РАДИОФРОНТ, №19-20, 1930 год. БОРЬБА С ПРОСТРАНСТВОМ

"Радиофронт", №19-20, июль, 1930 год, стр. 460-462

БОРЬБА С ПРОСТРАНСТВОМ

(Продолжение. Начало смотри «Р. В.» № 6)

Время.

Индустриализация требует размеренного, точного хода не только машин. Точность, размеренность движений необходима и тем, кто пускает машину в ход, руководит ею, ее обслуживает.

Иначе — простои сложных механизмов, поломки частей и, во всяком случае, недостаточное использование машинного оборудования, созданного, приобретенного величайшей энергией рабочего класса.

И тем большей точности требует вся организация производства, все социалистическое строительство. Каждое неправильное или лишнее движение, помноженное на огромное количество участников строительства, на массу механизмов, руководимых ими, может дать огромные потери материальных ценностей. Большие потери дает нерасчетливость во времени, несогласованность прихода на работу, собрание, расхождение во времени пуска в ход различных приборов, машин.

Но здесь кроме общественнной дисциплинированности нужна дисциплина механизмов, показывающих время. Нужно точное время.

— Легко оказать — точное!.. А где его показывают?..

— Ну как же — часы в Москве, на центральном телеграфе, часы на Спасской башне Кремля, электрические часы на улицах вблизи многих трамвайных остановок...

— Часы, но не точное время. Это далеко не одно и то же. Каждые из них приадлежат различным организациям и обладают разным подходом к вопросу о времени.

— Согласование?.. Происходит, конечно. Время от времени все часы согласованно начинают ходить. Но очень скоро теряют ногу и кончают сутки, идя беспорядочной гурьбой. Тем более, что разве стоит считать минуты — какая беда...

— А в других городах, а на селе видели какова точность времени?

— Как же!.. Ходики ходят, будильники будят, а карманные просто воруют время. Точность, конечно, тут не при чем...

— Вывод — часов много, а точного времени тем меньше, чем больше в ходу часов.

Скоро наши советские заводы будут выпускать миллионы часов. Они необходимы. Каждый член трудового коллектива нуждается в приборе для измерения времени. Но как обеспечить правильный ход этой массы приборов?..

Раз в день Палата мер и весов дает поверку времени, делая это довольно точно. Но сверить свои часы можно только находясь в это время у радиоприемника. И все же для многих экземпляров часов просмотр раз в день далеко не достаточен, чтобы быть уверенным в точном времени.

А что потребуется, чтобы десятки миллионов экземпляров часов поддерживать в порядке, ремонтировать, восстанавливать и... все же не иметь точного времени...

Но, пусть даже сохранятся часы-индивидуалы. Нужно во всяком случае иметь возможность проверить их в любое время суток.

Как же можно организовать службу времени для широкой общественной потребности и для специальных отраслей работы, требующих исключительной точности показаний времени?

Во всех общественных местах устанавливаются электрические часы. И не только в городах, но и на периферии районов. Каждый населенный пункт соединяет в одну систему все электрические часы, какую бы организацию они ни обслуживали. Часы конструируются трех типов — одни могут приводиться в движение непосредственными посылками тока по проводам, другие — рассчитаны на прием посылок тока по той же электроосветительной сети, путем наложения на провод высокой частоты, и, третьи — для мест, отброшенных от сети электропитания — путем приема через эфир на фиксированную длину волны.

Два передатчика Союзного значения находятся исключительно на службе времени. Кроме них, в основных портах мореплавания и базах авиации, имеется по одному резервному передатчику, рассчитанному на трансляцию времени в определенные промежутки дня и на дополнительное использование для службы погоды. Из двух передатчиков в центре Союза один — длинных, а другой коротких волн, при чем последний многократного действия — с одной телефонной и двумя телеграфными передачами.

Электрочасы в общественных местах, приборы времени морской, транспортной и связи служб, а также аэросообщений и экспедиций приводятся в действие регулярными, в течение суток, посылками тока, рассчитанными на время первого пояса. Часы, находящиеся в других поясах используют те же посылки тока, беря отставание в пуске часов на время разнящееся по соответствующему поясу. Кроме того, вторая передача коротких волн используется для контрольной работы, а также для специальных служб — аэро, моря. Через нее даются в определенные короткие промежутки времени условные знаки каждого часа и его делений.

Одновременно с этим через длинноволновый и коротковолновый телефон передается условной для каждого часа мелодией, а также речью, точное время, синхронизированное с посылками тока «телеграфных» передатчиков. Промежутки извещений, перезвона часовых колокольчиков устанавливаются в пять минут.

Такова ориентировочная схема постановки службы точного времени, таков ее общественный вариант, который может быть усовершенствован при помощи специалистов этого дела...

Тогда не придется попадать в трагическое и производственное нетерпимое положение, какое имеется сейчас, какое может сохраниться, несмотря на умножение количества часов, которые будут находиться в обращении, до сотни миллионов штук. Сейчас нет двух десятков часов на улицах и в различных общественных местах, которые показывали бы одинаковое время в одном и том же городе. А, если бы можно было одновременно обозреть что показывают тысячи часов в разных населенных пунктах!.. Отдаленное, но в общем верное представление об этом можно иметь заведя у себя хотя бы тройку часов.

Но пойти на такой риск может лишь особо злостный прогульщик...

Перемещение в пространстве. Руководство, безопасность.

Еще молчат в берегах и в море маяки. Еще подслеповато мерцают семафоры. Звонят колокола в туман и непогоду. Звучат рожки у стрелочников... Они должны охранять безопасность движения. Должны, но могут ли? Техника передвижения пошла далеко вперед, а техника его руководства и организация безопасности увязла в глубине веков.

С суши, моря и рек средства передвижения перебрасываются под землю и в надземную высь, в наименьшей степени стесненную для передвижения. Но и здесь появляются те же световые маяки, указывающие путь и места посадок. Высоко развитая техника воздушного транспорта встречается примитивами сигнализации, отличающейся от первобытной лишь силой источника огня.

Чего же требует нынешняя, и развивающаяся быстро дальше, техника передвижения?

Железнодорожный транспорт: непрерывная связь поезда с узловой станцией, отражение его движения на станционных приборах, приостановка и пуск в ход поезда в любом месте со станции, автоматическое торможение при занятых путях.

Проведение этого упрощается на электрофицированных ж.-д. путях, где приборы регулирования движения и безопасности связываются непосредственно с системой электропитания, а в условиях применения индивидуальных двигателей — паровозов приводятся в действие на расстояние телетехнические приборы, расположенные непосредственно на паровозе.

В организации передвижения и его безопасности телемеханические приборы должны получить наиболее широкое применение. А что необходимо для действия на расстоянии, для приведения в движение телемеханических приборов? Для каждой линии пути ж.-д. узел имеет два маломощных коротковолновых передатчика, с исключительной направленностью, двукратного действия. Две телеграфных передачи предназначаются — одна для регулирования движения, другая — аварийная, третья — для дальнепечати и телефонная для непосредственных переговоров и передачи на соседние узлы карт движения.

Морское и речное движение требует предупреждения и автоматического изменения курса судна при приближении мелей, скал и подводных камней, требует ориентировки на берег и гавани способом, превышающим дальность видимых сигналов маяков. А, кроме того, как для морского, так и для авио-транспорта становится необходимым отправка судов, управляемых на расстоянии, которые могут пользоваться лишь электрическими ушами и глазами при отклонении от курса, при угрозе столкновения. Видимые сигналы маяков здесь не могут иметь никакого значения.

Какие устройства могут удовлетворить эти требования? Они общи и для авио. Радиомаяки-пеленгаторы на угрожающих местах и в гаванях — морских и воздушных. А в основных портах и аэродромах — телемеханическая система, с двумя передатчиками различного диапазона и с направленной сетью для управления судами и аварийных случаев. Эго кроме обычных средств связи, в свою очередь нуждающихся в переходе на новую, главным образом, коротковолновую технику, вместо тех примитивных прадедовских искровок, которые способны лишь засорять эфир. Тем более, что пока существуют эти сильно шумящие, но слабые для перекрытия расстояния передатчики, невозможно применить всей сложной системы радио и телемеханических приборов, требующих безотказности, точности.

Какая ирония! Для обслуживания средств передвижения дольше, чем в других отраслях связи, сохраняются, наряду с высокой техникой транспорта, радио «пищали» первых лет использования радио для связи.

И контраст — вот летит почтовый самолет без пилота и почталиона, сбрасывающий автоматически почту над определенными пунктами в специальные приспособления, выпускающий с нею парашюты, делающий посадку и подъем в транзитных пунктах...

Это еще далеко не все, далеко не полон перечень. Ориентировочная схема рассчитана не на «последний крик» технических достижений, а лишь на то, что существует, применяется, но не в стройной организации, а от случая к случаю, встречаясь в капиталистических странах с неизбежными противоречиями, задерживающими приложение новейших технических разработок для производительных целей..

(Продолжение следует.)