РАДИО ВСЕМ, №21, 1929 год. УГОЛОК МОРЗИСТА

"Радио Всем", №21, ноябрь, 1929 год, стр. 632-634.

УГОЛОК МОРЗИСТА.

Уголок ведут М. М. Красовский и М. А. Вольфберг.

Технические советы

Создание нормальной учебной обстановки — залог успешного изучения азбуки Морзе. Поэтому обязанностью каждого начинающего должно служить: тщательное ознакомление со всеми теми немногочисленными приборами, без которых немыслимо прохождение отделов уголка Морзе. Необходимо заранее приобрести или приготовить: 1) зуммер, 2) телеграфный ключ (см. № 20 «Р. В.»), 3) телефон, 4) батарейку сухих элементов. Остановимся подробнее на каждом из перечисленных приборов.

Зуммер. Его иногда называют пищиком. Прибор, посредством которого можно получить разной высоты звуки. Основной частью зуммера является катушка, на которой наложено несколько сот витков изолированной проволоки, в середине катушки находится железный сердечник. Если по катушке пропустить ток, то железный сердечник намагнитится, по прекращению тока сердечник сейчас же размагнитится. Горизонтально над сердечником располагается железная упругая пластинка, которая в нормальном положении прижимается к контакту Г. Таким образом, вся цепь составляется из обмотки катушки, пластинки и контакта Г. Когда в копцам этой цепи приложено некоторое напряжение, по обмотке катушки пройдет ток, который намагнитит сердечник. Сердечник притянет к себе пластинку, которая вследствие этого оторвется от контакта Г и разомкнет цепь. Ток прекратится, сердечник размагнитится, и пластинка вновь прижмется к точке Г, чем опять замкнет цепь, сердечник вновь намагнитится и притянет ее. Таким образом, если цепь держать все время под некоторым напряжением, пластинка будет находиться в быстром колебательном движении и будет звучать некоторым определенным тоном, высота которого зависит от числа колебаний, число же колебаний пластинки будет зависеть от ее размеров и свойств и расстояния между сердечником катушки и контактом Г. При сборке зуммера необходимо предусмотреть возможность регулировки степени нажатия острия Г на пластинку (ввинчивание и вывинчивание), в противном случае высоту тона звучания зуммера изменить окажется невозможным.

Рис. 1

К небольшой деревянной дощечке (см. рис. 1) 9 × 6 см крепится стойка А, несущая контакт Г и пластинку-прерыватель В. (Стойка А предварительно изготовляется из куска латуни, как показано на рисунке.) Прерыватель В изготовляется из железной пластинки длиной 2 см и шириной 1 см, при толщине около 1,5 мм. Этот кусочек железа приклепывается к латунной стойке А. Катушка располагается так, чтобы выступающий конец ее сердечника приходил к краю пластинки-прерывателя В.

Изготовление самого электромагнита чрезвычайно просто. Если нет испорченного электрического звонка, из которого можно взять уже готовый, то берут обыкновенную катушку из-под ниток, на которую наматывают витков 200—300 изолированной проволоки толщиной 0,4—0,5 мм. Для сердечника необходим кусок мягкого железа в 3,5 см длины диаметром 5—6 мм. (Можно взять и обыкновенное железо, но предварительно нагреть и медленно охладить.) Электромагнит можно изготовить и другим способом: сделав из эбонита или проваренного в парафине и изолированного шеллаком картона два кружочка диаметром 2 см, набивают их на концы сердечника, обматывают пространство между стенками изолированной лентой, накладывают проволоку. Кроме того необходим медный винт (Г) с гайкой.

Телефон. Прибор, служащий для преобразования колебаний электрических в звуковые. Для занятий пригодны как низкоомные, так и высокоомные телефоны (устр. дешевого телефона см. «Радио всем» № 10 за 1928 год).

Элементы. Источники питания учебных схем (сухие и водоналивные). При покупке сухих следует обращать внимание на дату изготовления элемента. Элемент, изготовленный свыше полугода, почти наверняка негоден. (С момента выпуска с завода он начинает расходоваться, теряя некоторое количество энергии «на себя».) Водоналивной элемент отличается от сухого тем, что электролит в нем находится в сухом состоянии и такой элемент не дает никакого напряжения, пока в него не будет влита вода. В зависимости от тока, который предполагают брать от элемента, выбирают его размер. Для питания зуммера (учитывая его работу несколько часов подряд) следует применять элемент размером около 55 × 55 × 125 см.

Рис. 2

Чем можно заменить сравнительно капризный прибор зуммер? На рис. 2 представлена простейшая схема лампового генератора звуковой частоты. Подготовленныи любитель соберет такую схему в несколько минут. Для схемы необходимы: 1 микролампа, трансформатор низкой частоты 1:3 или 1:4, реостат накала и источники питания накала и анода. Как видно из схемы, вся сборка состоит главным образом в включении трансформатора. Концы его первичной обмотки присоединяют последовательно телефону (между анодом лампы и плюсом анодной батареи). Для перерыва сигналов (передача точек и тире) в цепь вторичной обмотки ставится ключ К. Силу звука можно увеличить, увеличивая анодное напряжение. Для изменения же высоты тона, можно изменить либо емкость конденсатора С (включение его не обязательно) либо накал нити лампы. Ламповый звуковой генератор с успехом заменит зуммер и имеет те несомненно значительные преимущества, что сохраняет постоянство тока, чистоту и устойчивость во все время пользования.

Рис. 3

Рис. 3 представляет другой вариант генератора звуковой частоты для занятий, предложенный РК-799. В нем двухсеточная лампа использована по обычной негадинной схеме, в цепь сетки которой включен контур, имеющий очень низкую частоту собственных колебаний. Данные ее таковы: С1 емкость 1 микрофарада, L — вторичная обмотка трансформатора(1:3—1:4). Телеграфный ключ К включен в цепь анода последовательно с телефоном. На этом применение ламповых схем для занятий Морзе мы пока и ограничим.

ЗАНЯТИЕ 4-е

1.

Прием:

45 минут — знакомство со звуковым изображением знаков Морзе. Опрос каждого слушателя (без записи) следующих знаков:

Е И Е И С X Е И Е Е Е С Е Е И Е И И X Е Е Е Е X С И С X С С X Е Е И Т Е Т Е Т А С Т Е Е Т У А X И И И Е Т Ж С Т Ж У Е Е А Ж И Т У А Т В В Т Т М О М М Ш О Т М С Т Ж У Ш А В Й Ш Й Ш Й А М Й В А Т Ж И Е Т Й В X М С О X Ш У И Т Й В А Т Е И С X Ш О М Ж У Е Е А.

(Примечание для преподавателя: по исчерпании предложенного материала тот же текст может быть использован в обратном порядке и несколько раз. Это примечание относится также и к последующим урокам.)

45 минут — те же упражнения. Передача: занятий нет.

2.

Прием:

25 минут — опрос без записи:

С Т Ж У Ш А В Й Ш Й Ш Й А М Й В А Т Ж И Е Т Й В Х М С О Х Ш У И Т Й В А Т Е И С X Ш А О Ж У Т Е И Н Е Д Д Е Б Б Д Б Т С Б М Е Г Г Т Н Г Г Т Т Г Ч Й Ч Й Ч Т И Д Б А У Ж И Г Ч А В Й Ч Г Б.

Знак начала действия — · — · — (НК).

65 минут — запись: с пятимин. перерывом

(НК) (НК) (НК) И Ч Г Т Е О Е Ч И И Б Т С Б М П Ч П Е Д Б Д Б Б Д Б Д Д Б Т С И И Б Д Д Е Б (НК) С Т Ж И Е Т Е А У Ж Г М Е Т М О Ш Х С И Е А Б Й Ч Г И Т И Д Е Б Т С М М Ш И И X (НК) Е Т И А У Д Ж Б В Г Й Ч Т О Ш И С Т Ж Д У В Ж Г В Ч Й (НК) А В Й А У Ж Т И Д Б Д Е Т И Е Б Х С Т Ж И И Д Б Б Д У Ж Ж У В Г Г В Ч Й Й Ч Е И С X Т М О Ш А У Ж В Й И Д Б Г Ч (НК) Д Е Т И Е Б X С Т Ж.

Передача: занятий нет.

3.

Прием: 5 букв в минуту (бвм)

25 минут — опрос без записи:

(НК) (НК) (НК) М М Ш И И X Я Я Я Е Т И А У Д Ж Б Ц Ц Ц В Г Й Ч Е Е Н Ф Т О Ш Е Д Л И С Т Ж Д У Б Ж Ф Г В Ч Й (НК) Я А А Я Е Т Е Т Я Н Н Ц Т А Е Ц Я Я Л Л Ц Ц Ф Ф А В Й А У Ж Я А А Ф Л Ф Ф Л Л Ф Т И Д Б Д Е Т И Е Б X С Т Ж Л Я Н И Д Б Б Д У Ж Ж У Ф Л Л Ф В Г Г В Ч Й Й Ч Ц И И Л Е И Н Ф С X Т Я М О Ш А И Л У Ж Ц В Й Ф Н Д Б (НК) Ц Я Е Т Я Н И Ц Т А Е Ц Я Я Л Л Ц Ц Ф А В Й

Правильный промежуток (интервал) между буквами — главное, на что следует обратить внимание. Что получится, если передать слитно: АА? ТЕН? ОТ? ЭТА? ТО? НЕ? если «разорвать»: Я? Ц? Б? и т. д,

65 минут — запись: (с 5-мин. перерывом)

(Примечание для преподавателя: в предлагаемых текстах и упражнениях каждый знак и каждая буква строго продуманы и входят в счет учебного времени. Передаче подлежит все, что напечатано.)

(НК) (НК) (НК) ТОМ, СИТО, СТО, СИХ, СЕССИИ, ЭТО, ДОМ, ШИЛО, ШУМ, ВАТА, МЕД, ЖИЛА, ЖАБА, СОН, СОМ, МОСТ, СИЛА, ЛАЙ, ЧАЙ, БОЙ, ТОН, НОТА, НАША, ШАГ, МАЙ, БИДОН, БЕГ, ВОЙ, ХОТЯ, ЦЕНА, ЯГОДА, ЯД, ЯДВИГА, УЖ, ГОЛОС, ЛИЦО, ФЕСТОН, ФОРД, ЧАД, ДАЧА, ЧИСТО, ДИНАМО, ЖИТО, ТОЖЕ, ХЛЕБ, ВИНО, ЦВЕТ, НОГА, ДИВАН, ЛАФЕТ, ОЛИФА, ЛИФТ, ЯЙЦО, ЯИЧНИЦА, ГЛУБИНА, ДЯТЕЛ, ЛЕСТНИЦА, ЛЕСНИЧИЙ, ФЛЕЙТА, СТУЖА, ТОЧКА, ТЕЛЕФОН.

Передача:

45 минут — упражнения на точках и тире. Взаимный контроль над положением руки. Метод общего счета (см. «Р. В.» № 20).

4.

Прием: 7 букв в минуту (бвм)

25 минут — опрос без записи:

(НК) (НК) (НК) И М Ы Н В Ы Ы, М А Щ Г Т Щ, Ы Щ Щ Ы. А А Я У Е Ф А И Л Е М В А М Й, Т Ч Г Ч Е Е Т У. С Т И Е Т Ж Д Е Б, Т Н М Ы Щ Щ Щ Ы С Х Ш М И Ч Г Н Г Ч Ш Ч Ш Й. Х И Е Е И И. А У Ж Щ М И А Я, Д А Т В В В Г Г В Щ Ы Е И С X Т М О Ш А У Ж В Й М И Д Б Г Ч Я Ц Л Ф Ы Щ Т Н М Ы Щ Щ Ы С X Ш М И Ч Г. С Т Ж.

Что получится, если слитно передать: ЕЕ? НЕ? АЯ? ТЕМ? Если разорвать: Ы? Щ? и т. д.

65 минут — запись (с перерывом на 5 м.):

(НК) (НК) (НК) ТЫЛ, СЫН, МЫТЫЙ, ВЫРЫТЫЙ, ЛЫЖИ, ЧИЖ, СЫЧ, ЩИТ, ЧЕСУНЧА, ЧАЩА, ЛУЖА, МОЩИ, ЩИТЫ МЫЧАТ, ГЛЫБА. ВЫБЫЛ. ХИЖИНА ЦЫГАН. ЯМА. ШЕСТ. ШАХТА. ХОЛОД. ХАМЕЛЕОН. ВСНХ. СХЕМЫ. ЦЕЛЫЙ. ЯЙЦО. ЛИФТ. ФЛЕЙТА. ЯГОДА. ХИОСС. ЖУЖЕЛИЦА, ХОХОТ, ЦУЖЕЛ, ЦЕХ, ЖУЖЖАТ, ЖМЫХИ. ВСХОДЫ. ВОСХОД. ЯВНЫЙ, ЯЛТА. ЯССЫ. ЧУБ, ЩЕТИНА. ЧАЙНАЯ. БОДАЙБО, БОБЫ. БАЛАБАН, ЛИБАВА, БАЯН, ТЕЛЕФОН, ТЕЛЕГА. ТЕНЕТА.

Передача (5 бвм.):

45 минут — слова 3-го урока.

5.

Прием (9 бвм):

25 минут — опрос без записи.

(НК) (НК) (НК). Т Г Ч Е Е Т У. С Т И Е Т Ж, Д Е Б, Т И М Ы Ш М И З, Г Е З. И М Ю Т Ю. З Ю Ю З Л З Ф Ю М А Щ М Ю. И И X М И Ч М И З Ю Ю З З.

Знак раздела: — · · · — (пишется —).

Ч Г И Г Ч Ш Ч Ш Й. X И Е Е И И А У, — Ж Щ М Н А Я, З Д А Т В Ю Г В В Г Ю Щ Ы С X А Я, — Л Ф Ф Л Н Т Е Ц Ю Ю Ю З Ю З З Ю

Какие буквы можно выделить из частей знака раздела?

Что можно получить из знака

· · · — · — · — · · —?

Все внимание учащихся на интервалы.

65 минут — запись (с перерывом 5 в м.):

Ж Ж Ж (НК) — ЖЕЛЕЗО ЗВОН ЯЗЫЧНИЦА ЧЕРЕМУХА ЯДВИГА. СТУЖА. ЯССЫ. ЮБИЛЕЙ. ИЗЮМ, ЗЮЙД, ДЮЙМ, ЮФТЬ, ФИЛЬМА ФАНАТИЧНЫЙ ВСНХ ЮЖАНИН ЗАВЕЩАНИЕ — ЖУЖЕЛИЦА — ХОХОТ ТЕЛЕФОН ЯЙЦО ГЛЫБА ЦЫГАН ЩИТЫ. СЫЧ ВЫМЫТЫЙ УЖАС СХЕМЫ ЛИФТ, ЯГОДА — XАБИБУЛЛА БАСМАЧ ЖМЫХИ. ЗАЖЖЕННЫЙ. ЖАЛО. ФЛЕЙТА БАЯН ВСХОДЫ ЦЕМЕНТ ФАМИЛИЯ — ЯФФА, ЖАСМИН, НИЖНИЙ ВОЗ, ЮЗ, ЛИЗА, ЗАЛОМ МОЛНИЯ АЙВА БАЗА БОДАЙБО ЮЛА ЮЛИЯ ЗАЯЦ ЮГ — ГРУЗ ЯД ДЫНЯ, УГОЛ, ТАЗ. ЗОБ ЩЕГОЛИХА СЧАСТЛИВЫЙ ЖУЖЖАНИЕ ЩЕТИНА ЗАВОД ФЛЮИД ФОСФАТ ТИФЛИС.

Передача (5 бвм):

45 минут — слова 3-го урока.

Еще раз необходимо отметить, что основными правилами воспроизведения знаков, как писанных, так и слуховых, является равномерность сигналов, промежутков между буквами и словами и длины точек и тире.

Прочтите нижеследующее (текст Морзе):

(увеличенное изображение)