АМЕРИКА, выбрасывающая ежегодно на мировой рынок миллионы автомобилей, имеет возможность продавать их по чрезвычайно низким ценам только благодаря массовому характеру производства на большинстве своих автомобильных заводов.
В Европе найдутся только отдельные крупные фирмы, сумевшие если не полностью, то частично перестроить свои заводы согласно принципам массового производства.
Приступая к развитию автостроения у нас в республике, с перспективой выпуска до 100 тысяч машин в год, нужно особенно тщательно изучать требования, пред'являемые к производству принципом массовости. С этой точки зрения представляют значительный интерес австрийские заводы Штеера, применяющие в Европе американские способы производства.
Заводы Штеера (Steyr) в Штеере, построенные в 1920 г., даже по своему внешнему виду, удовлетворяют соответствующим новейшим требованиям.
Главное и самое замечательное на этих заводах, это — применение во всех стадиях прохождения и обработки деталей конвейерной ленты, делающей работу на заводе автоматической.
Внутризаводский транспорт обслуживает также бесконечная транспортная лента. Это создает неразрывность всего производства с самого момента поступления металлических болванок на завод до окончательного выпуска готового к продаже автомобиля.
Слева: (фиг. 3) транспортная лента в механическом цеху Справа: (фиг. 4) главная сборочная лента, на которой рама постепенно обрастает всеми деталями шасси; сверху — готовый мотор Внизу: (фиг. 5) сборка моторов: картера моторов подаются на роликовой ленте ("рольганге") |
|
Первая транспортная лента соединяет заготовительные цехи завода с производственными.
Отлитая в литейной деталь после обрубки образовавшихся при литье приливов захватывается передвигающимися по ленте тележками ("кошками") и попадает в контрольную, откуда следует в основной цех завода — механический, где получает свою окончательную форму.
В механическом отделе лента проходит вдоль станков, расставленных последовательно с таким расчетом, что деталь, прошедшая одну операцию, перебрасывается лентой на следующий станок, где совершается следующая операция и т. д.
Отдельные моменты прохождения этой главной ленты через литейную, внутризаводский двор и механический цех достаточно ясно видны на фотографиях 1, 2, 3.
Общая длина этой ленты около 300 метров.
Приводится она в движение электромотором, при чем скорость ее регулируется в пределах от 1 до 3 метров в минуту, в зависимости от темпа работы. "Кошки" подвешены на этой ленте на расстоянии одного метра друг от друга.
Для сборки отдельных частей автомобиля, кроме деталей, законченных обработкой, в механическом цехе требуется еще огромное количество мелочей (гайки, болты, шпильки и т. д.), приобретаемых заводом на стороне и хранящихся в материальных складах.
Вторая транспортная лента, передающая готовые детали из механического отдела, захватывает из склада эти мелочи и направляется в сборочный цех, где собираются отдельно мотор, коробка скоростей, задний мост и т. д.
Вторая лента несколько меньше первой и имеет в длину около 220 метров. Скорость ее движения можно регулировать.
Общая сборка мотора, хорошо видимая на фотографии 5, производится в 30 приемов на элипсоидальной дорожке, по которой моторы движутся на тележках. На этой же фотографии видна роликовая лента ("рольганг"), по которой доставляются в это отделение, предварительно смонтированные, картера мотора, на которые (на заднем плане) насаживаются блоки цилиндров.
Окончательно собранный мотор специальные электрокошки отвозят в контрольную, испытательную и, наконец, в главный сборочный зал, куда из других мест, также в окончательно собранном виде поступают остальные части шасси. Скорость электрокошек достигает 30—35 метров в минуту, при чем работают они автоматически, управляясь из шасси-сборочной нажатием соответствующей кнопки.
На фотографии 4 видна главная сборочная лента, на которой передвигается рама, прошедшая предварительно лакировочную и сушку1) и обрастающая постепенно всеми деталями шасси; здесь хорошо виден готовый мотор, подвешенный к электрокошке и двигающийся сверху вдоль сборочной ленты.
Главная сборочная лента имеет скорость от 6½ до 26 метров в час, в зависимости от требуемой дневной продукции.
Готовое шасси снабжается временным кузовом, а также маслом, бензином и водой и покидает ленту для испытания на заводском треке (фотографии 6, 7, 8).
При удовлетворительном результате испытания шасси снова возвращается на ленту, где на него ставят постоянный кузов,— и автомобиль готов к продаже (фото 9).
Инж. Б. Б-ин.
1) Лакировочную и сушку проходят все детали также по ленте. (стр. 31.)