Тобольские Епархиальные Ведомости, №15, 1882 год. СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЕПАРХИЯ В СИБИРИ.

"Тобольские Епархиальные Ведомости", №15, август 1882 год, Отдел неофициальный, стр. 291-299

СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЕПАРХIЯ ВЪ СИБИРИ (1).

Тюменскiе и сибирскiе старообрядцы были въ восхищенiи отъ новаго своего владыки Савватiя. На первыхъ же порахъ Савватiй былъ утѣшенъ депутацiей оть одного старообрядческаго общества, до сихъ поръ пользовавшаго попами, временно наѣзжавшими съ Рогожскаго кладбища. Депутацiя представила Савватiю отъ старообрядцевъ привѣтствiе и просьбу такого рода: "посланiе христолюбивому Савватiю. Мы, истинно вѣрующiе во Христа Iсуса, рабы Божiи крестьяне и поселенцы, жительство и адресъ коихъ объяснитъ податель сего, принадлежащiе къ согласiю Рогожскаго кладбища, желаемъ мира, здравiя и спасенiя. Неимѣнiе пастырей побудило насъ обратиться къ тебѣ, христолюбивый архипастырь, не откажись ради Христа присоединить насъ къ своему согласiю, за что будемъ благодарить Бога и тебя, добрый архипастырь. Остаемся въ ожиданiи твоего распоряженiя рабы Христовы, изъ нихъ же первый уставщикъ Про. Оси.;(2) со мною имѣются 100 душъ и болѣе, и такъ надѣюсь прiобрѣсти до 200-тъ душъ" (3).

Но съ другой стороны Савватiй имѣлъ непрiятность подвергнуться отъ тюменскихъ старообрядцевъ нѣкоторому испытанiю въ своихъ архiерейскихъ способностяхъ. Въ половинѣ генваря 1863 года къ тюменскому миссiонеру священнику I. Т—ву является тюменскiй 2-й гильдiи купецъ Иванъ Ок—ш—овъ и просить его прибыть вечеромъ въ домъ родственницы его, купеческой вдовы Олимпiады Про—р—вой, считавшейся единовѣркой, но предпочитавшей полное старообрядчество, съ попами Рогожскаго кладбища. Между тѣмъ сюда были приглашены Савватiй съ дiакономъ Викентiемъ (изъ нижнетагильскихъ купцовъ Василiй Михайловъ Носовъ, впослѣдствiи архимандритъ) и тюменскiе старообрядцы обоего пола. О. Т—овъ, конечно, не былъ предупрежденъ, что въ собранiи, между прочими гостями, будетъ самъ владыка Савватiй, да онъ и не слыхалъ еще, что старообрядцы его прихода обзавелись архiереемъ; ему было сказано только, что будетъ бесѣда о вѣрѣ. Съ прибытiемъ о. Т—ова, захватившаго на всякiй случай старыя книги, тотчасъ началось собесѣдованiе о вѣрѣ. "Въ это время", писалъ о. Т—овъ преосвященному тобольскому Варлааму, "мой взглядъ упалъ на неизвѣстнаго мнѣ человѣка, который сиделъ противъ меня въ черномъ кафтанѣ. Судя по наружному его виду (онъ былъ около 35 л., благообразный, нѣжнаго сложенiя, съ длинными волосами, раздѣляющимися въ прямой рядъ по священнически), я невольно подумалъ: неужели это какой либо бѣглый попъ или монахъ? Потомъ спросилъ его: "желалъ бы я знать, кто вы такiе и откуда?" — "Знать, кто я", отвѣчалъ незнакомецъ, "вамъ не нужно, довольно того, что я старообрядецъ, по имени Василiй Михайловъ (прежнее имя дьякона Викентiя) изъ купеческаго сословiя, занимаюсь здѣсь переплетомъ книгъ". — "А какого вы согласiя?" спросилъ я. Онъ откровенно сказалъ, что держится австрiйскаго священства и считаетъ его истиннымъ, но самъ простецъ. Темой бесѣды послѣ этого сдѣлалась австрiйская iерархiя. Бесѣда продолжалась долго, до 12 часовъ ночи, говорилъ больше, по словамъ о. Т—ова, онъ, Т—овъ, приводя изъ старыхъ книгъ мѣста, подрывающiя законность старообрядческаго священства. Неизвѣстный собесѣдникъ больше молчалъ, обѣщая отвѣчать на возраженiя о. Т—ова письменно. Это молчанiе владыки, конечно, не говорило въ пользу хорошихъ его способностей; но первыя впечатлѣнiя, испытанныя старообрядцами отъ появленiя у нихъ своего архiерея, еще были такъ сильны, что репутацiя Савватiя въ глазахъ старообрядцевъ отъ этого нисколько не пострадала, тѣмъ болѣе, что онъ, какъ и всѣ старообрядческiе начетчики, наединѣ съ своими духовными дѣтьми былъ не послѣднiй знатокъ писанiя и говорунъ. По этому же и краснорѣчiе о. Т—ова было безполезной тратой времени. Обѣ стороны остались при своихъ убѣжденiяхъ и о. Т—овъ только чрезъ три дня узналъ, что онъ имѣлъ случай держать диспутъ съ самимъ старообрядческимъ владыкой. Съ этихъ поръ для Савватiя начинаются новыя непрiятности отъ преслѣдованiя властей.

Тюменскiй миссiонеръ о. Т—овъ о своемъ диспутѣ съ Савватiемъ довелъ до свѣдѣнiя тобольскаго преосвященнаго Варлаама. Нужно сказать, что до этого времени не только преосвященный Варлаамъ, даже никто ни изъ городскаго, ни изъ сельскаго духовенства положительно ничего не знали о появленiи въ Сибири во множествѣ старообрядческаго духовенства съ епископомъ во главѣ. Поэтому преосвященный Варлаамъ крайне удивился и встревожился, получивъ рапортъ о. Т—ова о появленiи въ его паствѣ лжеепископа. "Что дѣлать", гласитъ одна изъ его резолюцiй, "лжеепископы, попы и дьяконы размножились всюду". Въ своемъ донесенiи, по этому поводу, Святѣйшему Синоду, онъ жаловался и на сосѣднихъ преосвященныхъ Пермскаго, Оренбургскаго, Уфимскаго и др. и на свое духовенство, до сихъ поръ ничего не сообщавшихъ ему о епископахъ и попахъ, и просилъ Святѣйшiй Синодъ: "не благоугодно ли будетъ допустить какихъ либо особыхъ мѣръ къ отысканию и поимкѣ лжеепископовъ (разумѣются, кромѣ Савватiя, Геннадiй пермскiй, Пафнутiй казанскiй и др., бывавшiе вь Сибири и поставлявшiе старообрядческихъ поповь) со всѣми посвященными отъ нихъ лицами, кромѣ тѣхъ мѣръ, которыя указаны закономъ для православнаго духовенства; потому что "при существующихъ нынѣ мѣрахъ (пастырскаго вразумленiя раскольниковъ) духовенство вѣрно и не знало о вторженiи такого зла въ епархiи, и не знаетъ ни о чемъ, и мнѣ объ этомъ злѣ ни откуда изъ епархiи не было доносимо" (4).

Святѣйшiй Синодъ пока ничего не отвѣчалъ Пр—ному Варлааму. Между тѣмъ Тобольскiй губернаторъ, по предложенiю архiепископа Варлаама, секретно предписалъ городскимъ и земскимъ полицiямъ принять самыя строгiя мѣры къ отысканiю и задержанiю Савватiя и старообрядческихъ поповъ. Православное духовенство, по предписанiю Пр—наго Варлаама, должно было содѣйствовать въ этомъ случаѣ полицiи и доносить преосвященному о всякихъ слухахъ, касающихся старообрядческихъ епископовъ и поповъ. Положенiе Савватiя, вслѣдствiе этого, стало слишкомъ не безопасно. Однако онъ, при содѣйствiи старообрядцевъ, искусно вывертывался изъ всѣхъ затруднительныхъ обстоятельствъ и не выпускалъ изъ своихъ рукъ бразды правленiя сибирскою старообрядческою общиною, постоянно мѣняя мѣстопребыванiе. До мая 1864 года ни полицiя, ни православное духовенство никакъ не могли напасть на его слѣды, хотя онъ въ 1863 и 64 гг., въ недѣлю св. пасхи, совершалъ въ домахъ тюменскихъ старообрядцевъ ежедневное богослуженiе (5).

Въ маѣ 1864 года въ Тюмени прошелъ слухъ, что Савватiй снова появился между тюменскими старообрядцами. Онъ дѣйствительно былъ здѣсь въ домѣ купеческой дѣвицы Натальи Про—р—вой. При немъ были: одинъ священникъ Питиримъ и протодiаконъ Памва. 15 мая вечеромъ Савватiй предназначилъ совершить въ домѣ Про—р—вой всенощное бдѣнiе, а 16—литургiю. Объ этомъ подъ величайшимъ секретомъ было сообщено всѣмъ тюменскимъ старообрядцамъ. Но тѣмъ не менѣе какимъ то образомъ узналъ про это миссiонеръ священникъ Т—овъ и предупредилъ тюменскаго городничаго. Къ 6 часамъ вечера въ залахъ Про—у—вой была уставлена богатая походная церковь, собрались богомольцы, въ небольшемъ, впрочемъ, числѣ, были закрыты наглухо окна, заперты двери и ровно въ 6 ч. началось всенощное богослуженiе. Служба совершалась Божiей Матери, съ величанiемъ. Савватiй на литiю и на величанiе выходилъ самъ въ драгоцѣнныхъ ризахъ и украшенной камнями митрѣ. Протодiаконъ Памва только потому не гремѣлъ изъ всѣхъ силъ, что боялся встревожить Тюмень и привлечь вниманiе полицiи. Хоръ пѣвчихъ составляли всѣ присутствующiе при богослуженiи мущины и женщины. Только около 10 ч. было пропѣто всею церковью послѣднее "исъ пилла эти деспота" (подлинныя слова пѣвцовъ) въ честь Савватiя. Послѣ всенощнаго бдѣнiя благочестивая хозяйка дома угостила хорошимъ ужиномъ не только Савватiя съ причтомъ, но и всѣхъ почти присутствовавшихъ при богослуженiи и предложила всѣмъ оставаться въ ея домѣ въ ожиданiи завтрашняго торжества. Савватiй съ своей свитой тѣмъ болѣе охотно принялъ предложенiе, что на этотъ разъ не былъ никѣмъ другимъ приглашенъ. Не сочли нужнымъ расходиться по домамъ и нѣкоторые изъ богомольцевъ. Въ 11 ч. уже хозяйка и гости предавались прiятному сну.

Между тѣмъ исконный врагъ ихъ, въ лицѣ тюменскаго городничаго, не дремалъ. Извѣщенный отъ миссiонера о. Т—ова о имѣющемъ совершиться 15 и 16 числа въ домѣ девицы Про—р—вой архiерейскомъ служенiи, онъ рѣшился накрыть Савватiя врасплохъ во время самого богослуженiя, ему хотѣлось поймать Савватiя, какъ говорится, съ поличнымъ. Но онъ не много ошибся во времени, предполагая, что богослуженiе будетъ, изъ за опасности, совершаться среди глубокой ночи. Въ 11 часу, когда Савватiй и весь домъ Про—р—вой, усердно помолившись и поужинавъ, только что предались сладкому покою, городничiй, переодѣтый въ свѣтское платье, осторожно, окольными путями отправился къ дому Про—р—вой. По его слѣдамъ, съ такою же осторожностiю, пробирались нѣсколько полицейскихъ чиновниковъ, приличное число полицейскихъ служителей и понятыхъ. Вскорѣ домъ Про—р—вой былъ благополучно и незамѣтно добравшейся до него полицейской стражей окруженъ со всѣхъ сторонъ. Самъ городничiй проникъ во дворъ и принялся немилосердно стучать въ крѣпко запертую дверь, ведущую въ домъ, гдѣ недавно кончилось богослуженiе и оставалась на мѣстѣ установленная походная церковь. Неожиданный и безвременный стукъ въ двери скоро поднялъ на ноги весь домъ. Про—р—ва, не отпирая двери, спросила: "кто тамъ?" Въ отвѣтъ послышалось энергическое и повелительное "отворяйте!". Голосъ для Про—р—вой былъ знакомый, и она сразу поняла, въ чемъ дѣло. Не отпирая дверей, она бросилась спасать церковь со всѣми ея принадлежностями. Въ нѣсколько минутъ церковь была снята съ мѣста, свернута и скрыта въ чуланъ. Оторопѣвшiе люди, съ Савваiемъ во главѣ, собрались въ кучу среди залы и съ трепетомъ ожидали, что будетъ, когда растворится дверь. Дверь, наконецъ, отъ напора полицейскихъ служителей распахнулась, и къ ужасу самой хозяйки и полусонныхъ гостей, въ домъ влетѣлъ самъ городничiй, сопровождаемый служителями, грозно повелѣвая всѣмъ стоять на мѣстѣ и отвѣчать правду, о чемъ спросятъ. Но Савватiй, до сихъ поръ стоявшiй съ прочими растерянно на столько, что забылъ накинуть на себя подрясникъ и надѣть сапоги, вдругъ пришелъ въ себя и въ виду явной опасности въ одной сорочкѣ, босой и безъ шапки моментально бросился чрезъ окно на дворъ, проскользнулъ мимо разставленной кругомъ дома стражи такъ быстро, что тѣ не успѣли ахнуть, и скрылся неизвѣстно куда. На другой уже день донесено было городничему, что Савватiй проскакалъ на тройкѣ лихихъ по направленiю въ Ирбитъ. Бросившаяся по слѣдамъ его въ Ирбитъ тюменская полицiя имѣла только тотъ успѣхъ, что узнала о выѣздѣ Савватiя въ Москву. Такъ счастливо удалось Савватiю выскользнуть почти изъ самыхъ рукъ тюменской полицiи.

Но все же не даромъ обошелся Савватiю этотъ случай. Онъ при этомъ лишился своихъ постоянныхъ спутниковъ — попа Питирима и протодiакона Памвы, походной церкви, ризницы, церковной утвари, множества старыхъ драгоцѣнныхъ книгъ, шелковыхъ рясъ и прочаго своего имущества. Тюменскiй городничiй не прежде оставилъ домъ Про—р—вой, какъ арестовалъ всѣхъ найденныхъ здѣсь постороннихъ людей, обыскавъ весь домъ и кладовыя и забравъ все, что хотя сколько-нибудь напоминало о принадлежностяхъ церкви и духовнаго сана. Питиримъ и Памва надолго попались въ тюменскiй острогь, сама хозяйка дома и богомольцы изъ тюменскихъ старообрядцевъ подвергнуты домашнему аресту, съ воспрещенiемъ отлучаться изъ Тюмени. Походная церковь и церковныя принадлежности переданы миссiонеру о. Т—ову, отъ котораго пересланы въ Тобольскую консисторiю, гдѣ и остались навсегда. Между прочимъ были отобраны городничимъ слѣдующiя церковныя принадлежности: походная церковь изъ шелковой матерiи съ иконостасомъ, украшеннымь образами, престоломъ и нѣсколькими антиминсами, изъ церковной утвари и принадлежностей ризницы: серебрянныя—архiерейскiй посохъ, рипиды, трикирiи, дикирiи, потиръ со всѣмъ приборомъ, напрестольное евангелiе (до-никоновской печати), два напрестольныхъ креста, панагия, наперсный крестъ, дарохранительница съ запасными дарами, два большихъ пономарскихъ подсвѣчника, три митры, три священническiя ризы (онѣ же и архiерейскiя), три омофора, палица, нѣсколько стихарей и подризниковъ, полный кругъ церковныхъ старопечатныхъ и множество другихъ книгъ, двѣ печати — просфоренная и именная — "Савватiя епископа тобольскаго и сибирскаго", "настольная грамота", данная Савватiю московскимъ соборомъ при поставленiи въ епископа, "посланiе" московскаго собора къ сибирскимъ старообрядцамъ и т. д. Впрочемъ, сюда вошла и домашняя ризница Про—р—вой, которую она имѣла для разъѣзжавшихъ по Сибири и останавливавшихся у нея поповъ Рогожскаго кладбища. Сюда же вошло немало вещей, которыя только косвенно напоминали о принадлежности ихъ церкви и духовному сану; таковы: книги не богослужебныя, а только духовно-назидательнаго содержанiя, куски сукна, чернаго атласа, шелковой и шерстянной матерiи и т. п. Усердiе г. городничаго, при отобранiи оставшейся послѣ Савватiя церкви и ея принадлежностей, было на столько велико, что онъ и въ кускѣ, напр., чернаго драпа, купленнаго Про—р—вой себѣ на пальто, видѣлъ будущую рясу Савватiя или его протодiакона, и въ Четь-Минеи — чуть не церковный служебникъ и все это забиралъ, причисляя къ остаткамъ послѣ Савватiя. Про—р—вой стоило послѣ не малыхъ трудовъ увѣрить властей въ принадлежности нѣкоторыхъ забранныхъ вещей ей, а не Савватiю. Она тайно отъ тюменской полицiи, безъ всякаго писменнаго вида, ѣздила въ С.-Петербургъ, чтобы лично жаловаться г. министру внутреннихъ дѣлъ на бесцеремонность тюменскаго городничаго по отношенiю къ ея имуществу и только, по настоянiю г. министра, Святѣйшiй Синодъ предписалъ Тобольской Консисторiи возвратить Про—р—вой изъ забранныхъ вещей тѣ, которыя не составляютъ церковной принадлежности.

При всемъ этомъ сибирскiя власти не теряли надежды рано или поздно захватить въ руки правосудiя и самого Савватiя. Вслѣдъ за отбытiемъ его въ 1864 г. въ Москву, по настоянiю преосвященнаго Варлаама, было сообщено отъ тобольскаго губернатора о поимкѣ Савватiя московскому оберъ-полицiймейстеру. Московская полицiя больше полугода, секретно розыскивала его между тамошними старообрядцами, собрала точныя свѣдѣнiя, когда онъ бывалъ въ Москвѣ, у кого останавливался, съ кѣмъ изъ московскихъ старообрядческихъ духовныхъ особь имѣетъ общенiе и т.д., но самого найти никакъ не могла. Между тѣмъ изъ личной жалобы Натальи Про—р—вой стало извѣстно объ этомъ преслѣдованiи Савватiя г. министру внутреннихъ дѣлъ. Министръ, основываясь на 60 ст. XIV т. св. зак., воспрещающей преслѣдованiе старообрядческаго духовенства, если оно совершаетъ богослуженiе не публично и не совращаетъ въ расколъ православныхъ, предписалъ сибирскому начальству прекратить розыскъ Савватiя, какъ не уличеннаго по дѣлу въ открытомъ богослуженiи и въ пропагандѣ.

Долго послѣ этого, больше пяти лѣтъ, въ Сибири никому изъ начальствующихъ про Савватiя не было ничего извѣстно. Но изъ этого еще не слѣдуетъ, что онъ совсѣмъ оставилъ свою паству и пересталъ бывать въ Сибири. Нѣтъ, онъ никогда не думалъ и, вѣроятно, до сихъ поръ не думаетъ отказываться отъ своихъ, хотя и незаконныхъ, правь на Сибирь и по прежнему заботится о снабженiи сибирскихъ старообрядцевъ попами. А изрѣдка иногда бываетъ въ Сибири и самъ лично. Такъ, напр., въ 1871 г. онъ, съ паспортомъ на имя тульскаго купца Стефана Васильева Левшина (онъ же Димитрiевъ), предпринялъ было обозрѣнiе всей своей сибирской паствы. Но былъ задержанъ въ Томской губернiи. При этомъ у него оказалась не менѣе богатая, чѣмъ отобранная въ 1864 г. походная церковь съ ризницею и всѣми церковными принадлежностями.

Въ началѣ февраля 1871 года Савватiй, пробираясь въ Восточную Сибирь, остановился въ селѣ Вагановскомъ, Кузнецкаго уѣзда, и только что собрался совершить въ домѣ одного старообрядца служенiе, какъ былъ накрытъ кузнецкой полицiей. Кузнецкая полицiя, какъ и тюменская, была какимъ-то недоброжелателемъ Савватiя заблаговременно предупреждена, что этотъ разъѣзжающiй по Сибири тульскiй купецъ Левшинъ никто иной, какъ сибирскiй старообрядческiй владыка. Походная церковь, архiерейскiя принадлежности и новая печать съ именемъ "Савватiя епископа Тобольскаго и Сибирскаго", найденныя при Савватiѣ окончательно убѣдили полицiю въ этомъ предположенiи, и Савватiй на этотъ разъ попался въ кузнецкую тюрьму. Но къ его счастiю, Сибирскiй генералъ-губернаторъ, также какъ и министръ внутреннихъ дѣлъ, при рѣшенiи вопроса о преданiи Савватiя суду, не упустилъ изь виду 60 ст. XIV т. св. зак., и потому Савватiю недолго пришлось испытывать тюремное заключенiе. При допросахъ о его званiи, духовномъ санѣ и служенiи старообрядчеству, онъ откровенно сказалъ, что состоитъ сибирскимъ старообрядческимъ епископомъ съ 1862 года, что дѣйствительно въ 1864 году скрылся отъ преслѣдованiя тюменской полицiи, что раньше былъ заводскимъ крестьяниномъ гг. Демидовыхъ, а теперь числится тульскимъ купцомъ, что бываетъ по духовнымъ дѣламъ у сибирскихъ старообрядцевъ, но пропагандою между православными не занимается и т. п. Дѣйствительно, въ пропагандѣ Савватiя уличить было нечѣмъ, хотя, конечно, посѣщенiе его Сибири не остается безъ большихъ прiобрѣтенiй прозелитовъ старообрядчества. Поэтому рѣшено было препроводить Савватiя на жительство въ г. Тулу. Онъ былъ отправленъ къ мѣсту жительства съ особымъ полицейскимъ чиновникомъ. Проѣздомъ мимо г. Тюмени онъ не упустилъ случая повидаться и насладиться бесѣдою съ своими излюбленными духовными дѣтьми. Онъ прогостилъ здѣсь два дня 30 и 31 iюля 1871 года и, прощаясь съ духовными дѣтьми, далъ имъ слово бывать у нихъ, по возможности, чаще. Не извѣстно, впрочемъ, насколько исправно онъ выполняетъ данное слово. Но нельзя сомнѣваться въ томъ, что онъ не оставляетъ своей паствы безъ духовнаго утѣшенiя и поддержки чрезъ рукополагаемыхъ отъ него старообрядческихъ поповъ. Сибирскiе начетчики не лѣнятся бывать для прiобретенiя себѣ священства и въ Тулѣ.

Но объ этомъ наша рѣчь впереди.

И. Сырцовъ.


(1) См. № 14-й Тоб. епарх. вѣд. (стр. 291)

(2) В оригинале статьи эта часть текста выглядит следующим образом:

(прим. составителя). (стр. 291)

(3) Въ дѣлѣ о Савватiѣ. (стр. 291)

(4) Донес. въ Свят. Синодъ въ генварѣ 1863 г., въ дѣлѣ о Савватiѣ. (стр. 293)

(5) Въ дѣлѣ о Савватiѣ показанiя Наталiи Про—р—вой и др. (стр. 294)