Тобольские Епархиальные Ведомости, №8, 1882 год. СИБИРСКIЕ "КВАКЕРЫ" ВЪ XVIII В.

"Тобольские Епархиальные Ведомости", №8, апрель 1882 год, Отдел неофициальный, стр. 147-162

СИБИРСКIЕ "КВАКЕРЫ" ВЪ XVIII В. (1)

Радѣнiя, по отзывамъ самихъ сектантовъ, устроивались въ такомъ порядкѣ: въ извѣстный день, съ наступленiемъ вечера, по приглашенiю наставника, собирались подъ большимъ секретомъ, въ предназначенный для радѣнiй домъ, всѣ члены корабля. Собиравшiеся, по мѣрѣ прибытiя, молча садились на лавки, "не по чинамъ, а кто гдѣ мѣсто найдетъ", впрочемъ мущины — съ мущинами, а женщины — съ женщинами. Между тѣмъ хозяинъ дома зажигалъ въ переднемъ углу предъ образами восковыя свѣчи. Когда всѣ соучастники были на лицо и по мѣстамъ, по условному знаку наставника, или хозяина дома, они вставали съ своихъ мѣстъ и предъ образами молились съ земными поклонами. Послѣ этой предварительной молитвы кланялись другъ другу въ ноги со словами: "прости, брать (или сестра) меня, и помолись обо мнѣ грѣшномъ (или грѣшной)". Затѣмъ снова усаживались по мѣстамъ и начинали всѣ въ голосъ пѣть молитву: "Господи Iисусе, Христосъ, Сынъ, Государь Божiй, помилуй насъ". Иногда повторяли молитву нѣсколько разъ, въ теченiе получаса и даже часа, пока кто-нибудь изъ сидящихь не соскакивалъ съ лавки и не начиналъ кружиться. Никто изъ всего собранiя, ни даже самъ соскочившiй не зналъ до того момента, кому придется первымъ соскочить, потому что это зависѣло не отъ нихъ, а отъ какой-то находящей на нихъ невидимой силы, — иначе — "милости Божiей". Въ рѣдкихъ только случаяхъ "милость Божiя" давала кому-либо предпочтенiе предъ другими, сдергивая съ лавки первымъ почти въ каждое радѣнiе. Такимъ предпочтенiемъ нѣкоторое время пользовался на собранiяхъ въ домѣ Авдотьи Васильевой раскольническiй лжеучитель, торгующiй крестьянинъ кунгурскаго округа, мѣдянскаго острога, Ермолай Мѣдениновъ, тотъ самый, который въ Вятской консисторiи признался въ ереси и выдалъ другихъ. Сподобившiеся вдохновенiя соскакивали не сами собой, а насильно сдергивались. Дѣвица Марья Ефремова разсказывала, что въ собранiяхъ у Авдотьи Васильевой ее часто невидимая сила сдергивала съ лавки, вопреки ея намѣренiю и желанiю, и кружила"... Дѣвица Екатерина Симонова говорила, что она иногда нарочно крѣпко держалась за лавку, чтобы ее не сдернуло, но какая-то сила сдергивала и вертѣла. По словамъ Авдотьи Васильевой, благодать находила и сдергивала съ лавки иногда заразъ двухъ и трехъ человѣкъ. Соскочившiе молча и быстро начинали вертѣться по солнцу. Между тѣмъ собранiе начинало пѣть: "богуотецъ убо Давидъ предъ сѣннымь ковчегомъ скакаще играя".. (со словъ запѣвавшей дѣвицы Маремьяны Трофимовой), или: "Христосъ, сударь, воскресъ, да изъ мертвыхъ!.. Христосъ воскресъ, да воистинну воскресъ!"... "Скакаютъ да играютъ люди Божiи святiи, во образецъ быти зрящи, предъ сильнымъ ковчегомъ веселыми ногами, хваляще тайну вѣчную, пасху спасительную, воскресительную"... (со словъ Аввакума Частикова и дѣвицы Марьи Ефремовой). Пѣнiе сопровождалось иногда плачемъ и рыданiями.

Крестьяне Василiй Петровъ и Гаврило Скородумовъ разъ, послѣ получасоваго круженiя, свидѣтельствовали предъ всѣмъ собранiемъ, что они были сдернуты съ лавки и вертѣлись "не сами собой", а невольно подчинялись снисшедшей на нихъ милости Божiей". Собранiе, конечно, не думало сомнѣваться въ подобныхъ увѣренiяхъ. Круженiе первыхъ сдернутыхъ съ лавки продолжалось съ полчаса и часъ "до усталости", иногда до обморока, постепенно дѣлаясь быстрѣе и быстрѣе. Вотъ разсказъ объ этомъ дѣвицы Маремьяны Трофимовой. "Во время верченiя меня подбрасывало отъ полу къ верху на четверть и на полъ-аршина. Ни усталости въ ногахъ и во всемъ тѣлѣ, ни шуму и поврежденiя въ головѣ совершенно не чувствовалось. Напротивъ чувствовалась необыкновенная легкость и прiятность. Увеличиваясь постепенно, круженiе становилось такъ быстро, что когда кружащiйся кого-либо случайно задѣвалъ рукою, тому дѣлалась не малая боль". Въ концѣ концевъ кружившiйся падалъ на полъ и лежалъ безъ малѣйшаго движенiя полчаса и болѣе. "Во время такого обморока", говорила про себя Трофимова, "я слышала пѣнiе и разговоръ сидѣвшихъ на лавкахъ, но сама не могла ни языкомъ, ни пальцемъ пошевелить. Когда обморокъ проходилъ, я сама вставала и садилась на свое мѣсто на лавкѣ, участвуя въ пѣнiи". Кружившiеся парами, по словамъ Трофимовой, иногда доходили до такой духовной радости, что отъ избытка оной схватывали другъ друга за волосы и таскались по избѣ, пока не падали въ обморокъ оба; иные начинали бросать другъ въ друга попадавшими подъ руку полѣньями.

Въ то время, какъ одни отъ утомленiя падали на полъ и лежали, "милость Божiя" сдергивала съ лавки и вертѣла другихъ. Въ этомъ порядкѣ удавалось иногда дождаться своей очереди и повертѣться въ одиночку всѣмъ до послѣдняго. Но иногда благодать нисходила разомъ на все собранiе. Въ этомъ случаѣ составлялись два хоровода: одинъ изъ мущинъ, а другой — изъ женщинъ. Мущины кружились въ одну сторону — по солнцу, а женщины въ другую — противъ солнца. Сначала распѣвая стихи и слегка помахивая руками, просто ходили другъ за другомъ вокругъ одного общаго центра. Но потомъ, по мѣрѣ воодушевленiя, одинъ по одному начинали кружиться на одной пяткѣ, всякiй около своего центра. Подъ конець каждый кружился про себя, пока не уставалъ и садился, или падалъ. Иногда круженье превращалось въ азартную бѣготню другъ за другомъ: мущины бѣгали за женщинами, женщины — за мущинами... "Всѣ были убѣждены, что въ это время на нихъ нисходить милость Божiя, хотя никто не пророчествовалъ и ничего особеннаго не разсказывалъ". Радѣнiе заканчивалось молитвою за императрицу Елизавету Петровну, за наслѣдника престола Петра Ѳеодоровича съ супругой, за христолюбивое воинство и за всѣхъ православныхъ живыхъ и умершихъ. Вотъ нѣкоторыя изъ этихъ замѣчательныхъ молитвъ.

Молитва за Императрицу.

"Господи Iисусе, Христосъ, Сынъ, Государь Божiй! помилуй насъ грѣшныхъ! Аминь. Царь Небесный, свѣтъ ты нашъ, надежа, небесный царь; небесный царь — богатый гость, Отецъ, и Сынъ, и Святый Духъ, прости насъ государь батюшко, и помилуй, небесный царь, нашу матушку, всемилостивѣйшую государыню Елизавету Петровну; дай ей, Господи, Божiей милости, тѣлеснаго здравiя и душевнаго спасенiя".

Эта же молитва читалась и за наслѣдника съ супругой, съ такимъ заключенiемъ: "дай имъ, Господи, Божiей милости со всѣми полками, и со всей армiей и со всею Россiей; возвысь, Господи, руку царскую".

Молитва заупокойная.

"Господи Iисусе, Христосъ, Сынъ, Государь Божiй, помилуй насъ грѣшныхъ. Аминь. Царь небесный, свѣтъ ты нашъ, надежа, небесный царь; небесный царь — богатый гость, Отецъ, и Сынъ, и Духъ Святый, прости нашъ Государь-батюшко, и помилуй всѣхъ благоверныхъ царей, патрiарховъ, архiереевъ, поповъ и дьяконовъ, всѣхъ князей и бояръ, прости, Государь, всю вселенную отъ востоку и до западу, съ полудне и до сиверу, всѣхъ, Государь, за едино, за единую душу прости, дай имъ, Господи, царство небесное, во свѣтломъ мѣстѣ упокой".

Къ сожалѣнiю, въ дѣле не сохранилось содержанiя тѣхъ молитвъ и стиховъ, которые распѣвались во время радѣнiй, а они, по всей вѣроятности, были не менѣе своеобразны и интересны. Сохранилось только названiе ихъ и первоначальныя слова. Уже по этимъ названiямъ можно судить о ихъ своебразности. Вотъ молитвы и пѣсни, которыя обыкновенно пѣлись на собранiяхъ въ домѣ дѣвицы Авдотьи Васильевой Плещѣевой:

  1. "Господи Iисусе, Христосъ свѣтъ, Сынъ, Государь Божiй, помилуй насъ. Аминь".

Этой молитвой открывалось и заканчивалось собранiе. На своихъ собранiяхъ Авдотья Плещѣева обыкновенно начинала пѣть сама, — прочiе подпѣвали ей въ полголоса.

  1. "Богуотецъ убо Давидъ предъ сѣннымь ковчегомъ скакаше играя"...

Этотъ стихъ начинался, когда кто-нибудь соскакивалъ съ лавки и начиналъ кружиться. Затѣмъ слѣдовали по порядку:

  1. "Упѣванiе нашъ Отецъ, и прибѣжище Сыне, покровитель нашъ Духъ Святой, присвятая Троица, слава тебѣ".
  2. "Всегда упѣванiе мое на тя возлагаю Мати Божiя, присели ты намъ Духъ свой Святой, и покрой насъ покровомъ своимъ".
  3. "Буди, Господи, съ нами многопомощникомъ, заступникомъ имѣмы Господа силѣ твоей, помилуй насъ".
  4. "Слава тебѣ Христу, твоему кресту".
  5. "Батюшко сударь, сударь, гость дорогой, гость дорогой, гость гостиной, самъ Христосъ, сударь воскресъ".
  6. "Христосъ сударь воскресъ, да воистинно воскресъ".
  7. "Господи Iисусъ Христосъ, Сынъ Божiй помилуй насъ, помилуй насъ грѣшныхъ, рабовъ сопослѣднихъ".
  8. "Дай святы Боже, дай святы крѣпки"...
  9. "Буди Господи съ нами на землѣ, какъ и на небесахъ".
  10. "Веденiе пречистое ангелы удивились".
  11. "Силенъ, силенъ, силенъ, силень Богъ"...
  12. "Со востошную, братцы, стороночку".
  13. "Я скажу вамъ други милые".
  14. "Сошелъ Богъ Господь съ неба на землю".
  15. "Друга вы мои, други — други милые"
  16. "Сколько я ходилъ, братцы, гуливалъ"
  17. "Расплачутца святые отцы пророки, растужатца красны дѣвицы".
  18. "Апостолы отъ конецъ земли".
  19. "Со всея-де земли вселенныя".
  20. "Не листъ да не трава растилаетца".
  21. "Послушайте у меня святые мои праведники".
  22. "У насъ было братцы на святой Руси".
  23. "Расплачетца красно солнышко и мѣсяцъ".
  24. "Мы убоимся, мы устрашимся".

Всѣ эти молитвы, стихи и пѣсни пѣлись всѣми на голосъ по напѣву деревенскихъ пѣсенъ.


Тобольское епархiальное начальство на первыхъ же порахъ приступило къ искорененiю квакерской ереси. Сначала дѣло шло весьма успѣшно: чрезъ канцелярiю главнаго правленiя сибирскихъ и оренбургскихъ заводовъ и чрезъ собственныхъ сыщиковъ консисторiи, какъ мы говорили, въ короткое время удалось отыскать и вызвать въ Тобольскъ больше 40 человѣкъ сектантовъ. Послѣ допросовъ и увѣщанiй, всѣ они безпрекословно раскаялись и пожелали быть усердными членами церкви. Насколько искренно было ихъ раскаянiе, — этотъ вопросъ рѣшить трудно. Во всякомъ случаѣ въ данныхъ показанiяхъ ересь, къ которой принадлежали десятки лѣтъ, они проклинали, называли не иначе, какъ богомерзской и пагубной, просили о присоединенiи къ церкви и давали обѣщанiе пребывать въ нѣдрахъ ея непоколебимо до скончанiя жизни. "Къ православной, восточной, каѳолической, всероссiйской церкви", говорилъ 3 октября 1760 г. Родiонъ Сажинъ, "присоединиться хощу; повиноваться же и покоряться ей, яко истинной матери нашей, до скончанiя жизни своея, хранити во всемъ непоколебимо и не превратно желаю; а раскольническое (2) душепагубное зломудрiе и вышепомянутую богопротивную и богомерзскую (квакерскую) ересь отъ себя отметаю и проклятiю предаю, подъ опасенiемъ смерной казни"... Въ этой формѣ даны въ консисторiи показанiя Авдотьей Васильевой Плещѣевой и всѣми остальными сектантами. Раскаянiе ихъ, впрочемъ, не послужило къ ихъ освобожденiю изъ консисторiи, что они, кажется, главнымъ образомъ имѣли въ виду. Они были надолго оставлены при консисторiи отчасти потому, что консисторiя плохо вѣрила въ искренность ихъ раскаянiя, и въ мартѣ 1761 года потребовала, чрезъ Екатеринбургское и Туринское духовныя правленiя, отъ приходскихъ причтовъ точныя свѣдѣнiя объ ихъ поведенiи; съ другой стороны потому, что признавалось необходимымъ дать имъ очныя ставки съ тѣми лицами, которыхъ они сами оговорили въ принадлежности кь сектѣ и которыя еще не были отысканы и доставлены въ Тобольскъ. Тѣ изъ раскаявшихся, къ которымъ консисторiя меньше всего питала довѣрiе, по-прежнему остались въ консисторской тюрьмѣ съ кандалами на рукахъ и колодками на ногахъ. Остальные были размѣщены по работамъ на архiерейскихъ огородахъ, въ бондарнѣ, прядильной, при рѣчныхъ судахъ и въ караульной, съ обязательствомъ содержать себя своими средствами.

Между тѣмъ о появленiи ереси было доведено до свѣдѣнiя Святѣйшаго Синода и принимались мѣры къ отысканiю оговоренныхъ сектантовъ. Отъ содержащихся въ консисторiи и раскаявшихся квакеровъ были пока узнаны по именамъ 25 человѣкъ соучастниковъ въ квакерскихъ радѣнiяхъ изъ жителей разныхъ селенiй исетскаго вѣдомства. На нихъ пока и остановилось вниманiе консисторiи. За ними были посланы изъ Тобольска особые сыщики: священникъ г. Тобольска Захарьевской церкви Iосифъ Нагибинъ и поручикъ сибирскаго баталiона Полтыревъ, съ командою солдать въ 15 человѣкъ. Но имъ въ то же время было поручено отъ консисторiи отыскать и захватить до 15 человѣкъ расколоучителей, на которыхъ указали тѣ же квакеры.

Отыскавъ и захвативъ на дорогѣ нѣсколькихъ расколоучителей съ вещественными доказательствами, сыщики, по указанiю сопровождавшаго ихъ доказателя, бывшаго раскольника Ѳедора Порошина, 31 января прибыли въ деревню Ильинскую, окуневскаго дистрикта, и поймали раскольническаго попа Козьму Безденежнаго. Но ильинскiе раскольники не хотѣли лишиться своего духовнаго отца. Сбѣжавшись въ числѣ не менѣе 100 чел., вооруженные оглоблями, стягами и дубинами, они окружили сыщиковъ съ командой, колодниками и обозомъ и вступили съ ними въ рукопашный бой. На ихъ сторонѣ было численное превосходство и поэтому сыщики съ командой были вскорѣ побѣждены и взяты въ плѣнъ. Но побѣдители не хотѣли этимъ довольствоваться: они хотѣли проучить сыщиковъ, чтобы они и впередъ не думали забирать ихъ пастырей и учителей... Плѣненные сыщики подверглись отъ раскольниковъ поруганiю и безчеловѣчнымъ истязанiямъ. Священникъ Нагибинъ и подпоручикъ Полтыревъ были избиты до полусмерти и затоптаны въ снѣгъ. Доказателю Порошину, послѣ "тиранскихъ" побоевъ, заломили назадъ и крѣпко привязали къ шеѣ руки и ноги. У израненныхъ солдатъ отняли и переломали ружья. Попъ Козьма Безденежный и колодники, разумѣется, были освобождены и отпущены на свободу. Къ обозу сыщиковъ, съ хлѣбнымъ запасомъ и набранными у раскольниковъ церковными принадлежностями, приставлены были для караула мужики съ дубинами.

Избитые и валявшиеся въ снѣгу сыщики ежеминутно ожидали конца жизни. Но раскольники хотѣли ихъ живыми представить къ начальству, какъ своихъ притѣснителей и грабителей. Чтобы оговорить ихъ въ насилiи и грабежѣ, они въ обозъ подбросили нѣсколько домашняго скабра, а между тѣмъ скабръ сыщиковъ и казенные запасы на половину растащили по домамъ. Въ концѣ всего сыщики съ командой и, будто бы, награбленнымъ ими имуществомъ были раскольниками подъ своимъ карауломъ представлены въ исетскую провинцiальную канцелярiю. Исетская канцелярiя приняла сторону раскольниковъ, и обвиненныхъ въ насилiи и грабительствѣ сыщиковъ возвратила въ Тобольскъ. При видѣ ихъ, всякiй, не знавшiй дѣла, подумать могъ, что они только-что воротились съ театра войны, послѣ жаркаго сраженiя.

По освидѣтельствованiю Тобольскихъ врачей въ присутствiи губернской канцелярiи, у священника Нагибина оказалась — правая щека разсѣченною, одинъ зубъ вышибеннымъ, лѣвая рука и лѣвая нога отшибенными, спина вся въ желтыхъ пятнахъ. У подпоручика Полтырева пораненная правая рука висела на подвязкѣ. Солдаты — кто былъ съ подбитымъ глазомъ, кто на костыляхъ и всѣ имѣли на тѣлѣ множество слѣдовъ отъ недавно испытанныхъ ударовъ дубинами. Отъ солдатскихъ ружей остались только жалкiе обломки. Такъ была неудачна первая попытка къ отысканiю оговоренныхъ квакеровъ.

Тобольскiй митрополитъ Павелъ поспѣшилъ донести о такомъ происшествiи Святѣйшему Синоду, испрашивая суда надъ бунтовщиками—раскольниками и указанiй относительно дальнѣйшаго отысканiя квакеровъ. Между тѣмъ отъ Оренбургской губернской канцелярiи по жалобѣ раскольниковъ было представлено о противозаконныхъ, будто бы, поступкахъ сыщиковъ Правительствующему Сенату, который и поручилъ губернской канцелярiи произвести объ этомъ немедленно строгое слѣдствiе. Дѣло дальнѣйшаго раскрытiя и искорененiя ереси такимъ образомъ запуталось; но пока не прекращалось.

Святѣйшiй Синодъ, получивъ первый рапортъ митрополита Павла о появившейся ереси, 21 февраля 1761 года предписалъ ему произвести о квакерахъ "наистрожайшее изслѣдованiе и приложить къ искорененiю ереси крайнее старанiе", а 21 мая просилъ Правительствующiй Сенатъ предписать оренбургской губернской канцелярiи о немедленной и безпрекословной высылкѣ въ консисторiю всѣхъ подозрѣваемыхъ въ ереси. На этомъ основанiи Тобольская консисторiя нѣсколько разъ обращалась въ оренбургскую губернскую и исетскую провинцiальную канцелярiи, съ требованiемъ о высылкѣ 25 человѣкъ, оговоренныхъ въ квакерствѣ, ссылаясь между прочимъ и на прежнiее Высочайшiе указы объ искорененiи подобныхъ ересей: отъ 17 марта 1731 г., отъ 17 iюня 1734 г., отъ 20 апрѣля 1744 г., отъ 28 января 1746 г. и отъ 9 декабря 1756 года. Но ни исетская, ни оренбургская канцелярiи не думали выполнять требованiя консисторiи. Правда, въ началѣ 1761 г. по списку, присланному изъ консисторiи, были отысканы и забраны въ исетскую канцелярiю крестьяне Далматовскаго и Воскресенскаго заводовъ и деревни Погорѣлки Алексѣй Смирныхъ съ товарищами, въ числѣ 15 человѣкъ. Но канцелярiя раздумала отправлять ихъ въ Тобольскъ и вскорѣ распустила по домамъ. Въ оправданiе такого распоряженiя она выставила на видъ предъ Оренбургской губернской канцелярiей такого рода соображенiя:

  1. По личному удостовѣренiю канцелярiи и по удостовѣренiю управителя окуневскаго дистрикта Бошнякова, оговоренные въ квакерствѣ и требуемые консисторiей крестьяне не только не придерживаются никакой ереси или раскола, но и подозрѣвать ихъ въ чемъ либо подобномъ нѣтъ никакихъ основанiй, потому что они никогда и нисколько не уклонялись отъ церкви православной: усердно посѣщають храмы, бываютъ на исповѣди и у святаго причастiя, принимаютъ къ себѣ священниковъ съ крестомъ, молятся трехъ-перстнымъ сложенiемъ и т. д.

  2. Консисторiя постоянно требуетъ и забираетъ чрезъ своихъ сыщиковъ множество заводскихъ и деревенскихъ жителей по одному пустому подозрѣнiю въ расколѣ, держатъ забранныхъ у себя продолжительное время, вымогаетъ съ нихъ взятки, подвергаетъ допросамъ съ пристрастiемъ и т. д. До сихъ поръ, наприм., содержатся въ консисторiи подъ карауломъ взятые, по напрасному подозрѣнiю въ покровительствѣ раскольникамъ, служившiе при исетской канцелярiи подканцеляристы Соболевъ и Калиновскiй. Жители исетскаго вѣдомства отъ такого заарестованiя при консисторiи и истязанiй находятся въ постоянномъ страхѣ, волнуются, разбѣгаются по лѣсамъ и предаются самосожженiю. Было уже нѣсколько примѣровъ самосожженiя, вызванныхъ исключительно забиранiемъ жителей въ консисторiю. Таковы самосожженiя въ 1759 г. Шатровскаго прихода на заимкѣ крестьянъ Леонтья и Ивана Борисовыхъ и 14 февраля 1760 г. въ деревнѣ Самсоновой, въ домѣ крестъянина Козьмы Абрамова. Новая высылка въ Тобольскъ напрасно подозрѣваемыхъ въ квакерской ереси можетъ послужить новымъ поводомъ къ возбужденiю въ народѣ страха и склонности къ самосожигательству (3).

  3. Консисторiя могла бы, не требуя оговоренныхъ въ ереси жителей въ Тобольскъ, произвести объ нихъ изслѣдованiе на мѣстѣ, чрезъ воскресенское духовное правленiе, или чрезъ особыхъ, нарочно командированныхъ отъ себя духовныхъ особь, притомъ, при депутатѣ отъ исетской канцелярiи, что необходимо въ виду напрасной придирчивости къ жителямъ со стороны и самой консисторiи и ея довѣренныхъ. — Оренбургская губернская канцелярiя вполнѣ согласилась съ представленiемъ исетской провинцiальной канцелярiи и сообщила объ этомъ митрополиту Павлу. Но преосвященный имѣлъ свой, совершенно противоположный, взглядъ на дѣло.

Отказъ въ высылкѣ въ Тобольскъ подозрѣваемыхъ въ квакерской ереси для митрополита Павла служилъ прямымъ поводомъ къ подозрѣнiю свѣтскихъ властей въ покровительствѣ сектантамъ. Въ новомъ представленiи Святѣйшему Синоду оть 5 iюня 1761 года онъ это уклоненiе свѣтскихъ властей отъ высылки квакеровъ прямо называетъ послабленiемъ богомерзской ереси, сопровождаемымъ притомъ клеветой на консисторiю и настаиваетъ на томъ, что оговоренные въ ереси необходимо должны быть высланы въ Тобольскъ. Вотъ какъ, напр., предъ Святѣйшимъ Синодомъ онъ доказывалъ безосновательность нѣкоторыхъ доводовъ исетской канцелярiи и необходимость высылки квакеровъ въ Тобольскъ:

  1. Исетская канцелярiя увѣряетъ, что требуемыя въ консисторiю лица оговорены напрасно, потому что они никогда не отрекались отъ православной церкви и усердно выполняютъ христiанскiя обязанности. Но и всѣ содержащiеся въ консисторiи и раскаявшiеся квакеры, въ числѣ 43 человѣкъ, были не менѣе ихъ усердными къ церкви, потому что у сектантовъ принято за правило не уклоняться отъ церкви, чтобы такимъ образомъ удобнѣе скрыть свою ересь. Требуемые въ консисторiю по списку 25 человѣкъ притомъ оговорены содержащимися въ консисторiи подъ опасенiемъ за ложный оговоръ смертной казни.

  2. Исетская канцелярiя утверждаетъ, что требованiе въ консисторiю подозрѣваемыхъ въ расколѣ наводитъ на жителей страхъ и возбуждаетъ въ нихъ склонность къ самосожженiю. Но раскольники сожигаютъ себя не отъ высылки ихъ въ консисторiю, "а отъ наученiя и по волхвованiю злыхъ ихъ лжеучителей волшебниковъ, чародѣевъ и прелюбодѣевъ" и отъ оплошности и нераспорядительности свѣтскихъ властей. Въ 1759 г. 31 мая, напр., Тобольская консисторiя предлагала исетской канцелярiи не позволять раскольникамъ строиться въ отдаленныхъ отъ жилыхъ селенiй мѣстахъ и просила раззорить заимку крестьянъ шатровскаго прихода Леонтiя и Ивана Борисовыхъ, но канцелярiя не обратила вниманiя на предложенiе и раскольники устроили самосожженiе на заимкѣ Борисовыхъ. Въ 1759 г. 31 августа консисторiя снова просила исетскую канцелярiю раззорить находящiяся въ уединенiи между деревнями Дружининой и Саламатовой постройки раскольника Самсона Кузнецова, потому что онѣ служатъ гнѣздилищемъ для лжеучителей; но канцелярiя и это требованiе, какъ и многiя другiя, оставила безъ послѣдствiй, и потому опять 14 февраля 1760 г. случилось самосожженiе.

  3. Что касается предположенiя исетской канцелярiи, что слѣдствiе о квакерахъ можетъ быть консисторiею произведено на мѣстѣ, притомъ при депутатѣ со стороны канцелярiи, то на это преосвященный сдѣлалъ такое возраженiе. Во 1-хъ, оговореннымъ необходимо будетъ дать очныя ставки съ оговорившими ихъ и содержащимися въ консисторiи бывшими квакерами, которыхъ распустить по домамъ пока еще нельзя; съ другой стороны производство слѣдствiя на мѣстѣ будетъ неудобно тѣмъ, что свѣтское начальство, явно покровительствующее сектантамъ, навѣрно, назначитъ депутатомъ — или окуневскаго управителя Бошнякова, или кого либо изъ рекомендованныхъ имъ чиновниковъ, а это не поведетъ ни къ чему доброму, потому что Бошняковъ покровительствуетъ еретикамъ и защищаетъ ихъ несправедливо, увѣряя, что за ними не только квакерства, но и раскола и другихъ ересей не имѣется.

Въ заключенiе своего представленiя митрополитъ Павелъ просилъ Святѣйшiй Синодъ оставить прежнiй порядокъ искорененiя ереси и снестись съ Правительствующимъ Сенатомъ о побужденiи оренбургской губернской канцелярiи къ выдачѣ обвиняемыхъ въ квакерствѣ, присовокупляя, что сама губернская канцелярiя "не безпричастна" въ укрывательствѣ еретиковъ, полагаясь на одобренiе ихъ со стороны окуневскаго управителя Бошнякова.

Но Правительствующiй Сенатъ самъ былъ теперь на сторонѣ убѣжденiй оренбургской и исетской канцелярiи (4). Поэтому дѣло не подвигалось впередъ ни на шагъ.

Между тѣмъ время шло и попавшiе въ консисторiю квакеры 43 человѣка томились въ консисторiи, въ ожиданiи высылки оговоренныхъ ими въ соучастiи. Нѣкоторые изъ нихъ отъ тюремнаго заключенiя, изнуренiя на работахъ и голода уже подверглись болѣзнямъ, другiе даже померли. 28 мая 1763 г. митрополитъ Павелъ еще разъ жаловался Святѣйшему Синоду, что оренбургская губернская и исетская провинцiальная канцелярiя, не смотря на всѣ требованiя его, до сихъ поръ не высылаютъ въ консисторiю къ допросамъ оговоренныхъ въ квакерской ереси 25 человѣкъ, а между тѣмъ, за не высылкою ихъ, остается изслѣдованiе недоконченнымъ и забранные раньше 43 человѣка проживають въ консисторiи напрасно уже третiй годъ. Но и эта жалоба не имѣла никакихъ послѣдствiй.

Въ исходѣ 1763 г. митрополитъ Павелъ, не видя удовлетворенiя его требованiй со стороны свѣтской власти, рѣшился, наконецъ, раскаявшихся и томившихся въ консисторiи квакеровъ по немногу распускать по домамъ. Прежде всего было уволено нѣсколько человѣкъ больныхъ, снискивавшихъ себѣ кусокъ хлѣба милостыней по городу. Въ началѣ 1761 г., изъ 43 чел. оставалось уже только 24 человѣка, но и они вскорѣ были распущены. 7 марта 1764 г. въ консисторiи было постановлено: "всѣхъ 24-хъ человѣкъ уволить въ домы свои для крайней и необходимой нужды до указу, съ обязательствомъ, чтобы впредь имъ въ таковыя (квакерскiя) сборища и на богопротивныя дѣйствiя отнюдь не тайно, ни явно и ни подъ какимъ видомъ не собираться и того богопротивнаго дѣйствiя не точiю самимъ въ домахъ своихъ нигдѣ не чинить и никакого съ таковыми ересепослѣдователями знанiя и общенiя не имѣть до скончанiя жизни своея, а содержать себя въ вѣрѣ православной во всемъ твердо и постоянно, и буде гдѣ таковыя сборища и богопротивныя дѣйствiя увѣдаются, то того-жъ самаго времени, ни упуская нимало, какъ въ духовной, такъ и въ свѣтской командахъ объявлять безъ всякого закрывательства и медленiя, а ежели они — Аввакумъ Частоковъ съ товарищами, всего 24 человѣка, въ таковыя сборища впредь собиратися и какiя богопротивныя дѣйствiя чинить будутъ, также такiя сборища и дѣйствiя гдѣ у кого въ домахъ увѣдаютъ, а не будутъ о томъ доносить, или съ тѣми ересепослѣдователями знанiе имѣть и той же богопротивной ереси послѣдовати, или сами производить будутъ, и въ томъ изобличены будутъ, за таковое ихъ преступленiе подвергаютъ себя публичному въ гражданскомъ судѣ наказанiю и вѣчной ссылкѣ такой, куда по уликамъ таковыхъ ссылать повелѣно, также сверхъ онаго, по отбытiи изъ Тобольска и будучи въ домахъ своихъ, никуда побѣгу не учинить и когда въ канцелярiю духовной консисторiи спрошены будутъ, немедленно явиться".

Такъ кончилось старанiе Тобольскаго епархiальнаго начальства искоренить квакерскую ересь. Прекратилась-ли она послѣ этаго, или только на время притихла, — неизвестно?...


Въ заключенiе настоящей статьи мы не лишнимъ считаемъ сказать нѣсколько словъ о дѣйствительныхъ квакерахъ, имя которыхъ въ прошломъ столѣтiи было даже оффицiально усвоено русскимъ сектантамъ, извѣстнымъ теперь подъ именемъ хлыстовъ. — Подъ именемъ квакеровъ, съ первой половины XVII в., стала извѣстна въ церковной исторiи одна изъ многочисленныхъ мистическихъ сектъ, выродившихся изъ протестантизма. Основателемъ этой секты считается нѣкто Георгъ Фоксъ, мастеровой (сапожникъ) изъ лейчестерскаго графства (въ Англiи). Въ своей проповѣди, отвергая всѣ внѣшнiе церковные обряды и уставы, онъ стремился образовать христiанское общество на возможномъ, будто бы, для людей внутреннемъ озаренiи отъ Духа, какъ непрерывномъ божественномъ откровенiи. Въ половинѣ XVII в. (1649 г.) около Фокса составился уже не малочисленный кружокъ послѣдователей, которые назвали себя "обществомъ друзей", но отъ своихъ недоброжелателей были въ насмѣшку прозваны "квакерами" (по англiйски), т. е. трясущимися, трепещущими. Такое прозванiе имъ дано отъ двухъ характерныхъ свойствъ ихъ секты. Съ одной стороны Фоксъ внушалъ своимъ послѣдователямъ постоянный страхъ и трепетъ предъ Богомъ (5); съ другой — при мнимомъ озаренiи отъ Духа на своихъ собранiяхъ, они иногда подвергаются конвульсивнымъ трясенiямъ. Изъ Англiи квакеры мало по малу проникли въ Германiю и Голландiю. Въ концѣ XVII в. ихъ особенно много перебралось въ Сѣверную Америку, гдѣ одинъ изъ богатейшихъ англiйскихъ землевладѣльцевь Вильгельмъ Пеннъ давалъ безопасный прiютъ и полную свободу въ дѣлѣ религiи и совѣсти всѣмъ гонимымъ въ Европѣ сектантамъ. Къ намъ въ Россiю квакеры явились въ первый разъ въ концѣ XVII в., въ лицѣ изступленнаго протестантскаго мистика Квириеа Кульмана, который называлъ себя сыномъ божiимъ и пророкомъ, сошедшимъ на землю для возстановлешя 1000-лѣтняго царства Божiя, и который былъ за это въ Москвѣ сожженъ на кострѣ. Нѣкоторое сходство основнаго ученiя квакеровъ объ озаренiи отъ Духа съ ученiемъ нашихъ хлыстовъ о воплощенiяхъ и вдохновенiи, вызываемыхъ, какъ и у квакеровъ, на общихъ собранiяхъ посредствомъ различныхъ тѣлодвиженiй, послужило, по всей вѣроятности, поводомъ для русскаго правительства и хлыстовъ называть на первыхъ порахъ квакерами, хотя происхожденiе первыхъ едва ли имѣетъ какую нибудь связь съ исторiей появленiя въ Европѣ и распространенiя послѣднихъ.

И. Сырцовъ.


(1) См. № 7-й Тоб. епарх. вѣд. (назад)

(2) Расколъ въ это время не менѣе занималъ епархiальное начальство, поэтому сектантовъ испытывали и въ томъ, не принадлежали-ли они къ расколу; но къ расколу они не имѣли никакого отношенiя. (назад)

(3) Самосожигательство въ это время было дѣйствительно развито въ Сибири до крайнихъ предѣловъ, о чемъ свидѣтельствуютъ многiя дѣла, хранящiяся въ Тоб. конс. архивѣ. (назад)

(4) Указомъ отъ 21 iюня 1761 года Сенатъ предписалъ оренб. губ канцелярiи ни самой не высылать квакеровъ въ Тобольскъ, ни сыщикамъ не выдавать. (назад)

(5) Такъ онъ говорилъ и на судѣ обвинявшимъ его. (назад)