Если оглянуться на работу наших станций в январе прошлого года, то невольно бросится в глаза значительное улучшение их работы за период истекшего года. В то время нельзя было твердо сказать, на какой волне и как работает та или другая станция. Длина волн у большинства радиостанций сильно отклонялась от положенных Наркомпочтелем, чистота передачи оставляла желать лучшего. В настоящее время на многих станциях эти недостатки почти полностью изжиты. К таким «исправившимся» следует отнести Днепропетровск, Луганск, Казань и некоторые другие. Нельзя, конечно, обходить молчанием и недостатки в работе наших станций. Совершенно неудовлетворительны передачи Великого Устюга, Ташкента, большей чистоты работы оставляет желать Киев. Наш центральный радиовещатель — «Коминтерн» до сих пор слышен слабо в провинции, о чем свидетельствуют письма радиослушателей. Когда же, наконец, будут приняты меры для восстановления его громкости! Вообще с «принятием мер» у нас обычно не особенно торопятся. Для примера достаточно вспомнить про столь нашумевшую работу Опытного передатчика и Свердловска на одной волне. Ведь больше двух месяцев работали эти две станции на одной волне и этим самым заставляли молчать многочисленные коллективные радиоточки Урала и Поволжья, пока не перевели, наконец, Свердловск на другую волну.
При вступлении в новый, 1930 год мы пожелаем нашим радиовещательным органам окончательно изжить все недостатки дела радиовещания. Особое внимание следует обратить на ряд недостатков, указанных нами в последних номерах «Радио всем» за прошлый год.
Очень часто радиолюбитель спрашивает, какую он принимал станцию, говорившую, скажем, на украинском языке. Названия же ее он не мог разобрать. Как быть?
Мы не раз указывали, как определяются различные заграничные станции, но сравнительно мало останавливались на станциях наших, советских. Спешим пополнить этот пробел, приводя здесь ряд характерных признаков работы некоторых станций.
1) Артемовск (Донбасс). Мощность в антенне 1,5 клв. Длина волны 370 м (810 кц), фактически — около 356—360 метров. Передача производится на русском и украинском языках.
Начало передачи и конец: «Говорит Артемовск через радиостанцию Артемовского радиоцентра» — «Говорить Артемивське через радиомовну станцию Артемовського радиоцентру».
Между номерами: «Говорить Артемовське».
Передачи Артемовска не отличаются особой чистотой. Дальность его действия при приеме на ламповый приемник — довольно значительна. Часто он слышен под Москвой с громкостью Р5 на приемнике 0—У—1.
2) Баку, мощный передатчик расположен на окраине города в поселке им. Шаумяна. Студия находится в 5 километрах от станции. Мощность в антенне — 12 клв. Длина волны 1 389 м (217 кц).
Передачи Баку производятся на русском, тюркском и армянском языках. В начале передачи и в конце Баку называет себя на русском и тюркском языках. Приводим русский текст: «Говорит Баку, радиоцентр, через радиостанцию имени «26» на волне 1 380 метров. Между номерами: «Говорит Баку».
Баку является одной из наиболее легко принимаемых у нас, в центре Союза, окраинных станций. Нередки случаи приема Баку зимой под Москвой на детектор. Всем любителям, принявшим Баку на значительном расстоянии, бакинский радиоцентр высылает цветные открытки с подтверждением приема, вроде коротковолновых QSL.
3) Воронеж. Адрес станции: Воронеж, проспект Революции, № 1. Длина волны 468,8. Мощность в антенне 1,2 киловатта. Начало передачи: «Слушайте, слушайте, говорит Воронеж через радиостанцию имени Профинтерна. Передачи производятся из студии Радиоцентра Д. Ч. О.
Между номерами: «Слушайте, говорит Воронеж».
Конец передачи: «...говорит Воронеж, лекция (беседа, концерт) окончена. Передача производилась из студии радиоцентра Ц. Ч. О. На этом мы сегодняшнюю передачу заканчиваем. Всего хорошего, до завтра, до... часов».
Воронеж отличается хорошей чистотой передачи, но и небольшой ее громкостью. Например, при приеме под Москвой, несмотря на близкое расстояние, он слышен слабее дальних станций, вроде Артемовска или Сталино.
4) Гомель. Адрес станции: Гомель, улица Билецкого, № 25. Длина волны 483 метра. Мощность в антенне 1,2 киловатта. Передачи производятся на русском и белорусском языках. Называет себя в начале и в конце передачи: «Алло, говорит Гомель, радиостанция имени Сталина, на волне 483 метра».
Между номерами: «Говорит Гомель, радиостанция имени Сталина». Иногда просто: «Алло, радио, Гомель» или «Гомельрадио».
Помимо своих передач, станция часто транслирует Москву (раза 2 в неделю) и Минск. Четверг — день молчания станции.
5) Зиновьевcк. Адрес станции: УССР. Зиновьевск, Крепость. Длина волны 530 метров. Мощность 1 киловатт в антенне. Передача производится почти исключительно на украинском языке и лишь в том случае, ваш докладчик не владеет украинским языком, передача идет на русском языке. Изредка бывают передачи на еврейском языке.
Начало передачи: Слухайте, слухайте. Говоре Зиновьевська радиомовна станция Окрполитпросвити на хвили... тетрив метров».
Между номерами: «Продовжуемо нашу передачу. Говоре Зиновьевьск, на хвили... метров.
Конец передачи: то же, что и в начале, затем объявление о конце и программы передач на следующий день.
Несмотря на небольшую мощность, Зиновьевская станция хорошо бывает слышна в отдаленных местах, вроде Ленинграда, Свердловска и др. Передачи Зиновьевска иногда бывают неудовлетворительны, сопровождаются фоном и тресками, иногда же не уступают по чистоте передачам лучших заграничных станций. Зиновьевская станция обращается через наш журнал ко всем «эфирным путешественникам» с просьбой присылать замечания о ее работе (о чистоте передачи, удачен ли выбор длины волны и т. д.).
Этими пятью радиостанциями мы и ограничимся для этого номера. Добавим лишь, что указания о приеме Одесской станции даны в № 17 «Р. В.» за прошлый год, о приеме Новосибирска, Омска, Уфы и Казани — в № 21 за тот же год. Мы обращаемся к нашим читателям с просьбой написать нам, приносят ли пользу подобные указания и какие надо в них внести изменения и дополнения.