СМЕНА, №14, 1924 год. СУД НАД КНИГОЙ.

"Смена", №14, сентябрь 1924 год, стр. 24.

СУД НАД КНИГОЙ.

О СБОРНИКЕ "БОРЬБА ЗА ФАБЗАВУЧ".

Вып. 1 — "Комсомольцы в фабзавуче". Изд. "Новая Москва". Цена 30 коп. (для членов РЛКСМ — 21 коп.). Продается в маг. "Молодая Гвардия" (Неглинный пр.) и "Красные Всходы" (Тверская, 66).

"БОРЬБА ЗА ФАБЗАВУЧ" является сборником статей о школе, написанных комсомольцами, работающими в фабзавуче. Сборник описывает борьбу учеников за школу с завами-самодурами, старыми учителями и мастерами, разоблачает причины застоя или отсутствие самодеятельности учеников школы, дает читателю-фабзавучнику опыт, накопленный ребятами нескольких московских школ, указывая, какой именно должна быть работа комсомольцев в фабзавуче. Сборник может послужить учебником для учкомовца — члена бюро и т. д. Но в то же время он мало распространился, его мало читали. Недостаток сборника тот, что он, ограничиваясь несколькими крупными школами, не дает картины борьбы в мелких школах на маленьких предприятиях, а материала в них много и не мешало бы его использовать.

Розенфельд (ФЗУ з-да "ИКАР").
 

КНИГА "Борьба за фабзавуч" знакомит нас с положением школ ФЗУ, где, благодаря активности самих ребят, они были поставлены на ударную ногу. Она хороша тем, что в ней ребята — актив ФЗУ — передают весь свой опыт работы в фабзавуче.

У каждого фабзавуча, конечно, есть некоторые недостатки, описанные в книге. Пользуясь опытом других, мы можем их исправлять. В общем и целом — книга хорошая, продолжать это дело нужно, издана она довольно популярно и требует широкого распространения среди ФЗУ.

Лукьянов (ФЗУ з-да "Динамо").
Туркин (ФЗУ з-да "Динамо").
 

ЭТА КНИГА ДАЕТ возможность фабзайцам активно принимать участие в жизни школы.

Читателю сразу бросается в глаза то, что фабзайцы научились, как нужно строить школу по новому. Фабзайцы поняли, что в будущем нашем лежит большая работа. Эту работу они узнали путем накопления опыта в производстве и активного участия в работе школы. Фабзайцы поняли, что их школа должна резко отличаться от тех ремесленных старых школ, которые только и давали квалификацию. Перед намк стоит задача шире: мы, по выходе из школы, должны хорошо уметь организовывать и воспитывать рабочих, которые будут с нами в одном цехе, в одном заводе.

От фабзавуча завода "Серп и Молот"
Фед. Абрамчев.
 

БОРЬБА ЗА ФАВЗАВУЧ не оказалась бесплодной для Комсомола. На этом деле выросли многие ребята и стали яснее понимать смысл конкретной работы по школе. Сборник многому может научить ребят и очень ярко рисует картину положения фабзавуча. Но есть большой грех, допущенный как авторами, так и составителями сборника.

В самом деле, если даже поверхностно взглянуть на завоевания Комсомола по фабзавучу, то нельзя не заметить Центрального Дома Коммунистического Воспитания Рабочей Молодежи — этого детища Московской организации. Самым фактом существования Ц. Д. доказывает не малые труды и немалого количества комсомольцев, не говоря уже о роли его для фабзавуча.

А что мы видим в сборнике? Ни слова об Институте инструкторов, о Школе дозавуча. Правда, Ильин вскольз лягнул Центральный Дом, что, мол, мои ребята не то, что в Ц. Д., но, ведь, это, по меньшей мере, недобросовестно. Между тем "активисты по неволе" еще только пишут о совместном управлении школой учеников и педагогов и готовят "Цовый заряд" ("Молодой Ленинец" от 4-го сентября), а в Ц. Д. и это осуществлено уже два года, и многие комсомольцы приходили и приходят поучиться этому в Центральном Доме.

В сборнике принимали участие организаторы Ц. Д. и по какому-то закону (неужели судьбы) обошли Ц. Д. только потому, что кое с чем в работе Ц. Д. теперь не согласны. Даже не было предложено работникам Ц. Д. принять участие в сборнике. Остается пожалеть и иметь основания сказать, что сборник неполон.

Секретарь ячейки Р.Л.К.С.М. Ц.Д.К.В.Р.М.
А. Чураев.
 

ЛЕЖАЩАЯ перед нами меленькая, скромно изданная книжка является первой, говорящей нам по существу о Комсомоле в фабзавуче.

Сборник открывается чрезвычайно ценным отрывком из неопубликованной статьи тов. Биоза, "одного из первых строителей школ фабзавуча". Тов. Биоз ставит перед всем Комсомолом основной вопрос: "Сумеем ли мы, активные работники, создать новую школу, лозунг которой мы выбросили, сумеем ли мы творить новую педагогику — или мы ничего не сумеем, и дело придется передать прекраснодушным людям из прекрасных учреждений". Вот центральный вопрос, стоящий перед Комсомолом. "Главное и основное в этой работе, — отвечает т. Биоз: — комсомольский аккумулятор поставить и сильный, и надежный, и из этого аккумулятора во все клеточки проводники провести".

Что должен делать этот "комсомольский аккумулятор"; каким образом из этого аккумулятора "во все клеточки проводники провести" — на эти вопросы, поставленные вводной статьей т. Биоза, отвечают все остальвые статьи сборника.

Статья тов. Ильина, которая безусловно должна быть отмечена, живо рисует, "как сама жизнь заставила их быть активными", несмотря на то "хотели они этого, или не хотели". На истории своей школы он ярко показывает, как росла сознательностъ и самодеятельность ребят, которые в начале мало чем отличались от школьников I и II ступени. Но почему стали они, в конце-концов, "активными и самодеятельными". Потому, что им пришлось бороться за свою школу. Статья подробно рисует все отдельные ступени в росте самодеятельности и сознательности ребят.

Сознательность, настоящую комсомольскую сознательность ребят школы ФЗУ "Красная Пресня", о которой пишет тов. Ильин, подтверждает также и т. Трейвас в статье "Идет, грядет новый человек". Статья живая, интересная, рисуюшая комсомольский быт, очень мало освещенный в нашей литературе.

Отмечены должны быть также статьи т. Бориса "Перелом сделан" и т. В. Сорокина "О хорошем заведующем или почему нам не о чем писать". Первая указывает, как удалось в одной из школ фабзавуча сломить пассивность ребят, об'единить их для борьбы за школу и, "борясь организованно", многого добиться. Вторая — описывает жизнь фабзайцев-комсомольцев в школе фабзавуча с хорошим и преданным делу заведующим. Все сам сделает, сам достанет — в лепешку разобьется, а свое проведет, лишь бы ребят успокоить. И "самоуправление" наладить надо для того, чтобы ребята тихо, мирно учились. Очень характерная картина "благополучной школы", где все за ребят делается, все готово, лишь бы ребята учились и не "бузили". А будут ли такие ребята коммунистами, которые сумеют, выйдя из школы, руководить по настоящему общественной и производственной работой, не заботится никто.

Совершенно особняком стоит статья т. Сима — "Что делать комсомольцам в фабзавуче" 1). Статья как бы подводит итог всему сборнику и отвечает на основной вопрос, поставленный тов. Биозом: "Что должен делать "комсомольский аккумулятор". Тов. Сим очень правильно разбивает выкинутый нами когда-то лозунг "Комсомолец — примерный ученик", "Комсомолец — примерный ученик" — неправильный лозунг, так как совершенно не говорит, что сами комсомольцы в первую очередь должны строить школу, бороться с ее недостатками и т. д.". Как осуществить лозунги "Борьба за школу", "Борьба с недостатками школы". Как, благодаря этому, выпускать из школы не исполнителей, а строителей — вот что на живых и ясных примерах подробно показывает тов. Сим.

Таков в кратких словах только что выпущенный руками самих комсомольцев-фабзайцев, сборник. Основная цель его — "подытожить имеющийся опыт работы комсомольцев в фабзавуче и отчасти выявить причины, мешающие развитию их самодеятельности", — безусловно им достигнута. Ценность его поэтому безусловно очень значительна. Сборник подтверждает правильность выкинутых Комсомолом лозунгов о школе фабзавуча, как форме организации рабочей молодежи.

Будем с нетерпением ждать выхода следующих выпусков по учету уже накопившегося опыта — участия ребят в жизни школы.

С. Д.
 

ЭТА КНИЖКА ВЫШЛА как бы в ответ на бесконечные разговоры о формах самоуправления в школах фабзавуча.

Во многих школах "чувствуют ребята, что в мастерских много неладного и преподавание хромает, — а что сделаешь, — скажешь — осадят". ("Перелом сделан").

В других "ребята слабо представляют, как они могут участвовать в работе школы. Они вполне полагаются на инструкторов и педагогов". ("Как мы боролись за школу").

Не понимают, зачем им заниматься делом, которым с давних пор спецам ведать надлежит — "а заведующий зря что ли жалование получает". ("О хорошем заведующем").

Сборник на ярких примерах рассказывает, как с такими настроениями боролись в отдельных школах и как после настойчивой борьбы ребят за свои права в школе выходит из фабзавуча "новый человек, умеющий не только говорить о коммунизме, но и в мелочах по коммунистически поступать". ("Идет — грядет новый человек").

В сборнике вскрывается внешнее благополучие некоторых школ, где преданные делу, но не понимающие задач коммунистического воспитания и не доверяющие ребятам заведывающие и педагоги подавляют всякую инициативу и самодеятельность фабзайцев, предоставляя учкомам и старостатам заниматься мелкой технической работой.

Заключительная статья тов. Сима, на основе опыта, говорит, что практически нужно и чего не нужно делать комсомольцам в фабзавуче. Это как бы программа работы школьной ученической организации, как бы она ни называлась.

Сборник нужно прочесть каждому фабзайцу, который хочет разобраться в недостатках своей школы и который хочет с ними бороться.

Но не только фабзайцам нужна эта книжка. Вся организация, и особенно актив, должен познакомиться с ней, так как в ней речь идет об основной задаче Комсомола — о коммунистическом воспитании и о том, как строить его не на речах и докладах, а на общественной работе самих ребят.

Комсомолец из фабзавуча.


1) Статья тов. Сима перепечатывается нами в №№ 13 и 14. Редакция. (стр. 24.)