Пятница, 23.06.2017
Мой сайт
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Пользовательский » По материалам журнальных статей » Очерк церковной администрации в древней России
Очерк церковной администрации в древней России
Sergey-17Дата: Четверг, 20.06.2013, 19:07 | Сообщение # 1
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 21
Репутация: 0
Статус: Offline
Предлагаемый материал из журнала "Русский Вестник", т. 7, кн. 2 за 1857 год может быть полезен тем, кто интересуется историей нашей церкви. В настоящее время, при внешней обильности материалов по церковной истории, они посвящены, в основном, или созданию мифов, или рассмотрению исключительно духовной области церковной деятельности.

Между тем, в данной статье указывается на два начала, определявших церковную деятельность:

Цитата
Два начала господствовали въ нашей церковной администрацiи: начало духовное и начало финансовое.

Вот как раз финансово-экономической деятельности церкви, результатам, к которым она ее приводила, а также работе руководителей нашей страны, старавшихся направить церковь с пути финансовых операций на путь духовного развития паствы и посвящено это исследование.
 
Sergey-17Дата: Воскресенье, 06.10.2013, 18:09 | Сообщение # 2
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 21
Репутация: 0
Статус: Offline
Изрядным дополнением к указанной выше статье, несомненно послужат материалы церковной прессы, в частности журнала "Тобольские Епархиальные Ведомости", первые номера которого за 1882 год уже выложены на сайте.

Основная часть этих материалов посвящена финансовым и хозяйственным вопросам, которые являются естественной базой для церковных учебных заведений, оплаты труда учительского состава, строительства свечных заводов и пр. Даже вопрос о церковной свечке рассматривается большею частью, как вопрос снабжения и финансирования церкви, так что попытки устранить церковную монополию в свечном производстве осуждаются весьма строго:

Цитата
истинно антихристiанское знаменiе нашего послѣдняго времени: это вопли промышленной интеллигенцiи о томъ, что нужно освободить духовенство отъ промышленныхъ заботъ о торговлѣ свѣчами, о ихъ заготовленiи, о свѣчныхъ заводахъ.
 
Sergey-17Дата: Вторник, 18.03.2014, 21:14 | Сообщение # 3
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 21
Репутация: 0
Статус: Offline
В №№4-5 журнала "Тобольские Епархиальные Ведомости" помещена статья "Памяти государя императора Александра II". В статье отмечен тот факт, что из-за нежелания прихожан платить церкви, как сама церковь, так и ее учебные заведения пришли в упадок:

"Наставники духовнаго юношества, получая за свои труды ничтожное сравнительно вознагражденiе, не знали какъ существовать, постоянно нуждались въ насущномъ кускѣ хлѣба и на этомъ по преимуществу сосредоточивали все свое вниманiе; на усовершенствованiе себя въ дѣлѣ воспитанiя будущихъ пастырей церкви у нихъ не было ни времени, ни средствъ; дѣло воспитанiя они вели кое-какъ, придерживаясь устарѣвшихъ программъ и метода, и нерѣдко забивали юношество зубренiемъ и экзекуцiями, а лучшiе изъ нихъ  при первомъ удобномъ случаѣ переходили на болѣе благодарную службу въ другiя вѣдомства. Каково было положенiе воспитанниковъ духовно-учебныхъ заведенiи 50-хъ и начала 60-хъ годовъ, объ этомъ тяжело вспомнить: они, поистинѣ, испытывали и холодъ, и голодъ и при этомъ еще постоянные побои. Одѣтый въ длиннополый холщовый халатъ, въ плохихъ сапогахъ, а иногда и лаптяхъ, подкрѣпившiй себя кое-какъ плохой кашей, воспитанникъ духовнаго училища или семинарiи постоянно дрожалъ за свою спину, потому что бывали наставники, которые экзекуцiю въ дѣлѣ воспитанiя ставили на первый планъ и ежедневно наказывали праваго и виноватаго, прежде нежели начнутъ свои уроки.

Тутъ было юношѣ не до саморазвитiя: онъ съ грѣхомъ пополамъ, если только можно было,  азубривалъ данный по учебнику "отсюда — до сюда" урокъ, чтобы только спастись отъ наказанiя, — говоримъ: если только можно было, такъ какъ и учебниковъ, за малымъ исключенiемъ, по предметамъ науки не было."


За дело, как обычно, пришлось взятся государству, которое выделило на развитие образования 1,5 млн. руб ежегодно. Кроме того, особой проблемой стояло материальное обеспечение собственно священников — как действующих, так и выведенных за штат:

"...въ вятской губернiи священники сбираютъ ругу иногда лыками и лаптями, коихъ пара стоитъ 6 коп. по нынѣшнимъ возвышеннымъ цѣнамъ. Въ архангельской губернiи священнику достается иногда  меньше 50 коп. за славленiе въ теченiе всѣхъ святокъ, а псаломщики живутъ до того бѣдно, что въ лѣтнее время нанимаются къ деревенскимъ мужикамъ въ работники за 15руб. за все лѣто. Въ Тобольской епархiи есть дьякона, доходы которыхъ, по свидѣтельству благочинныхъ и прихожанъ, не превышаютъ 15 коп. въ мѣсяцъ.... И часто зависитъ отъ расположенiя прихожанъ, которое въ большинствѣ епархiй поддерживается угощенiемъ мужиковъ водкою по крайней мѣрѣ по большимъ праздникамъ. ... При такихъ условiяхъ жизнь нашихъ сельскихъ пасты рей и церковнослужителей въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ Россiи является иногда менѣе отрадною, чѣмъ жизнь простаго крестьянина. Но еще печальнѣе становилось положенiе священника и причетника, или ихъ семействъ, когда, по старости лѣтъ, или по болѣзни, они выходили въ заштатъ, или умирали. Въ томъ и другомъ  случаѣ семейство, наприм., священника, и онъ самъ, если оставался въ живыхъ, оставались безъ  насущнаго куска хлѣба и буквально превращались въ нищихъ. Единственнымъ средствомъ къ облегченiю участи заштатнаго клира и оставшихся послѣ смерти пастырей церкви семействъ, было  замѣщенiе ихъ мѣстъ такими кандидатами, которые изъявляли желанiе жениться на одной изъ  сиротъ и обязывались пропитывать все остальное сиротствующее семейство."
 
Sergey-17Дата: Вторник, 18.03.2014, 21:22 | Сообщение # 4
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 21
Репутация: 0
Статус: Offline
Одной из причин такого положения были раздутые церковные штаты, которые подверглись серьезным сокращениям:

"...было поручено епархiальнымъ преосвященнымъ и губернскимъ присутствiямъ по дѣламъ духовенства немедленно приступить къ новымъ росписанiямъ приходовъ и причтовъ, при соучастiи самаго духовенства на епархiальныхъ съѣздахъ. Въ настоящее время это росписанiе и самое сокращенiе приходовъ и причтовъ уже произведено по всей Россiи. Многiе мелкiе приходы соединены въ одинъ приходъ. При многихъ церквахъ, вмѣсто двухъ-трехъ священниковъ и нѣсколькихъ человѣкъ причетниковъ, опредѣлено быть одному священнику, съ однимъ псаломщикомъ, совсѣмъ безъ дiакона, которые оставлены только при соборныхъ храмахъ."

Дополнительным средством было разрешение детям духовного сословия переходить к занятиям другой, а не только церковной деятельностью:

"Молодымъ людямъ теперь дана полная свобода въ выборѣ рода жизни и занятiй. Нежелающимъ посвятить себя на служенiе церкви открытъ свободный доступъ къ поступленiю въ военную и гражданскую службу съ правами личныхъ дворянъ и почетныхъ гражданъ; а тѣ, которые не сознаютъ въ себѣ ни призванiя, ни способностей къ этого рода служенiю, имѣютъ возможность трудиться и прiобрѣтать себѣ средства къ существованiю на широкомъ полѣ торговли, промышленности и земледѣлiя, наравнѣ съ прочими гражданами отечества...  Но чтобы этотъ выборъ рода жизни и занятiй для молодыхъ людей, нежелающихъ служить въ духовномъ вѣдомствѣ, былъ болѣе удобенъ, наше правительство, по волѣ покойнаго Государя Александра Николаевича, открыло для всѣхъ дѣтей православнаго духовенства доступъ почти во всѣ свѣтскiя учебныя заведенiя, съ ремесленной школы до университета"
 
Форум » Пользовательский » По материалам журнальных статей » Очерк церковной администрации в древней России
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz