ЗА РУЛЕМ, №2, 1929 год. КАК УЛУЧШИТЬ ГРУНТОВЫЕ ДОРОГИ

"За рулем", №2, январь 1929 год, стр. 20

Н. БЕЛЮСТИН

КАК УЛУЧШИТЬ ГРУНТОВЫЕ ДОРОГИ

ЕСЛИ из 3 млн. км. всего протяжения дорог на территории Советского Союза, лишь 20 тыс. км. покрыто каменной одеждой, то безошибочно будет если мы скажем, что имеем только грунтовые дороги.

Даже если осуществить все намеченные планы нового шоссейного строительства и увеличить в ближайшие 5—10 лет протяжение дорог с каменной одеждой вдвое, то и тогда мы будем иметь каменную одежду лишь в размере 1,3% общего протяжения наших дорог.

Дороги, расположенные на глинистых и черноземных грунтах, от дождей или от большой влажности при весеннем таянии снега размокают и становятся трудно, а иногда и совершенно непроезжими; в сухую же погоду эти дороги являются довольно плотными и удобными для движения не только конного, но и автомобильного транспорта, особенно, если дороги не имеют ям и ухабов.

Дорога, укрепленная жерствой на суглинистом грунте

Песчаные дороги бывают более или менее плотными в сырое время года, почти непроезжими в сухое, когда пески находится в сыпучем состоянии, и очень легко прорезаются колесами повозок.

Встречаюгся дороги, и большей частью, проходящие по грунтам средним между чистыми глинами и песками, так называемым, суглинистым (когда преобладает глина) и супесчаным (когда преобладает песок) и тогда состояние дороги в разное время года и при разной погоде бывает различное.

Состояние дороги зависит и от количества движения по ней. Часто бывает, что удобопроезжая дорога становится труднопроезжей после прохода по ней больших воинских обозов или артиллерии; автомобильное движение также чрезвычайно сильно разрушает дорогу.

Мы наблюдаем самое разнообразное состояние одной и той же дороги в разное время года.

Большинство наших дорог (до 95%) имеют малую грузонапряженниость и потому улучшение их должно производиться наиболее упрощенным, дешевым и более скорым способом, удовлетворяющим требованиям современного движения.

Дорога в песчаном грунте, укрепленная шлаком

Дорожная техника дает нам такие приемы исправления.

Для того, чтобы избежать излишних расходов на перевозку используются прежде всего все местные материалы, которые, так или иначе могут укрепить грунтовое полотно дорог; к таким материалам должны быть отнесены: для песчаных дорог — глина, болотная руда, торф, жерства (выветрившийся камень), шлаки, гравий; для глинистых — песок, или на песчаной прослойке также — жерства, шлак, и гравий.

Все эти материалы имели уже применение, в частности, на дорогах Украины и дали положительные результаты. Используются они таким путем: полотну дороги с помощью простых машин — утюга или гредера — придается правильный поперечный скат для стока воды, прочищаются боковые канавы, на полотно насыпается ровным слоем в должном количестве добавляемый материал; если это песок или глина, то они перемешиваются боронами с грунтом дороги и укатываются катком; в остальных случаях материалы насыпаются ровным слоем и уплотняются катками.

В случае хорошего грунта добавки материала не требуется, а дороге только придается поперечный скат, устраиваются канавы и полотно дороги с возможной тщательностью укатывается.