ЗА РУЛЕМ, №2, 1929 год. КАК УЛУЧШИТЬ ГРУНТОВЫЕ ДОРОГИ

"За рулем", №2, январь 1929 год, стр. 20-21

Н. БЕЛЮСТИН

КАК УЛУЧШИТЬ ГРУНТОВЫЕ ДОРОГИ

ЕСЛИ из 3 млн. км. всего протяжения дорог на территории Советского Союза, лишь 20 тыс. км. покрыто каменной одеждой, то безошибочно будет если мы скажем, что имеем только грунтовые дороги.

Даже если осуществить все намеченные планы нового шоссейного строительства и увеличить в ближайшие 5—10 лет протяжение дорог с каменной одеждой вдвое, то и тогда мы будем иметь каменную одежду лишь в размере 1,3% общего протяжения наших дорог.

Дороги, расположенные на глинистых и черноземных грунтах, от дождей или от большой влажности при весеннем таянии снега размокают и становятся трудно, а иногда и совершенно непроезжими; в сухую же погоду эти дороги являются довольно плотными и удобными для движения не только конного, но и автомобильного транспорта, особенно, если дороги не имеют ям и ухабов.

Дорога, укрепленная жерствой на суглинистом грунте

Песчаные дороги бывают более или менее плотными в сырое время года, почти непроезжими в сухое, когда пески находится в сыпучем состоянии, и очень легко прорезаются колесами повозок.

Встречаются дороги, и большей частью, проходящие по грунтам средним между чистыми глинами и песками, так называемым, суглинистым (когда преобладает глина) и супесчаным (когда преобладает песок) и тогда состояние дороги в разное время года и при разной погоде бывает различное.

Состояние дороги зависит и от количества движения по ней. Часто бывает, что удобопроезжая дорога становится труднопроезжей после прохода по ней больших воинских обозов или артиллерии; автомобильное движение также чрезвычайно сильно разрушает дорогу.

Мы наблюдаем самое разнообразное состояние одной и той же дороги в разное время года.

Большинство наших дорог (до 95%) имеют малую грузонапряженниость и потому улучшение их должно производиться наиболее упрощенным, дешевым и более скорым способом, удовлетворяющим требованиям современного движения.

Дорога в песчаном грунте, укрепленная шлаком

Дорожная техника дает нам такие приемы исправления.

Для того, чтобы избежать излишних расходов на перевозку используются прежде всего все местные материалы, которые, так или иначе могут укрепить грунтовое полотно дорог; к таким материалам должны быть отнесены: для песчаных дорог — глина, болотная руда, торф, жерства (выветрившийся камень), шлаки, гравий; для глинистых — песок, или на песчаной прослойке также — жерства, шлак, и гравий.

Все эти материалы имели уже применение, в частности, на дорогах Украины и дали положительные результаты. Используются они таким путем: полотну дороги с помощью простых машин — утюга или гредера — придается правильный поперечный скат для стока воды, прочищаются боковые канавы, на полотно насыпается ровным слоем в должном количестве добавляемый материал; если это песок или глина, то они перемешиваются боронами с грунтом дороги и укатываются катком; в остальных случаях материалы насыпаются ровным слоем и уплотняются катками.

В случае хорошего грунта добавки материала не требуется, а дороге только придается поперечный скат, устраиваются канавы и полотно дороги с возможной тщательностью укатывается.

Количество добавляемого песку или глины зависит от грунта дороги: чем грунт песчанее, тем больше глины, чем глина жирнее, тем больше прибавляется песку. На дорогах Украины прибавлялось на 1 км. дороги от 300 до 760 куб. м. Жерства, гравий, шлак, болотная руда рассыпаются в таком количестве, чтобы по уплотнении получался слой в 10—15 см., или в среднем около 750 куб. м. рыхлого материала. Стоимость работ при этих способах улучшения грунтовых дорог определяется на 1 км.:

без добавки грунта  в  420 р.
с добавками » » 1200—3500 р.

В результате специальных наблюдений колея на улучшенных грунтовых дорогах определялась весной в среднем в 12 см. и не превышала 25 см., тогда как на улучшенных 1) она достигала 50 см.

Дорога в песчаном грунте с добавкой глины

При различного рода укреплениях ширина колеи не превосходила: для дороги без добавок — 19 см., с примесью глины — 12 см., с укреплением жерствой — 3 см. При этом, движение на рассматриваемых дорогах было довольно большое и достигало до 280 подвод в день. Срок распутицы на улучшенных дорогах не превосходил 14 дней, тогда как на неулучшенных он в большинстве случаев достигал 26 дней.

Дороги, не улучшенные жерствой, шлаком, гравием, а улучшенные только добавками грунта — песком и глиной — первые годы были рыхлы и требовали тщательного надзора; в дальнейшем они уже значительно уплотнились и колея на них стала меньше.

Преимущество таких способов улучшения дорог заключается и в том, что они по простоте своего выполнения могут легко производиться при трудовом участии населения и при помощи самых простых машин — утюга, канавокопателя, катка, — которые на первое время могут быть деревянные и сделаны самими крестьянами по данным им чертежам.

Необходимо указать, что как за всякими дорогами, так в особенности за улучшенными грунтовыми, необходим постоянный надзор с целью своевременного исправления всех повреждений на дороге: заравнивания ям, прочистки кюветов, спуска воды с полотна в кюветы и по ним в сторону и т. д. Особенно этот надзор необходим весной и после дождей.

Осуществляться этот надзор может через особо набранных сельскими обществами или назначенных ремонтеров или уполномоченных (бесплатно или за плату). Каждому уполномоченному может быть дано до 10 км. дороги. На обязанности его должно лежать осмотр дороги и принятие мер к срочному исправлению всех повреждений путем привлечения населения к работам через сельсоветы.

Ячейки Автодора должны будут взять на себя организацию такого надзора и наблюдение за своевременностыо ремонта.

Ячейки Автодора должны поставить перед собой еще одну задачу. Известно, что крестьяне очень часто, теперь и раньше по своей инициативе применяли различные местные материалы. Точно так же крестьяне и некоторые земства применяли различные дешевые способы устройства грунтовых дорог. На территории, например, Украины были обнаружены участки дорог, улучшенные ранее (еще до революции) профилированием, примесью глины, торфа и мела. Эти участки и сейчас находятся, в сравнении с соседними, в лучшем состоянии. Ячейки Автодора в сельсоветах, хорошо знакомые со всеми окружающими дорогами, должны сообщать дорожным органам об этих способах улучшения, чтобы те изучили их и могли применять в своей практике и рекомендовать другим.

Дорога, укрепленная болотной рудой, на песчаном грунте

При таких условиях дорожники-производственники и население будут помогать друг другу в деле изысканий новых дешевых способов улучшения грунтовых дорог, а следовательно, совместными усилиями продвигать общее наше дело — борьбу с бездорожьем.

Н. Белюстин


1) Так в тексте статьи. Скорее всего, это опечатка и данный кусок текста должен выглядеть так: "... колея на улучшенных грунтовых дорогах определялась весной в среднем в 12 см. и не превышала 25 см., тогда как на неулучшенных она достигала 50 см."

Также с замеченными опечатками можно ознакомиться в заметке в № 5. (прим. составителя). (стр. 21.)