ЗА РУЛЕМ, №9, 1929 год. УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ

"За рулем", №9, май 1929 год, стр. 18-20

Проф. Е. А. ЧУДАКОВ

УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ

Карбюраторы 1)

6. Карбюратор Клодель

ОБЩИЙ вид карбюратора Клодель с жиклером простой формы представлен на фиг. 13. Топливо поступает в поплавковую камеру через отверстие Р и игольчатый клапан Г. Далее, через сверление в теле карбюратора топливо из поплавковой камеры поступает к жиклеру А. Последний, помимо внутренней калиброванной трубки, имеет снаружи колпачок с двумя рядами отверстий — М и Н. Действие такого жиклера в смысле поддержания постоянства состава смеси было описано выше и показано на фиг. 4.

Фиг. 13.

Правильный состав смеси при холостом ходе двигателя и при пуске его в ход обеспечивается тем же главным жиклером. Благодаря специальной форме золотникового дросселя при прикрытом его состоянии над жиклером получается значительное разрежение, чем и обеспечивается достаточное поступление топлива.

При помощи винта Д можно производить изменение отверстия в дросселе, которое остается после того как последний прикрыт. Таким образом, этим винтом можно производить изменение того разрежения, под которым будет поступать из жиклера топливо на холостом ходу двигателя, а, следовательно, можно производить изменение состава смеси. Подвертывание винта, т.-е. приближение его к жиклеру, дает обогащение смеси на холостом ходу двигателя, а вывертывание винта — обеднение. Получившаяся на холостом ходу двигателя рабочая смесь поступает к всасывающей трубе двигателя через отверстие П, так как в это время дроссель перекрывает главное выходное отверстие из карбюратора.

На фиг. 14 представлен общий вид карбюратора Клодель, снабженного жиклером более сложной конструкции. Здесь топливо из поплавковой камеры поступает в камеру Р и далее к жиклеру А. Воздух через отверстие М в наружной трубке жиклера проходит внутрь и создает торможение топлива.

Фиг. 14.

Топливо вместе с прошедшим внутрь жиклера воздухом выходит через отверстия Н к головке жиклера. Устройство жиклера представлено отдельно на фиг. 15. Жиклер состоит из четырех концентрически расположенных трубок Б, В, Г и Д. Трубка Б представляет собой пусковой жиклер, служащий также и для холостого хода двигателя. Трубка В выполнена в одно целое с головкой жиклера, в которой имеются отверстия Н для выхода топлива. Трубка В имеет внизу резьбу, при помощи которой она ввернута в тело Е и зажимает таким образом наружную трубку жиклера Д. Трубка Г выполнена в одно целое с телом жиклера Е.

Фиг. 15.

Топливо из камеры карбюратора Р (фиг. 14), пройдя фильтр-сетку И, поступает через отверстие К в зазор между трубками Б и В и далее вытекает через отверстия Н, если около последних имеется необходимое для этого разрежение. Одновременно с этим через отверстия М в наружной трубке Д проходит воздух; этот воздух, пройдя сначала между трубками Д и Г, а затем между трубками Г и В через отверстия Л, также поступает в зазор между трубками Б и В, производя здесь торможение протекающего топлива.

7. Карбюратор Солекс

Общий вид карбюратора Солекс представлен на фиг. 16. Топливо поступает через отверстие Р и, пройдя фильтр, подходит к игольчатому клапану Г. Последний поддерживается в закрытом или открытом состоянии при помощи поплавка Д. Из поплавковой камеры топливо поступает к главному жиклеру А и к пусковому жиклеру Б.

Фиг. 16.

Весь карбюратор состоит из двух частей, разнимающихся в горизонтальной плоскости и свернутых при помощи гайки М и винта Н, укрепленного в нижней части карбюратора. Дроссель В выполняется или в форме пластинки, или в форме круглого золотника, как это представлено на фиг. 16. Устройство главного жиклера Солекс более подробно представлено на фиг. 17. Жиклер состоит из трех частей. Внутренняя трубка В имеет в своей нижней части калиброванное отверстие, через которое и поступает топливо из поплавковой камеры. Трубка В окружено второй трубкой Г, составляющей одно целое с гайкой Д, ввернутой в тело карбюратора. Эти две трубки покрыты сверху колпачком Е, имеющим в своей нижней части отверстия И.

Благодаря разрежению, получающемуся в диффузоре К, топливо через отверстие поступает в колодец Л и далее в смесительную камеру карбюратора. Одновременно с этим воздух поступает в отверстия И колпачка Е и далее, пройдя по кольцевому пространству между трубками, он проходит через отверстия в колодец Л, уменьшая, таким образом, то разрежение, под которым происходит истечение топлива из отверстия. При подборе правильных размеров для отверстий в трубках Е и В, можно достигнуть постоянства смеси при различных рабочих режимах двигателя. Для соответствующего размера карбюратора, измеряемого диаметром его выходного отверстия, установлены соответствующие размеры как отверстий в трубках Е и В, так равно и отверстия для прохода топлива. В случае необходимости обогащения смеси, следует сменить центральную трубку В на другую, имеющую большее отверстие для прохода топлива.

Фиг. 17.

Получение правильной рабочей смеси на холостом ходу двигателя, а также и при его пуске в ход достигается в карбюраторе Солекс при помощи специального пускового жиклера Б. При прикрытом дросселе появляется значительное разрежение в отверстии П, благодаря которому топливо из пускового жиклера Б поступает в камеру смешения в значительном количестве.

Достаточная приемистость карбюратора Солекс обеспечивается наличием топлива в колодце Л при прикрытом дросселе. В случае резкого открытия дросселя, это топливо сразу подается в камеру смешения, обеспечивая этим получение достаточно богатой смеси.

Аналогично тому, как это имело место в карбюраторе Зенит, современные карбюраторы Солекс начинают применять двойное и тройное распыление воздуха. При этом конструктивное выполнение остается тем же, т.-е. смесь топлива с воздухом последовательно проводится через несколько сопел, как это представлено на фиг. 12 для карбюратора Зенит.

8. Карбюратор Палас

Общий вид карбюратора Палас представлен на фиг. 18. Топливо поступает в карбюратор через отверстие Р и, пройдя фильтр Т и игольчатый клапан Г, оно поступает в поплавковую камеру Н. Поплавок Д, имеющий кольцевую форму, вращается около шарнира С и действуя на игольчатый клапан Г, поддерживает в поплавковой камере постоянный уровень топлива.

Фиг. 18.

В карбюратор вставлен жиклер Л, служащий для получения правильной и постоянной по составу смеси. Этот жиклер в разрезе представлен отдельно на фиг. 19. В нижней своей части он имеет ввернутую пробку Д, в которой выполнено калиброванное отверстие Е. Через это отверстие Е топливо из поплавковой камеры поступает в жиклер. Далее оно через два отверстия М, выполненных в наружной трубке жиклера А, поступает в смесительную камеру карбюратора. В наружной трубке И жиклера А помещена внутренняя трубка К, которая сверху прижимается пробкой Л. В пробке Л имеется калиброванное отверстие, через которое воздух поступает внутрь трубки К. Через отверстия П, имеющиеся в нижней части трубки К, воздух выходит в трубку И и здесь смешивается с бензином, Далее смесь этого воздуха с бензином через отверстия М поступает в смесительную камеру.

Таким образом, воздух, поступающий через трубку К, уменьшает то разрежение, под которым происходит истечение топлива через отверстие Е; этим и достигается регулирование постоянства смеси при различных режимах двигателя.

Фиг. 19.

Для заданного размера карбюратора калиброванное отверстие Е, а также и отверстие пробки Л должны быть строго определенной величины. В случае необходимости изменения состава смеси следует сменить пробку С и взять ее с большим или меньшим отверстием Е.

Чтобы получить правильную рабочую смесь для холостого хода двигателя или для пуска его в ход, в карбюраторе Палас имеется специальное приспособление, которое состоит в следующем. В трубке И имеется отверстие Б, через которое топливо может поступать в сверление З и далее через проход П в смесительную камеру карбюратора.

При прикрытом дросселе над последним получается значительное разрежение, которое и способствует большому поступлению бензина через отверстие Б.

Для отдельных калиброванных отверстий в карбюраторе Палас фирмой рекомендуются следующие размеры, в зависимости от мощности двигателя.

Мощность
двигателя
(лош. сил)
Диаметр главного
жиклера Е (мм)
Диаметр пробки
для воздуха Л (мм)
6 0,85—0,90 0,7—0,75
10 1,1—1,15 0,9—0,95
15 1,30—1,35 1,1—1,15
20 1,55—1,55 1,25—1,30
25 1,7—1,75 1,35—1,4
30 1,85—1,9 1,45—1,5

Мощность в приведенной таблице определяется по немецкой формуле

0,3 · i · Д · Н

где i — число цилиндров двигателя;

Д — диаметр цилиндра в сантиметрах;

Н — ход поршня в метрах.

Приведенные в таблице размеры жиклеров являются лишь приблизительными, и точная регулировка их должна быть произведена при помощи непосредственного испытания двигателя.

Смена жиклеров в карбюраторе Палас производится весьма легко. Для этой цели достаточно вынуть весь жиклер А из корпуса карбюратора.

Проф. Е. А. Чудаков

Продолжение в следующем номере

1) Продолжение, см. № 8 "За Рулем". (стр. 18.)