ЗА РУЛЕМ, №11, 1929 год. УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ

"За рулем", №11, июнь 1929 год, стр. 20-22

Проф. Е. А. ЧУДАКОВ

УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ

Карбюраторы 1)

14. Фильтры для топлива и воздуха

Для правильного действия карбюратора и для хорошей работы двигателя необходимо, чтобы топливо, поступающее в карбюратор, было хорошо очищено от механических примесей и от воды, весьма часто содержащейся в топливе. Для удаления воды необходимо топливо предварительно пропускать через замшу, задерживающую воду. Для отделения всех механических примесей применяются специальные фильтры, располагающиеся или отдельно от карбюратора на бензинопроводе или же вместе с карбюратором.

На фиг. 13. 18 и др. фильтры расположены непосредственно у отверстия Р для входа топлива. Эти фильтры представляют собой металлические сетки, сквозь которые и пропускается топливо. По конструктивным соображениям фильтры выполняются обычно маленькими и потому их надо просматривать довольно часто.

Фиг. 26

Общий вид отдельно расположенного фильтра для топлива представлен на фиг. 26. Здесь А — впускное и Б выпускное отверстия. При своем движении бензин проходит через сетчатый цилиндр В, который и задерживает все механические примеси; более крупные частицы оседают на дно стакана Г.

Для разборки фильтра необходимо отвернуть гайку Д; после этого, повернув хомут Е, можно снять стакан Г. Для стнятия же сетчатого цилиндра В необходимо отвернуть гайку М.

Помимо описанной конструкции имеется еще весьма большое число различных типов фильтров для топлива.

Фильтры для воздуха получили особенно большое распространение за последнее время, и большинство современных автомобилей снабжается такими фильтрами. Пыль, попадая внутрь цилиндра, загрязняет его и способствует весьма быстрому износу трущихся поверхностей лоршня и цилиндра. Поэтому отделение такой пыли является весьма желательным и должно в значительной мере увеличить долговечность двигателя.

Фиг. 27

Большинство современных фильтров для воздуха основано на принципе центрофуги; твердые частицы пыли, заключенные в воздухе, при помощи центробежной силы отбрасываются в сторону и выделяются из струи воздуха, засасываемой в двигатель. На фиг. 27 представлен один из типов центробежного фильтра для воздуха. Здесь воздух поступает сверху через наклонные ходы и, ударяясь в крылышки вентилятора А, приводит последний во вращение. Благодаря этому частицы пыли отбрасываются в стороны и выпадают через отверстие Б. Через отверстие Г чистый воздух поступает в карбюратор.

Общий вид установки такого фильтра для воздуха представлен на фиг. 28.

Фиг. 28

Кроме центробежного типа употребляются также, хотя и несколько реже, матерчатые фильтры, основанные на пропускании воздуха через более или менее плотную ткань.

Фиг. 29

На фиг. 29 представлен в разрезе один из типов такого фильтра: воздух поступает через имеющиеся отверстия в наружной стенке цилиндра, проходит далее через ткань А и уже очищенный выходит через патрубок Б.

15. Неисправности в работе карбюраторов

В практической работе карбюраторов бывают различные неисправности; ниже мы рассмотрим те из них, которые встречаются наиболее часто.

А. Засорение трубопровода для бензина. Это явление выражается в том, что двигатель начинает давать перебои, хлопки в карбюраторе и, наконец, останавливается. Наиболее простой способ выяснения засорения трубопровода заключается в том, что наблюдают истечение бензина в поплавковую камеру, приподымая рукой иглу карбюратора. При засоренном трубопроводе бензин поступает очень медленно, и в этом случае следует или продуть трубопровод при помощи насоса для шин или же отвернуть и прочистить фильтры.

Б. Засорение жиклера. Этот дефект обнаруживается также перебоями двигателя и хлопками в карбюраторе при правильном уровне бензина в поплавковой камере. Для прочистки жиклеров их следует вывернуть. Если засорен главный жиклер, то двигатель устойчиво работает на холостом ходу и не принимает газа. Если же засорен пусковой жиклер, то двигатель не работает на прикрытом дросселе. Иногда явление аналогичное засорению жиклера наблюдается при попадании воды в карбюратор. В этом случае следует, отвернув пробку под жиклером, спустить часть бензина.

В. Подтекание бензина из поплавковой камеры. Это явление имеет место или в случае неплотного прилегания иглы к своему гнезду или в случае слишком тяжелого поплавка, когда уровень бензина в поплавковой камере получается выше жиклера. Получение плотного прилегания иглы к гнезду достигается притиркой или пристукиванием последней. Утяжеление поплавка обычно получается из-за его течи; способ обнаружения течи был указан выше (поплавок следует опустить в горячую воду).

Г. Неправильная смесь. Смесь топлива и воздуха, получающаяся в карбюраторе, может быть или слишком богата или слишком бедна. В обоих случаях работа двигателя получается неудовлетворительная, а потому необходимо следить за тем, чтобы качество этой смеси было надлежащим и обеспечивающим ее полное сгорание. Слишком богатая смесь обнаруживается темным дымом, выходящим из выхлопной трубы, или длинным желтым пламенем, выходящим из компрессионных краников при открытии последних. Способы регулировки карбюратора с целью обеднения смеси были указаны выше при описании карбюраторов различных систем, слишком бедная смесь вызывает хлопки в карбюраторе, которые представляют собой не что иное, как вспышки в карбюраторе рабочей смеси, поджигаемой горячими газами из цилиндра при открытии всасывающего клапана. Поджигакие свежей смеси здесь происходит благодаря тому, что процесс горения бедной смеси в цилиндре идет очень медленно и не заканчивается даже к началу процесса всасывания, Бедная смесь может быть также обнаружена открытием компрессионных краников. В случае бедной смеси пламя получается длинное и синего цвета, в случае правильной смеси пламя должно быть коротким и почти бесцветным.

16. Управление карбюраторами

В настоящее время для автомобильных двигателей употребляют исключительно карбюраторы с автоматической регулировкой качества смеси. При этом все управление карбюратором сводится к большему или меньшему открытию дросселя в соответствии с той мощностью, которую желательно получить от двигателя. Для открытия дросселя обычно применяют двойную систему привода: от руки при помощи рукоятки на штурвале руля и от ноги при помощи специальной педали. На фиг. 30 представлена схема привода к дросселю карбюратора. Здесь Б ось, на которой сидит дроссель. При помощи педали Т и тяги А ось Б может быть повернута и дроссель открыт; пружина, действуя на педаль Т, вновь возвращает дроссель в закрытое положение, как только нажим на педаль Т будет прекращен. Педаль Т называется акселератором.

Фиг. 30

Рукоятка И на рулевом штурвале также служит для перемещения дросселя. Для этой цели сквозь рулевую колонку М проходит трубка, которая сверху соединена с рукояткой И, а снизу — с рычагом Г; последний при помощи тяги В связан с осью Б. Таким образом, перемещая рычажок И, можно открывать или закрывать дроссель. При помощи специальных пружинок рычажок И остается всегда в том положении, в какое он поставлен; поэтому при помощи этого рычажка можно оставить дроссель открытым до определенной степени, не придерживая рычажок рукой. Обычно рычажком И пользуются лишь для установки такого открытия дросселя, которое необходимо для холостого хода двигателя. Изменения же газа во время езды автомобиля обычно производятся при помощи акселератора Т.

Для того, чтобы при отпускании акселератора не прикрыть совсем дроссель, и тем самым не загасить двигателя, весьма часто карбюраторы имеют специальное приспособление, обеспечивающее такое открытие дросселя, которое необходимо иметь на холостом ходу двигателя.

Фиг. 31

На фиг. 31 представлен карбюратор с таким приспособлением. Здесь на оси дросселя укреплен рычажок, в который ввернут винт М. При закрытии дросселя винт М упирается в стенку Н, отлитую в одно целое с карбюратором. Подвертывая больше или меньше винт М, можно обеспечить определенное минимальное открытие дросселя при отпущенной педали Т (фиг. 30).

17. Регуляторы

В грузовых автомобилях большого тоннажа довольно часто для двигателей применяются особые механизмы, которые препятствуют двигателю получить большее число оборотов, чем заданное. Такие механизмы носят название регуляторов, и действие их состоит в том, что при определенных максимальных оборотах двитателя перекрывается дроссель карбюратора, и тем самым уменьшается или прекращается доступ газа в цилиндры двигателя.

На фиг. 32 схематически представлена установка регулятора на автомобильном двигателе. Здесь от кулачкового вала через посредство конической передачи приводится в действие вертикальный валик М. Вместе с этим валиком вращается представленная на фиг. 32 рычажная система и грузики Н. Эти грузики под влиянием центробежной силы стремятся разойтись и подымают муфту К; последняя же через посредство рычага и тяги А закрывает дроссель карбюратора Б. Таким образом, пока обороты двигателя не стали максимальными и грузики Н не поднялись выше определенной величины, регулятор не действует на дроссель карбюратора. При полном же под'еме грузиков Н дроссель должен быть закрыт полностью.

Фиг. 32

Обычно тяга от регулятора приключается не к тому же дросселю, что тяга от акселератора; на фиг. 25 представлена установка двух отдельных дросселей: дроссель В2 служит для регулятора. Таким образом дроссель В1 может быть открыт полностью, но регулятор через посредство дросселя В2 не даст возможности двигателю превзойти максимальные, допустимые для него обороты.

Проф. Е. А. Чудаков


1) Продолжение, см. № 10 "За Рулем". (стр. 20.)