РАДИОЛЮБИТЕЛЬ, №3-4, 1926 год. Техническая консультация

"Радиолюбитель", №3-4, февраль, 1926 год, стр. 90-91

Техническая консультация

Для получения технической консультации (в журнале, по почте и по радио) необходимо БЕЗУСЛОВНОЕ соблюдение правил, указанных в "РЛ" № 1, стр. 24.

О емкости и самоиндукции

Вопрос № 16. — Почему конденсатор, включенный в антенну последовательно с катушкой самоиндукции, укорачивает длину волны, а конденсатор, включенный параллельно катушке, — удлиняет.

Ответ. — Если к конденсатору присоединить последовательно другой конденсатор, то общая емкость получается меньше каждого из этих конденсаторов; при параллельном соединении двух конденсаторов емкость увеличивается, — она равна сумме емкостей обоих конденсаторов. Когда вы включаете последовательно конденсатор в антенну, то к катушке самоиндукции оказываются включенными последовательно две емкости: емкость антенны и конденсатора; эта общая емкость меньше емкости антенны, а потому и волна получается короче. При параллельном включении конденсатора его емкость прибавляется к емкости антенны, общая емкость становится больше, а потому и волна длиннее.

Б. Каринину, Детское Село 1).

Вопрос № 17. — Как отражается на силу тока приключение емкости к самоиндукции? По форм.

J E
R2 + ( ωL —   1 ) 2
ωC

будет ли J больше E/R, если ωL меньше 1/ωC?

Ответ. — Нет, сила тока получится всегда меньшей, чем в случае, когда в цепь было включено только омическое сопротивление R, за исключением того случая, когда

( ωL —   1 )   = 0;
ωС

даже если ωL меньше, чем 1/ωС то все же

( ωL —   1 ) 2
ωС

— есть число всегда положительное. Таким образом, мы в этом случае делим E на число большее, чем R, и J будет меньше, чем в случае, когда у нас было только омическое сопротивление R'.

Логину, Киев.

Вопрос № 18. — Почему сотовые катушки почти не имеют емкости?

Ответ. — В обыкновенных цилиндрических катушках витки расположены близко и параллельно друг другу. В сотовых катушках витки одного слоя удалены друг от друга, и витки, принадлежащие двум соседним слоям, идут не параллельно друг другу, а скрещиваются. Поэтому емкость тех "конденсаторов“, которые образуются витками сотовой катушки, получается меньше, чем у обыкновенной цилиндрической катушки.

Об усилителях высокой и низкой частоты

А. Карпенко, Одесса.

Вопрос № 19. — Какая разница между двухламповым приемником, описанным в "РЛ" № 15—16 за 1925 г., и двухламповым приемником, описанным в № 23—24 за 1925 г.?

Ответ. — В первом приемнике одна лампа работает в качестве детектора с обратной связью (регенератор), а вторая — в качестве усилителя низкой частоты. Во втором приемнике — первая лампа работает в качестве усилителя высокой частоты, а вторая в качестве детектора. Усиление высокой частоты применяется в тех случаях, когда приходящие сигналы слишком слабы и не могут воздействовать на детекторную лампу. Поэтому второй из указанных вами приемников должен быть применен в тех случаях, когда принимаемая вами станция находится очень далеко или если она маломощна. Усиление низкой частоты применяется в тех случаях, когда прием достаточно силен и желательно получить еще более сильный прием, скажем — громкоговорящий. Приемник по "РЛ" № 15—16 может быть применен в этом случае, но, так как в этом приемнике имеется обратная связь, то при помощи него можно получить прием и отдаленных станций: радиус действия последнего приемника меньше, чем у приемника по "РЛ" № 23—24.

Захарову, Москва.

Вопрос № 20. — Почему трансформаторы в усилителях высокой частоты делаются без железного сердечника?

Ответ. — Вносить железо в цепь высокой частоты нельзя, потому что получились бы очень большие потери.

Карякину, Детское Село.

Вопрос № 21. — Годится ли для трансформаторов низкой частоты по № 14 "РЛ" 1925 года железо из сердечника осветительного трансформатора 0,5 мм? Можно ли для обмотки взять никелиновую проволоку ПШД — 0,1 мм?

Ответ. — Применять железо в 0,5 мм в трансформаторе низкой частоты ие рекомендуется, но за неимением более тонкого — применить можно; как правило, употребляется более тонкое, так как толстое железо вносит искажение и потери. Применять никкелиновую проволоку нельзя.

Вопрос № 22. — Что предпочтительнее: трансформаторы высокой частоты, дроссели или сопротивление, при переходе на сетку следующих ламп, работающих на высокой частоте?

Ответ. — Каждый из этих типов обладает своими достоинствами и недостатками: усилитель с трансформаторами дает хорошее усиление, но данный трансформатор годен для небольшого диапазона.

То же самое можно сказать и про усилители с дросселями, но последние легче изготовляются. Наиболее просты усилители с сопротивлениями, но они дают небольшое усиление и требуют повышенного анодного напряжения. Наибольшее усиление дает усилитель с колебательным контуром в аноде, но зато эти усилители сложны в смысле постройки.

Регенератор

Кутейщикову, Москва.

Вопрос № 23. — Почему регенеративные приемники, сделанные мною и тремя моими товарищами, отказываются регенерировать?

Ответ. — Если схема собрана правильно, то чаще всего ошибка заключается в неправильном присоединении катушки обратной связи; попробуйте переменить местами провода, идущие к концам этой катушки.

Макарову, Курск.

Вопрос № 24. — Катушка обратной связи в моем приемнике сотовая. Как я ни вставляю катушку обратной связи в гнезда, действие обратной связи не чувствуется.

Ответ. — Переставляя катушку обратной связи, Вы ничего не меняете, потому что Вы одновременно переворачиваете катушку и в то же время меняете соединение концов катушки. Нужно сделать одно из двух: или повернуть катушку, но так, чтобы концы катушки оставались присоединенными к тем же проводам (что невозможно, если катушка укреплена на штепселе), или переменить местами провода, идущие к вилкам или гнездам, в которые вставляется катушка.

О гетеродинном приеме

Меркулову, Горки.

Вопрос № 25. — Как устроить гетеродин?

Ответ. — Обыкновенно гетеродин по схеме ничем не отличается от схемы регенеративного приемника. Принять незатухающие телеграфные станции можно и без отдельно построенного гетеродина: если в регенеративном приемнике довести обратную связь до генерации и очень незначительно расстроить приемник, можно получить биения, необходимые для приема незатухающих станций.

Никитину, Нахичевань.

Вопрос № 26. — Нужен ли аппарат биений для приема телеграмм по азбуке Морзе на коротких волнах?

Ответ. — Отдельного гетеродина, во всяком случае, не нужно. Большинство любителей передают на коротких волнах модулированные колебания, которые могут быть приняты без биений. Биения же можно получить на коротковолновом регенераторе, доведя обратную связь до генерации.

Рефлексные схемы

Л. С. Зворыкину, Мытищи.

Вопрос № 27. — Каким образом в указанной в № 23—24 схеме Скотт-Таггарта дать дополнительное отрицательное напряжение на сетки обеих ламп, и какой потенциал должен быть для ламп микро в этом случае? Не нужно ли для прохода токов высокой частоты трансформатор № 2 между точками ж и в зашунтировать конденсатором, — у меня при этом получился очень чистый и ровный прием?

Ответ. — Отрицательный потенциал на сетку дается в размере 1—2 вольт, при помощи одного сухого элемента, включенного последовательно в цепь сетки положительной клеммой к накалу, но при этом должно быть увеличено анодное напряжение до 100—120 вольт.

Включение блокировочных конденсаторов в рефлексные схемы может иногда значительно улучшить работу приемника.

Вопрос № 28. — Какого размера в схеме конденсаторы?

Ответ. — Переменные конденсаторы C1 и С2 имеют, примерно, 500 см максимальной емкости; С3 — 1000 см.

Вопрос № 29. — Не лучше ли землю присоединить между самоиндукцией и трансформатором № 1?

Ответ. — Присоединение земли к тому или другому концу трансформатора низкой частоты значения не имеет.

Разное

Г. Захарову, Москва.

Вопрос № 30. — Чем об‘ясняется, что в районах, где находится большое количество металла (например, район заводов) получается плохой прием.

Ответ. — Электромагнитные волны, встречая на своем пути металлические массы, вызывают в них ток. Эти массы поглощают часть энергии волн; они как бы экранируют приемную станцию.


1) В ответе на этот вопрос было допущено большое количество ошибок, которые были исправлены в следующем номере журнала. Здесь текст ответа представлен в исправленном виде. (прим. составителя). (стр. 91.)