"За рулем", №12, июнь 1929 год, стр. 5-7
Проф. Е. А. ЧУДАКОВ
ИЗ ВСЕХ фактов и соображений, изложенных в первой половине статьи 1), неизбежно вытекает, с нашей точки зрения, следующий практический вывод:
Необходимо, чтобы стандартизация автомобильного топлива, хотя бы в порядке предварительного стандарта, предшествовала выпуску большого количества его на внутренний рынок. Рынок должен снабжаться только стандартным топливом.
Выпуск на внутренний рынок утвержденных в настоящее время стандартных бензинов удовлетворит автомобильное хозяйство, но едва ли будет самым рациональным разрешением вопроса с точки зрения общей экономики нефтяного хозяйства. Вне всякого сомнения путем соответствующих изысканий и опытов можно разработать несколько типов автомобильных топлив, более экономичных с общегосударственной точки зрения.
В этом направлении имеется целый ряд предложений, накопившихся за двухлетний срок усиленного обсуждения вопроса об автомобильном топливе. Однако, за эти же два года ни в одном из исследовательских институтов не поставлено широких работ по этим предложениям.
Из наиболее крупных предложений для разрешения вопроса о получении автомобильного топлива надлежащего качества были выдвинуты следующие: 1) улучшение фракционного состава тяжелого грозненского бензина, в частности увеличение легких фракций и понижение температуры конца выкипания; 2) смешение легкого грозненского бензина с тяжелыми бакинскими лигроинами; 3) смешение газовых бензинов с тяжелыми лигроинами: 4) смешение тяжелого грозненского бензина с высококачественным бензолом: 5) смешение грозненского тяжелого бензина с бакинским бензином или с легким грозненский бензином: б) подача на внутренний рынок крекингового бензина.
Кроме того, конечно, вопрос может быть разрешен подачей на внутренний рынок легкого грозненского бензина или бакинского бензина, однако, перевод всего автотранспорта на эти сорта бензина явится неэкономичным в виду малой добычи этих сортов бензина.
Из всех приведенных выше шести предложений первые четыре требуют для своего разрешения серьезных лабораторных и эксплоатационных опытов, на основании которых только может быть найдено экономическое разрешение вопроса. Несмотря на неоднократные постановления различных совещаний по данному вопросу о необходимости постановки таких опытов, последние еще не начаты в сколько-нибудь широком масштабе, что об'ясняется отсутствием соответствующего кредита и необходимого оборудования. Такие работы безусловно должны быть проведены, но они, естественно, займут значительное время, и поэтому едва ли дадут возможность срочно получить улучшенное топливо на внутреннем рынке.
Подача на внутренний рынок крекингового бензина может иметь место, как только производство этого бензина у нас будет налажено. На ближайшее время на это едва ли можно рассчитывать в виду того, что крекинговый процесс у нас ставится впервые.
Наиболее быстрым способом улучшения автомобильного топлива, поставляемого в настоящее время на внутренний рынок, является смешение тяжелого грозненского бензина с легким грозненским или бакинским. Согласно опытов отдельных хозяйств для получения топлива надлежащего качества достаточно к грозненскому тяжелому бензину добавить около 30% легкого грозненского или бакинского. Постановлением Комитета по стандартизации установлена смесь состава 70 и 30%. Это мероприятие не требует ни постановки исследовательских работ ни каких-либо производственных переустройств нефтяных трестов.
Для осуществления такого плана, по приблизительному подсчету, потребуется увеличение подачи на внутренний рынок на 16 тыс. т легкого грозненского бензина или бакинского. Взамен этого, конечно, освобождается соответствующее количество тяжелого бензина. Это мероприятие следует рассматривать, как временное, впредь до того момента, когда, на основании соответствующих испытаний, будет установлено автомобильное топливо более экономического состава. Одновременно с этим немедленно должны быть начаты исследовательские работы по изысканию такого экономичного автотоплива. Исследовательские работы должны быть начаты как в научно-исследовательских институтах, так и непосредственно при заводах по выработке бензина. Для организации и руководства означенными работами целесообразно создать специальную комиссию при научно-техническом управлении или при другом центральном органе, в распоряжение которой и передать крупные средства для быстрого развертывания работ в должном масштабе.
Подача на внутренний рынок автотоплива низкого качества об'ясняется тем, что лучшие сорта этого топлива из-за валютных соображений вывозятся за границу. Однако, порча автомобильного парка, который также представляет в большей своей части валютную ценность, с излишком поглощает те валютные поступления, которые должны получиться от вывоза высокосортного топлива.
В результате применения неудовлетворительного автотоплива советскому государству причиняется ущерб в следующих направлениях:
1. Уменьшается работоспособность автомобильного парка и повышается стоимость его работы. Удорожание работы автомобильного парка происходит при этом как за счет стоимости дополнительного ремонта, который приходится производить из-за быстрой порчи двигателей, так еще в большей мере из-за частых вынужденных простоев автомобилей в ремонте. В связи с этим удорожание автомобильного транспорта должно исчисляться не менее как в 8—10% против его нормальной стоимости при употреблении хорошего топлива. По данным ЦУМТа полная стоимость работы всего автотранспорта Союза определяется, как минимум в 115 млн. руб. Отсюда следует, что убыток от ухудшения топлива должен измеряться цифрой около 10 млн. рублей. Эта цифра является скорее преуменьшенной, чем преувеличенной, так как простои автомобилей из-за дополнительного ремонта двигателей исчисляются не менее, чем в 15%.
Для иллюстрации сказанного приведем данные по изменению стоимости ремонта на 1 км пробега легковых автомобилей автобазы ВСНХ:
1926/27 г. | 1927/28 г. | Превыше- ние в % |
|
Автомобили с двигателями до 2½ л | 9,2 коп. | 15,07 коп. | 64 |
Автомобили с двигателями до 5 л | 8,3 " | 11,46 " | 39 |
2. Применение топлива низкого качества вызывает значительный его перерасход. Лабораторные испытания газового бензина показали перерасход его по сравнению с грозненским тяжелым бензином, примерно, на 8%. Такой же перерасход получался при употреблении грозненского тяжелого бензина вместо грозненского легкого. Таким образом, перерасход топлива достигает 15%. Из общего годового расхода в 110 тыс. т, это дает около 16½ т перерасхода. Отсюда следует, что путем передачи на внутренний рынок лучшего сорта топлива мы сможем увеличить свой экспорт в весовых единицах.
Для иллюстрации сказанного приведем данные по расходу топлива легковыми автомобилями автобазы ВСНХ за 1926/27 и 1927/28 годы. Цифры дают расход в кг на 100 км.
1926/27 г. | 1927/28 г. | Превыше- ние в % |
|
Автомобили с двигателями до 2½ л | 12,8 | 14,7 | 16 |
Автомобили с двигагателями до 5 л | 22,4 | 23,6 | 6 |
Автомобили с двигателями 5 л | 27,5 | 30,3 | 12 |
3. Потребление низкосортного автомобильного топлива на внутреннем рынке должно вызвать потерю в валюте. Принимая во внимание, что наш автомобильный парк представляет собой валютную ценность и что мы ежегодно ввозим на определенную сумму новые автомобили, порча этого автомобильного парка естественно представляет собой расход в валюте. Если принять, что по этой причине стоимость автопарка уменьшается в год всего на 5% (цифра взята предумышленно низкая), то потеря в стоимости автопарка определится в сумме около 3 млн. руб., что составит почти 50% той суммы, на какую мы ввозим ежегодно из-за границы автомобильного имущества. Выгода в валюте, получаемая от вывоза высокосортного топлива, не выше, а скорее ниже этой суммы.
Таким образом, со всех точек зрения применение неудовлетворительного топлива для автотранспорта является государству невыгодным.
К настоящему моменту всеми ведомствами, заинтересованными в проблеме автомобильного топлива, вопрос обсужден до мелочей, и все дальнейшие обсуждения будут являться в большой мере простой потерей времени.
Приводим кратко мнения отдельных ведомств по этому вопросу.
Цудортранс. Отношение от 4 января 1929 года. "Грозненский тяжелый бензин в чистом виде является неприемлемым в качестве горючего для автомобильных моторов. Обусловливается это тем, что тяжелый грозненский бензин обладает слабой испаряемостью при тех температурах, при которых автомобилям приходится работать, вследствие чего большое количество содержащихся в нем тяжелых фракций не испаряется в цилиндрах двигателя и, переходя в смазку, разжижает ее, вызывая неправильную смазку двигателя, быстрый износ, а часто и выплавление подшипников. Предварительный подогрев смеси, перед поступлением ее в двигатель, не улучшает положения, так как он понижает мощность и облегчает появление детонации".
Управление снабжений РККА. Отношение от 31 декабря 1928 года. "Применение тяжелого грозненского бензина в чистом виде в качестве горючего для автомобилей не может считаться допустимым. Опыт коекного ведомства позволяет утверждать, что применение такого рода бензина ведет к форсированным износам автомобильных двигателей и повреждениям их, главным образом, из-за неполного сгорания тяжелых погонов бензина, поступающих в камеру горения в неиспаренном виде и пробиванию их между стенками цилиндра и поршня в картер двигателя, влекущему за собой резкое ухудшекне смазки трущихся частей".
Управление снабжений РККА. Отношение от 6 марта 1929 года. Грозненский бензин второго сорта не может быть ни в коем случае признан удовлетворительным для автотранспорта. Предлагаемый ныне Нефтесиндикатом газовый бензин, обладая лучшим началом кипения, в то же время по своим хвостам стоит еще ниже грозненского бензина второго сорта, и в силу этого автомобильным бензином признан быть также не может.
Комитет по Стандартизации при СТО. Протокол № 11 от 8 апреля 1929 года.
1. Признать совершенно недопустимым выпуск на внутренний рынок нестандартного топлива без предварительного его тщательного испытания и без согласования его с Комитетом по стандартизации, Цудортрансом и Военведом.
2. Отметить, что выпущенная в настоящее время в качестве автотоплива смесь газового бензина с лигроином не испытана предварительно должным образом и не согласована с указанными выше ведомствами.
3. Отметить заявление стандартной комиссии по нефтепродуктам при Совете нефтяной промышленности о том, что указанная смесь является опасной в пожарном отношении.
4. Признать, что из утвержденных в настоящее время стандартных бензинов пригодными для автомобильного транспорта являются:
а) бакинский бензин; б) грозненский легкий бензин; в) смесь из 70% тяжелого грозненского бензина и 30% указанных выше 2 бензинов.
5. Возбудить вопрос перед соответствующими организациями о пересмотре экспортного плана на бензин с тем, чтобы на внутренний рынок поставлялось достаточное количество указанного выше автомобильного топлива.
6. Признать необходимым срочно организовать большие работы по изысканию автотоплива наиболее экономичного состава применительмо к нашим сырьевым продуктам. Отметить, что означенные работы до сего времени не поставлены ни в одном из исследовательских институтов.
Президиум Автодора. Постановление от 25 марта 1929 г.
1. Признать недопустимым выпуск Нефтесиндикатом нестандартного автотоплива без согласования с Цудортрансом и Военведом.
2. Признать, что употребление недоброкачественного автомобильного топлива задерживает развитие автомобильного дела в Союзе и портит автомобильный парк, представляющий собой валютную ценность.
3. Войти в правительство с ходатайством о том, чтобы на внутренний рынок в качестве автомобильного топлива были направлены стандартные сорта бензина, при этом количество грозненского легкого бензина и бакинского бензина должно быть не менее 30% от грозненского тяжелого.
Стандартная Комиссия по нефтепродуктам при НТС нефтяной промышленности. Прот. от 3 апр. 1929 г. "Комиссия считает опасным пользование и вообще операции с газовым бензином, в особенности в летнее время до соответствующих переоборудований или дооборудований трансп. средств и хранилищ".
Все приведенные мнения с исчерпывающей ясностью дают характеристику состояния снабжения автотранспорта топливом.
Все учреждения и организации приходят к одной мысли, которая заключается в необходимости подачи на внутренний рынок стандартных бензинов в указанной выше пропорции и в постановке больших опытных работ по автотопливу.
Все высказались.
Слово за Президиумом ВСНХ СССР!
Проф. Е. А. Чудаков
1) Начало см. № 11 "3а Рулем" (стр. 5.)