавшейся империалистической войны не суждено было осуществиться. В этом году с 29 мая по 1 июля было проведено только соревнование мотоциклистов по маршруту Москва — Петербург — Москва на 1.560 км. Этот пробег для мотоциклистов дореволюционной России является самым большим как по дистанции, так и по достижениям. Задачей пробега было выявить динамику мотоцикла и его прочность, с чем участники вполне справились. Из 43 записавшихся на старт явилось 37. Окончило дистанцию в норму (84 часа) — 16 участников. Сверх нормы — 3. Исключено за неисправностью — 3. Не закончило пробега — 15.
Лучшим по динамике был Толокнов (Кремлев) на "Индиане" — 7 л. с. — 38 час. 50 мин. Его время при данных условиях не побито еще и по сию пору.
Империалистическая и затем гражданская войны надолго приостановили дальнейшее развитие механического спорта. Весь актив спортивного движения первоначально был брошен в котел империалистической войны, а затем с оружием в руках укреплял завоевания Октября. Период 1914—1922 гг. был "мертвым" периодом в истории механического спорта.
Виднейшим достижением дореволюционной России на один километр является достижение Херлера — 16 секунд, полученное им в 1913 году на автомобиле "Бенц", и не побитое до сих пор.
В Советском Союзе механический спорт начал развиваться с мелкого механического транспорта — мотоцикла. Московское об-во мотоциклистов и велосипедистов вскоре после Октябрьской революции начало свою деятельность и было одной из крупнейших спортивных организаций того времени. Из целого ряда устроенных этим обществом соревнований, имеющих местное значение, следует отметить соревнование мотоциклов по маршруту Москва — Клин — Москва (около 150 км.) 1920 года и Москва — В. Волочек — Москва — 1923 года.
Пионером в автомобильном спорте является Ленинград. В 1922 году в Ленинграде были устроены первые советские автомобильные соревнования по кольцу Сергиево — Лигово — Красное — Детское — Гатчино — Красное — Сергиево (2 круга по 80 км.) и соревнование по маршруту Ленинград — Псков — Ленинград на дистанцию 550 км.
Победителями первого соревнования были Иванов ("Бенц") и Татаринов ("Санбим").
В том же году в Ленинграде были проведены три соревнования в условиях зимних дорог для автомобилей и автосаней по маршруту Ленинград — Кронштадт — Ленинград, на 1 и 3 километра.
В 1923 г. в Москве открывается первый "Московский автомобильный клуб", а за ним открывается целая сеть автомобильных клубов по Советскому Союзу. С этого момента начинается новая эпоха для механического спорта.
Вместо устройства скоростных соревнований на специально построенных и никому ненужных в эксплоатационном отношении двухсотсильных автомобилях, стали устраивать испытания автомобилей серийного типа, находящихся в повседневной эксплоатации, на технические задания и скорости.
Каждое такое соревнование является для автомобилей серийного типа общественным лабораторным испытанием в условиях постоянной нормальной работы.
С восстановлением экономической мощи Советского Союза и начавшимся ввозом новых иностранных автомобилей, часто совершенно новых, неизвестных нам фирм, на очередь стал вопрос о необходимости самого серьезного и детального ознакомления с продукцией современного Запада в области автомашин, параллельно выясняя практические эксплоатационные нормы и технически оценивая качество продукции. Для этой цели были организованы два больших дорожных испытания, в которых принял участие ряд иностранных фирм на машинах серийного типа.
Первый пробег был организован в 1923 году по маршруту для легковых автомобилей: Москва — Юхнов — Смоленск — Витебск — Псков — Ленинград — Новгород — Тверь — Москва, общим расстоянием около 2.000 км., для грузовых автомобилей по маршруту Москва — Тверь — Вышний-Волочек — Тверь — Москва, расстоянием около 670 км., и мотоциклов: Москва — Ленинград — Москва, расстоянием около 1.400 км.
Целью пробегов было определить прочность и выносливость, экономичность и проходимость участвующих в пробеге машин. Попутно с этим было определено состояние современных дорог и пригодность их для автомобильного транспорта.
В этом пробеге участников было 51 на легковых автомобилях, 15 на грузовых и 42 на мотоциклах, при чем, за исключением мотоциклов, в большинстве были представители иностранных фирм.
В результате пробега органы, возглавляющие автомобильное дело в СССР, получили богатый материал для сравнения различных марок и типов новых, и старых автомобилей между собой. Сравнение наглядно показало невыгодность эксплоатации старых машин и необходимость замены большей части автотранспорта республики новыми, экономически выгодными машинами.
Второй пробег состоялся в 1925 году по маршрутам для легковых автомобилей: Ленинград — Москва — Тула — Орел — Курск — Харьков — Артемовск — Ростов — Тихорецкая — Армавир — Пятигорск — Владикавказ — Тифлис — Москва, общим протяжением в 4.984 км., из которых 2.170 км. шоссейных дорог, 2.390 км. грунтовых и 424 км. горного шоссе; для грузовых автомобилей пробег был по маршруту Ленинград — Москва — Тула — Орел — Курск — Москва, расстоянием 1.724 км., и мотоциклов — Москва — Харьков — Москва, 1.456 км.
Как по количеству участников, так и по длине маршрута пробег 1925 года превзошел все пробеги, бывшие когда-либо в России. Для участия в этом пробеге прибыли все лучшие и крупные фирмы не только Европы, но и Америки. Участвовало в этом пробеге 81 легковой автомобиль, 43 грузовых и 28 мотоциклов. Результаты этого пробега дали еще более ценные материалы.
Кроме этих двух крупных пробегов, имеющих международное значение, в Москве, Ленинграде, Ростове, Харькове, Одессе и на Кавказе был проведен ряд местных соревнований и пробегов.
Ежегодным смотром достижений в области мотоциклетного спорта служат соревнования республиканского и всесоюзного масштаба. В 1920 г. первенство РСФСР было разыграно в Москве, в 1921 г. — в Туле, в 1922 г. — в Туле, в 1923 г. — в Москве, в 1924 г. — первенство СССР в Москве, в 1925 г. — первенство РСФСР в Ленинграде, в 1926 г. — первенство неразыграно, в 1927 г. — первенство РСФСР в Москве, и в 1928 г. — спартакиада в Москве.
Помимо соревнований, испытаний и пробегов, имеющих местное и всесоюзное значение, советскими мотоциклистами был совершен ряд международных пробегов, а именно: Москва — Лондон — Москва, Москва — Лейпциг — Москва, Москва — Париж — Москва, и Москва — Вена — Москва. Эти пробеги имели громадное значение, во первых, как агитация за советский механический спорт, и во-вторых — в деле об'единения с зарубежными спортивными рабочими организациями Запада.
Советские спортивные общественные организации, по сравнению с подобными организациями до революции, носившими часто названия "императорских автомобильных" клубов, отличаются резко тем, что они доступны самым широким кругам населения, в то время как дореволюционные были доступны только небольшому кругу зажиточного "света". Затем советские общественные организации не зависят материально от автомобильных фирм, что имеет место на Западе. Эти два фактора дают возможность общественным организациям вести механический спорт по верному пути выбора машин, наиболее подходящих для работы в дорожных условиях СССР и развития автомобильного и мотоциклетного транспорта и спорта.
В настоящее время существующая сеть автоклубов не может охватить всей массы, стремящейся к автомобильному и мотоциклетному делу и спорту. Созданием об-ва "Автодор" этот недостаток будет устранен.
Подводя итог тридцатилетию развития механического спорта, следует сделать вывод, что, несмотря на тяжелые экономические и дорожные условия, этот вид спорта значительно вырос, окреп и уже внедрился в широкие массы. В наш век машины ему предстоит большая будущность, и перед общественными организациями стоит важная задача — сделать механический экипаж доступным для широких масс Советского Союза.
1) Так в тексте статьи, хотя это явная опечатка. По данным предыдущих соревнований (9 час. 22 мин., со скоростью 82,8 км.) времени 8 час. 30 мин. соответствует средняя скорость 90 км. (примечание составителя). (назад)