Съ учрежденiя въ 1621 году Сибирской епархiи были архiепископы: Кипрiанъ 2½, и Макарiй 10½ лѣтъ, а послѣ нихъ третiй былъ (помянутый въ словѣ) Нектарiй 4 года. Послѣ Нектарiя Герасимъ и Симеонъ, а третiй Корнилiй. При семъ Корнилiѣ учрежденъ изъ Абалака въ Тобольскъ крестный съ Чудотворною Знаменiя Богоматери иконою ходъ, по слѣдующему случаю.
Сдѣлался чрезвычайный долговременный дождь и наводненiе столь сильное, что боялись не только погибели всего хлѣба и покосовъ, но даже потопа. И такъ начали просить преосвященнаго Корнилiя, чтобы принесть образъ. И принесенъ 8 iюля съ надлежащею церемонiею въ соборъ, при величайшемъ народостеченiи. Господь услышалъ усердныя молитвы. Въ самый тотъ день въ обѣдню прояснилось, и настало ведро и теплота, и все лѣто выстояло прекрасное. Хлѣбъ собранъ благополучно и изобильно. Почему и учреждено преосвященнымъ Корнилiемъ приносить каждогодно образъ 8 iюля, а относить послѣ Ильина дня.
1670 г. пресѣкся было сей ходъ такимъ случаемъ, что Корнилiй былъ вызванъ въ Москву для посвященiя въ митрополита, и возвратясь, услышалъ, что безъ него сей ходъ былъ безпорядоченъ. Прогнѣвавшись на ключаря, воспретилъ въ слѣдующiй разъ быть ходу. А потомъ и другой годъ.
Но во все сiе время началъ онъ болѣть ногами и наконецъ такъ отекли, что уже не могъ перейти съ мѣста на мѣсто. Наконецъ, пришедши въ размышленiе, что Господь наказываетъ за пресѣченiе крестнаго хода, и что прогневалась на него Матерь Божiя, въ сентябрѣ мѣсяцѣ послалъ принести образъ Богоматери. Какъ принесли въ соборъ и отслужили, и принесли къ нему въ домъ, тутъ же стало легче, а на другой день и въ соборъ пришелъ и молебенъ вѣлъ, и обѣдню слушалъ. Вскорѣ и совершенно выздоровѣлъ. Съ того времени возобновилъ 8 iюля крестный ходъ, который и доселѣ продолжается.
Въ нынешнiй разъ, т. е. 8 iюля 1882 года, приносъ Абалацкой иконы Божiей Матери въ Тобольскъ совершился при обстоятельствахъ, отчасти напоминающихъ тѣ, при которыхъ установленъ былъ описанный крестный ходъ. Какъ тогда сильные, непрерывные дожди угрожали бѣдствiемъ городу, которое прекратилось съ приносомъ въ него св. иконы; такъ и нынѣ (да и часто такъ бываетъ) можно было ожидать, что среди лѣта въ Тобольскѣ настала осень, которая погубитъ и безъ того плохую растительность, — а о работахъ на лугахъ и говорить нечего. Порывистый, холодный, пронзительный сѣверный вѣтеръ, нависшiя, сѣрыя облака, постоянный дождь, ослизлая отъ дождя, суглинистая почва вполнѣ затрудняли приносъ въ Тобольскъ, изъ за 25 верстъ, многочтимой св. иконы. И только одно благочестiе православныхъ почитателей святыни могло преодолѣть всѣ препятствiя пути. Св. икона доставлена была въ городъ въ обычное время, встрѣчена сонмомъ духовенства, во главѣ съ Архипастыремъ, въ присутствiи Начальника губернiи, мѣстныхъ войскъ и при многотысячномъ стеченiи народа... Погоды же предыдущихъ дней какъ не бывало: на небѣ блестѣло яркое лѣтнее солнце, по небу кой-гдѣ неслись обрывки сѣверныхъ облачковъ, и только увлажненная земля напоминала о предшествовавшей сему дню непрiятной погодѣ.
Религiозное чувство православныхъ не можетъ не видѣть въ данномъ обстоятельствѣ Знаменiя милости Божiей къ людямъ, призывающаго всѣхъ насъ къ прославленiю Бога и Пречистой Дѣвы Марiи, путемъ нравственнаго исправленiя своей жизни и утвержденiи ея въ духѣ вѣры и христiанской нравственности.
(*) Сказанiе это помѣщено въ томъ же рукописномъ сборникѣ Высокопр—наго Евгенiя, вслѣдъ за вышеприведеннымъ словомъ, и писано также собственной рукою Архипастыря. (стр. 287)